Конституция Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:59, контрольная работа

Описание работы

Французская Республика - высокоразвитое капиталистическое государство, ее население равно населению Великобритании (58 млн. человек в 1997 г.), но по территории она вдвое больше Великобритании. Франция занимает шестое место в мире по объему ВВП и 15-е -по доле ВВП на душу населения (наряду с Германией).
В послевоенное время в конституционном развитии Франции различаются два периода: первый — период Четвертой республики — с 1946 по 1958 г., Второй — с момента принятия сейчас работающей Конституции 1958 г. Основной закон 1946 г. — более демократичный за всю историю страны — мог служить юридической базой для последующих социальных и политических преобразований. Конституция 1958 г., как итог конфигурации соотношения политических сил в стране, была утверждена на референдуме 28 сентября и положила начало Пятой республике. Прямым поводом для её принятия послужил ультраправый мятеж в Алжире, в то время французской колонии, и угроза гражданской войны в самой метрополии. Буржуазные партии были единодушны и проголосовали в государственном собрании за изменение ст. 90 Конституции 1946 г., Регулировавшей функцию её пересмотра, и за передачу учредительной власти «сильной» личности — генералу Ш. Де Голлю, точнее — «его правительству».Национальное собрание указало принципы, на которых обязана основываться новая конституция. Эти принципы были названы: всеобщее голосование обязано быть единственным источником власти, обязаны быть соблюдены принцип разделения властей, ответственность правительства перед парламентом, судебная власть обязана быть независящей и обязана быть создана новая организация отношений с ассоциированными народами.

Содержание

Введение
Конституция Франции.
Конституционное развитие.
Общая характеристика действующей конституции.
Конституционно-правовой статус человека и гражданина.
Особенности конституционного регулирования.
Конституционные принципы и гарантии.
Французское гражданство.
Гражданские (личные) права, свободы и обязанности.
Политические права и свободы.
Конституционные основы общественного строя.
Конституционное регулирование экономических, социальных и духовно-культурных отношений.
Конституционные основы политической системы.
Выборы и референдум.
Избирательные права.
Избирательный процесс.
Парламентские выборы.
Президентские выборы.
Выборы органов регионального и местного самоуправления.
Выборы в Европейский парламент.
Референдум.
Государственные органы.
Президент республики.
Парламент
Правительство (Совет министров
Конституционный совет.
Государственный совет.
Счетный суд.
Посредник
Высший совет магистратуры.
Экономический и социальный совет.
Высокий суд правосудия
Суд правосудия республики.
Судебная система.

7.Заключение
8. список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

конституция.doc

— 421.00 Кб (Скачать)

 Во Франции  политические партии пользуются статусом обычной ассоциации, т. е. таким же, как ассоциации родителей учеников или общества филателистов. Таким образом, чтобы получить юридическую правоспособность, политическая партия, как и иная ассоциация, должна представить в префектуру департамента или супрефектуру округа декларацию, в которой указаны название или цель ее существования, местонахождение ее учреждений и фамилии, занятия и местожительство тех, на В кого по какому-либо основанию возложено управление или руководство ею. К декларации должны прилагаться два  экземпляра устава. Свобода образованияполитических партий определена Конститунионным советом в решении от 16 июля 1971 г. в качестве основного  принципа,   признаваемого   законами   Республики». Партиям, как и иным ассоциациям, для обретения правоспособ ности необходима регистрация, осуществляемая по установленной процедуре. Впрочем, при некоторых чрезвычайных обстоятельствах суды признают правоспособность и незарегистриро ванных политических партий.  

Вопрос о финансировании политических партий долгое время составлял их собственную проблему. Однако рост расходов на пропаганду в послевоенное время нередко побуждал политиче ские партии и их выборных представителей к использованию различных нечестных, запрещаемых законом источников, к кор рупции,  злоупотреблению   служебным   положением,   оказанию давления и др. Эта практика получила особенно широкое рас пространение в 80-х гг., что привело к серии политических скан далов, причем часто в них были замешаны партии, находивши еся у власти. В 1988 г. Парламент решил «морализировать политическую жизнь», приняв Закон о финансовой гласности по пиитической жизни, которым были установлены некоторые правила финансирования политических партий и регламентации финансовых расходов на выборах. Введенные нормы затем были усовершенствованы и развиты. Другими словами, с 1988 г. госу дарство принимает участие в финансовых расходах политических партий в пределах сумм, каждый год устанавливаемой по предложению бюро парламентских палат; эти расходы вносятся в государственный бюджет с тем, чтобы затем быть распределенными между партиями. Например, в 1994 и 1995 гг. эта сумма была установлена в размере 526 млн. фр. Она делится на две равные части. Первая распределяется между партиями пропорционально числу полученных ими голосов на предыдущих парламентских   выборах   при   условии,   что   они   выдвигали   своих кандидатов по меньшей мере в 50 избирательных округах или в одном или нескольких заморских департаментах и территориях (каждый голос, полученный политической партией, приносил ей11,50 фр. в год). Вторая часть общей суммы распределяется между политическими формациями пропорционально численности их парламентариев. Более того, согласно Закону 1995 г., каждой из партий предоставляется финансовая помощь в размере 2 млн. фр. даже в случае, если она не выполнила указанных ранее требований, но получила пожертвований по меньшей мере на 1 млн. фр. от по меньшей мере 10 тыс. физических лиц, проживающих по меньшей мере в 30 департаментах или территориальных коллективах заморских департаментов и территорий. Чтобы сократить возможности коррупции, даже косвенной — например, путем предоставления средств не в денежной, а натуральной форме илипутем выписки счета, — этот же закон запретил юридическим лицам (за исключением политических формаций) финансировать политическую жизнь. Закон также ограничил и размер передаваемых политической партии пожертвований со стороны физических лиц, установив предел в 50 тыс. фр. в год. В случаях, когда пожертвование превышает 1 тыс. фр., оно должно быть оформлено чеком.

    Важной  формой контроля за финансированием  политических партий служит представление финансового отчета, который визируется двумя подбираемыми партией по своему выбору бухгалтерами-ревизорами и передается ежегодно в Национальную комиссию по счетам избирательных кампаний и полити ческому финансированию. Последняя включает трех государ ственных советников (т. е. членов Государственного совета), трех советников Кассационного суда и трех советников Счетной па латы (об этих органах см. в § 5). Эта Комиссия рассматривает отчет, но не может его изменять. Отчет публикуется в обобщен ном виде в «Журнальофисьель». Политический плюрализм традиционно характерен для Фран ции. В стране действуют десятки политических партий, которые возникают, исчезают, сливаются, блокируются, меняют ориента цию и названия. Упомянем лишь наиболее влиятельные партии. Если обратиться к левой части политического спектра, то следует упомянуть прежде всего Французскую коммунистическую партию (ФКП), основанную в 1920 г. и насчитывавшую на начало 90-х гг. около полумиллиона членов. Наивысший пик ее влияния приходится на первые послевоенные годы, когда авто ритет партии опирался главным образом на ее заслуги в движении Сопротивления гитлеровским оккупантам (ее называли партией расстрелянных). В дальнейшем влияние партии падало. А банкротство мирового коммунизма на рубеже 90-х гг. серьезно подорвало это влияние. Тем не менее на выборах 1997 г. коммунисты увеличили свое представительство в Национальном собрании с 24 до 38 мандатов.

    Из  числа левых наиболее влиятельна Французская социалистическая партия (ФСП), которая существует с1905 г., а с 1951 г. входит в Социалистический интернационал. Нынешнее название партия носит со времени своего идейного и организационного обновления в 1971 г. (до этого она именовалась СФИО — французская секция Социалистического интернационала). К началу 90-х гг. насчитывала около 200 тыс. членов. Выборы 1997 г. принесли ФСП относительное большинство мест в Национальном собрании. К левой части политического спектра примыкают «зеленые», которые на выборах 1997 г. обрели парламентское представительство. В середине спектра находятся существующий с 1976 г. Центр социальных демократов и созданное в 1972 г. Движение левых радикалов (примерно по 30 тыс. членов).

    Правый  фланг политического спектра  занимают образован ный в 1958 г. для поддержки Ш. де Голля Союз в защиту новой республики (ЮНР), позже преобразованный в Объединение в поддержку республики(Rassemblement pour la Republique), на считывающий ныне около 900 тыс. членов, и Республиканская партия,образованная в 1977 г. на основе объединения сущес твовавшей в то время Национальной федерации независимых республиканцев и небольшого объединения, поддерживавшего В. Жискар д'Эстена, ставшего позднее Президентом страны. Трудно сказать, к какой части спектра относится усиливаю щий свое влияние радикально-националистический Национальный союз во главе с небезызвестным Ле Пэном, который считал ся праворадикальным, если не правоэкстремистским, формиро ванием, но приютил в последнее время немало бывших комму нистов. Профсоюзное движение во Франции имеет давние тради ции, хотя далеко не все лица наемного труда состоят членами профсоюзов: в начале 90-х гг. только 10 % французской рабочей силы входило в них (в 1980 г. — 18 %). Три главных объединения доминируют в профсоюзном движении.  Всеобщая конфедерация труда (ВКТ), действующая с 1945 г., придерживается левого, преимущественно коммунистического, направления в своей деятельности. Конфедерация в начале 90-х гг. включала 855,6 тыс. членов. Другое объединение «Форс Увриер» («Рабочая сила»), основанное в 1947 г., включает1 млн. членов и разделяет позиции главным образом Социалистической партии. Французская демократическая конфедерация труда (ФДКТ), образованная в 1919 г. как Французская конфедерация христианских трудящихся,  в  1991  г. Включала 2300 профсоюзных организаций в 102 департаментах и заморских территориях, объединяя 558 тыс. членов. Конфедерация в своей деятельности соединяет традиционную борьбу за улучшение положения трудящихся с христианским мировоззрением. В стране существуют и более мелкие профсоюзные объединения:Французская конфедерация кадровых работников (образована в 1944 г.) насчитывает 300 тыс. членов,Конфедерация свободных профсоюзов (существует с 1959 г.) — 250 тыс. членов Французская конфедерация работников образования (основана в 1948 г.) — 395 тыс. членов, Национальная федерация профсоюзов наемных работников в сельском хозяйстве (основана в 1946 г.) на начало 90-х гг. имела 30 тыс. организаций в 92 департаментах с 700 тыс. членов.

    Основу  организаций предпринимателей Франции  состав ляет Национальный совет французского патроната,образован ный в 1946 г. Он объединяет владельцев и руководителей полу тора тысяч компаний во всех секторах экономики страны. Кроме того, во Франции действуют многочисленные различного рода торговые и промышленные палаты, которые объединены в Асамблею французских палат торговли и промышленности и также входят в другое объединение — Торговую и промышленную палату Парижа. Основной из действующих во Франции церквей является римско-католическая церковь, в организационном отношении разделенная на 19 архиепископств, в которые входят 93 епар хии. 80 % населения Франции исповедуют именно эту религию.Протестанты, насчитывающие в своих рядах около 850 тыс. верующих, представлены различными своими течениями. Из числа христианских во Франции действуют русская православная цер ковь и греческая православная церковь. Вторая по численности приверженцев религия в стране — ислам. В 1985 г. во Франции насчитывалось 2,5 млн. верующих мусульман, причем около 750 тыс. проживало в районе Марселя. В незначительной степе ни в стране представлены иудаизм и буддизм.

    4. Выборы и референдум

    1).  Избирательные права.

    Выше мы уже  приводили положение ч. 4 ст. 3 Конституции, согласно которой в соответствии с условиями, определяемыми законом, избирателями являются совершеннолетние французские граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими и политическими правами. Закон, о котором говорит Конституция, — это прежде всего Избирательный кодекс. Особенность его заключается в том, что он не принимался Парламентом как единый акт, а представляет собой инкорпорацию изданных в разное время, начиная с 1852 г., норм избирательного права, имеющих к тому же различную юридическую силу, поскольку в Кодекс включены нормы как органических, так и обычных законов. Причем инкорпорация эта осуществлена в 1956 г. правительственным декретом.

 В соответствии со ст. 2 Кодекса считаются избирателями француженки и французы, достигшие  полных 18 лет, обладаю щие гражданскими и политическими правами и  не подпадающие под случаи недееспособности, установленные законом. Не вно сятся в списки избирателей лица, осужденные за перечисленные в Кодексе преступления к определенным наказаниям, банкроты, а также лица, лишенные судом права голоса и участия в выбо рах на установленный в приговоре срок. В некоторых случаях предусматривается шестимесячный ценз оседлости. Французские граждане, проживающие за границей, могут участвовать в голосованиях. В случае президентских выборов или референдума они могут голосовать в посольствах или приграничных департаментах. Так голосуют примерно 700 тыс. избирателей. При проведении иных выборов они по их просьбе могут включаться в списки избирателей коммуны, где они роди лись или имели последнее местожительство или где проживают их родственники.

 Пассивное избирательное право предоставляется для избра ния в Национальное собрание по достижении 23 лет, для избра ния в Сенат — 35 лет, для избрания в региональные и генераль ные советы — 21 года, в муниципальные советы — 18 лет. Не могут избираться кадровые военнослужащие, находящиеся на Действительной службе. Как правило, не допускается совмещение более двух выборных мандатов или должностей. Выше отмечалось, что конституционная реформа 1992 г. преду смотрела возможность предоставления на условиях взаимности активного и пассивного избирательного права на муниципальных выборах проживающим во Франции гражданам стран — членов Европейского союза. Однако иностранцы не могут осуществлять Функции мэров или их заместителей и участвовать в назначении выборщиков при выборах в Сенат и в выборах сенаторов. Особенность пассивного избирательного права по выборам в местные  советы  заключается  в  том,  что  избираться  могут не только избиратели соответствующей территориальной единицы, но и другие граждане, которые платят там прямые налоги. Правда, число советников последней категории ограничивается. Каждый избиратель имеет один голос на соответствующие выборах. Президент республики, Национальное собрание и местных советы (региональные, генеральные и муниципальные) избираются прямыми выборами, Сенат — косвенными.

    2).  Избирательный процесс.

    Регистрация избирателей обязательна, хотя незарегистрировавшийся избиратель санкциям не подвергается.  Списки избирателей — постоянные. Они составляются для каждого избирательного бюро, т. е. по каждому из бирательному участку, а также в каждой коммуне (в Париже Лионе и Марселе — в каждом округе). Пересмотр списков про изводится ежегодно.

 Руководство избирательным процессом возлагается на раз личные государственные и самоуправленческие органы. Списки избирателей составляются в каждом избирательном бюро комис сией, включающей мэра коммуны, одного представителя муни ципального совета и одного делегата, назначенного префектом. Эта комиссия работает ежегодно между 1 сентября и 10 января. I Вне этого периода времени список может быть изменен лишь в случае смерти избирателя или вынесенного судебного решении. Закон от 10 мая 1969 г. разрешает молодым людям, достигши возраста активного избирательного права, требовать в трибуна не инстанции (tribunal d'instance) включения их в списки вне периодов регистрации.                                                                   При формировании Национального собрания регистрацию кандидатов осуществляет префект департамента. Контроль за проведением выборов, помимо представителей кандидатов, ведется в департаментах, имеющих в своем составе города с населением более 30 тыс. жителей, комиссией в составе судьи, которому помогают делегаты, подбираемые из числа избирателей.            

 При избрании Президента республики основным органом, проводящим эти выборы, является Конституционный совет; в этот орган представляются кандидатуры, он проводит необходимую проверку в отношении соответствия кандидатур положениям закона, публикует список кандидатов, подсчитывает голоса и объявляет результаты выборов. Конституционный совет — это также орган, который рассматривает споры, касающиеся кандидатов в обе парламентские палаты, причем он может аннулировать результаты голосования или их пересмотреть, объявив избранным другое лицо, лишив мандата кандидата, объявленного избранным комиссией по подсчету голосов в округе. Споры о выборах в местные органы (т.е. от регионального совета и ниже) разбираются органами административной юстиции. Кандидатом может быть любой избиратель, не подлежащий ограничениям, установленным законом (имеются в виду случаи недееспособности и неизбираемости). При выдвижении кандидатов вносится залог, который, впрочем, невелик. Это объясняется необходимостью хотя бы частично покрыть расходы на избира тельную кампанию и воспрепятствовать баллотировке кандида тов-«фантазеров», выдвигающих свою кандидатуру не с целью избрания, а с другими целями. Особым является порядок выяснения кандидатов в Президенты республики, на котором остановимся ниже в п. 4. На парламентских выборах кандидат не может выдвигаться более чем в одном избирательном округе. Дело в том, что французской истории известны случаи голосования по одной канди датуре во многих округах, что превращается по сути в национальный плебисцит о доверии данному лицу. Так, в 1871 г. Адольф Тьер  был  избран  депутатом  в  26  департаментах,  а  в   1889  г. генерал Жорж Буланже намеревался выставить свою кандида туру во всех избирательных округах. После этой неосуществлен ной угрозы был принят закон, запретивший такую практику и действующий доныне.

 В то же время не возбраняется члену одной палаты Парла мента баллотироваться в другую. В случае избрания он прекра щает членство в первой. Юридическая регламентация избирательной кампании проведена Избирательным кодексом достаточно тщательно с целью обеспечить равенство кандидатов. Запрещено использование коммерческой рекламы в целях избирательной пропаганды. Регламентировано использование радио и телевидения: кандидатам и политическим партиям предоставляется строго дозированное эфирное время. В течение последней недели до дня голосования запрещается публикация результатов опросов общественного мнения, проводимых в связи с выборами. На практике, однако, положения Кодекса нередко обходятся. Например, установлены число плакатов для каждого кандидата и их размер, но можно расклеить афиши и плакаты до официального начала избирательной кампании. Голосование, как правило, личное, однако в установленных Избирательным кодексом случаях допускается голосование по доверенности. В избирательных округах, где действует мажоритарная сис-тема, в случае равенства голосов избранным считается старший по возрасту кандидат.

Информация о работе Конституция Франции