Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:59, контрольная работа
Французская Республика - высокоразвитое капиталистическое государство, ее население равно населению Великобритании (58 млн. человек в 1997 г.), но по территории она вдвое больше Великобритании. Франция занимает шестое место в мире по объему ВВП и 15-е -по доле ВВП на душу населения (наряду с Германией).
В послевоенное время в конституционном развитии Франции различаются два периода: первый — период Четвертой республики — с 1946 по 1958 г., Второй — с момента принятия сейчас работающей Конституции 1958 г. Основной закон 1946 г. — более демократичный за всю историю страны — мог служить юридической базой для последующих социальных и политических преобразований. Конституция 1958 г., как итог конфигурации соотношения политических сил в стране, была утверждена на референдуме 28 сентября и положила начало Пятой республике. Прямым поводом для её принятия послужил ультраправый мятеж в Алжире, в то время французской колонии, и угроза гражданской войны в самой метрополии. Буржуазные партии были единодушны и проголосовали в государственном собрании за изменение ст. 90 Конституции 1946 г., Регулировавшей функцию её пересмотра, и за передачу учредительной власти «сильной» личности — генералу Ш. Де Голлю, точнее — «его правительству».Национальное собрание указало принципы, на которых обязана основываться новая конституция. Эти принципы были названы: всеобщее голосование обязано быть единственным источником власти, обязаны быть соблюдены принцип разделения властей, ответственность правительства перед парламентом, судебная власть обязана быть независящей и обязана быть создана новая организация отношений с ассоциированными народами.
Введение
Конституция Франции.
Конституционное развитие.
Общая характеристика действующей конституции.
Конституционно-правовой статус человека и гражданина.
Особенности конституционного регулирования.
Конституционные принципы и гарантии.
Французское гражданство.
Гражданские (личные) права, свободы и обязанности.
Политические права и свободы.
Конституционные основы общественного строя.
Конституционное регулирование экономических, социальных и духовно-культурных отношений.
Конституционные основы политической системы.
Выборы и референдум.
Избирательные права.
Избирательный процесс.
Парламентские выборы.
Президентские выборы.
Выборы органов регионального и местного самоуправления.
Выборы в Европейский парламент.
Референдум.
Государственные органы.
Президент республики.
Парламент
Правительство (Совет министров
Конституционный совет.
Государственный совет.
Счетный суд.
Посредник
Высший совет магистратуры.
Экономический и социальный совет.
Высокий суд правосудия
Суд правосудия республики.
Судебная система.
7.Заключение
8. список используемой литературы
3). Парламентские выборы.
Депутаты Национального собрания избираются по упиномипалъной мажоритарной системе, в два тура.Границы избирательных округов пересматриваются после каждой второй переписи населения. Не позднее, чем за 21 день до дня голосования, лица, наме ревающиеся выдвинуть свою кандидатуру, подают соответствующее заявление с указанием своей фамилии, имени, даты и места рождения, местожительства и профессии. Кандидат должен представить также кандидатуру своего заместителя, указав о нем те же данные, с его письменным согласием. В случае избрания заместитель заменит депутата, если его мандат окажется вакантным. Это, в частности, может иметь место, если депутат станет министром; по выходе его в отставку замести тель возвращает ему мандат. Лицо может быть заместителем только одного кандидата и само не может быть кандидатом в другом округе. Не могут быть заместителями депутаты и сена торы.
Не могут
выдвигаться кандидатами лица, на которых
рас пространяется неизбираемости (
Кандидат вносит старшему казначею департамента залог, который возвращается, если, за кандидата будет подано на вы борах не менее 5 % голосов. Контроль за законностью выдвижения кандидатов осуществ ляет префект департамента. Обнаружив нарушение закона, пре фект в течение 24 часов обращается в административный суд, который выносит свое решение в течение трех дней. Это реше ние может быть обжаловано в Конституционный совет. В первом туре для избрания необходимо получить абсолютное большинство поданных голосов, но не менее ¼ общего числа избирателей, зарегистрированных по избирательному округу. Если ни один кандидат такого большинства не получил, через неделю проводится второй тур, в котором могут участвовать кандидаты, получившие в первом туре не менее 12,5 % голосов от общего числа зарегистрированных избирателей. Если такое число голосов получено только одним или не получено ни одним из кандидатов, во втором туре участвуют два кандидат с наибольшим числом полученных в первом туре голосов. Для избрания во втором туре достаточно относительного большинства голосов. В условиях французской многопартийности в первом туре замещается незначительная часть депутатских мандатов, а сословная борьба развертывается во втором туре. Предоставляемая законом возможность блокирования между партиями определяет их тактику. Первый тур рассматривается как проба сил. Во втором туре сблокировавшиеся партии выдвигают в качестве единого кандидата того, кто в первом туре набрал больше голо сов, и призывают голосовать за него своих избирателей, снимая остальные кандидатуры. Высокий «проходной балл» во второй тур отсекает малые политические группировки.
Сенаторы избираются иначе, что должно придавать Сенату иное, чем у Национального собрания, политическое лицо. Палата формируется в основном трехстепенными и отчасти двустепенными выборами и обновляется на 1/3 каждые три года, что приводит к большей политической стабильности и меньшей зависимости политического лица Сената от исхода очередных выборов.
Сенаторы
избираются по департаментам коллегиями,
которые состоят из избранных
в департаменте депутатов Национального
собрания и региональных советников,
генеральных советников данного департамента,
делегатов муниципальных советов или
их заместителей. В коммунах с населением
до 9 тыс. жителей муниципальные советы
избирают в зависимости от численности
совета от одного до 15 делегатов; в коммунах
с населением 9 тыс. жителей и более все
муниципальные советники являются деле
гатами, а в коммунах с населением более
30 тыс. жителей муни ципальные советы избирают
дополнительных делегатов по одному на
каждую тысячу жителей сверх 30 тыс. Число
заместителей делегатов равно трем на
каждые пять делегатов и увеличива ется
на два на каждых дополнительных пять
или менее деле гатов. В целом избирательные
коллегии по выборам сенаторов насчитывают
около 108 тыс. членов, из которых около
600 — Депутаты Национального собрания,
более 3 тыс. — региональ ные и генеральные
советники и около 104 тыс. — представители
муниципальных советов. Последние по существу
и изби рают Сенат, причем малые коммуны
имеют завышенное представительство.
Выборы сенаторов проходят в главном городе
департамента. В 13 департаментах, избирающих
4). Президентские выборы.
По первоначальному тексту дей ствующей Конституции Президент республики избирался колле гией выборщиков. С 1962 г. он избирается прямыми выборами, что укрепляет его и без того лидирующее положение. О возмож ности или невозможности переизбрания в Конституции ничего не говорится, из чего следует, что оно может иметь место неог раниченно. Выборы Президента регулируются ст. 7 Конститу ции, Законом о выборах Президента республики всеобщим голо сованием 1962 г. (с последующими изменениями) и Декретом 1964 г. о применении этого Закона (также с последующими из менениями). Выборы Президента проводятся не позднее, чем за 20, и не ранее, чем за 35 дней до истечения полномочий действующего Президента. В случае досрочной вакансии выборы проводятся в | тот же срок после открытия вакансии.
Для выдвижения кандидата требуется 500 подписей лиц, обладающих определенным выборным мандатом — члена Пар ламента, регионального или генерального совета, Совета Пари жа, Высшего совета французов, проживающих за границей, тер риториального собрания заморской территории, мэра; при этом подписавшие должны представлять в совокупности не менее 30 департаментов и заморских территорий, а представители одного и того же департамента или одной и той же заморской территории должны составлять не более 1/10 подписавших Кандидат вносит залог, который возвращается, если за кандидата подано не менее 5 % голосов. Кроме того, согласно Закону 1988 г. о финансовой гласности политической жизни, кандидаты в Президенты должны представить в Конституционный совет декларацию о своем имущественном положении, а также обязательство, что в случае избрания кандидат по истечении своего президентского мандата представит такую же. Декларации кандидатов публикуются в Журналь офисьель», функции центральной избирательной комиссии выполняет, как отмечалось, Конституционный совет. Если в первом туре выборов ни один кандидат не получил абсолютного большинства поданных голосов, то через две недели проводится второй тур с перебаллотировкой двух не снявших свои кандидатуры кандидатов, собравших в первом туре наи большее число голосов. Начиная с1965 г., все Президенты избирались во втором туре. По истечении второго тура выборов (или первого, окончившего ся результативно) Конституционный совет располагает 10-дневным сроком для объявления окончательных результатов голосования.
5). Выборы органов регионального и местного самоуправле ния.
Региональные советы и Собрание Корсики избираются на шесть лет по департаментам по пропорциональной системе с правилом наибольшей средней и обновляются целиком. В рас пределении мест участвуют только списки, получившие не ме нее 5 % поданных голосов.
Генеральные советы департаментов избираются также на шесть лет, однако обновляются на ½ каждые три года. Одно мандатными избирательными округами служат кантоны — ис торические территориальные единицы, не имеющие ныне ни са моуправления, ни администрации. Выборы эти поэтому иногда называюткантональными. Для избрания в первом туре требу ется абсолютное большинство поданных голосов, которое не Должно быть меньше ¼ общего числа зарегистрированных избирателей. Во втором туре достаточноотносительного боль шинства голосов при любом числе голосовавших.
Муниципальные
советы избираются на шесть лет и обновля
ется полностью. В коммунах с числом жителей
менее 3,5 тыс. система выборов аналогична
системе, применяемой
при выборах Национального
собрания и генеральных
советов. При числе жителей 3,5 тыс. и более
муниципальные советники избираются по спискам
в два тура. Каждый список содержит столько
кандидатов, сколько мест в соответствующем
муниципальном сове-е. Список, собравший
абсолютное большинство голосов в первом
туре или наибольшее число голосов во
втором туре, получает половину мест в
совете, а остальные места распределяются
между всеми списками попропорциональной
системе с применением правила наибольшей
средней. Списки, не собравшие 5 % голосов,
к распределению не допускаются. Если
у нескольких списков одна и та же средняя
при распределении последнего места, оно
отдается тому из них, который собрал наибольшее
число голосов, а при равенстве голосов
мандат передается старшему по возрасту
кандидату.
6). Выборы в Европейский парламент.
Франции принадлежит
81 мандат в этом органе. Выборы проводятся
на основании За- кона от 7 июля 1977 г.
(с последующими изменениями) по единому
избирательному округу по пропорциональной
системе сприменением
правила наибольшей
средней. Допускается блокирова
Каждый баллотирующийся список
7). Референдум.
Французское конституционное право преду сматривает как национальные, так и местные референдумы. В действующей Конституции этот институт отражен значительно шире, чем в предыдущих. Как отмечалось, в ст. 3 референдум определен как один из способов осуществления народом нацио нального суверенитета. Национальный референдум урегулиро ван Конституцией трижды.
Прежде всего, в ст. 89 Конституции предусмотрен конститу ционный референдум, о котором выше уже говорилось. В ст. 11, как тоже уже отмечалось, предусмотрено право Президента по предложению Правительства во время сессий Парламента или по совместному предложению обеих палат пе редавать на референдум любой законопроект, касающийся орга низации публичных властей, экономических или социальных ре форм и содействующих им публичных служб или разрешающий ратификацию международного договора, который, не противоре ча Конституции, влияет на функционирование государственных институтов. Мы уже говорили об антиконституционной практике использования этой статьи Президентом Ш. де Голлем. Поэтому данная статья, имеющая много сходного с соответствующими положениями Веймарской конституции Германии 1919 г., заслуживает специального анализа. Правда, мы анализируем дей ствующий текст ст. 11, в которую, как отмечалось, в1995 г. были внесены отдельные изменения.
Назначение референдума по ст. 11 ограничено тремя условиями:
голосование может проводиться по предложению Правитель ства или по совместному предложению палат Парламента, а не по собственному почину Президента республики;
если референдум назначается по предложению Правительства, то такое предложение должно быть внесено во время сессии Парламента, причем Правительство должно сделать перед каждой палатой соответствующее заявление, которое подлежит обсуждению;
если законопроект одобрен на референдуме, то должен быть промульгирован в течение 15 дней после объявления итогов референдума, т. е. в тот же срок, что и закон, принятый Парламентом. Однако такой закон не подлежит отлагательному вето президента.
Впрочем, Конституция
не предусматривает здесь какого-