Киевское государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 11:36, контрольная работа

Описание работы

Усилению объединительной тенденции способствовала внешняя

торговля (известный водный торговый путь “из варяг в греки”),

сложные политические отношения с Византией, а также необходимость

борьбы против половцев - кочевников, хазар и других племён

нападавших на других славян. Всё это требовало создания

объединенных вооруженных сил, лучшей организацией внешней торговли.

Важным фактором, стимулировавшим объединение, была

определенная этническая общность славян, сходство языческих

верований.

Содержание

1.Значение образования Киевского государства 2
2.Последствия принятия христианства Киевской Русью 4
3. Причины раздробления Киевской Руси на отдельные княжества 7
4.Последствия нашествия татаро-монгольского ига для русских земель 10
5. Значение освобождения русских земель от татаро-монгольского ига 13
6. объединения русских земель вокруг Москвы 14
7.Значение образования централизованного русского государства 16
8. Причины и этапы установления в России государственного крепостного права 18
9. Последствия опричнины для России 21
10.Завоевание Россией территории по течению Волги 23
11.Завоевание и освоение Сибири Россией в 16-17-х веках 24
12.Значение для России завоевание выхода к Балтийскому морю и основание Петербурга 29
13.Завоевание и освоение южных территорий России при Екатерине-2 34
14. Отмена государственного крепостного права в России 39
15.Судебная реформа в России в 1864 году 44
16.Военная реформа в России 1874 в году 50
17.Перестройка СССР в области экономических отношений 52
18.Перестройка СССР в области политических отношений 62
19.Перестройка СССР в области духовных отношений 72
20.Перестройка СССР в области внешней политики 74
21.Распад СССР и итоги перестройки 78

Работа содержит 1 файл

История.doc

— 416.00 Кб (Скачать)

   Важной  задачей реформы явилось укрепление и обновление офицерских кадров, создание резерва офицеров на случай войны. Была создана широкая сеть военных  училищ. В мирное время в офицеры, как правило, производились лица, окончившие военные училища и сдавшие соответствующие государственные экзамены. Для подготовки офицерского резерва на случай войны был учрежден институт "вольноопределяющихся". Лица с высшим образованием призывались на действительную службу на 6 месяцев, а со средним - на 1,5 года, затем держали экзамен на офицерский чин и увольнялись в запас младшими офицерами.

   Реформа открыла дорогу в офицерский корпус разночинной интеллигенции, но только на должности младших офицеров. Генералы и старшие офицеры по-прежнему были в основном родовитыми дворянами.

   Территория  страны была разделена на 15 военных  округов, во главе которых были поставлены командующие войсками военных округов. Таким образом, была создана стройная, единообразная система военного управления.

   Проведена была военно-судебная реформа и отменены в армии телесные наказания. Однако избиение солдат офицерами продолжалось, по-прежнему между привилегированным  офицерским составом и бесправной солдатской массой сохранялась пропасть, отделявшая "барина" от "мужика".

   Важной  составной частью военной реформы  явилось перевооружение армии современным  по тем временам оружием и строительство  парового броненосного флота. Введены  были новые военные уставы и перестроено  обучение войск.  

17.Перестройка СССР в области экономических отношений

 

 В 70-х - начале 80-х годов  в СССР получили широкое распространение  застойные явления. Страна стала  терять темпы экономического развития, становилось все более заметным отставание от развитых стран Запада, Японии в технологии, в уровне и качестве жизни. Именно в это время с небывалой силой ощущается противоречие между потребностью радикальных перемен и неумением, нежеланием правящей структуры государства оперативно решать назревшие проблемы в экономике, социально-политической и духовной жизни.

   Нарастание  негативных тенденций привело к  тому, что страна к середине 80-х  годов оказалась на грани серьезного экономического и социального кризиса. Его причины заключались, с одной  стороны, в том, что высшее руководство партии и государства не принимало сколько-нибудь серьезных мер по решению обострившихся проблем социально-экономического развития, а с другой стороны, административно-командная система руководства, игнорирование экономических законов неизбежно должны были завести и завели экономику в тупик. Затратный характер огосударствления всего и вся ориентировал ее не на прогресс, а на застой и объективно содействовал все большему отставанию страны от мирового научно-технического прогресса, росту социальной напряженности..

   В конце 70-х годов действие "неблагоприятных" тенденций в экономике значительно  усилилось: снизились темпы роста  промышленного производства, сельхозпродукции, ухудшилась работа транспорта и т. д. Призывы к интенсификации все  больше расходились с реальной практикой хозяйствования, где продолжали преобладать экстенсивные подходы. По-прежнему рост экономических показателей пытались обеспечить за счет нового строительства, разработки дополнительных источников сырья, привлечения новых трудовых ресурсов, как это было, например, в 50-х и 60-х годах. И как результат курс на интенсификацию на протяжении 70-х годов сколько-нибудь заметных результатов не дал. Более того, ни в девятой, ни в десятой пятилетках промышленность (так же как строительство и сельское хозяйство) с планами не справилась. Причем по важнейшим показателям итоги второй половины десятилетия были значительно ниже, чем первой. В годы девятой пятилетки, вопреки планам, усилилось снижение фондоотдачи. Масштабы экстенсивного ведения хозяйства не только не уменьшились, но в ряде отраслей возросли. Все это, вместе взятое, негативно сказалось на динамике общественного производства: если в 60-е годы оно поднялось на 18%, то в 1971-1974 годах рост прекратился, а в 1975 году началось снижение эффективности производства92..

   Ограничение самостоятельности, хозрасчетных прав объединений и предприятий, нарушение  социалистических принципов оплаты по труду, социальной справедливости подрывали  основы материального стимулирования, препятствовали достижению высоких  конечных результатов, вели к снижению трудовой активности людей, падению дисциплины и порядка, к отчуждению трудящихся от собственности.

   Не  была в полной мере осознана острота  положения - нарастание кризисных явлений  в развитии экономики, общества в  целом. Проявлялось стремление к лакировке действительности, когда желаемое принималось за действительное. Акцент, как правило, делался на констатацию успехов, а нарастающие противоречия или вовсе замалчивались, или вскрывались без необходимой остроты и глубины.

   Начиная с 1987 года в нашу жизнь прочно вошло понятие "механизма торможения" в качестве категории, помогающей раскрыть причины застойных явлений в экономической, социально-политической и духовной сферах жизни страны. Стремясь понять сущность механизма торможения, путь его формирования, структуру, действие, приведшие на рубеже 70-80-х годов к стагнации экономики, к нарастанию кризисных явлений в советском обществе, следует сказать, что формирование и действие такого механизма в СССР отнюдь не являются закономерными, а обусловлены конкретными историческими обстоятельствами.

   Каковы  же основы возникновения механизма  торможения? В экономической сфере - в результате расширявшегося формального  обобществления - государственная форма  собственности, провозглашавшаяся  общенародной, но соединявшаяся с народом, с трудящимися как с носителями живого труда, а не в качестве ее совладельцев и управляющих, была полностью подчинена административно-бюрократическому аппарату, управляющему ею по принципу централизованно-директивного планирования. С течением времени стали все отчетливее проступать негативные стороны этой формы собственности: отсутствие реальной человеческой заинтересованности в эффективном использовании и приумножении ее, все большее ее отчуждение от непосредственных производителей, от трудящихся, разъедание ведомственностью и местничеством.

   Перестройка экономики СССР. Переломным для страны стал 1985 год, когда только что избранный  руководителем КПСС М. С. Горбачев отметил, что если радикально не изменить положение, это будет иметь самые серьезные последствия для нашей страны и ее позиций в мире. В этот же год был выдвинут курс на ускорение социально-экономического развития.

   Это свидетельствовало о понимании, что так дальше продолжаться не может. Но вместе с тем выдвижение "курса на ускорение" свидетельствовало о том, что не было еще осознания всей сложности проблем, стоявших перед страной. Считалось, что достаточно принять энергичные меры, поправить те или иные деформации - и положение будет исправлено. Потребовалось почти пять лет трудных поисков, отказа от устоявшихся представлений, стереотипов, пока мы подошли к осознанию того, что путь, который был навязан нашей стране в конце 20-х годов, оказался тупиковым, что необходим не ремонт, пусть даже капитальный, а радикальная, коренная перестройка его экономических основ и политической надстройки. И это, наверное, главный итог, главное достижение периода, начавшегося с апреля 1985 года, к которому шли, преодолевая не только непонимание, но и откровенное сопротивление приверженцев старого, в том числе и в высшем руководстве страной.

   Ситуация  в экономике на рубеже 80-х - начала 90-х годов, главной сфере преобразований, продолжала ухудшаться, производство оставалось малоэффективным. Сохранялся крупный дефицит госбюджета. Жизненный уровень оставался низким, фактически нищенским. Потребительский рынок был полностью дезорганизован. Двенадцатая пятилетка, как и предыдущие одиннадцать, не выполнена.

   Однако  первые пять лет перестройки не прошли даром: в обществе все шире распространялось осознание того, что единственный выход - это переход на нормальный, естественный путь развития, на регулируемую рыночную экономику.

   Сущность  экономической реформы - переход  от командно- административной к регулируемой рыночной экономике. Это предполагает:

   1. Разгосударствление экономики и  ликвидацию монополизма - главного  препятствия на пути научно-технического  прогресса. 

   2. Многообразие форм собственности  и равенство их перед законом. 

   3. Преодоление на этой основе  отчуждения трудящихся от средств  производства и результатов труда, что может сыграть решающую роль в изменении мотивации к труду, поднятии престижа квалифицированного труда и т.д.

   4. Основным регулятором экономической  жизни должен быть рынок - спрос  и предложение, государство же  разрабатывает и обеспечивает осуществление крупных, стратегических задач, выделяя для этого средства из госбюджета. (Речь здесь идет об отстранении государства от регулирования экономики.) В любой развитой капиталистической стране государство регулирует рынок через систему налогов, кредитов, пошлин т. п. и осуществляет планирующую деятельность. К таким задачам в нашей стране, например, можно отнести приоритетные направления в области НТР, развитие системы коммуникаций, вероятно, область энергетики и некоторые другие. Заботой государства должны, видимо, стать разработка и осуществление программ по социальной защите различных категорий населения.

   5. Изменение приоритетов в развитии  экономики, которая должна быть  ориентирована на человека (не  производство ради производства, а производство ради человека). Это предполагает глубокую структурную перестройку всей экономики (в том числе и конверсию части оборонного комплекса), что потребует достаточно много времени, а в перспективе - создание высокоэффективного, экологически чистого производства, основанного на новейших достижениях науки и техники.

   Как же осуществлялась перестройка в  экономике? В начале второй половины 80-х годов провозглашались различные  пути выхода из кризиса. Но дальше слов дело практически не шло. На втором съезде народных депутатов СССР (конец 1989 года) правительство предложило свою программу перехода к "планово-рыночной экономике" - "О мерах по оздоровлению экономики, этапах экономической реформы и принципиальных подходах к разработке XIII пятилетнего плана". Она определяла преодоление экономических трудностей (в первую очередь - бюджетного дефицита и разбалансированности потребительского рынка) и переход к нормальному функционированию экономики, на что требовалось шесть лет. На первом этапе (1990-1992 годы) должен быть, по мнению правительства, осуществлен комплекс чрезвычайных мер. В это время предполагалось использовать как директивные методы управления, так и экономические рычаги, роль которых должна была постепенно возрастать. На втором этапе (1993-1995 годы) ведущее место отводилось экономическим методам руководства. Более активно намечалось развивать рыночные отношения.

   Помимо  правительственной был ряд альтернативных программ, в том числе программа  межрегиональной депутатской группы, которая предлагала более радикальные меры и ускоренный переход к рыночной экономике. Для нормализации потребительского рынка и обеспечения социальной защищенности трудящихся с низкими доходами предлагалось создать два сектора на рынке: 1) ввести карточки и обеспечить всех необходимым минимумом продуктов и товаров по низким ценам; 2) создать свободный рынок (коммерческие цены), который должен был постепенно расширяться.

   Съезд народных депутатов СССР, несмотря на серьезную критику (основной и  вполне, как представляется, справедливый мотив которой был следующий: за пять лет не сделали ни одного шага по радикальной перестройке экономики, переход к рыночной экономике откладывался, по существу, на шесть лет), утвердил правительственную программу. Однако уже через несколько месяцев всем стало ясно, что она не действует. Положение на потребительском рынке еще более осложнилось, каких-либо реальных шагов по переходу к рынку сделано не было. Продолжало падать и доверие к правительству. В сложившейся обстановке правительство по инициативе президента срочно приступило к подготовке целого пакета законопроектов с целью ускорить переход к регулируемой рыночной экономике, осуществлению реформы. На третьей сессии Верховного Совета СССР правительство выступило с новой программой осуществления экономической реформы (докладчик Н. И. Рыжков), в которой намечалось резкое (в 3 раза) повышение с 1 июля 1990 года розничных цен на хлеб и хлебобулочные изделия с полной компенсацией населению потерь, значительное повышение цен на другие продукты и промышленные товары с частичной компенсацией или без нее.

   Эти предложения правительства вызвали  настоящую панику в стране. В несколько  дней с полок магазинов было сметено  все. Как сказал о той программе  правительства народный депутат  П. Бунич, - это был шок без терапии. Ряд депутатов потребовали отставки правительства. С такими же требованиями выступили шахтеры Кузбасса и Донбасса. Верховные Советы ряда республик (Украины и некоторых других) приняли решения о необходимости предварительного рассмотрения этих вопросов в республиках. В итоге обсуждения правительственная программа по концептуальным соображениям была отклонена и возвращена на доработку. В период между 3-й и 4-й сессиями Верховного Совета СССР шла активная проработка проблем перехода к рынку. 31 июля 1990 года состоялась встреча Президента СССР М. С. Горбачева и Председателя Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцина, на которой была достигнута договоренность о разработке альтернативной программы. Была создана комиссия под руководством академика С. С. Шаталина и заместителя Председателя Совета Министров РСФСР Г. А. Явлинского.

Информация о работе Киевское государство