Католическая церковь в средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:08, контрольная работа

Описание работы

От начала христианства до IX в. во всем мире существовала одна Христова церковь, вселенская, или кафолическая (ecclesia catholica; в слав. переводе символа веры: “соборная церковь”). С IX в. началось и в XI в. окончательно совершилось распадение ее на две отдельные церкви - восточную и западную, причем каждая из них оставила за собой название кафолической, или, по латино-романскому произношению, католической (Восточно-кафолическая и Римско-католическая церкви).

Содержание

Введение
Становление католической церкви в Средневековье.
Эпоха крестовых походов
Монашеские ордена
Инквизиция в римско-католической церкви
Заключение

Работа содержит 1 файл

текст контрольной.docx

— 67.13 Кб (Скачать)

     Из монашеских орденов, появившихся в западной церкви в 11-15 веках, наиболее замечательны следующие:

"Систерсийский или бернардинский орден." Он был основан в 1098 г. дворянином из Шампаньи, Робертом, который еще в молодости поступил в один из бенедиктинских монастырей, но так как тамошняя жизнь не соответствовала его стремлениям к подвижничеству, то он с несколькими товарищами удалился в пустынное место, Сито, близ Дижона, и основал здесь свой монастырь. Основное правило - полное удаление от мира, отречение от всякой роскоши и удобств жизни, и строгоподвижническая жизнь. Первоначально орден был малочисленным, начал увеличиваться только тогда, когда в него вступил (1113 г.) знаменитый Бернард Клервосский, который еще при жизни считался святым и его влиянию подчинялся не только народ, но и папа. После смерти Бернарда (1153 г.) его орден, уже как бернардинский, распространился по всей Европе, - во Франции, Италии, Испании, Германии, Англии, Дании и проч. Орден приобрел большие богатства, что неминуемо повело за собой ослабление монастырской дисциплины, и бернардинские монастыри стали в уровень с другими западными монастырями.

 

"Орден кармелитов." Этот орден был основан в Палестине крестоносцем из Калабрии, Бертольдом, который с несколькими друзьями в середине 12 в. поселился на горе Кармил и проводил здесь жизнь по образу древних восточных подвижников. В начале 13 в. латинский иерусалимский патриарх дал пустынникам Кармила, кармелитам, устав. В 1238 г. кармелиты, после падения владычества крестоносцев на востоке, переселились на запад. Так как здесь подвижничество прививалось туго, то кармелиты, с разрешения папы, оставили свой палестинский устав и приняли устав одного из нищенских орденов - францисканского.

 

"Францисканский орден." Основателем его был Франциск (род. 1182 г.), сын купца в г. Ассизи., приняв обет совершенного нищенства, сделался в 1208 г. странствующим проповедником покаяния и любви ко Христу. Вскоре вокруг него собралось несколько учеников, с которыми он и образовал орден меньших братьев или миноситов (их первоначальное наименование). Главными их обетами были - совершенная апостольская нищета, целомудрие, смирение и послушание. Главным занятием - проповедь о покаянии и любви ко Христу. Таким образом, этот орден взял задачу помогать церкви в спасении душ человеческих. После смерти Франциска (1226 г.) его орден распространился уже по всем странам западной Европы и насчитывал в своих рядах тысячи монахов.

 

"Доминиканский  орден." Он был основан в одно время с францисканским, испанским священником и каноником, Домиником (род.1170 г.). В конце 12 и начале 13 веков в Римской церкви появилось много еретиков, которые обосновались в южной Франции и наводили здесь большую смуту. Главным его занятием должно было быть обращение еретиков, впоследствии ему предоставили право проповедничества и совершения исповеди. В 1220 г. Доминик сделал существенное изменение в уставе, и по примеру францисканцев, присоединил к обетам братии - нищенство. Различие с францисканцами составляло то, что для обращения еретиков и утверждения католичества, доминиканский орден принял ученое направление и действовал как орден ученый, в среде высших сословий.

       Ни один монашеский орден (за исключением впоследствии иезуитов), не прибрел в Римской церкви такого важного значения, как нищенские ордена - францисканский и доминиканский. Причина заключалась в особом их характере деятельности. Монахи других орденов, согласно своим обетам, проводили жизнь вдали от общества и заботились только о своем спасении. Они не могли участвовать в церковных делах, папы даже запретили им заниматься пастырской деятельностью. Напротив, нищенские ордена были предназначены своими основателями для деятельности в обществе в интересах церкви, а папы еще облегчали им выполнение их предназначения, предоставив право широкой пастырской деятельности. Таким образом, францисканцы и доминиканцы заняли место в среде церковной иерархии или, лучше сказать, составили особую иерархию, находящуюся в непосредственном распоряжении папского престола. Благодаря такому положению нищенствующие монахи на первых порах принимают живое участие во всех видах духовной деятельности. Они являются миссионерами, проповедниками, духовниками, учеными богословами и философами, профессорами университетов, советниками и агентами пап и т.п. Кроме того, доминиканцы в 1232 г., когда инквизиция была предоставлена их ордену, являются вроде судей над еретиками и вообще противниками веры и церкви. В то же время нищенские ордена были в то время представителями благочестивой жизни. Все это упрочило их важное значение в церкви. К сожалению, эти ордена, вследствие тесной связи с папством и служения его интересам, мало-помалу отошли от своего назначения - содействовать спасению человеческих душ. Всю свою деятельность и влияние они стали употреблять исключительно для утверждения папской власти. При этом был забыт их основной обет - апостольская нищета, и их строгая дисциплина сменилась, особенно в 15 веке, распущенностью.

         Кроме монашеских орденов, в строгом значении этого слова, в западной церкви в средние века появились еще ордена полумонашеские-полумирские. Это так называемые духовно-рыцарские ордена. Это было выражением общего направления западной средневековой жизни, когда церковь привлекала к служению себе все классы общества, в том числе и рыцарства. Непосредственным поводом к появлению этих орденов были крестовые походы.

         Первыми духовно-рыцарскими орденами были иоанниты и тамплиеры. Еще задолго до первого крестового похода граждане Амальфы основали (1048 г). в Иерусалиме странноприимницу Св. Иоанна Крестителя, для призрения бедных и больных пилигримов. При ней было устроено и братство. В 1099 г., когда в Иерусалиме крестоносцы основали христианское королевство, члены этого братства приняли монашеский устав и стали называться братьями странноприимницы св. Иоанна Крестителя, или просто иоаннитами. Их главную обязанность составляли гостеприимство и уход за больными. В 1118 г. к ним присоединилась обязанность защищать оружием пилигримов. Эта обязанность вскоре сделалась главной, и иоанниты исключительно посвятили себя борьбе с неверными. Образовался, таким образом, духовно-рыцарский орден. Папа Иннокентий III утвердил его. Иоанниты разделялись на три класса: рыцарей, священников и служебных братьев; во главе же ордена стоял гроссмейстер. Учреждение ордена со специальной целью вести борьбу с неверными было встречено в Европе с сочувствием и в пользу иоаннитов стали делать большие пожертвования, так что они вскоре сделались богатыми собственниками почти во всех христианских странах. Но вместе с тем они ушли от прежней строгости нравов. После завоевания Иерусалима Саладином (1187 г). иоанниты переселились в Птолемаиду, а отсюда на остров Кипр, затем на остров Родос (1309 г.), почему стали и называться родосскими рыцарями. В 1522 г. турки отняли у них Родос, и с тех пор родосцы скитались по Европе, пока Карл V не отдал им в лен остров Мальту (1530 г.). Отсюда они стали называться мальтийцами.

       Одновременно в Иерусалиме был основан и орден тамплиеров. Девять французских рыцарей под начальством Гугона де Пайена объединились в общество и, кроме монашеских обетов, приняли на себя еще обет защищать пилигримов и вести борьбу с неверными. Иерусалимский король Балдуин II, находя такое общество полезным для своего государства, подарил рыцарям для жительства часть своего дворца, построенного на месте храма Соломона или вблизи его. Отсюда они получили название тамплиеров (храмовников). Папа Гонорий II утвердил (1128 г.) общество тамплиеров как духовно-рыцарский орден. И этот орден встретил сочувствие на западе, и к нему также, как и к иоаннитам, стали стекаться большие богатства. Устройство обоих орденов было одинаково. После завоевания Иерусалима, а потом Птолемаиды, тамплиеры переселились на о. Кипр, а потом вскоре перешли в западную Европу и проживали в своих богатых поместьях. Центром для них был Париж. Король Филипп Красивый, опасаясь замыслов рыцарей против государства и желая отнять у них громадные богатства, начал с 1307 г. возводить на них страшные обвинения. Затем он конфисковал орденское имущество и направил против рыцарей инквизицию. Папа Климент V, проживавший в то время в Авиньоне и находившийся в полной зависимости от Филиппа, был вынужден содействовать уничтожению ордена. В 1312 г. папской буллой орден тамплиеров был объявлен еретическим и уничтожен. Для обвинения королем Филиппом IV тамплиеров были немалые основания.

        Подобные же ордена и с подобными названиями стали появляться и в Европе. Так, в 1202 г. был основан орден меченосцев в Лифляндии.

 

 

4.Инквизиция в римско-католической церкви

         Святая Инквизиция (Inquisitio haereticae pravitatis), или святой трибунал (sanctum officium) - учреждение римско-католической церкви, имевшее целью розыск, суд и наказание еретиков. Развитие преследований находится в тесной зависимости от некоторых общих положений христианского вероучения, изменявшихся под влиянием стремлений средневекового папства. Человек может найти спасение только в вере: отсюда долг христианина и особенно служителя церкви обращать неверующих на путь спасения.

      Чем более возвышалась духовная власть, тем строже относилась она к своим противникам. В истории инквизиции различаются 3 последовательных периода развития:

1) преследование еретиков  до XIII в.;

2) доминиканская Инквизиция со времени Тулузского собора 1229 г.

3) испанская Инквизиция с 1480 г.

        В 1-м периоде суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование их имело временный и случайный характер; во 2-м создаются постоянные инквизиционные трибуналы, находящиеся в специальном ведении доминиканских монахов; в 3-м инквизиционная система тесно связывается с интересами монархической централизации в Испании и притязаниями ее государей на политическую и религиозную супрематию в Европе, сперва служа орудием борьбы против мавров и евреев, а потом вместе с иезуитским орденом являясь боевой силой католической реакции XVI в. против протестантизма.

       Изначально  в обязанности диаконов входило разыскивать и исправлять заблуждения в вере. Суд епископский был прост и не отличался жестокостью; самым сильным наказанием в то время было отлучение от церкви. Со времени признания христианства государственной религией к церковным наказаниям присоединились и гражданские. В IX и X вв. епископы достигают высокой степени могущества; в XI в., во время преследования еретиков в Италии, деятельность их отличается большой энергией. Уже в эту эпоху церковь охотнее обращается к насильственным мерам против еретиков, чем к средствам увещания. Наиболее строгими наказаниями еретиков уже в ту пору были конфискация имущества и сожжение на костре.

        В конце ХII и начале ХIII в. литературно-художественное движение в Южной Франции и связанное с ним учение альбигойцев угрожали серьезной опасностью католичеству и папскому авторитету. Для подавления этого движения вызывается к жизни новый монашеский орден – доминиканцев.

         В 1232 г. папа Григорий IX передал в ведение ордена доминиканцев (нищенствующий орден братьев-проповедников) инквизицию – тайный сыск, созданный римско-католической церковью для борьбы с еретиками. Таким образом, инквизиция была выведена из под контроля епископов на местах (существовала с 1215 г.) и была непосредственно подчинена апостольской столице.

Первый шаг на пути создания инквизиции как органа церкви, сотрудничавшего  со светскими властями был сделан во время встречи папы Луция III (1181-1185 гг.) с главой Священной Римской империи Фридрихом I Барбароссой в 1184 г. Выработанные ими средства, оказались, однако, недостаточными для пресечения деятельности многочисленных еретических сект, в первую очередь движения катаров и вальденсов в Западной Европе. Учения катаров и вальденсов были решительно осуждены еще при папе Иннокентии III на IV Латеранском соборе. По завершении затянувшихся на целое двадцатилетие войн с южнофранцузскими последователями ереси катаров – альбигойцами (1209-1229 гг.) на церковном соборе в Тулузе было решено ужесточить меры против еретиков. С переходом инквизиции в ведение ордена доминиканцев, преследование еретиков приобрело невиданный размах, наравне с еретиками преследовались «ведьмы» и «колдуны».

Верховным главой инквизиции являлся сам папа римский. «Именно  ему – наместнику бога на земле  – служила и подчинялась эта  машина, созданная церковью и существовавшая с ее благословения».[2] Монахи и инквизиторы, несмотря на то, что назначались на эти должности непосредственным начальством, в правовом отношении зависели от папства. Существовал инквизиционный трибунал, который не подлежал цензуре или контролю со стороны папских легатов или со стороны руководителей монашеских орденов, назначавших инквизиторов. Но папа римский не мог удержать под контролем деятельность инквизиции, так как территориальный масштаб деятельности инквизиции постоянно расширялся. С возникновением протестантской ереси, папство создало в системе курии учреждение, которое возглавило борьбу с ересями во вселенском масштабе. Это учреждение было создано в 1542 г. папой Павлом III и вошло в историю под названием Священной конгреации римской и вселенской инквизиции. Инквизиторы обладали правом прощать друг другу и своим подчиненным прегрешения, связанные с их профессиональной деятельностью (начиная с 1245 г.).

Основанием для начала следствия служил донос или показания  подследственного, выдвинутые против третьего лица. На основе этого инквизицией  начиналось предварительное следствие, затем собранный материал передавался  юристам-квалификаторам (существовали с XIV в.). Получив положительное мнение юриста, инквизитор отдавался приказ об аресте подозреваемого. Очные ставки свидетелей обвинения с арестованными запрещались. Единственной причиной для отвода свидетелей являлась личная вражда. Никаких ограничительных сроков для проведения следствия не существовало. Инквизиторы при желании могли держать подозреваемого в камере неограниченное время. Человек мог умереть в ходе следствия или допроса, но в этом случае не действовало знаменитое: cessanta causa cessat effectus (прекращение причин, прекращение следствия), оставались родственники умершего.

         Раз намеченная жертва уже не могла ускользнуть из рук святого трибунала: ее не могли спасти ни высокое положение в церкви или государстве, ни слава ученого или художника, ни безупречно-нравственная жизнь. Перед инквизицией трепетали даже государи. Ее преследований не могли избежать даже такие лица, как архиепископ Карранса, кардинал Чезаре Борджиа и др. Всякое проявление независимой мысли преследовалось, как ересь: это видно на примерах Галилея, Джордано Бруно, Пико ди Мирандола и др.

       Следующим этапом после следствия в инквизиционной процедуре являлся допрос. Цель допроса – любым способом добиться у обвиняемого признания. Отличительной чертой инквизиторского суда являлось, то, что для него не существовало никаких обстоятельств, смягчающих вину, кроме как полного подчинения обвиняемого воле инквизиторов. Кроме осужденного наказание несли его родственники и потомки.

После того как следствие  было завершено, инквизиторы оглашали приговор. Таким образом, наступало  аутодафе – церемония приведения в исполнения приговора инквизиции. Аутодафе включало в себя оглашение  приговора в присутствии королевского двора и местных властей, исполнение приговора: наказание плетьми, сожжение на костре и т.д., что осуществлялось светской властью.

          Суды инквизиции были чрезвычайно выгодны для католической церкви. Так как церковь получала средства для проведения крестовых походов (в XIII в. довольно популярным наказанием было принудительное участие в крестовых походах), кроме того, папская казна обогащалась за счет изымаемых инквизицией материальных ресурсов у осужденных. Можно даже сказать, что инквизиция способствовала укреплению веры, но основанием для веры был страх.

 

 

 

 

 

Информация о работе Католическая церковь в средние века