Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:08, контрольная работа
От начала христианства до IX в. во всем мире существовала одна Христова церковь, вселенская, или кафолическая (ecclesia catholica; в слав. переводе символа веры: “соборная церковь”). С IX в. началось и в XI в. окончательно совершилось распадение ее на две отдельные церкви - восточную и западную, причем каждая из них оставила за собой название кафолической, или, по латино-романскому произношению, католической (Восточно-кафолическая и Римско-католическая церкви).
Введение
Становление католической церкви в Средневековье.
Эпоха крестовых походов
Монашеские ордена
Инквизиция в римско-католической церкви
Заключение
На фоне общего
упадка культуры в западноевропейском
раннем Средневековье церкви, с течением
времени и монастыри являлись очагами
культуры. Духовенство и монашество были
наиболее образованным слоем общества.
При монастырях и резиденциях епископов
основывались школы. Были там и библиотеки,
хоть и небольшие. Например, собрание книг
одного из крупнейших монастырей в Фульде
насчитывало около 600 рукописных книг
и свитков. В основном это были списки
Библии, трудов отцов церкви, однако встречались
и сочинения языческих античных авторов.
Христианство многое отвергло из классической
античной культуры, особенно то, что так
или иначе было связано с языческой традицией.
Вместе с тем определенная часть достижений
античной культуры была передана Средневековью
именно церковью. Это и латынь, и «семь
свободных искусств», и основные знания
в других областях наук и искусств. Наиболее
яркий пример этому — популярный в средние
века энциклопедический труд «Этимологии»,
написанный епископом Севильи Исидором
в начале VII в. В этом сочинении Исидор
изложил основы античных знаний по грамматике,
риторике, математике, медицине, истории,
праву, зоологии, астрономии, агрономии,
музыке, архитектуре и т.д. Уставы монашеских
орденов обычно предписывали монахам
читать и переписывать книги
.
В условиях почти всеобщей
неграмотности населения церковь в раннем
Средневековье имела настоящую монополию
на образование. Наука была занятием небольшой
группы интеллектуалов, в основном священников
и монахов, которых интересовали главным
образом богословские проблемы.
Центрами культурной жизни в высоком Средневековье
становятся города. Открываются городские
школы, университеты. Это подорвало монополию
церкви на образование. Развитие экономики,
расширение контактов с другими цивилизациями
способствовали увеличению интереса к
естественнонаучным знаниям. Куртуазная
литература снижала влияние церкви на
культуру. Тем не менее, несмотря на то,
что светское направление в средневековой
культуре все более ширилось (особенно
в позднее Средневековье, когда появляется
гуманизм), влияние религии, церкви на
культуру все еще было сильным. Само мировоззрение
средневековых людей, в том числе и гуманистов,
оставалось религиозным. Критика отдельными
интеллектуалами некоторых неприглядных
сторон жизни духовенства вовсе не означала,
что эти мыслители были атеистами. Они
оставались искренне верующими и стремились
искоренить те явления, которые порочили
церковь
.
Церковь дала мощный
толчок развитию архитектуры и изобразительного
искусства. Самыми красивыми зданиями
Средневековья были, как правило, храмы
и монастыри. Лучшие архитекторы, художники,
скульпторы считали своим долгом участвовать
в их создании и украшении. Их произведения
в храмах могли видеть тысячи людей.
2. Эпоха крестовых походов.
В конце
XI века в Западной Европе
В ноябре 1095г. недалеко от
французского города Клермон перед огромной
толпой собравшегося народа — крестьян,
ремесленников, рыцарей и монахов — выступил
Папа Урбан II. В пламенной речи он призвал
всех взяться за оружие и отправиться
на Восток, чтобы отвоевать у неверных
гроб Господень и очистить от них святую
землю. Всем участникам похода Папа обещал
прощение грехов. Начался первый крестовый
поход.
Весть о предстоящем
походе в Святую землю быстро разлетелась
по Западной Европе. Принять участие в
нем призывали священники в церквях и
юродивые на улицах. Под влиянием этих
проповедей, равно как и по призыву своего
сердца, поднялись в святой поход тысячи
бедняков. Весной 1096 из Франции и прирейнской
Германии они двинулись нестройными толпами
по дорогам, издавна известным паломникам:
по Рейну, Дунаю и дальше — к Константинополю.
Они были плохо вооружены, страдали от
нехватки продовольствия. Это было довольно
дикое шествие, так как по дороге крестоносцы
нещадно грабили болгар и венгров, через
земли которых проходили: отбирали скот,
лошадей, продукты, убивали тех, кто пытался
защитить свое добро. С горем пополам,
положив многих в стычках с местными жителями,
летом 1096 г. крестьяне добрались до Константинополя.
Конец похода крестьян
был печален: осенью того же года турки-сельджуки
встретили их войско неподалеку от города
Никкеи и почти полностью перебили или,
захватив в плен, продали в рабство. Из
25тыс. «воинства Христова — уцелело только
около 3 тыс.
Между тем
некоторые французские
После взятия Антиохии крестоносцы без особых препятствий продвигались вдоль побережья на юг и по дороге завладели несколькими портовыми городами. 6 июня 1098г. Танкред, племянник Боэмунда Тарентского, вступил, наконец, со своим войском. В Вифлеем, место рождения Иисуса. Перед рыцарями открылся путь на Иерусалим.
Иерусалим
основательно подготовился к осаде, запасов
продовольствия было вдоволь, а чтобы
оставить неприятеля без воды, все колодцы
вокруг города были приведены в негодность.
Крестоносцам для штурма города не хватало
лестниц, таранов и осадных машин. Пришлось
им самим добывать в окрестностях города
древесину и строить военную технику.
На это ушло много времени и лишь в июле
1099г. крестоносцам удалось взять Иерусалим.
Они быстро рассеялись по всему городу,
хватая золото и серебро, коней и мулов,
забирая себе дома. После этого, рыдая
от радости, воины направились к гробу
Спасителя Иисуса Христа и загладили свою
вину перед Ним.
Вскоре после взятия
Иерусалима крестоносцы овладели большей
частью восточного побережья Средиземного
моря. На захваченной территории в начале
XII в. рыцарями было создано четыре государства:
королевство Иерусалимское, графство
Триполи, княжество Антиохийское и графство
Эдесское. Власть в этих государствах
строилась на основе феодальной иерархии.
Возглавлял ее король Иерусалимский, остальные
три правителя считались его вассалами,
но на деле были самостоятельны. Огромное
влияние в государствах крестоносцев
имела церковь. Ей принадлежали и большие
земельные владения. На землях крестоносцев
в XI в. возникли прославившиеся в дальнейшем
духовно-рыцарские ордена: тамплиеров,
госпитальеров и тевтонцев.
С завоеванием Гроба Господня была достигнута
основная цель этого крестового похода.
После 1100г. крестоносцы продолжали расширять
свои владения. С мая 1104г. им принадлежал
Аккон, крупный торговый центр на Средиземном
море. В июле 1109г. они захватили Триполи
и тем округлили свои владения. Когда государства
крестоносцев достигли максимальных размеров,
их площадь простиралась от Эдессы на
севере до залива Акаба на юге.
Завоевания в первом
крестовом походе отнюдь не означали конца
борьбы. Это было лишь временное перемирие,
так как на Востоке все еще жило больше
мусульман, чем христиан.
Государства крестоносцев были со всех сторон окружены народами, чью территорию они захватили. Поэтому неудивительно, что владения захватчиков то и дело подвергались нападению египтян, сельджуков и сирийцев
По просьбе иерусалимского короля Папа Евгений III призвал ко второму крестовому походу. Организацию его взял на себя аббат Бернар Клервоский. 31 марта 1146г. перед вновь воздвигнутой церковью св. Магдалины в Везеле, в Бургундии, он в пламенных речах увещевал своих слушателей принять участие в крестовом походе. Несметные толпы последовали его призыву .
Вскоре целое
войско выступило в поход. Германский
король Конрад III и французский король
Людовик VII встали во главе этого войска.
Весной 1147г. крестоносцы вышли из Регенсбукга.
Французы предпочли путь через Средиземное
море. Германские же войска без особых
происшествий прошли через Венгрию и вошли
в византийские земли. Когда воинство
креста проходило через Анатолию, оно
подверглось под Дорилеем нападению сельджуков
и понесло большие потери. Королю Конраду
удалось спасти и попасть в Святую землю
лишь благодаря византийскому флоту.
Французам тоже пришлось
не лучше, чем немцам. В 1148г. неподалеку
от Лаодикеи они подверглись яростному
натиску мусульман. Помощь византийской
армии оказалась совершенно недостаточной
— по-видимому, император Мануил в глубине
души желал поражения крестоносцев.
Между тем Конрад
III, Людовик VII, патриарх и король Иерусалима
провели тайный совет об истинных целях
крестового похода и приняли решение всеми
наличными силами овладеть Дамаском, сулившим
им богатую добычу. Но таким решением они
лишь толкнули сирийского правителя в
объятия сельджукского князя из Алеппо,
который надвигался с большим войском
и с которым отношения у Сирии были до
этого враждебными.
Вскоре стало ясно,
что второй крестовый поход не достигнет
своей цели — вернуть утраченную Эдессу.
3 июля 1187г. у селения Хиттин, западнее
Генисаретского озера, разгорелось жестокое
сражение. Мусульманское войско численно
превосходило силы христиан. В результате
крестоносцы потерпели сокрушительное
поражение. Бесчисленное множество их
полегло в бою, а оставшиеся в живых были
взяты в плен. Это поражение имело роковые
последствия для государств крестоносцев.
У них больше не было боеспособного войска.
В руках христиан осталось всего несколько
мощных крепостей на севере: Крак-де-Шевалье,
Шатель Блан и Маргат.
Иерусалим пал. Весть эта потрясла весь христианский мир. И снова в Западной Европе нашлись люди, готовые идти на борьбу против мусульман. Уже в декабре 1187г. на страсбургском рейхстаге решено было организовать третий крестовый поход. Весной следующего года их примеру последовал германский император Фридрих I Барбаросса. Кораблей не хватало, поэтому решено было не идти морем. Большая часть войска двинулась по суше, несмотря на то, что путь этот был нелегок. Предварительно были заключены договоры с балканскими государствами, чтобы обеспечить крестоносцам беспрепятственный проход через их территории.
11 мая 1189г.
войско вышло из Регенсбурга. Возглавил
его 67-летний император Фридрих I. Из-за
нападений сельджуков и нестерпимой жары
крестоносцы продвигались очень медленно,
среди них начались повальные болезни.
10 июня 1190г. император утонул при переправе
через горную речку Салеф. Его гибель была
тяжелым ударом для крестоносцев. Особого
доверия к старшему сыну императора у
них не было, а поэтому многие повернули
обратно. Лишь небольшое число верных
рыцарей продолжило свой путь под предводительством
герцога Фридриха. 7 октября они подошли
к Аккону.
Французские и
английские части вышли из Везеле лишь
в конце апреля 1190г., потому что между Францией
и Англией постоянно возникали раздоры.
Между тем немецкое войско при поддержке
пизанского флота осадило Аккон. В апреле
1191г. подоспел французский флот, а вслед
за ним и английский. Саладин был вынужден
капитулировать и сдать город. Он всячески
старался избежать_ заранее оговоренного
выкупа, и тогда английский король Ричард
I Львиное Сердце не колеблясь приказал
убить 2700 пленных мусульман. Саладину
пришлось просить перемирия. Победители
вслед за английским королем отошли к
югу и направились через Яффу в сторону
Иерусалима. Иерусалимское королевство
было восстановлено, хотя сам Иерусалим
по-прежнему оставался в руках мусульман.
Столицей королевства стал теперь Аккон.
Власть крестоносцев ограничивалась в
основном полосой побережья, которая начиналась
чуть севернее Тира и тянулась до Яффы,
а на востоке не доходила даже до реки
Иордан.
Рядом с этими неудачными предприятиями
европейских рыцарей совершенно отдельно
стоит четвертый крестовый
поход, сравнявший с неверными православных
христиан-византийцев и приведший к гибели
Константинополь. Инициатором его стал
Папа Иннокентий III. Первейшей его заботой
было положение христианства на Ближнем
Востоке. Он захотел снова примерить латинскую
и греческую церкви, укрепить господство
церкви, а заодно и собственные притязания
на верховное главенство в христианском
мире
.
В 1198г. он развернул
грандиозную агитацию за очередной поход
во имя освобождения Иерусалима. Папские
послания были разосланы во все европейские
государства, но, кроме того, Иннокентий
III не обошел своим вниманием еще одного
христианского правителя — византийского
императора Алексея III. Он тоже, по мнению
Папы, должен был двинуть войска в Святую
землю. Он дипломатично, но не двусмысленно
намекнул императору, что в случае несговорчивости
византийцев на Западе найдутся силы,
которые готовы выступить против них.
На самом деле, Иннокентий III мечтал не
столько о восстановлении единства христианской
церкви, сколько о подчинении Византийской
греческой церкви Римско-католической.
Четвертый крестовый
поход начался в 1202г., и первоначально
его конечным пунктом намечался Египет.
Путь туда лежал через Средиземное море,
а крестоносцы, несмотря на всю тщательность
подготовки «святого паломничества»,
флотом не располагали и поэтому вынуждены
были обратиться за помощью к Венецианской
республике. С этого момента маршрут крестового
похода резко изменился. Дож Венеции Энрико
Дандоло потребовал за услуги огромную
сумму, а крестоносцы оказались неплатежеспособны.
Дандоло это не смутило: он предложил «святому
воинству» компенсировать недоимки захватом
далматинского города Задара, купцы которого
конкурировали с венецианскими. В 1202г.
Задар был взят, воинство крестоносцев
погрузилось на корабли, и оказалось под
стенами Константинополя. Поводом для
такого поворота событий послужила борьба
за престол в самой Византии. Дож Дандело,
которому понравилось сводить счеты с
конкурентами руками крестоносцев, сговорился
с предводителем «Христова воинства»
Бонифацием Монферратским. Папа Иннокентий
III поддержал предприятие — и маршрут
крестового похода был во второй раз изменен.
Осадив в 1203г. Константинополь,
крестоносцы добились восстановления
на троне императора Иисака II, который
за поддержку обещал щедро заплатить,
однако оказался не так богат, чтобы сдержать
слово. Разгневанные таким поворотом дела
«освободители святой земли — в апреле
1204г. штурмом взяли Константинополь» и
подвергли его погрому и разграблению.
После падения Константинополя была захвачена
часть Византийской империи. На ее развалинах
возникло новое государство — Латинская
империя, созданная крестоносцами. Она
простояла недолго, до 1261г., пока не рухнула
под ударами завоевателей.
После падения Константинополя,
призывы идти освобождать Святую землю
на время затихли, пока дети Германии и
Франции не отправились на этот подвиг,
обернувшийся для них гибелью. Последовавшие
следом четыре крестовых похода рыцарей
на Восток успеха не принесли. Правда,
во время 6-го похода императору Фридриху
II удалось освободить Иерусалим, но «неверные»
через 15 лет вернули себе утраченное.
После провала
8-го похода французских рыцарей в Северную
Африку и гибели там французского короля
Людовика IX, призывы римских священников
к новым подвигам «во имя веры Христовой»
отзыва не находили. Владения крестоносцев
на Востоке постепенно захватывались
мусульманами, пока в самом конце XIII в.
не перестало существовать Иерусалимское
королевство .
Римские Папы
вплоть до XV в. организовывали походы в
Европе во имя истребления Ересей, но это
были лишь отголоски былого. Гроб Господень
остался за «неверными». Великая битва,
длившаяся 200 лет завершилась. С господством
крестоносцев было покончено раз и навсегда.
3.Монашеские ордена
Огромную роль в христианской церкви играло монашество. Вначале – форма протеста против социального гнета, а затем опора церкви, опора пап, принимающее активное участие в политике. В католицизме важные позиции занимают монашеские ордена. Орденом называется объединение монахов, живущих по особому уставу, как правило, утвержденному Папой Римским. К одному ордену может относиться множество монастырей, принимающих единый устав.
Каждый орден имел централизованную структуру, управления, во главе стоял генерал, избираемый генеральным капитулом.
В состав генерального капитула
входили
провинциалы, возглавлявшие региональные
подразделения ордена. Отдельные монашеские
общины (конвенты) управлялись настоятелями
(аббатами, приорами или гвардианами).
Настоятели собирались в свои капитулы. В
некоторых орденах общины были Объединены
в крупные группы — конгрегации
Во многих орденах
имелись женские монастыри. Женская половина
монашеского ордена называлась вторым
орденом. Он являлся элитарной структурой,
туда не принимали девушек невысокого
происхождения. Существовали также братства
мирян при орденах, называемые терциариями
(третьими орденами)
.
Существует
четыре основных типа монашеских орденов:
Монашеские
ордена приобрели независимый статус
на IV Латеранском (1215) и II Лионском соборах.
На них были сформулированы основные положения,
касающиеся деятельности этих организаций.
Они были напрямую, подчинены Папе Римскому
и все подразделения
этих организаций были освобождены от
власти епископов. На IV Латеранском соборе
было также запрещено создание новых орденов
без особого разрешения папы. Всем орденам
было предписано созывать раз в три года
на собор всех аббатов по примеру цистерцианского
ордена.
Для человека,
озабоченного спасением души, различные
формы монашества и разные ордена были
не равноценны. В Средние века сформировалась
иерархия этих духовных учреждений. Видные
идеологи монашества считали отшельничество,
или анахоретство, высшей формой служения,
но содержащей в себе слишком много опасностей
для слабых душ, так как в пустыне человек
находится один и потому больше всего
подвергается дьявольским искушениям.
Монастырь считался гораздо более подходящим
местом для спасения души, поскольку здесь
каждый находился под присмотром настоятеля
и рассчитывал на поддержку братии.
Ордена отличались
друг от друга строгостью устава, и поэтому
с точки зрения души выбор монастыря имел
большое значение. Официальная иерархия
орденов постоянно менялась в зависимости
от предпочтений Рима. Если изначально
церковные власти стремились
переделать все монашество по образцу
бенедиктинцев, то затем примером для
подражания стал Клюни, после чего на вершине
иерархии разместился орден цистерцианцев
.
Хотя в церкви
в течение долгих веков зрела идея унификации
монашества путем создания вселенского
ордена, живущего по единому уставу, воплотить
ее в жизнь не удалось. Построение иерархии
орденов явилось результатом трансформации
этой идеи в концепцию единого монашества,
подразумевающую разные формы служения.