Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 05:58, реферат
Древнейшая эпоха в истории человечества называется палеолит (древний каменный век). Палеолит – самый длительный период в истории человечества, насчитывает около 3-х миллионов лет и завершается в Х-VIII тыс. до н.э. Его начало связано с очень длительным процессом формирования человека современного облика (антропогенезом). В свою очередь палеолит разделён учёными на три этапа – нижний (ранний), средний и верхний (поздний).
§ 1. Эпоха палеолита и мезолита
Первоначальное заселение территории
Древнейшая эпоха в
истории человечества
Заселение Сибирской равнины.
В целом заселение
древними людьми территории
Другой причиной относительно позднего заселения Сибирской равнины является практически полное отсутствии в центре и на юге этого региона качественного каменного сырья, пригодного для изготовления орудий труда. Ведь все основные типы орудий труда в то время изготавливали из кремня или близкого к нему по качеству камня – яшмы, обсидиана или кремнистого сланца. Люди пользовались теми небольшими запасами камня, который они принесли с собой с окружающих территорий (Алтай, Урал и Северный Казахстан), или использовали небольшой по своим размерам кварцевый галечник, из которого тоже можно было изготавливать небольшие орудия. Особенно сильно отсутствие сырья чувствовалось на территории Обь-Иртышского междуречья, в Барабинской лесостепи.
Местонахождения—пункты, где был обнаружен археологический материал.
Уже в среднем палеолите (200—40 тысяч лет назад) древний человек достиг заметных успехов в обработке камня. Теперь он стал использовать в качестве заготовок так называемые нуклеусы — камни, с которых путем обивки получались острые осколки—отщепы и пластины. Из них изготавливались различные типы скребел и остроконечников. Скребла употреблялись преимущественно для разделки туш животных и обработки их шкур. Остроконечники служили кинжалами, ножами, наконечниками копий. Эти же орудия использовались при обработке таких материалов, как дерево и кость. Подобные находки говорят о возросшей гибкости руки и точности движений древнего человека. А значит — и о новой ступени в развитии его мышления. Именно к среднему палеолиту относится формирование палеоантропа (неандертальца) . Он отличался невысоким ростом, но обладал большой физической силой. Его мозг имел такой же объем, что и у современного человека. Основу хозяйства неандертальцев составляла охота и собирательство. Охотничьи приемы и снаряжение были весьма примитивными—ловчие ямы, копья с кремневыми и костяными наконечниками. Но древних людей выручали коллективные формы охоты и обилие животных: кругом паслись многочисленные стада мамонтов, шерстистых носорогов, лошадей и оленей. Ведение коллективного хозяйства и совместное проживание привело к появлению сплоченных коллективов. Неандертальцы часто использовали для жилья естественные убежища — пещеры (например, грот Проскурякова на Чулыме, грот Двуглазка в Хакасии). Возможно, у них имелся обряд захоронений. То есть древние люди уже достаточно четко осознавали различие между жизнью и смертью, чтобы у них появился культ умерших.
Поздний палеолит
Новый этап в развитии каменного века начался 40—30 тысяч лет назад. Именно в это время на территории края происходит распространение человека современного физического типа — неоантропа . Останки, найденные на стоянке Афонтова гора-II под Красноярском, говорят о том, что он практически не отличался от современного человека и относился скорее к монголоидной расе. В это время техника изготовления отщепов и пластин шагнула далеко вперед. Многие из них, имея ровные острые края, сразу использовались в работе, а часть, пройдя обработку, превращалась в разнообразные орудия — ножи, скребки, резцы, острия. Однако теперь для их изготовления стал широко использоваться более пластичный материал — кость и рог. Большая часть каменных орудий, видимо, была снабжена деревянными или костяными рукоятками и оправами. Появление составных орудий значительно повысило производительность труда. К этому же времени относится появление вкладышевой техники изготовления: в костяную основу вставлялись микропластины, образующие режущий рабочий край. В результате получались вкладышевые ножи, наконечники. Жизнь людей все более усложнялась. В ней произошло одно из великих событий — разделение труда по полу. Теперь главной обязанностью мужчин была охота, а женщин — разделка и обработка добычи. Разнообразные орудия труда найдены в гроте Дву-глазка Ширинского района — их возраст превышает 40 тысяч лет. На стоянке Усть-Кова в Кежемском районе обнаружены ножи из костей мамонта, скребки, наконечники копий, а также остатки костров, горевших 30 000 лет назад. Огонь был жизненно важен для человека, потому что примерно в это время в Сибири началось последнее, самое суровое оледенение. Ледяные поля покрывали наш край не полностью: они занимали горные кряжи Саян на юге и Таймырский полуостров с горами Путорана на севере. На остальной части края протянулась холодная, засушливая степь и тундра, окраина которой проходила южнее современного Красноярска. Суровый климат заставил человека заняться изготовлением одежды, которая представляла собой своеобразный комбинезон с капюшоном. Для ее пошива использовались костяные иголки и сухожилия в роли ниток. Там, где не было естественных укрытий, древние люди построили земляные дома. Такое поселение возрастом 35 тысяч лет обнаружено в Кузнецком Алатау над излучиной реки Белый Июс (стоянка Малая Сыя). 10 тысяч лет назад ледник начал отступать. Климат потеплел, и тундру со степью все больше вытесняли темнохвойные и широколиственные леса. Вслед леднику на север шли люди. Крупные стадные животные, которые раньше обеспечивали им удачную охоту, постепенно вымирали. Теперь приходилось охотиться на лося, оленя медведя, косулю. Эти животные были более осторожными улсе не подпускали к себе людей близко. Неслучайно именно к этому времени относится изобретение копьеметалки. Это была прямая широкая палка с загнутым концом для упора копья. Дальность его полета теперь увеличилась до 80 метров, то есть практически в два раза. В позднем палеолите возрастает численность и плотность населения. На территории края особо выделяются афонтовская и кокоревская позднепалеолитические культуры (16—10 тыс. лет назад). К первой относятся позднепалеолитические памятники, в каменном инвентаре которых основную роль играли отщепы. В кокоревской же культуре преобладали пластины. В ареал афонтовских памятников отнесены стоянки Афонтовой горы (Красноярск), Таштык I, Таштык II, Кокорево II, Коко-рево III (Новоселовский район). К кокоревской культуре относятся Кокорево I, Новоселово VI, Новоселово VII. В районе Дивногорска расположена многослойная позднепалеолитическая стоянка Лиственка, где поочередно обитало афонтовское и кокоревское население. Принципиальных различий в их образе жизни не было. Люди селились вблизи рек, например, местонахождение Стрелка (Красноярск), Усть-Кова (Северное Приангарье), Усть-Мана, Большое Слизнево. Количество археологических памятников позднего палеолита в Красноярском крае очень велико: только в районе Красноярска известно более 20 стоянок этого времени, а в районе Красноярского водохранилища — около 200. Жизненный уклад древнего человека менялся все больше. На смену долговременным жилищам пришли временные охотничьи лагеря типа шалаша или чума. При раскопках в них были обнаружены очаги в виде кольцевидных выкладок из каменных плит. Это были прообразы печей, так как раскаленные в огне камни, остывая, долго согревали жилища. Остов жилья делался из костей крупных животных и сверху покрывался шкурами и ветками. Возникает родовая община , счет родства в которой шел по матери. Она воплощала для членов рода единство и преемственность его поколений. Это нашло отражение в возникновении культа женщины-матери, что подтверждают каменные статуэтки, изображающие женские фигуры.
Родовая община — коллектив
первобытных людей, объединенных узами
родства и общностью
Появляются произведения искусства, и это тоже говорит об усложнившейся социальной и духовной жизни. Они были выполнены в основном из кости (изображения мамонта и птицы на стоянке Усть-Кова) и глины (статуэтка человека на стоянке Майна). На Ачинской палеолитической стоянке археологи нашли жезл с нанесенными в определенном порядке углублениями. По одной из гипотез, он считается древнейшим календарем. Фигурки животных были не просто украшением. Они имели магическое значение, символизируя тотемы — животных, от которых, согласно верованию, шел род. Люди видели в тотеме наделенного сверхъестественной силой покровителя и обращались к нему за помощью. Таким образом, тотемизм (вера в сверхъестественную связь рода с каким-либо животным или явлением природы) стал одной из первых форм религиозных представлений.
Эпоха мезолита
С окончательным отступлением ледника в крае произошли кардинальные изменения. Природно-климатические условия постепенно приблизились к современным.
Мезолит—это средний каменный
век, в период которого происходят заметные
прогрессивные изменения в
Человек сделал большие успехи
в совершенствовании орудий труда.
Хотя мезолитические орудия по-прежнему
изготавливались
§ 2. Эпоха неолита и раннего металла
Неолит (новокаменный век)
Новая историческая эпоха началась в Сибири 8—7 тыс. лет назад. На большей части территории в это время широко распространились леса, богатые зверем и птицей. Полноводные реки изобиловали рыбой. Климат был значительно теплее и мягче современного. Природа благоприятствовала жизнедеятельности первобытных охотников и рыболовов. В период неолита люди расселились по всей территории края. Важнейшим изобретением этой эпохи стало появление глиняной посуды. Интересно, что уже тогда она сопровождалась примитивным орнаментом. В эпоху развитого неолита в инвентаре погребений обычны скульптурные изображения рыб из камня и кости. Появляются луки усиленного типа, их размеры порой равнялись росту охотника. Стрела теперь летела на более далекое расстояние, а ее убойная сила и точность поражения были несравнимо выше. Инвентарь этой эпохи имеет ярко выраженный охотничий характер. Ведущее значение охотничьего промысла отразилось и в искусстве. Десятки реалистичных изображений лосиных фигур и сцен охоты покрывают скалы сибирских рек. А в Базаихском могильнике на Енисее археологи обнаружили даже скульптурное изображение лося (по-видимому, он был тотемом местных племен). Первобытный человек, привыкший мыслить конкретно, не мог представить мир иначе, чем в образе могущественного лося. Он для него олицетворял всю окружающую природу, а также верхний мир (небо, звезды, солнце) и подземный мир — царство мертвых. Заход и восход солнца осмыслялись как непрерывные циклы охоты мифического охотника за «небесным лосем», во время которой тот погибает, а затем вновь рождается и появляется в «верхнем мире» в образе солнца. С образом лося был связан и культ родовых предков. Неслучайно на скалах часто находят изображение лося, выделенное на общем фоне красной охрой. Такие скалы превращались в своеобразные родовые храмы - святилища, где совершались ритуально-магические действия. С течением времени в хозяйстве племен главную роль стало играть рыболовство. Существенные изменения произошли и в каменных орудиях труда. На смену рубящим и режущим орудиям из сланцев, обработанным сколами и ретушью, пришли топоры и тесла, треугольные ножи-острия из нефрита, поддающиеся только пилению и шлифованию. Отжимная техника продолжала применяться для изготовления наконечников стрел и лезвий вкладышевых орудий. Полуоседлые охотники тундры и восточносибирской тайги жили большими семьями по 20—25 человек. В могильниках того времени орудия охоты и рыболовства наблюдаются преимущественно в мужских захоронениях, а орудия по обработке добычи — в женских. Это еще раз говорит о разделении труда между полами. В поздненеолитических могильниках, как правило, выделяются богатые по количеству инвентаря захоронения отдельных мужчин, что свидетельствует о первых признаках общественного неравенства. На территории Красноярского края известно большое количество памятников эпохи неолита: Невонка, Кода, Чадобец, Усть-Кова II, Бадарма (Северное Приангарье), Боровое, верхние слои пещеры Еленева (окрестности Красноярска).
Энеолит
Крупнейшее изменение в жизни человека произошло во второй половине III тысячелетия до н.э.— в южных районах Сибири появились металлические изделия. Это означало конец каменного века, хотя каменные орудия еще долго были в ходу. Первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда, была медь. Период распространения орудий из меди и ее сплавов (различных видов бронзы) получил название эпохи энеолита. Бронза отличается большей твердостью, благодаря чему изделия из нее получили более широкое распространение. В целом бронзовый век Сибири датируется началом I тысячелетия до н. э. На рубеже от неолита к энеолиту в жизни племен Средней Сибири произошли кардинальные перемены. Человек впервые перешел от присваивающего (охота, собирательство, рыболовство) к производящему хозяйству. Он стал заниматься скотоводством, земледелием и обработкой металлов. Это повлекло революционные изменения в социально-экономическом развитии и заложило основу формирования древних сибирских этносов. Неслучайно историки определяют эти перемены как «неолитическую революцию». Сибирь оказалась разделенной на два мира: таежный (где обитали охотники и рыболовы) и степной-лесостепной, населенный скотоводами и земледельцами. Сибирские энеолитические культуры развились в районах, прилегающих к горно-металлургическим областям. Видимо, вначале человек обратил внимание на самородную медь, часто встречавшуюся в горах. Темно-коричневые куски камня не дробились, а только плющились. Это привело к возникновению способа «холодной ковки»-медь ковалась без нагрева, с помощью наковальни и каменного молота. Первыми племенами, которые перешли к использованию металла в хозяйстве, стали афанасьевцы. Свое название они получили от могильника в Хакасии под Афанасьевской горой на Енисее. Афанасьевцы появились в минусинских степях во второй половине III тысячелетия до н. э. По всей видимости, они мигрировали сюда с западных территорий и принесли в Сибирь зачатки металлургии, земледелия и скотоводства. Свои орудия труда афанасьевцы делали из камня. Медь использовалась для украшений, игл, шильев, небольших ножей. Керамика афанасьевской культуры разнообразна по размерам и форме. Преобладали высокие остродонные сосуды с елочным орнаментом. Хозяйство афанасьевцев было комплексным. Наряду с рыболовством и охотой получили развитие скотоводство (разведение коров, лошадей, овец) и в меньшей степени земледелие. Все это позволило афанасьевцам жить оседло, в постоянных жилищах. Общественный строй еще сохранял черты первобытного равенства: в погребениях не отмечено следов какого-либо различия между общинниками. Археологи находят большие коллективные погребения (до восьми человек). Они представляют собой земляные курганы с выложенными на них каменными площадками или оградками. В первой половине II тысячелетия до н. э. на юге Восточной Сибири складываются культуры зрелого бронзового века: окуневская — в минусинских степях и глазковская — в таежной зоне. Окуневцы обладали более развитой металлургией. Они знали не только медь, но и бронзу. Наряду с ковкой применялось и литье, что указывает на довольно высокий уровень металлообработки. Ведь для того чтобы расплавить медь, требуется особая технология, которая обеспечивает горение с температурой свыше 1 000 градусов. Основой хозяйственной деятельности окуневцев было скотоводство, хотя рыболовство и охота не потеряли своего значения. В стаде преобладали овцы и крупный рогатый скот. Окуневцы оставили после себя замечательные памятники искусства. На каменных плитах сохранились реалистически выполненные изображения животных и личин. Окуневцы очень любили украшения. Часто в их захоронениях встречаются остатки ожерелий из клыков и зубов животных, бусы из камня, которые использовались для украшения одежды и обуви.