Личины — антропоморфные изображения
в головных уборах, носившие, по-видимому,
культовый характер.
В то время как в минусинских
степях развивались земледельческо-скотоводческие
культуры, в таежной зоне Приенисейского
края племена по-прежнему вели кочевую
жизнь охотников и рыболовов. Об уровне
их развития свидетельствуют памятники
глазковской культуры (XVIII—XIII вв. до н.э.).
Несмотря на то, что глазковцам удалось
освоить обработку металла, в их хозяйстве
продолжались использоваться каменные
орудия труда. Из металла изготовлялись
наиболее часто употреблявшиеся в хозяйстве
рыболовные крючки, иглы, шилья, широкие
листовидные ножи. Основу хозяйства глазковцев
составляли охота, рыболовство и собирательство.
В рыболовстве активно применялись новые
формы и приемы лова: приманки для рыб,
улучшенные крючки. Изменения в хозяйственном
развитии у таежных племен привели к изменениям
в общественном укладе. В могильниках
глаз-ковцев чаще стали встречаться парные
захоронения мужчины и женщины. Нередко
женщины умерщвлялись насильственно,
что свидетельствовало о переходе от материнского
рода к отцовскому. Кроме того, это говорит
о том, что положение женщин становится
полурабским. Примерами захоронений глазковской
культуры являются могилы на Афонтовой
горе, Базаихе (под Красноярском), Усть-Собакинская
стоянка. В середине II тысячелетия до н.
э. культурный облик сибирских степей
и лесостепей резко меняется. На всей громадной
территории от Приуралья до Енисея распространяется
андроновская культура. Основу хозяйства
андроновцев составляло скотоводство
и земледелие, охота и рыболовство играли
подсобную роль. Андроновцы жили оседло,
в полуземлянках и бревенчатых срубах.
Рядом с жилищем строились загоны для
крупного рогатого скота, овец, лошадей.
С долговременными поселениями было связано
и примитивное земледелие, которое велось
на орошаемых землях и в поймах рек. Землю
обрабатывали вручную каменными мотыгами,
сеяли просо и пшеницу. Убирали урожай
бронзовыми серпами, а зерна растирали
на каменных плитах-зернотеках. Заметные
сдвиги произошли в металлообработке
— был освоен метод литья бронзы. Металл
плавился в специальных тиглях и разливался
в формы. Андроновцы производили серпы,
топоры, кельты, кинжалы, копья с листовидным
пером, причем эта продукция расходилась
за пределы их обитания. Освоив степь и
лесостепь, андроновцы в поисках новых
полей и пастбищ проникли по долинам рек
в таежную зону, где смешались с аборигенным
населением. В конце II тысячелетия до н.
э. андроновская культура в Южной Сибири
сменяется карасукской. Новые племена
оказали большое влияние на сибирское
население на заключительном этапе бронзового
века. Карасукцы впервые освоили верховую
езду на лошади. Кроме того, они широко
использовали повозки, в которые впрягали
быков. Особый колорит эпохе придавали
многочисленные металлические изделия:
изогнутые и коленчатые ножи с навершиями
рукояти в виде голов орла, лошади, лося
и т. д. У карасукцев имелись разнообразные
кельты — топоровидные инструменты,
двулезвийные кинжалы с прорезной рукоятью,
боевые топоры и чеканы. Карасукские женщины
вплетали в волосы оригинальные лапчатые
подвески. В общественном устройстве пастушеско-земледельческих
племен, обитавших на юге края, стали наблюдаться
признаки перехода к патриархальному
укладу. Повышение роли мужчины в хозяйственной
жизни (в связи с переходом к скотоводству
и обработке металлов) привело к низведению
роли женщины до занятия домашними делами.
А с выделением парной семьи и индивидуального
хозяйства обозначились и признаки имущественного
неравенства. Человек эпохи энеолита редко
жил больше 50 лет. Раннее материнство приводило
к высокой смертности не только новорожденных,
но и самих матерей. Много людей умирало
в детском и подростковом возрасте.