Автор: Татьяна Колпакова, 27 Августа 2010 в 05:47, контрольная работа
В конце XIV – начале XV вв. в Европе, а именно – в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Культура Возрождения и Реформации относится к культуре так называемого переходного периода. Феномен переходной эпохи как независимой фазы культурного процесса – это общая историческая закономерность, которую переживают многие народы в разные исторические периоды.
Введение.3
1.Социально-исторические предпосылки формирования
мировоззрения личности эпохи Возрождения.5
2. Гуманизм как основное содержание эпохи Возрождения.7
3. Переосмысление принципов античности и средневековья в ренессансной культуре10
4. Особенности итальянского Возрождения, его периодизация и основные представители 14
Заключение21
Литература23
Содержание
Введение.3
1.Социально-исторические предпосылки формирования
мировоззрения
личности эпохи Возрождения.5
2. Гуманизм как основное
содержание эпохи Возрождения.7
3. Переосмысление принципов
античности и средневековья в ренессансной
культуре10
4. Особенности итальянского
Возрождения, его периодизация и основные
представители 14
Заключение21
Литература23
Введение
В конце XIV – начале XV вв. в Европе, а именно – в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Культура Возрождения и Реформации относится к культуре так называемого переходного периода. Феномен переходной эпохи как независимой фазы культурного процесса – это общая историческая закономерность, которую переживают многие народы в разные исторические периоды.
Термин «Возрождение» указывал на связь новой культуры с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества – искусство, философия, литература, образование, наука.
Культура Возрождения обрела в эту пору небывалую мощь и широкое признание в итальянском обществе, активно воздействуя на весь ход процессов культурного развития страны. В немалой степени этому способствовали успехи гуманизма, достигнутые к концу XV в. Гуманистический идеал свободной и гармонической личности, обладающей безграничными возможностями познания мира и созидательной деятельности, в пору Высокого Возрождения был с особой наглядностью воплощен в изобразительном искусстве и литературе, нашел новое осмысление в философской и политической мысли.
К ценностям Ренессанса активно приобщались не только придворно-аристократические круги, но и часть духовенства католической церкви. Меценатство стало весьма заметным социально-культурным явлением в Италии. В стране, где сохранялся государственный полицентризм, дворы правителей, привлекавших к себе на службу художников и архитекторов, литераторов и историков, политических мыслителей и философов, оказывались главнейшими средоточиями ренессансной культуры. В щедром меценатстве от правителей Милана и Неаполя, Мантуи и Феррары, Урбино и Римини не отставал и папский двор. В республиках Флоренции и Венеции развивалась традиция государственных заказов и частного покровительства деятелям культуры. В то же время система меценатства, ставшая для многих из них основным источником средств существования, налагала определенную печать на их творчество, заставляя учитывать интересы и вкусы заказчика.
В
искусстве Возрождения влияние
средневековой культуры
Искусство Возрождения
было своеобразным синтезом античной
физической красоты и христианской
духовности.
Ренессанс (перевод французского термина renaissance – возрождение) - Эпоха Возрождения рассматривается как переход от средних веков к Новому времени, от общества феодального – к буржуазному.
Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны. Хронологически (приблизительно) в Италии – XIV-XVI века, в других странах – XV-XVI века.
Рассмотрим социально-исторические предпосылки формирования Эпохи Возрождения:
Возрождение предстает не столько как эпоха, сколько как конкретно- исторические процессы во всей сложности своих проявлений и взаимоотношений.
Италия - родина классического возрождения. В Италии эпоха Возрождения проявилось в ломке феодальных отношений и зарождении капиталистических, в усилении роли буржуазных прослоек общества и буржуазной идеологии и с этим связанных развитии национальных языков, критике церкви и перестройке религиозных учений.
В Италии уже в XIV в. возникают первые мануфактуры - первые зачатки капиталистической промышленности. Здесь раньше, чем в других странах Европы, происходило интенсивное развитие городов и городской культуры. Торговля, ростовщичество, а также эксплуатация рабочих и мелких ремесленников привели к образованию во многих итальянских городах значительной прослойки банкиров, купцов, промышленников. В ряде городов – государств эта прослойка даже захватила городскую власть. Именно участие третьего сословия в городской жизни привело к необычайному взлету культуры. Характерно, что и раньше, в период античности, расцвет культуры происходил только в городах – государствах, где значительная часть свободных граждан была политически активна, имела возможность принимать участие в управлении всеми делами своего небольшого государства. Города Италии были сравнительно небольшими, а накал страстей, водоворот политических событий столь сильным, что никто не мог оставаться в стороне и жить пассивной дремлющей жизнью: в этой огненной купели формировались и закалялись инициативные, энергичные характеры. Активность личности была столь высока, что казалось, будто от ее волевого усилия зависит все;
Итак, можно выстроить такую зависимость: экономическая свобода представителей третьего сословья – их политическая активность в рамках непосредственной демократии – расцвет культуры. Только в таких социально – экономических и политических условиях искусство становится неотъемлемой частью общественной жизни, и шедевры его вызывают подлинно народное ликование
В утверждённой
системе ценностей, духовной культуры
в целом на первый план выдвигаются
идеи гуманизма.
Ярким явлением культуры эпохи возрождения является гуманизм. Заимствованный у Цицерона (I в. До н.э.), который называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее полно выразил основную направленность итальянской культуры XIV-XVI веков. Для римского оратора (Цицерона) humantias – это воспитание и образование человека в первую очередь, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали называться «гуманитарными» в эпоху Возрождения, и таковыми являются и по сегодняшний день.
Гуманизм (от лат. humanitas — человечность, лат. humanus - человечный, лат. homo - человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; как философское течение возникло в эпоху Возрождения.
Термин «возрождение» указывает на связь новой культуры с античностью. В результате знакомства с Востоком, в частности с Византией, в эпоху крестовых походов и последовавших за ними регулярных сношений с Левантом итальянцы ознакомились с древними гуманистическими рукописями, различными памятниками античного изобразительного искусства и архитектуры. Все эти древности начали частично перевозиться в Италию, где они коллекционировались и изучались. Но и в самой Италии было немало античных римских памятников, которые также стали тщательно изучаться представителями итальянской городской интеллигенции. В итальянском обществе пробудился глубокий интерес к классическим древним языкам, древней философии, истории и литературе. Особенно большую роль в этом движении сыграл город Флоренция. Из Флоренции вышел ряд выдающихся деятелей новой культуры.
Используя античную идеологию, созданную когда-то в наиболее оживленных в экономическом отношении и наиболее демократических по своему политическому строю городах древности, нарождавшаяся новая буржуазия не просто пассивно усваивала, но перерабатывала ее по-своему, формулируя свое новое мировоззрение, резко противоположное господствовавшему до этого мировоззрению феодализма.
Гуманизм как раз и свидетельствует об этом. Гуманистическая культура в центр своего внимания ставила самого человека (humanus — человеческий), а не божественное, потустороннее, как это было в средневековой идеологии. В гуманистическом мировоззрении аскетизму уже не оставалось места. Человеческое тело, его страсти и потребности рассматривались не как нечто «греховное», что надо было подавлять или истязать, а как самоцель, как самое главное в жизни. Земное существование признавалось единственно реальным. Познание природы и человека объявлялось сущностью науки. «В противоположность пессимистическим мотивам, господствовавшим в мировоззрении средневековых схоластов и мистиков, в мировоззрении и настроении людей Возрождения преобладали оптимистические мотивы; для них была характерна вера в человека, в будущее человечества, в торжество человеческого разума и просвещения.
Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворах, проникает в высшие религиозные сферы, становится мощным оружием политиков, утверждается в народных массах. Гуманизм находит отражение в народной поэзии, зодчестве, даёт материал для художников и скульпторов. Складывается новая светская интеллигенция. Её представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советниками правителей»1.
Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они полны веры в безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и трактатах. Они выступают против всякой цензуры церковной. «Гуманисты выражают требование исторической ситуации – формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам куёт свою судьбу, и провидение господне тут ни при чем. Человек живёт по своему собственному разумению, он «отпущен на свободу»» (Н.Бердяев)
Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр — могучая и прекрасная личность.
Но становление и расцвет гуманизма глубоко противоречивы. Небывалого размаха достигает наука, расцветает поэзия, архитектура, изобразительные искусства. Покровителями искусств становятся
___________________________
1Лазарев В.Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. – М., 2001. С.5
многие властители. Но проблемы общественных отношений решаются
кинжалом
и ядом, заговорами и войнами. Вошло
в историю семейство Борджиа
во главе с самим папой
«Исследователи
многократно отмечали, что добро и зло
переплетались в эпоху Возрождения самым
причудливым образом». Люди вышли из Средневековья,
высокий идеал гуманизма озарил их духовную
жизнь, но они еще новички в свободомыслии.
Гармония в социальном устройстве не была
достигнута и безудержные страсти владели
отдельными личностями, побуждая их действовать,
не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь
о последствиях»1
В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло
_________________________
1Любимов
Л. Искусство Западной Европы. - М., 1998.
С. 128.
античное культурное наследие. Эпоха Возрождения обращается к
античности, особенно к наполненным идеями человечности
позднеантичным учениям. Но само понимание человечности существенно перетолковываются. Античный мир оценивал индивида не в его качестве индивида, но как носителя чего-то универсального, например добродетели, а возрожденная античность увидела в индивиде как индивида уникальное выражение Вселенной, т.е. нечто неповторимое, незаменимое и бесконечно значимое. Человек, словно микрокосм, сам по себе является источником знания, что в нем содержатся некоторые врожденные идеи, ли как-то, что человек содержит в себе самом все потенции собственного развития. Представление о человеке как малом космосе выражено у Анаксимена, Гераклита, Демокрита, Платона. Но человек у греческих философов не равен и не тождественен космосу. Он скорее часть космического порядка.