Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 19:45, контрольная работа
Эпоха Возрождения - очень важный этап развития европейской культуры. Хронологически входящее в средневековую историю европейских народов, возникшее в недрах феодальной культуры, Возрождение открывает принципиально новую культурную эпоху, знаменуя собой начало борьбы буржуазии за господство в обществе.
Введение………………………………………………………………………………...3
1. Социально - политические изменения. Город как новое пространство формирования культуры……………………………………………………………….5
2. Расширяющаяся вселенная: географическое познание мира……………………..8
3. Роль науки. Коперниковский переворот…………………………………………...9
4. Эпоха титанов. Гуманисты Возрождения. «Оборотная сторона титанизма»…..11
5. Отношение к религии. Ренессансный пантеизм и Реформация…………………14
6. Искусство как главный вид духовной деятельности…………………………….17
Заключение…………………………………………………………………………….21
Литература…………………………………………………………………………….22
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Социально
- политические изменения. Город
как новое пространство
2. Расширяющаяся
вселенная: географическое
3. Роль науки.
Коперниковский переворот………………
4. Эпоха титанов.
Гуманисты Возрождения. «
5. Отношение
к религии. Ренессансный
6. Искусство
как главный вид духовной
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Эпоха
Возрождения - очень важный этап развития
европейской культуры. Хронологически
входящее в средневековую историю
европейских народов, возникшее
в недрах феодальной культуры, Возрождение
открывает принципиально новую
культурную эпоху, знаменуя собой начало
борьбы буржуазии за господство в
обществе.
На этой ранней стадии развития буржуазная
идеология была идеологией прогрессивной
и отражала интересы не только самой буржуазии,
но и всех других классов и сословий, находившихся
в подчинении изживающей себя феодальной
структуры отношений.
Формирование буржуазной идеологии в
эпоху Возрождения характеризуется ориентацией
на материалистическое истолкование законов
природы (принцип "природосообразности"),
антропоцентризмом (человек рассматривается
как венец Природы), рационализмом (человек
познает окружающий мир и самого себя
благодаря Разуму, что отличает его от
всех остальных земных существ и приближает
к Богу, чьим подобием на земле человек
и является). Возникновение буржуазной
идеологии приводит к постепенному разрушению
средневековой концепции мира и человека,
устанавливавшей непосредственную иерархическую
связь не только между людьми, но и между
человеком и всем сущим (концепция отношений
"от камня до Бога").
В то же время эпоха Возрождения - это период
разгула Инквизиции, раскола католической
церкви, жестоких войн и народных восстаний,
происходивших на фоне формирования буржуазного
индивидуализма. Это - совсем не период
безоблачного торжества человечности
над схоластической косностью, как иногда
представляют себе время, деятели которого
получили гордое имя гуманистов.
Религиозная жизнь Ренессанса по своей
обширности необозрима, подобно точной
науке, хронологически связанной с Возрождением,
и в религии совершается колоссальный
переворот. Речь идет о зарождении в первой
половине XVI века в Германии протестантизма,
который, так же как и коперникианство,
был продуктом все того же необычайного
развития возрожденческого свободомыслия.
Раньше церковь мыслилась как некоторого
рода таинственный коллективный организм,
в котором каждый его член имеет самое
непосредственное общение с Христом. Теперь
же все таинства обряда были отменены,
а церковь превратилась в молитвенный
дом, где уже ничего не оставалось, кроме
пения молитв и слушания проповедей. Быть
членом такого коллектива молящихся вне
всякой церковной иерархии, которая производила
себя от самих апостолов; и вне всяких
таинств и обрядов, в которых непосредственно
присутствовал сам Христос, - это и значило
отколоться от католической церкви и стать
протестантом. Таким образом, протестантизм
появился как результат столь огромного
развития начал свободомыслия эпохи Ренессанса,
что он стал подлинным и настоящим самоотрицанием
Ренессанса. В этом смысле и коперникианство,
и протестантизм представляют собой явления
одного порядка.
Утопизм гуманистов в вопросах веры сделал
их идеи уязвимыми как для католической
церкви, которая поспешила внести большую
часть шедевров гуманизма в "Индекс
запрещенных книг", так и для протестантов.
Таким образом, еще раз обнажился глубоко
противоречивый характер гуманистической
культуры, как в ее отношениях с недавним
культурным прошлым, так и в отношениях
с ближайшими духовными наследниками.
1.
Социально - политические изменения. Город
как новое пространство формирования
культуры
Прежде
всего, следует отметить значение самого
термина «ренессанс» или «
Итак,
в целом формирование культуры Возрождения
происходила в рамках развивающейся
и изменяющейся феодальной системы
в Европе. Речь идет о радикальной
перестройке общественно-
- появление
мануфактурного производства, повлекшее
за собой формирование
- развитие
торгового и ростовщического
капитала, которые стимулировали
рост товарно-денежных
- появление
в XIV веке денежной формы
Рост и укрепление городов, формирование городской культуры и осознание необходимости новых форм регулирования социальных и экономических отношений как внутри городской общины, так и в отношениях с властью потребовало формирование новых правовых отношений.
Важнейшей
предпосылкой в становлении ренессансных
представлений явилось
Однако
Ренессанс вносит свой вклад и
в развитие научно-рационалистического
мировоззрения благодаря
2. Расширяющаяся
вселенная: географическое познание мира
возможность европейцам познакомиться с такими культурами, как картофель, маис, табак, тростниковый сахар, томаты. Перепродавая эти товары, торговцы- посредники делал огромные состояния.
В начале
XVI в. многие города Италии оказались
под властью Франции и
3.
Роль науки. Коперниковский переворот
Если
в искусстве Возрождения
Хотя сознание ученых Возрождения представляло собой смесь рационализма и мистицизма, нужно отметить, что их Бог - это не ветхозаветный Бог, запретивший Адаму вкушать плоды «познания добра и зла». Именно это обстоятельство служило основанием для преследований некоторых ученых инквизицией. Католическая церковь оказывала противодействие учению Николая Коперника (1473-1543) о гелиоцентризме. Коперник разработал гелиоцентрическую концепцию Солнечной системы положил конец птолемеевской, доказав вращение Земли вокруг Солнца. Новая картина мира позволила совершить революционный скачок в самой методологи научных следований – благодаря унификации небесных земных движений.
То, что
«Коперник объединил Небо и Землю»,
наиболее непосредственным и ощутимым
образом сказалось на мировоззрении,
причём даже людей, крайне далёких от
науки. Именно мировоззренческое осмысление
системы Коперника сделало это
открытие революцией, далеко выходящей
за пределы астрономии. Человек, в
том числе человек науки, стал
как бы жить в ином мире.
4.
Эпоха титанов. Гуманисты
Эпоха Возрождения дала миру целую плеяду выдающихся индивидуальностей, титанов земного самоутверждения, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди других людей своей волей, целеустремленностью, огромной энергией. Ренессанс был эпохой, «которая нуждалась в титанах и которая породила титанов».
Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Последний стремился испытать себя не только во всех сферах и областях материального и духовного производства, но и во всевозможных жизненных проявлениях и ситуациях. Стремлению стать уникальным мастером — художником, поэтом, философом, ученым и т.д. — содействует общая атмосфера, окружающая талантливых, одаренных людей чуть ли не религиозным поклонением: их чтут теперь так, как в античности героев, а в средние века — святых.
Таким образом, в эпоху Возрождения человеческая личность, своеобразие и уникальность каждого индивида приобрели невиданную ранее ценность и значимость. Ни в античности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. С антропоцентрической установкой, кстати сказать, связан и характерный для Возрождения культ красоты.