Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:50, курсовая работа
Цель данной работы состоит в систематизации экономических воззрений в средневековой Европе.
Задачи работы:
- выяснить особенности хозяйственных отношений в средневековой Европе;
- изучить экономические воззрения в период раннего средневековья;
- выявить особенности экономических взглядов канонистов (Св. Августин);
- исследовать эволюцию экономических мыслей в трудах европейских схоластов (Ф. Аквинский).
Введение 3
Глава 1. Экономические идеи в Европе в период раннего средневековья 5
1.1 Особенности развития хозяйственных отношений в средние века 5
1.2 Памятники экономической мысли раннего средневековья 8
Выводы по главе 1 14
Глава 2. Эволюция экономической мысли в Европе в период средневековья 15
2.1 Экономические взгляды католицистов (канонистов) 15
2.2 Учение схоластов и Ф.Аквинского 19
Выводы по главе 2 24
Заключение 26
Список источников 29
Содержание
Введение 3
Глава 1. Экономические идеи в Европе в период раннего средневековья 5
1.1 Особенности развития хозяйственных отношений в средние века 5
1.2 Памятники экономической мысли раннего средневековья 8
Выводы по главе 1 14
Глава 2. Эволюция экономической мысли в Европе в период средневековья 15
2.1 Экономические взгляды католицистов (канонистов) 15
2.2 Учение схоластов и Ф.Аквинского 19
Выводы по главе 2 24
Заключение 26
Список источников 29
Значение
исторического опыта в
Нет сомнений, что экономика - это процесс, а нынешняя действительность - всего лишь момент в этом процессе. Любое экономическое явление имеет исторические корни, и не учитывать этого нельзя, особенно в условиях современной динамичной экономической науки.
Исторический материал является либо подтверждением правильности какой – либо теории, либо основанием для критики ее ошибочных построений. Таким образом, хорошо изученные, проверенные и систематизированные сведения могут послужить основанием для создания новых экономических теорий.
Актуальность исследования экономических воззрений в средневековой Европе вызвана тем, что это был относительно новый этап в развитии экономической мысли, который к тому же охватывал весьма длительный период (с конца V века до начала ХVII века). В социально-экономическом отношении этот период совпадал с феодальной системой, главными моментами генезиса которой было превращение свободных общинников и рабов в феодально-зависимых крестьян и образование крупного феодального землевладения.
Экономика периода средневековья была преимущественно аграрной, в ней господствовали натурально-хозяйственные отношения. Это не могло не отразиться на экономических взглядах этой эпохи, которые охватывали широкий круг проблем, начиная от обоснования законности владения феодалами землей и заканчивая вниманием к проблемам товарно-денежных отношений.
Решающей вехой в переходе европейских стран от раннефеодального общества к сложившейся системе феодальных отношений является XI столетие. Особенностью развитого феодализма было возникновение и расцвет городов как центров ремесла и торговли, центров товарного производства. Средневековые города оказывали громадное влияние на экономику деревни и содействовали росту производительных сил в сельском хозяйстве, развитию торговли, накоплению денежных капиталов у отдельных лиц, прежде всего у купцов и ростовщиков.
Крайне важно для экономической науки то, что в XVI веке в развитии Европы происходит настоящий «перелом». В ряде стран начинается процесс разложения феодализма, а мелкие хозяйства непосредственных производителей начинают разрушаться. Средства производства сосредоточиваются в руках нового класса - класса капиталистов, а сами непосредственные производители превращаются в людей лично свободных, но вынужденных жить продажей своей рабочей силы.
Таким образом, изучение средневековой европейской экономической мысли необходимо уже затем, чтобы понять механизмы феодальной экономики, предпосылки ее краха и выяснить предпосылки зарождения новой, капиталистической экономики, ставшей, в конечном счете, моделью современной рыночной экономики.
Цель данной работы состоит в систематизации экономических воззрений в средневековой Европе.
Задачи работы:
- выяснить
особенности хозяйственных
- изучить экономические воззрения в период раннего средневековья;
- выявить
особенности экономических
- исследовать эволюцию экономических мыслей в трудах европейских схоластов (Ф. Аквинский).
Работа представлена двумя главами, заключением и списком источников.
Отметим, прежде всего, что раннесредневековое общество Западной Европы было аграрным. Основой экономики являлось сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что обуславливало его низкую эффективность и медленные темпы технико-экономической эволюции в целом, [2, c. 55].
Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила в сельской местности. Если для античной Европы города были очень важны – они были самостоятельными центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к городу определяла его гражданские права, то в Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.
Западноевропейское Средневековье – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов, связанный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом дальней (внешней), а не ближний (внутренней) торговли. Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.
Важным
для понимания хозяйственно –
экономических отношений
Если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов – христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации, а, следовательно, экономики.
Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду со сближением в области культуры и религии прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности. Средневековье – это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Если в античной Европе право владеть землей определялось для свободного человека его национальностью – фактом его рождения в данном месте и вытекающими из этого гражданскими правами, то в средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к определенному сословию. Это оказало существенное влияние на распределение средств производства, [6, c. 112].
Важнейшим моментом для развития экономики средневековой Европы является, по-видимому, рост производительности сельского хозяйства за счет появления усовершенствованных орудий труда и, как следствие, постепенное отмирание натурального обмена.
Развитие сельского хозяйства и увеличение его продуктивности означали, что гораздо большее число людей может посвящать себя иным занятиям, нежели производство продовольствия. Ремесленники и купцы, монахи и монахини, крупные феодалы и духовенство все чаще покупали нужные им продукты, даже если сами владели землей. На деревенских рынках и на крупных ярмарках люди стали покупать и продавать товары за деньги, ставшие отныне общедоступными. Серебро, существенная часть которого добывалась в Германии, широко распространилось благодаря торговле и грабежам. Викинги смогли вывезти значительные суммы из Англии и еще больше получали путем прямого вымогательства – знаменитой «датской дани». Основная часть этих денег вернулась в Англию в качестве платы за экспорт шерсти, торговля которой составляла основу денежного благополучия Англии в течение всего Средневековья. Серебряные монеты чеканились главным образом из металла, добывавшегося в горах Гарца (Центральная Германия).
После того как деньги появились в сельской местности, землевладельцы получили возможность требовать денежный оброк вместо натурального продукта или отработок. Монетный ренессанс XIII века особенно знаменит возобновлением чеканки золотых монет: genois и флорина в 1252 г., экю Людовика Святого, венецианского дуката в 1284 г. Но, сколь бы значительно ни было это событие, оно - ввиду малого количества монет в обращении - является скорее симптомом, нежели экономической реальностью. Реальность же состоит в том, что чеканили серебряный грош в Венеции (1203 г.), Флоренции (около 1235 г.), во Франции (около 1265 г.), в Монпелье (1273 г.), во Фландрии (около 1275 г.), в Англии (1275 г.), в Чехии (1296 г.), [2, c. 55]. На этом среднем уровне обменов находился тогда прогресс денежного хозяйства. Ибо этот прогресс реален.
Развитие денежной экономики представляло
собой одновременно и результат,
и причину другого важнейшего
процесса эпохи – разделения труда,
его специализации и
Наконец, произошло отделение ремесла от сельского хозяйства. Центром ремесел стали города, которые играли в развитии внутреннего рынка при феодализме важнейшую роль. Расширяя, хотя и медленно, ремесленное производство и торговлю, они втягивали в товарный оборот как господское, так и крестьянское хозяйство и тем самым содействовали развитию производительных сил в сельском хозяйстве, зарождению и развитию в нём товарного производства, росту внутреннего рынка в стране.
На фоне происходивших прогрессивных
изменений развивалось и
Характерная особенность генезиса феодализма в Западной Европе состояла в том, что этот процесс имел здесь две основы: распад рабовладельческого хозяйства, унаследованного от Древнего Рима, и разложение общинного строя германских и других народов. Эти особенности нашли свое отражение в исторических документах раннего средневековья.
«Салическая правда» (составленная в правление Хлодвига1 в конце V - начале VI вв.) является уникальным документом из эпохи франкского общества. Она дает возможность частично представить социальную структуру народа, его правовые воззрения, особенности существовавшего режима хозяйственных отношений. В таком источнике можно почерпнуть сведения не только о материальной стороне жизни, но и о мыслях людей, создававших его.
По форме изложения «Салическая правда» - это не свод законов и не кодекс, а фиксированный перечень общественно - правовых обычаев. Наибольшее число статей посвящено преступлениям против личности и имущества. Создается впечатление, что среди франков имелось немало убийц, грабителей, воров, похитителей скота и других домашних животных, [3, c. 104].
Специальные разделы определяют наказания за кражу свиней, лошадей, собак, рабов, за поджоги, ломку изгороди.
Хотя «Салическая правда» была написана на поздней латыни, она не испытала сколь-нибудь заметного влияния римского права.
В «Салической правде», отражающей наиболее ранние социально-экономические и политические процессы становления классового общества, государства и права, пока нет еще конкретизированного понятия «собственности», основной категории экономики.
К движимым вещам применялся термин «свой» (suus) в отличие от термина «чужой» (alienus). Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца. Большинство предписаний «Салической правды» посвящено охране права собственности на различные движимые вещи. В ней со всеми подробностями разбираются случаи кражи крупного рогатого скота, а также, овец, коз, собак, голубей, пчел и пр.
Скотоводство занимало главенствующее положение в хозяйстве германцев, скот являлся неким символом благосостояния, обеспечивал семью тем богатством, которое можно было захватить с собой в случае переселения, бегства. Скотом пользовались и как средством обмена, эквивалентом денежных расчетов. Два-три солида стоила у франков корова «здоровая, зрячая, рогатая».
По-иному закрепляет Салическая правда право на землю, которой владела семья, различая приусадебный участок, пахотную землю и луга, леса. Здесь многократно упоминается огороженный участок, при этом предусматривается значительный штраф за поджог и разрушение изгороди.
Жилищу, территории двора, приусадебному участку как семейной собственности в Салической правде придается особое значение. Сюда приходит кредитор, чтобы истребовать долг у должника, чтобы вызвать ответчика в суд.
О переходе пахотного участка земли (аллода) в частное владение свидетельствует различное отношение в Салической правде к пахотной земле, а также к лугам, пастбищам, лесам, которые остаются еще в общинной собственности. Салическая правда карает сам факт нарушения границы пахотного поля без разрешения хозяина, предусматривая наказания за проезд по чужому полю в 3 сол., за запашку чужого поля в 15 сол., за посев на чужом поле в 45 сол.
Информация о работе Экономическая мысль средневековой Европы