Экономическая мысль средневековья и древнего мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:46, реферат

Описание работы

Экономика, или хозяйственная деятельность, появилась с того момента когда человек начал осознавать понятие стоимости того или иного блага. Причем стоимость здесь стоит понимать не только в узком смысле оценки выгоды в процессе обмена, а в более широком, когда например человек начинает задумываться о количестве труда необходимого для производства некоего блага. С развитием и ростом общества росли его потребности, что потребовало неких законов, или хотя- бы традиций, ведения хозяйства. Так начало выделяться направление социальной мысли, направленное на создание правил производства, распределения, обмена и потребления благ. Ещё в IV веке до н.э. Ксенофонт написал произведение под названием «Домострой» (др.-греч. "Οἰκονομικός"), переведённое Цицероном на латынь как лат.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………2
2. Экономическая мысль древнего мира ………………………………………4
3. Экономическая мысль средневековья ………………………………………15
4. Заключение ……………………………………………………………………27
5. Список литературы ………………………………………………………….. 28

Работа содержит 1 файл

Экономическая мысль средневековья и древнего мира.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение ………………………………………………………………………2

2. Экономическая мысль древнего мира ………………………………………4

3. Экономическая мысль средневековья ………………………………………15

4. Заключение ……………………………………………………………………27

5. Список литературы ………………………………………………………….. 28 
 

 

     ВВЕДЕНИЕ

     Экономика, или хозяйственная деятельность, появилась с того момента когда человек начал осознавать понятие стоимости того или иного блага. Причем стоимость здесь стоит понимать не только в узком смысле оценки выгоды в процессе обмена, а в более широком, когда например человек начинает задумываться о количестве труда необходимого для производства некоего блага. С развитием и ростом общества росли его потребности, что потребовало неких законов, или хотя- бы традиций, ведения хозяйства. Так начало выделяться направление социальной мысли, направленное на создание правил производства, распределения, обмена и потребления благ. Ещё в IV веке до н.э. Ксенофонт написал произведение под названием «Домострой» (др.-греч. "Οἰκονομικός"), переведённое Цицероном на латынь как лат. Oeconomicus. Но несмотря на то, что всеобщее признание термин получил после того как был употреблен в заглавии труда Джона Стюарта Милля, а как самостоятельная наука экономика выделилась только в XVIII веке в книгах Адама Смита, можно считать что сама экономическая мысль зародилась еще в древние века.

     Экономическая мысль – понятие чрезвычайно  широкое. Это и представления, бытующие в массовом сознании, и религиозные  оценки и предписания, касающиеся хозяйственных  отношений, и теоретические конструкции ученых, и экономические программы политических партий… Многообразна сфера экономической мысли, поле приложения размышлений, выводов и практических решений: здесь и общие закономерности экономики, и особенности экономики отдельных отраслей, и проблемы размещения производства, и денежное обращение, и эффективность капиталовложений, и налоговая система, и методы ведения учета доходов и расходов, и история экономики, и хозяйственное законодательство – всего не перечислить.

 Во всей  этой сложной совокупности с многочисленными переплетениями ее отдельных элементов можно с определенной условностью выделить экономические учения – теоретические концепции, отражающие основные закономерности экономической жизни, описывающие отношения между ее субъектами, выявляющие движущие силы и значимые факторы создания, распределения и обмена благ.

     Во  всей этой сложной совокупности с  многочисленными переплетениями ее отдельных элементов можно с  определенной условностью выделить экономические учения – теоретические  концепции, отражающие основные закономерности экономической жизни, описывающие отношения между ее субъектами, выявляющие движущие силы и значимые факторы создания, распределения и обмена благ.

 

     Экономическая мысль древнего мира 

     В древнем мире еще в четвертом тысячелетии до нашей эры, когда появились первые древневосточные государственные образования и установились государственные формы управления рабовладельческой экономикой, началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. Поэтому не случайно принято считать, что экономическая наука зародилась именно на Древнем Востоке — в колыбели мировой цивилизации. 
Уже тогда в недрах натурального хозяйства восточного рабства («азиатского способа производства») с присущим ему активным участием государства в экономических процессах неумолимо расширялись масштабы товарно-денежных отношений и становясь псе более злободневными проблемы сосуществования государственной, общинной и частной собственности. В дальнейшем на протяжении первого тысячелетия до нашей эры необходимость осмысления сути экономических категорий и законов проявила себя не менее остро и в государствах классического (античного) рабства.

      

     Экономическая мысль Древнего Востока. Вавилония. 

Из дошедших до наших времен ранних письменных источников — памятников экономической мысли цивилизаций Древнего Востока наиболее известным является так называемый кодекс законов Вавилонии, принятый в XVIII в. до н.э. царем Хаммурапи (1792-1850 до н.э.)1. В тот период в этом государстве Месопотамии, расположенном в междуречье Тигра и Евфрата, возникла реальная угроза сохранению его устоев и, возможно, суверенитета, ибо быстрое развитие здесь товарно-денежных отношений сопровождалось резким сокращением поступлений налогов в казну и соответственно ослаблением государственных структур и особенно армии. Консолидировавший общество и экономическую жизнь старовавилонского государства кодекс Хаммурапи внешне был нацелен на то, чтобы «сильный не притеснял слабого». Фактически же закрепленные в нем правовые нормы жестко регламентировали натурально-хозяйственные основы, увязав их не только с экономической ответственностью. 
Так, за покушение на частную собственность мерой пресечения виновного могли стать обращение в рабство либо смертная казнь. Попытки увести чужого раба, а последний приравнивался к имущественному богатству, также сурово карались, т.е. вплоть до смертной казни. Своеобразные требования государство узаконило в части «снижения» тяжести кабалы и рабства за долги, а также ростовщичества. К примеру, царские воины и другие граждане — вавилоняне по «новым» законам, впредь не лишались своих земельных наделов за долги; отдавая ( продавая) за долги в рабство свою жену, сына дочь, отцу семейства гарантировалось «законом», что по истечении трех лет члена его семьи освободят и одновременно аннулируется долг; масштабы ростовщичества были «упорядочены» так, что предел денежной ссуды не должен был превышать 20%, а натуральной ссуды — 33%.
 
 
 

      Экономическая мысль античного рабства. Древняя Греция. 

     Рабство, которое имело место в Древней  Греции и Древнем Риме в первом тысячелетии до эры, называют классическим, или античным. Причем лучшими достижениями экономической мысли античного  рабства в период конца V—IV вв. до н.э. явились труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Поэтому далее речь пойдет о видении «достоинств» натурального хозяйства и «естественном» характере рабовладения только на примере названных авторов.
 
     Ксенофонт (430—354 до н.э.). Экономические воззрения этого  философа нашли свое выражение в  его трактате «Домострой», в котором  приводятся следующие положения:

     - разделение труда на умственный  и физический, а людей — на  свободных и рабов имеет естественное  (природное) происхождение;

     - природному предначертанию отвечает  преимущественное развитие земледелия  по сравнению с ремеслом и  торговлей; производительно может  выполняться «наиболее простая  работа»; степень разделения труда  обусловлена, как правило, размерами рынка сбыта;

     - всякому товару присущи полезные  свойства (потребительная стоимость)  и способность обмениваться на  другой товар (меновая стоимость);

     - деньги изобретены людьми для  того, чтобы с их помощью осуществлялось  товарное обращение и накопление  богатства, но не ростовщическое обогащение.

 
     Платон (428—347 до н.э.). Этот философ, предвосхитивший ряд  элементов возникшей впоследствии так называемой коммунистической модели социально-экономического устройства, отстаивал прежде всего натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества, что нашло отражение в характеристике двух проектов идеального государства в его произведениях «Государство» и «Законы».

     В первом сочинении речь идет об особо  важной, с точки зрения Платона, роли, которую совместно призваны выполнять аристократическое сословие (философы) и сословие воинов (армия) в обеспечении общественных интересов. Эти сословия, олицетворяя аппарат управления идеального государства, не должны, по мысли ученого, обладать собственностью и обременять себя хозяйством, так как их материальное

     обеспечение (по уравнительному принципу) должно стать  общественным. Остальная часть общества отнесена в проекте к обладающему  и распоряжающемуся собственностью третьему сословию, названному Платоном чернью (земледельцы, ремесленники, купцы), и к рабам, приравненным к собственности свободных граждан.

     Во  втором произведении философ выдвигает  обновленную модель идеального государства, развивая и конкретизируя свою аргументацию в части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Основное внимание при этом вновь уделено аппарату управления обществом, т.е. гражданам высших сословий, которые, в частности, будут наделены правом владения и пользования (неполное право собственности) предоставляемым им по жребию государством домом и земельным наделом. Кроме того, проектом оговаривается возможность последующей передачи земли по наследству на тех же условиях одному из детей и требование, чтобы ценность общего имущества граждан не разнилась более чем в четыре раза.

 

     Аристотель (384—322 до н.э.). Этот автор, будучи убежденным идеологом сложившихся в его стране натурально-хозяйственных отношений, смог значительно больше других своих современников (Ксенофонта, Платона и др.) углубиться в конкретные экономические проблемы и разработать оригинальнейший по тем временам проект идеального государства. 
Согласно проекту Аристотеля естественные «законы природы» обусловливают деление общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический. При этом оригинально то, что все виды хозяйства и деятельности людей (будь то: свободные граждане, выполняющие управленческо-контрольные функции, земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы) рассматриваются в нем с точки зрения используемых каждым сословием способов жизнеобеспечения и приобретения богатства и относятся либо к естественной сфере — экономике, либо к неестественной сфере — хрематистике. 
Экономика в суждениях Аристотеля представлена, прежде всего важнейшей и почетной деятельностью людей в земледелии, а также теми, кто занят ремеслом и мелкой торговлей. Ее цель — удовлетворение насущных жизненных потребностей человека, и поэтому она должна быть объектом заботы государства. Хрематистику мыслитель сравнивает с беспечным искусством наживать состояние посредством крупных торговых сделок для перепродажи и ростовщических операций. Ее цель беспредельна, так как главное в этой сфере — «обладание деньгами». 
В концепции об экономике и хрематистике очевидна недвусмысленная позиция Аристотеля как сторонника натурального хозяйства. Идеализируя в рамках этой концепции модель рабовладельческого государственного устройства, он как бы искусственно «упрощает» важнейшие элементы хозяйственной жизни. Например, по Аристотелю, «в действительности вещи столь различные не могут стать соизмеримыми». Отсюда «5 лож — 1 дому» потому, что их соизмеримость достигается якобы только благодаря деньгам. Сами же деньги, как наиболее «удобный в обиходе» товар, возникли, по мысли философа, не стихийно, а как результат соглашения между людьми и «в нашей власти», чтобы они (деньги) стали «неупотребительными».  
К «издержкам» аристотелевской концепции об экономике и хрематистике следует отнести также двойственную характеристику обмена. Речь идет о том, что в одном случае обмен расценивается им как акт удовлетворения потребности и позволяет трактовать потребительную стоимость товара как категорию сферы экономики, а в другом случае — наоборот: обмен символизирует акт наживы и дает основание меновую стоимость товара считать категорией сферы хрематистики. 
Наконец, с позиций этой же концепции Аристотель демонстрирует свое неприятие крупной торговли и ссудных операций, тенденциозно анализируя этапы эволюции форм торговли и денежного обращения. В частности, такие ранние формы торговли, как прямой товарообмен и товарообмен посредством денег, он относит к сфере экономики, а движение торгового капитала, т.е. когда товарообмен осуществляется с приращением первоначально авансированных на эти цели денег, — к сфере хрематистики. Аналогично трактует Аристотель свое отношение к формам денежного обращения, относя функции денег по отображению меры стоимости и средства обращения к сфере экономики, а их применение как средство накопления прибыли, т.е. в качестве ростовщического капитала, — к сфере хрематистики. По словам Аристотеля, ростовщичество «с полным основанием вызывает ненависть» и является «по преимуществу противным природе» потому, что «оно делает сами денежные знаки предметом собственности, которые, таким образом, утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы: ведь они возникли ради меновой торговли, взимание же процентов ведет именно к росту денег».
 

     Экономическая мысль древнего Китая. 

     Большое место в истории общественной мысли древнего Китая рассматриваемого периода занимает конфуцианство - учение, созданное Конфуцием (Кун Фуцзы), жившем в 551-479 гг. до н.э. Экономические взгляды Конфуция систематизированы одним из его последователей Мэн-цзы (372-289 гг. до н.э.). Они оказали большое влияние на экономическую мысль Китая. В экономике страны в бытность Конфуция происходили существенные сдвиги, связанные с разложением первобытнообщинного строя и становлением рабовладения. Пришло в упадок земледелие, разрушались общинные связи, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись позиции частных рабовладельческих хозяйств.  
 Конфуций одним из первых создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало. Оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на "благородных", составляющих высшее сословие, и "простолюдинов" ("низких"), уделом которых является физический труд, Конфуций считал естественным. Отношения между рабовладельцами и рабами он не сводил только к принуждению. Конфуций призывал воспитывать "доверие" рабов к эксплуататорам, советовал "благородным" добиваться верности рабов.

      Учение Конфуция нацелено на обеспечение стабильности формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, широкое использование в этих целях традиционных форм и обрядов. Он ратовал за укрепление власти верховного правителя Китая. Экономические воззрения Конфуция, являясь продуктом своей эпохи, были противоречивы. Идеализация старины, закрепление патриархально-общинных отношений уживались у него с разработкой правил, регулирующих взаимоотношения рабов и рабовладельцев. Он представлял прежде всего позиции потомственной рабовладельческой аристократии, а также низшего, служилого слоя рабовладельцев. Рабовладение у него совмещалось с сохранением старых патриархальных порядков, отношений кровного родства. В условиях обострявшихся социальных противоречий Конфуций искал пути достижения социального "равенства" при сохранении рабовладельческих порядков, сглаживания классовых конфликтов. Конфуцианство обосновывало консерватизм общественного устройства, утвердившийся на долгие годы в китайском обществе.  
Конфуцианство нашло своё развитие во взглядах Мэн-цзы, связывавшего социальное неравенство с "небесной волей", оправдывавшего противоположность между умственным и физическим трудом. Вместе с тем Мэн-цзы был против ужесточения рабовладельческого гнета, ратовал за восстановление общинного землевладения, выступал в защиту общины, экономических интересов крестьян. Противоречивость, свойственная социально-экономической концепции конфуцианства, получила у Мэн-цзы дальнейшее углубление.

Информация о работе Экономическая мысль средневековья и древнего мира