Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 04:51, контрольная работа
Экономическое мнение средневековой Европы развивалось на почве феодальных отношений под всесторонним и всеобъемлющим влиянием христианства. Развитие средневекового общества стран Западной Европы условно можно разделить на три периода, которые отображают эволюцию экономического, социального и политического уклада и определяют своеобразие экономических взглядов и идей . В достопримечательностях экономического мнения раннего средневековья отобразились проблемы расписания общины и родовых отношений, становления феодального уклада, углубления имущественного и социального неравенства, перехода от традиционного обычного права к "писаному" (закрепленному в специальных документах) феодальному праву.
1. Экономическая мысль средневековой Европы
2. Экономические идеи К. Маркса
Содержание:
1. Экономическая мысль средневековой Европы………………………..3
2. Экономические
идеи К. Маркса……………………………………….11
3.
Список используемой литературы……………………………………22
1. Экономическая мысль средневековой Европы.
Экономическое мнение средневековой Европы развивалось на почве феодальных отношений под всесторонним и всеобъемлющим влиянием христианства. Развитие средневекового общества стран Западной Европы условно можно разделить на три периода, которые отображают эволюцию экономического, социального и политического уклада и определяют своеобразие экономических взглядов и идей . В достопримечательностях экономического мнения раннего средневековья отобразились проблемы расписания общины и родовых отношений, становления феодального уклада, углубления имущественного и социального неравенства, перехода от традиционного обычного права к "писаному" (закрепленному в специальных документах) феодальному праву.
Характерная особенность
Приводя
перечень штрафов за всевозможные преступления,
она характеризует
Завершение
этого процесса отражено в другом
памятнике этого периода "
Экономическая мысль средневековья в значительной мере опиралась на труды Аристотеля, в частности на положения, которые получили название "догмы Аристотеля".
Аристотель одобрительно
Экономическая
мысль классического
Вслед за Аристотелем, Ф. Аквинский развивает мысль о естественности натурального хозяйства и в связи с этим производит деление богатства на естественное (продукты натурального хозяйства) и искусственное (золото и серебро). Последнее, по мысли Ф.Аквинского, не делает человека счастливым и приобретение такого богатства не может быть целью, т.к. последняя должна состоять в "нравственном усовершенствовании". Это убеждение вытекает из идеологии христианства, где экономические интересы должны быть подчинены подлинному делу жизни - спасению души. В средневековой теории нет места такой экономической деятельности, которая не связана с моральной целью. И потому на каждом шагу существуют ограничения, запреты, предупреждения не позволять экономическим интересам вмешиваться в серьезные дела.
В соответствии с догмами Аристотеля и традициями католической церкви, Ф.Аквинский осуждал ростовщичество, называя его "постыдным ремеслом". Он писал, что, давая деньги в рост, кредиторы, стремясь представить сделку честной, требуют процент как плату за время, предоставляемое им заемщику. Однако время - это всеобщее благо, данное Богом всем в равной степени. Таким образом, ростовщик обманывает не только ближнего, но и Бога, за дар которого он требует вознаграждения. Среди средневековых философов общим было убеждение, что ростовщики недостойны честного имени и излишни для общества, так как не доставляют ему необходимых для жизни предметов.
Однако
в отношении торговли средневековые
схоласты, в том числе и Ф.Аквинский, считали,
что она представляет собой занятие законное,
поскольку различие в природных богатствах
разных стран свидетельствует о том, что
она предусмотрена Провидением. Торговая
прибыль сама по себе не вносит ничего
порочного в экономическую жизнь и может
быть использована для честной цели. К
тому же прибыль может являться платой
за труд, если произошла продажа вещи,
"измененной к лучшему". Но в то же
время торговля - это опасное дело (в плане
искушения) и человек должен быть уверен
в том, что занимается ею ради всеобщей
пользы и что прибыль, которую он извлекает,
не превышает справедливой оплаты его
труда.
Интересен у Ф. Аквинского
и взгляд на частную
собственность и проблему
справедливости. Как известно, в раннем
христианстве идея равенства воплотилась
в идее отказа от частной собственности,
обобществления имущества и в утверждении
всеобщей обязанности трудиться.
В соответствии с давними традициями христианства труд у Ф.Аквинского получил позитивную оценку как необходимый для жизни, избавления от праздности, укрепления нравственности.
В то же время, вслед за Аристотелем, Ф. Аквинский отвергает идею о равнозначности всех видов труда, рассматривая физический труд как рабское занятие.
Значительные
трудности возникают с проблемо
Неприятие чрезмерного богатства связывает средневековых схоластов не только с Аристотелем, но и с Платоном. У последнего целью идеального государства является "изгнание неблагородной страсти к наживе", поскольку именно излишек порождает такие отвратительные качества, как лень и жадность. И именно от древнегреческих мыслителей в средневековую схоластику вошло убеждение, что стать очень богатым, оставаясь добродетельным - невозможно.
Однако,
несмотря на негативное отношение в
целом к частной собственности,
торговле, и тем более к проценту,
они в реальной экономической
жизни существовали и не считаться
с этим было невозможно. Возникает
вопрос: а каковы в этих условиях критерии
справедливости, в том
числе справедливого
обмена и справедливой
цены?
Еще Аристотель,
в противоположность тем, кто требовал
установления имущественного равенства
общины свободных, выдвигал тезис, что
распределение благ должно строиться
на принципах справедливости, то есть
"по достоинству". Это означало, в
свою очередь, справедливость существования
имущественного неравенства. Идею Аристотеля
воспринял и развил Ф.Аквинский. В его
представлении общество мыслилось как
иерархическое и сословное, где подняться
выше своего сословия грешно, ибо деление
на сословия установлено Богом. В свою
очередь, принадлежность к сословию определяет
уровень богатства, к которому должен
стремиться человек. Другими словами,
человеку дозволено
стремиться к такому
богатству, которое
необходимо для жизни
на уровне, подобающем
его социальному положению. Но стремление
к большему - это уже не предприимчивость,
а жадность, которая есть смертный грех.
Эти положения легли в основу рассуждений
Ф.Аквинского о справедливой
цене. В период средневековья дискуссия
о справедливой цене включала две точки
зрения:
Ф.Аквинский в своей теории справедливой цены вобрал оба эти положения, различая два вида справедливости в обмене. Один вид справедливости гарантирует цену "сообразно вещи", то есть сообразно затрат труда и расходов (здесь эквивалентность трактуется в терминах издержек). Второй вид справедливости обеспечивал больше благ тому, кто "больше значит для общественной жизни". Здесь эквивалентность трактуется как присвоение в обмене той доли благ, которая соответствует достоинству обменивающегося. Это означало, что процесс ценообразования ставился в зависимость от социального статуса участников обмена.
Защита привилегий правящих классов обнаруживается в трудах Ф.Аквинского и в оправдании правомерности получения земельной ренты, которую он рассматривает как продукт, созданный силами природы и потому присеваемого земельным собственником. Именно получение ренты, по мнению Ф.Аквинского, дает возможность избранным заниматься духовным трудом «во имя спасения остальных".
В заключении представляется интересным проследить эволюцию взглядов средневековых мыслителей на процент - от полного неприятия до частичного оправдания. Известно из истории ростовщичества, что первоначально денежные или материальные ссуды брались для непроизводительного использования, часто от "безысходности". Эта практика господствовала вплоть до позднего средневековья. Например, горожанин занимал деньги, чтобы не умереть с голоду; рыцарь, чтобы отправиться в крестовый поход; община, чтобы построить храм. И считалось несправедливым, если кто-то делал прибыль на бедствии или благочестии других. В то время каноническим правом признавались два довода в пользу взимания процента: возмещение расходов на организацию и содержание кредитных учреждений и возмещение ущерба вследствие невозможности распоряжаться отданными в заем деньгами. Но этот ущерб еще надо было доказать. Когда же к шестнадцатому веку производительное и прибыльное вложение капитала стало широко распространенным явлением, тогда ростовщику или банкиру достаточно было доказать торговое или промышленное его назначение, чтобы иметь основания требовать вознаграждения за занятый капитал. Основанием служила потеря кредитором возможности извлечь выгоду из тех операций, которые могли представиться ему за время отсутствия денег. Лишение вероятной прибыли требовало вознаграждения, так как нарушался основной для канонического права принцип - эквивалентности обмена. В самом деле, должник, благодаря чужому капиталу обогащался, а кредитор, вследствие его отсутствия, терпел убыток. В силу происшедших изменений в экономической жизни, в каноническом праве в шестнадцатом веке закрепилось оправданное взимание процента. Запрещалось лишь взимание "лихвы" или сверхприбыли ростовщика, для чего устанавливался официальный максимум ссудного процента. Тем не менее, в целом отношение к ростовщичеству по-прежнему оставалось отрицательным, что не удивительно, учитывая исходные постулаты христианства.
Этическая направленность экономической мысли пронизывает труды всех мыслителей средневековья, а окончательный разрыв экономических и этических проблем связан с появлением первых экономических школ.
Информация о работе Экономическая мысль средневековой Европы