Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:08, контрольная работа
Экономические воззрения средневековья (феодального общества), судя по дошедшим до нас литературным источникам, носят ярко выраженный богословский характер. Научное наследие духовных идеологов этой эпохи, в том числе в области хозяйственной политики, переполняют схоластика, софистические рассуждения, религиозно-этические нормы, посредством которых ими оправдывается сословный характер и иерархическая структура общества, рост концентрации политической власти и экономического могущества у светских и церковных феодалов. Их доктринам присущи также двусмысленное толкование необходимости расширения масштабов товарности экономики, осуждение либо неявное одобрение ростовщичества и другие признаки неприятия в хозяйстве основополагающих принципов рыночных отношений.
Экономическая мысль средневековья.
Экономические воззрения
средневековья (феодального общества),
судя по дошедшим до нас литературным
источникам, носят ярко выраженный
богословский характер. Научное наследие
духовных идеологов этой эпохи, в
том числе в области
Средневековая
экономическая мысль в
Автором одной из значительных
концепций общественного
В концепции Ибн-Хальдуна («социальная физика») не отвергаются богоугодность торговли и провозглашаемое исламом в Коране возвышенное отношение к труду, порицание скупости, жадности и расточительства, а также то, что «Аллах дал преимущество одних людей перед другими». Ее основным достижением является дифференцированная характеристика эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации». Последняя, на его взгляд, к традиционным хозяйственным занятиям людей в земледелии и скотоводстве прибавила такие прогрессивные сферы экономической деятельности, как ремесло и торговля. Успешное развитие всех отраслей экономики, полагает мыслитель, позволит многократно приумножить богатство народа, сделать роскошь достоянием каждого человека. Однако переход к цивилизации с ее возможностями для избыточного производства материальных благ, предупреждает ученый, не означает, что наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и отпадет необходимость в «предводительстве» над подданными и в разделении общества на сословия («слои») по имущественному признаку.
Ибн-Хальдун показал понимание того, что обеспечение граждан предметами первой необходимости и предметами роскоши , по его терминологии, «необходимым» и «лишенным необходимости», зависит прежде всего от степени населенности города, символизирующей как его процветание, так и упадок. Поэтому, если город растет, в нем будут в достатке и «необходимое» и «лишенное необходимости»; при этом цены на первое (благодаря участию в земледелии, в том числе и горожан) будут снижаться, а на второе (из-за резкого роста спроса на предметы роскоши) — будут увеличиваться. И наоборот, упадок города как результат малочисленности проживающего в нем населения обусловливает недостаток и дороговизну всех без исключения материальных благ. Одновременно с этим мыслитель отмечает, что чем ниже устанавливается размер налогов (включая пошлины и поборы правителей на городских рынках), тем более реален расцвет любого города, общества в целом.
Деньги Ибн-Хальдун считает
важнейшим элементом хозяйственной жизни,
настаивая на том, чтобы их роль выполняли
полноценные монеты из созданных богом
двух металлов — золота и серебра. По его
мысли, деньги отображают количественное
содержание человеческого труда «во всем
приобретаемом», ценность «всякого движимого
имущества», и в них «основа приобретения,
накопления и сокровища». Он совершенно
нетенденциозен при характеристике «стоимости
труда», т.е. заработной платы, утверждая,
что ее размер зависит, во-первых, «от количества
труда человека», во-вторых, «его мест
среди других трудов» и, в-третьих, от «потребности
людей в нем» (в труде. — Я.Я.).
Средневековая
экономическая мысль в западноевропейских
странах. Католическая школа канонистов.
Наиболее значимым автором
западноевропейской экономической
мысли средневековья называют, как
правило, доминиканского итальянца
монаха Фому Аквинского (Аквината) (1225—1274),
отнесенного в 1879 г. католической церковью
к лику святых. Он стал достойным продолжателем
и оппонентом одного из основателей школы
раннего канонизма Августина Блаженного
(Святого Августина) (353-430), который в конце
IV — начале V вв., будучи епископом во владениях
Римской империи в Северной Африке, заложил
догматические безальтернативные принципы
религиозно-этического подхода к экономическим
проблемам. И эти принципы в течение V—XI
вв. оставались почти незыблемыми.
В период раннего средневековья господствовавшая
экономическая мысль ранних канонистов
категорически осуждала торговую прибыль
и ростовщический процент, характеризуя
их как результат неправильного обмена
и присвоения чужого труда, т.е. как грех.
Эквивалентный и пропорциональный обмен
считался возможным только при условии
установления «справедливых цен». Авторы
церковных законов (канонов) выступали
также против свойственного идеологам
античного мира презрительного отношения
к физическому труду, исключительного
права на богатство отдельных лиц в ущерб
большинству населения. Крупная торговля,
ссудные операции, как явления грешные,
вообще запрещались.
Однако в 13-14 вв., в период
расцвета позднего средневековья (когда
устоялась сословная
Вышесказанное очевидно из суждений Ф.Аквинского
по многим экономическим проблемам, актуальным
в странах Западной Европы в средние века
и нашедшим отражение в его трактате «Сумма
теологии». Например, если ранние канонисты,
подразделяя труд на умственный и физический
виды, исход из божественного (естественного)
предназначения, но не отделяли эти виды
друг от друга с учетом их влияния на достоинство
человека в связи с занимаемым положением
в обществе, то Ф.Аквинский «уточняет»
это «доказательство» в пользу сословного
деления общества. При этом он пишет: «Деление
людей по различным профессиям обусловлено,
во-первых, божественным провидением,
которое разделило людей по сословиям...
Во-вторых, естественными причинами, которые
определили то, что различные люди склонны
к различным профессиям...».
Двойственную и компромиссную позицию в сравнении с ранними канонистами автор «Суммы теологии» занимает также по поводу трактовки таких экономических категорий, как богатство, обмен, стоимость (ценность), деньги, торговая прибыль, ростовщический процент. Рассмотрим вкратце эту позицию ученого применительно к каждой названной категории.
Богатство со времен Августина
рассматривалось канонистами
Обмен в древнем мире и
в средние века воспринимался
исследователями как акт
«Справедливая цена» —
это категория, которая в экономическом
учении канонистов подменяла категории
«стоимость» (ценность), «рыночная цена».
Она устанавливалась и
Деньги (монеты) Ф.Аквинским трактуются подобно авторам древнего мира и раннего канонизма. Он указывает, что причиной их возникновения стало волеизъявление людей для обладания «вернейшей мерой» в «торговле и обороте». Выражая свою приверженность номиналистической концепции денег, автор «Суммы теологии» признает, что, хотя монеты имеют «внутреннюю ценность», государство, тем не менее вправе допускать некоторое отклонение ценности монеты от ее «внутренней ценности». Здесь ученый вновь верен своему пристрастию к двойственности, с одной стороны, признавая, что порча монеты может сделать бессмысленным измерение достоинства денег на внешнем рынке, а с другой — вверяя государству право устанавливать «номинальную ценность» подлежащих чеканке денег по своему усмотрению.
Торговая прибыль и ростовщический процент осуждались канонистами как не богоугодные, т.е. грешные, явления. С определенными оговорками и уточнениями «осуждал» их и Ф.Аквинский. Поэтому в результате, по его мысли, торговая прибыль и процент за ссуду все же должны присваиваться соответственно торговцем (купцом) и ростовщиком, если при этом очевидно, что они совершают вполне благопристойные деяния. Иначе говоря, необходимо, чтобы такого рода доходы являлись не самоцелью, а заслуженной платой и вознаграждением за имеющие место в торговых и ссудных операциях труд, транспортные и прочие материальные издержки и даже за риск.