Изучение скифо-сакской эпохи Казахстана в трудах отечественных и российских исследователей (вторая половина ХХ - начало ХХI вв.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:10, автореферат

Описание работы

Актуальность проблемы. В условиях динамичного развития суверенного Казахстана происходит процесс становления национального самосознания. Комплекс геополитических факторов, связанных с определением роли и места Республики Казахстан в мировом сообществе, привел к возрождению интереса к древней и средневековой истории страны. Президент Казахстана Н.А.Назарбаев в послании участникам симпозиума «Степь и культура.

Работа содержит 1 файл

Изучение скифо-сакской эпохи Казахстана в трудах отечественных и.doc

— 311.00 Кб (Скачать)

Обобщая позиции исследователей, можно отметить, что решение затронутых проблем напрямую зависит от поступления новых археологических и палеоантропологических материалов, в том числе, из восточных регионов Евразии и с территории Синьцзяна.

Второй подраздел «Проблемы происхождения кочевого скотоводства и характеристика хозяйственных основ номадизма в трудах исследователей» представляет анализ путей и факторов перехода к кочевому скотоводству, отраженному в исследованиях М.П. Грязнова, С.И. Руденко, М.К. Кадырбаева, К.А. Акишева, А.З. Бейсенова, М.К. Хабдулиной, А.Д. Таирова и др. По мнению ученых становление кочевничества происходило на основе комплексного хозяйства пастушеско-земледельческих племен эпохи поздней бронзы под воздействием комплекса факторов, среди которых – экологический, социальный, экономический.

Именно природные условия определили переход к кочевому скотоводству в степной полосе, а природная зональность обусловливала формы кочевания как типа хозяйства. Характеризуя географическую среду, К.А. Акишев называет три зоны хозяйственной специализации и основных районов кочевания [27, с.43-44]. М.П. Грязновым была разработана периодизация развития скотоводческого хозяйства [28]. Используя археологический и этнографический материал, М.К. Кадырбаев изучает основных типов скотоводческого хозяйства на территории Казахстана и доказывает, что их становление относится к середине I тыс. до н.э. и происходит одновременно, хотя и разными темпами [29, с.36]. На современном этапе исследований аналогичный подход наиболее последовательно применен в работах А.З. Бейсенова, привлекшего данные по ландшафтной топографии казахских  зимовок (кыстау) на территории Сарыарки, а также по организации зимнего цикла хозяйствования, особенностям путей кочевания, сезонных переходов. В конце 90-х гг. ХХ века впервые на территории восточной Сарыарки было открыто свыше 20 поселенческих объектов раннего железного века [30, с.41-44].

Исследования, проводимые в Жетысу К.М. Байпаковым, привели к открытию многочисленных оседлых поселений саков. На основании археологических находок  и данных геоморфологии, зооархеологии  и палинологии, можно говорить о симбиозе земледелия и кочевого скотоводства у саков. Примером своеобразного городского центра с административными, торговыми, ремесленными функциями автор исследований считает поселение Сарытогай, расположенное в долине р. Чарын [31].

Основные параметры экологических и хозяйственных основ номадизма, фрагментарно известные по письменным источникам, к настоящему времени достаточно полно изучены исследователями и позволяют выдвинуть новую научную гипотезу – в ряде благоприятных географических зон наличествует тенденция к расширению зоны оседлости, земледелия и урбанизации ранними кочевниками.

Третий подраздел «Исследование проблем социально-политической организации общества ранних кочевников». Сравнительный анализ палеосоциологических исследований памятников скифо-сакской эпохи Казахстана в историографии позволяет обнаружить различия как в исследовательских подходах, так и в специфике используемого материала.

В середине ХХ в. археология, с присущим ей повышенным вниманием к систематизации материала и постановкой источниковедческих задач не решала вопросов палеосоциологических реконструкций, так как социография доисторических обществ имела узкие методические границы и объем археологического материала не представлял таких возможностей.

В 1950 – середине 1970-х гг. оформилось представление о существовании значительных сакских племенных объединений с развитыми центрами (Жетысу, Алтай, Приаралье), племенной аристократией и, в целом, высоким уровнем общественного развития. Происходит осмысление источниковой базы, сформировавшейся в результате открытия ярких курганных памятников (Бесшатыр, Шиликты, Иссык). С точки зрения методологии особых изменений в реконструкции социополитической картины общества ранних кочевников не произошло.

С середины 70-х гг. ХХ в. по настоящее время в результате применения структурного подхода к решению проблем социальной дифференциации сформировались представления о племенах скифо-сакской культуры как стратифицированном обществе.

Метод анализа социальной структуры по данным археологии предполагает привлечение значительного массива погребальных памятников, их ранжирование по степени трудовых затрат, выяснение индикаторов социальной неординарности захоронений в обряде и инвентаре. Универсальным показателем социальной значимости погребенного индивида считаются не только значительные трудовые затраты на совершение погребения, но и наличие «инсигний» власти, к которым относятся вещи из драгоценных металлов, вещи импортного происхождения, символические предметы и др. Корреляция указанных признаков является основанием для выделения погребений лиц, принадлежавших высшей страте скифо-сакского общества. Выводы по поводу исполняемых ими функций (военных, управленческих, жреческих, производственных или их комбинации) приводят исследователей к гипотезам о путях политогенеза в обществе ранних кочевников Казахстана (К.А. Акишев, А.К. Акишев, С.С. Черников, З.С. Самашев, А.З.Бейсенов, А. Бисембаев и др.).

Таким образом, социологические реконструкции не являются редкостью в археологии, однако создание представительной базы источников для них напрямую связано с совершенствованием методик полевых и лабораторных изысканий, системным использованием естественнонаучных методов, повышением общего уровня культуры археологических исследований. Сложность в использовании археологических материалов для социологических реконструкций заключается во фрагментарности этого источника как явления, а также в неполноте исследования погребальных памятников. Это приводит к неразработанности вопросов об уровне социальной стратификации сакского общества, которое находится на стадии первого приближения к истине.

В третьем разделе «Изучение и сохранение историко-культурного наследия скифо-сакской эпохи в суверенном Казахстане» раскрыты вопросы, связанные как с позицией государства в сохранении историко-культурного наследия ранних кочевников, так и с ролью казахстанской науки, обладающей значительным потенциалом в области открытия, изучения и восстановления археологических памятников.

Первый подраздел «Основные результаты по изучению эпохи ранних кочевников в ходе реализации программы «Культурное наследие» представляет анализ достижений отечественных археологов в изучении памятников скифо-сакской эпохи Казахстана. Значимость феномена скифо-сакской культуры подтверждена многоплановыми исследованиями ученых на могильниках Берель, Шиликты, Кырык Оба, Иссык, Улжан, Талды-2 и поселений, датируемых VIII-III вв. до н.э.

Обобщая результаты изучения памятников скифо-сакской эпохи Казахстана, проведенных в рамках выполнения государственной программы «Культурное наследие», можно сформулировать несколько выводов:

1 Исследование элитных курганов степной зоны Евразии пополнило количество источникового материала по изучению процессов социальной дифференциации сакского общества;

2 Впервые были сделаны выводы о планиграфических особенностях могильных насыпей элитных курганов сакской знати как архитектурных сооружениях, функционирующих не единовременно, а в определенный, довольно длительный хронологический период;

3 Получена уникальная коллекция золотых изделий, выполненных в скифо-сакском зверином стиле, что позволит активизировать изучение происхождения искусства древних кочевников, вопросов изобразительной символики и ряда важных проблем, связанных со статусом погребенных;

4 Уточнена хронология элитных курганов сакской культуры Казахстана, которая по традиционному и радиоуглеродному датированию укладывается в рамки середины I тыс. до н.э.

Показателем социализации достижений археологической науки Казахстана и адаптации научных открытий в современное общество является активное использование скифо-сакской символики в различных сферах культуры.

Второй подраздел «Проблемы сохранения памятников скифо-сакской эпохи в Республике Казахстан» посвящен анализу государственной политики в области сохранения историко-культурного наследия, рассматриваемой как фактор устойчивого развития суверенного Казахстана.

В начале 1990-х гг. государство фактически отстранилось от охраны историко-культурного наследия, следствием чего явилась возможность приватизации любых бесхозных объектов, в том числе и расположенных в непосредственной близости от памятников археологии. В это время произошло ослабление государственного контроля за  системой охраны памятников, что привело к распространению грабительской практики на могильниках скифо-сакской эпохи Казахстана. Это было обусловлено становлением антикварного рынка как части новой рыночной экономики. Предметы древности неожиданно стали товаром, одним из «естественных ресурсов», добыча которого не требует больших затрат, а умелый сбыт приносит высокую прибыль. Второе обстоятельство – распространение совершенных металлодетекторов, которое вывело на новый уровень возможности извлечения древних вещей из культурного слоя и погребений, что сделало «труд» бугровщиков гораздо более эффективным и разрушительным. Объектом массового разграбления в Казахстане стали скифо-сакские могильники Жетысу, Западного и Восточного Казахстана, привлекающие богатством золотых украшений погребального костюма, своеобразием и художественной выразительностью сопровождающего инвентаря.

В настоящее время в Республике Казахстан создана правовая система охраны историко-культурного наследия, предусматривающая запрещение незаконных раскопок, а также работы по учету и определению памятников и районов, находящихся под охраной государства с целью сохранения материальных свидетельств для изучения. Однако специалисты отмечают существенные пробелы в вопросах уголовной и административной ответственности за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, в том числе археологических объектов [32].

Сейчас в Казахстане ведется работа по паспортизации объектов историко-культурного наследия, итогом которой является издание томов «Свода памятников истории и культуры» республики. Например, анализ опубликованных данных только по одной Южно-Казахстанской области представляет следующую картину: около 8% памятников раннего железного века, учтенные в ходе археологических разведок 60-80-х гг. ХХ в., к настоящему времени не обнаружены, что связано с их разрушением в результате антропогенной деятельности; 10% объектов обнаружены впервые в ходе разведочных работ отрядов по паспортизации; 80% курганов подвергнуты грабительскому вмешательству; и лишь  4,3% памятников скифо-сакской эпохи изучены в ходе научно-исследовательских работ.

Процесс эволюции отношения к историко-культурным ресурсам привел к важным изменениям концептуального плана. Практика простой охраны памятников переросла в сложный и многослойный комплекс мероприятий государственной программы «Культурное наследие» по сохранению материальных исторических ресурсов или, говоря шире, наследия, которое включило в себя его изучение, интерпретацию и использование, подразумевающее в ряде случаев музеефикацию.

Отношение к музеефикации памятников имеет два аспекта. С одной стороны, осознание ценности археологической части культурного наследия может прийти только после длительного и масштабного знакомства с ним, которое не может состояться без музеефикационных и популяризационных программ. С другой стороны, туристское посещение памятников не только наносит вред, но и порой является главной угрозой их сохранности. Это противоречие требует особого внимания со стороны лиц, занимающихся охраной памятников, а процесс музеефикации должен решаться комплексно с привлечением специалистов различный научных направлений. Целесообразно оценить состояние и перспективы сохранности каждого памятника, в соответствии с чем и строить программу контроля за их использованием. Из числа наиболее доступных, посещаемых, расположенных близ трасс и населенных пунктов, памятников необходимо определить те, которые пригодны для музеефикации и организованного посещения. К остальным объектам культурного наследия, включая курганные группы, привлекать внимание не следует.

Если в современных условиях в эпоху глобализации культурное наследие рассматривается как стратегический ресурс, то следует подчеркнуть, что памятники скифо-сакской эпохи Казахстана – его весьма солидный компонент, который необходимо соответствующим образом позиционировать и активно использовать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Историографический анализ истории изучения скифо-сакской эпохи Казахстана, проведенный на базе трудов отечественных и российских  ученых второй половины ХХ – начала ХХI вв., законодательных актов Республики Казахстан и правовых документов по охране историко-культурного наследия, диссертационных исследований и др. позволил осмыслить достигнутые научные результаты, что позволяет сделать следующие выводы:

1 В процессе изучения скифо-сакской эпохи Казахстана отечественными  и российскими  исследователями второй половины ХХ – начала ХХI вв. можно выделить три этапа, отражающих динамику историографических изысканий: 50-е – середина 70-х гг. ХХ века; середина 70-х – начало 90-х гг. ХХ века; с начала 90-х гг. ХХ в. по настоящее время. Для первого этапа характерным было оформление казахстанской школы археологии и первоначальное накопление материала по эпохе ранних кочевников в ходе освоения целинных земель, строительства народнохозяйственных объектов в республике. Второй этап был связан с использованием новых методов в интерпретации археологического материала не только с позиций типологии и классификации, но и с применением методики реконструкции технологии гончарного дела, горного и металлургического производства и др. Третий этап представляет практику внедрения междисциплинарного подхода, позволяющего увеличить информативность археологических источников. Качественный уровень теоретических разработок и этносоциокультурных обобщений по проблемам скифо-сакской эпохи фиксируется в рамках этих этапов,  что свидетельствует о правомерности авторской периодизации.

2 Дискуссии о месте и роли кочевых народов евразийского пояса степей I тыс. до н.э.  в историческом процессе привели к осознанию цивилизационной  значимости номадизма как локально-исторического феномена, имеющего историческую целостность, протяженность во времени и занимающего определенный историко-культурный регион. Это привело  к качественным изменениям теоретико-методологических подходов в интерпретации археологического материала по скифо-сакской эпохе Казахстана, состоящих в смене научной парадигмы и отходе от эволюционно-стадиального взгляда на исторический процесс.

3 Современное состояние вопроса о преемственности кочевой культуры в диахроническом разрезе приводит исследователей к осознанию скифо-сакской общности как составной части евразийского социума. Анализ существующих научных подходов в изучении этносоциокультурных процессов эпохи ранних кочевников  делает необходимым углубление их изучения c трех позиций: антропологической (уровень современных исследований показывает, что со времени раннего железного века популяция, проживающая на территории Казахстана, мало менялась в антропологическом отношении); историко-культурной (изучение генезиса и особенностей материальной культуры, включая хозяйственно-экономическую деятельность, демонстрирует, что евразийская степь была территорией колоссальных культурных инноваций, потенциал которых использовался и на протяжении последующих двух тысяч лет); лингвистической (часть современных исследователей рассматривает языковую принадлежность сакского этноса как предковую форму тюркской языковой группы).

Информация о работе Изучение скифо-сакской эпохи Казахстана в трудах отечественных и российских исследователей (вторая половина ХХ - начало ХХI вв.)