Иван Грозный. Упрочение Российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 09:27, реферат

Описание работы

Объединение русских земель завершилось при сыне Ивана 3-го Василии 3-м, который княжил в Москве с 1505 по 1533 год. В Восточной Европе возникло огромное Российское государство, раскинувшееся на 2800 тысяч квадратных километров. Это было единое централизованное государство, все города и земли которого подчинялись великому московскому князю. Население России составляло 9 миллионов человек. Бывшие удельные князья стали боярами великого князя. Они вошли в состав Боярской думы - сословного органа княжеско-боярской аристократии

Содержание

Реформы 1549-1560 гг.: причины, содержания, результаты
Опричнина: истоки, содержание, последствия.
Внешняя политика Ивана Грозного

Работа содержит 1 файл

реферат по истории Иван Грозный.docx

— 86.72 Кб (Скачать)

     Характер  земельной политики 50-ых годов, выясняемый вполне точно на основании законодательства и политической практики этого времени, заставляет определить ее как политику защиты дворянско-помещичьих интересов  и вместе с тем как политику, направленную против земельных интересов  боярства.

     В государственной деятельности Ивана  IV выделяются два этапа: до опричнины и после нее. Основная часть реформ падает именно на первый период. На резкую перемену реформаторской политики Ивана IV повлияло негативное отношение привилегированных слоев русского общества к его реформам плюс личная драма царя, связанная со смертью его жены Анастасии. Иван IV был доведен до крайности опричнины разочарованием в природе человека, который чаще думает о себе, чем о “государственной пользе”. Иван же ставил перед собой задачи улучшения Русского государства не только в высших слоях, но и на общенародном уровне, как ему казалось, хотя в работе больше прослеживается путь реформ только на уровне высших сословий. Некоторые разночтения между основной частью и выводами связаны с тем, что в работе преобладает формальный подход к исследованию материала, но мы знаем, что в истории существуют вещи, стоящие выше фактов и часто носящие личный характер. Именно эти стороны исторического процесса дают возможность сделать вывод, что положительные реформы 50-х годов продолжались бы, если бы не натолкнулись на сопротивление русской аристократии и не трансформировались в опричнину. Но с другой стороны, реформы 50-х годов XVI века сыграли огромную положительную роль в истории Русского государства.

     В молодые годы государь вместе со своими избранными советниками повел смелую внешнюю и внутреннюю политику, целью  которой было: с одной стороны - привести в порядок законодательство, устроить областное управление и  привлечь к нему выборных людей из различных сословий, с другой - расширить  границы государства на Востоке  и Западе, добиться берега Балтийского  моря, укрепить связи с Западной Европой.

     Между тем царь повзрослел, приобрел некоторый  опыт в государственных делах  и уже тяготился деятельным правлением “Избранной рады”. Воля его, стесненная в юности, теперь распрямилась, словно отпущенная пружина, стремясь к самовластии. 

2. Опричнина, её причины и последствия

     Глубокие  душевные потрясения, испытанные в  детстве, на всю жизнь лишили царя доверия к подданным. Человек  сложный, противоречивый и неуравновешенный, он в периоды крайнего внутреннего  напряжения, когда его необузданные страсти выходили за нормы разумного, творил правый и неправый суд над  своими действительными и мнимыми  противниками.

     Политика  Избранной рады не удовлетворяла  феодалов. Бояре были недовольны отменой  кормлений и других привилегий, а  дворяне тем, что не получили новых  поместий за счет вотчинников и монастырей. Положение усугублялось неудачами  во внешней политике. Бесконечные  интриги, имевшие место вокруг государя, подорвали его психику.

     Первый  кризис, оставивший глубокий след в  обостренном сознании Ивана Васильевича, был связан с его внезапной  и тяжелой болезнью после возвращения  из Казанского похода и составлением в марте 1553 г. завещания в пользу младенца Дмитрия (первого сына, рожденного от Анастасии). Царь потребовал принесению присяги наследнику в пеленках, но у некоторых ближних бояр, которые  первыми целовали крест, появились  сомнения, и они, сказавшись больными, уклонились от присяги. Ходили слухи, что  они «хотели. . . на государство» старицкого князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Ивана IV.

     Больной царь говорил боярам: «Если вы сыну моему Димитрию креста не целуете, то значит, у вас другой государь есть. . . Я вас привожу к крестному целованию, велю вам служить сыну моему Димитрию, а не Захарьиным; вы души свои забыли, нам и детям нашим служить не хотите, в чем нам крест целовали уже не помните; а кто не хочет служить государю - младенцу, тот и большому не захочет служить». По известию одной летописи, бояре насильно заставили присягнуть князя Владимира Андреевича, объявивши ему, что иначе не выпустят из дворца; к матери его посылали трижды с требованием, чтобы и она привесила свою печать к крестоприводной записи. «И много бранных речей она говорила. И с тех пор пошла вражда, между боярами смута, а царству во всем скудость», - говорит летопись.  

     7 августа 1560г. после болезни  умерла Анастасия. Ее смерть  потрясла Ивана Васильевича. Анастасия  занимала особое место в его  жизни - он любил ее и уважал  как самого близкого человека. Окружение Ивана IV воспользовалась состоянием его полной растерянности тупого отчаяния и пустило слух, что Анастасия умерла не своей смертью, что «извели царицу своими чарами» Сильвестр и Адашев. Этого было достаточно - царь решил судить оговоренных заочно.

     Церковный собор осудил Сильвестра на заточение в Соловки (по-видимому, он там и умер). Алексей Федорович тоже не избежал печальной участи; его взяли под стражу, перевезли в Дерпт, где он и умер в заточении в 1561 г.

     Потом начались массовые казни. Сторонники Сильвестра и Адашева, все близкие и дальние родственники Алексея Федоровича, многие знатные бояре и князья, их семьи, включая детей - подростков, были либо физически уничтожены, либо отправлены в заточение, несмотря на их заслуги в прошлом.

     Теперь  у государя появились новые любимцы. Среди них особенно выделялись боярин Алексей Данилович Басманов, его сын кравчий Федор Басманов, князь Афанасий Иванович Вяземский и незнатный дворянин Григорий Лукьянович Малюта Скуратов-Бельский. Этот последний был довольно колоритной фигурой. Малюта ведал у Ивана Грозного сыском и пытками. Однако, несмотря на это, сам Малюта был неплохим семьянином. Одна из его дочерей, Мария, была замужем за выдающимся человеком того времени - Борисом Годуновым. Умер Малюта Скуратов на поле боя - немцы изрубили его на стене крепости Витгенштейн в Ливонии во время штурма в 1573 г.

     Массовые  казни вызвали бегство многих московских бояр и дворян в чужие  земли. Ивана Грозного особенно поразило и вывело из себя предательство Андрея Курбского, которого он ценил не только как заслуженного воеводу и ближайшего государственного советника, но и как  личного и доверенного друга. И не просто измена, а позорное бегство  русского воеводы с поля боя в  стан неприятеля в один из самых  трудных для России моментов в  ее затянувшейся войне с Ливонией. Польский король милостиво принял Курбского, сохранил за ним все его высокие  почести и пожаловал богатым  имением.

     Сам Курбский впоследствии писал, что бежал, опасаясь готовящейся над ним  расправы. В письме к царю, он осуждал  его за разгон Избранной рады, за самовластие. Иван Грозный истребил близких родственников Курбского, брошенных им в Москве, отомстив недругу.  

     В ответе на гневное послание Курбского  Иван IV исчерпывающе и лаконично  изложил кредо самодержца: неограниченность воли монарха, власть которого санкционирована  церковью и Богом, и полное подчинение божественной воле монарха всех подданных.

     Иван  Грозный придумывает невиданное на Руси лицедейство - добровольно оставляет  трон и покидает царствующий град Москву. Эта царская игра имела  свой политический смысл.

     В воскресенье 3 декабря 1564 г. Иван со своими детьми и царицей под охраной  и в сопровождении большого обоза  уехал из Кремля «неведомо куда бяше». Он отслужил молебен в Троице - Сергиевом монастыре, а затем отъехал в Александрову слободу, где обосновался надолго. Через месяц Иван Васильевич прислал в Москву гонца с двумя грамотами. Первая, «гневная» грамота была направлена митрополиту Афанасию. В ней государь описывал все беззакония боярского правления, перечислял вины бояр и обвинял митрополита и духовенство в зловредном пособничестве боярам. Вторая, «слезная», грамота предназначалась «посаду, всем людям» и читалась в собрании народа. В этой грамоте царь заверял московских посадских людей в том, что зла и гнева на них не держит, явно стремясь заручиться их поддержкой.

     Отъезд  царя ошеломил столицу. Духовенство, бояре, сановники, приказные люди просили  митрополита умилостивить государя. Чтобы «ударить челом царю и плакаться», в Александрову слободу отправилась  представительная делегация от духовенства, бояр, дворян, приказных людей, купцов и посадских. Выслушав этих посланцев  «всего народа», Иван Грозный согласился вернуться в Москву, но на определенных условиях. В самом общем виде они  заключались в следующем: отныне царь будет по своему усмотрению «невозбранно казнить изменников опалою, смертию, лишением достояния», без всяких претензий со стороны духовенства.

     2 февраля 1565г. Иван Васильевич  торжественно въехал в столицу,  а на другой день объявил  духовенству, боярам и знатнейшим  чиновникам об учреждении опричнины. 

     Что же такое опричнина Ивана Грозного? Термин «опричнина» происходит от старославянского «опричь» кроме, поэтому опричников называли еще кромешниками. В Древней  Руси опричниной называли ту часть  княжества, которую после смерти князя выделяли его вдове «опричь» всех уделов. Суть опричнины состояла в том, что Грозный применил к  территории старых удельных княжеств, где находились вотчины служилых князей-бояр, тот порядок, какой обыкновенно  применялся Москвой в завоеванных  землях.

     И отец, и дед Грозного, следуя московской правительственной традиции, при покорение Новгорода, Пскова и иных мест выводили оттуда наиболее видных и для Москвы опасных людей в свои внутренние области, а в завоеванный край посылали поселенцев из коренных московских мест. Это был испытанный прием ассимиляции, которой московский государственный организм усваивал себе новые общественные элементы.

     В особенности ясен и действителен был этот прием в Великом Новгороде  при Иване III и в Казане при самом Иване IV. Лишаемый местной руководящей среды завоеванный край немедля получал такую же среду из Москвы и начинал вместе с ней тяготеть к общему центру-Москве. То, что удавалось с врагом внешним, Грозный задумал испытать с врагом внутренним. Он решил вывести из удельных наследственных вотчин их владельцев-княжат и поселить их в отдалённых от их прежней оседлости в местах, там, где не было удельных воспоминаний и удобных для их оппозиции условий. На место же выселенной знати он селил служебную мелкоту на мелко поместных участках, образованных из старых больших вотчин.

     Новый двор Грозного состоял из бояр и  дворян, новой "тысячи голов", которую  отобрали так же, как в 1550 году отобрал  тысячу лучших дворян для службы в  Москве. Первой тысячи дали тогда подмосковные поместья; второй-Грозный даёт поместья в тех городах, "которые городы поймал в опришнину"; это и были опричники, предназначенные сменить опальных княжат на их удельных землях. Число опричников росло, потому что росло количество земель, забираемых в опричнину. Грозный на всем пространстве старой удельной Руси, по его собственному выражению, «перебирал людишек», иных «отсылал», а других «принимал». В течение 20 последних лет царствования Грозного опричнина охватила полгосударства и разорила все удельные гнезда, разорвав связь "княженецких родов" с их удельными территориями и сокрушив княжеское землевладение.

Царская реформа включала три группы мероприятий:

     1. В системе централизованного  государства Иван Васильевич  выделил «опричь» всей земли  значительные территории на западе, севере и юге страны, которые  и составили его особое личное  владение - государев узел или  опричнину. Верховное управление  и суд в государевом уделе  осуществляла опричная Боярская  дума. В опричнину вошли города Можайск, Вязьма, Козельск, Перемышль, Суздаль, Шуя, Галич, Юрьевец, Вологда, Устюг, Старая Русса и ряд высокодоходных волостей. К опричнине отошли важные торговые пути на север и восток, основные центры соледобычи и стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах. Из всех городов, уездов, волостей и с улиц, перешедших в государственный удел, надлежало насильственно выселить всех князей, бояр, дворян и приказных людей, если они добровольно не записывались опричниками.

     2. Для своей охраны государь  создал из князей, бояр, дворян  и детей, боярских гвардию телохранителей. Первоначально опричный корпус  не превышал 1000 человек, но вскоре  особое войско было доведено  до 5000 человек. Отбор опричников  производил сам Иван Васильевич  в торжественной обстановке в  Большой палате Кремлевского  дворца. Каждый опричник отрекался  от своих родных и обязывался  служить только царю. За все  это государь жаловал всех  отобранных имениями и землей  в тех городах и волостях, откуда  выселялись князья, бояре, дворяне  и приказные люди, не пожелавшие вступить в опричнину. Опричники носили черную одежду. К седлу они прикрепляли собачью голову и метлу. Это были знаки их должности, состоявшей в том, чтобы выслеживать, вынюхивать и выметать измену и грызть государевых злодеев - крамольников. Князь Курбский в своей Истории царя Ивана пишет, что царь со всей Русской земли собрал себе «человеков скверных и всякими злостью исполненных» и обязал их страшными клятвами не знаться не только с друзьями и братьями, но и с родителями, а служить единственно ему и на этом заставлял их целовать крест.

     3. Та часть государства, которая  осталась за пределами государева  удела- опричнины, стала именоваться земщиной. Текущими государственными делами здесь по-прежнему занималась земская Боярская дума и приказы, но часть дьяков царь взял в опричнину. Высшей инстанцией и в судебных делах, и в области международных отношений, как и прежде, был царь.

     4 февраля 1565г., т. е. на второй  день после учреждения опричнины,  началась новая полоса жестоких  расправ за «великие изменные дела» с теми, кто до сих пор исправно служил государю. Одних бояр и князей казнили, других постригли в монахи и сослали в отдаленные монастыри и т. д. Имущество всех опальных было конфисковано. Опричники громили боярские дома, растаскивали имущество, угоняли крестьян. Опричники расправлялись с неугодными царю лицами.

Информация о работе Иван Грозный. Упрочение Российского государства