Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 09:27, реферат
Объединение русских земель завершилось при сыне Ивана 3-го Василии 3-м, который княжил в Москве с 1505 по 1533 год. В Восточной Европе возникло огромное Российское государство, раскинувшееся на 2800 тысяч квадратных километров. Это было единое централизованное государство, все города и земли которого подчинялись великому московскому князю. Население России составляло 9 миллионов человек. Бывшие удельные князья стали боярами великого князя. Они вошли в состав Боярской думы - сословного органа княжеско-боярской аристократии
Реформы 1549-1560 гг.: причины, содержания, результаты
Опричнина: истоки, содержание, последствия.
Внешняя политика Ивана Грозного
Министерство образования науки РФ
Охинский филиал ФГОУ СПО
Сахалинский
топливно - энергетический
техникум
РЕФЕРАТ
по дисциплине: История
тема: «Иван
Грозный. Упрочение Российского
государства»
Выполнил: Сурков Артем Борисович
Студент: 106 группы
Проверил:
Оха
2011
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Объединение
русских земель завершилось при
сыне Ивана 3-го Василии 3-м, который
княжил в Москве с 1505 по 1533 год. В
Восточной Европе возникло огромное
Российское государство, раскинувшееся
на 2800 тысяч квадратных километров.
Это было единое централизованное государство,
все города и земли которого подчинялись
великому московскому князю. Население
России составляло 9 миллионов человек.
Бывшие удельные князья стали боярами
великого князя. Они вошли в состав
Боярской думы - сословного органа княжеско-боярской
аристократии. Боярская дума ограничивала
власть великого князя. Все важнейшие
вопросы внутренней и внешней
политики князь решал вместе с
ней. В правительственных указах
так и писали: "Великий князь
приказал, и бояре приговорили". Но
в стране оставались значительные следы
феодальной раздробленности. Потомки
удельных князей - их называли бояре-княжата
- сохранили свои земельные владения. В
своих вотчинах они чувствовали себя полновластными
правителями, имели дружины, устанавливали
свои порядки и не всегда выполняли указания
Москвы. В 16 веке Московское правительство
вело напряженную борьбу с сепаратизмом
бояр-княжат за укрепление центральной
власти. Эта внутренняя борьба осложнялась
непрерывными войнами с соседними государствами.
За это время, во-первых, сформировалась развитая система “приказов” (свод действующих законов). Каждый из приказов отвечал за определенную сферу управления: так, например, Посольский приказ - за дипломатическую службу, Разрядный приказ - за большую часть военных дел, Челобитный приказ - за контроль над остальными приказами.
Во-вторых, в 1550 г. был введен в действие новый Судебник (свод действующих законов), расширенный, систематизированный, включающий все новое, что накопилось в судебной практике со времен введения старого Судебника в 1497 г.
В-третьих, было реорганизовано местное управление. Власть наместников, которые раньше назначались великим князем на определенное время, была заменена властью выборных земских органов.
В-четвертых,
церковный собор 1551 г. привел к единообразию
все обряды, поставил задачу улучшить
нравы духовенства. Этот собор вошел
в историю под названием
Наконец, наиболее целенаправленным изменениям подверглось военное дело. Было подготовлено и принято Уложение о военной службе, определяющее, с какого количества земли (поместья) воин должен был выходить в поход “конно, людно, оружно”. Под Москвой была выделена земля для привилегированных дворян, из числа которых впоследствии назначались воеводы, “головы” (низшие офицеры), дипломаты и администраторы. Возник корпус первого русского постоянного войска - стрельцов получавших из казны жалованье, вооружение и обмундирование.
Государственный и политический талант Ивана Грозного раскрывают реформы 50-х годов XVI века. Важнейшей чертой политической истории Русского государства 50-х годов являются многочисленные реформы, направленные на дальнейшее развитие и укрепление Русского централизованного государства.
Общей чертой реформ 50-х годов является их антибоярская направленность. Провозглашая эти реформы, правительство Ивана IV изображало их как мероприятия, цель которых заключалась в том, чтобы ликвидировать последствия боярского правления и укрепить экономические и политические позиции тех социальных групп, чьи интересы оно выражало и на которые опиралось, - дворян, помещиков и верхи посада. При этом есть основание говорить о наличии у правительства Ивана IV целого плана реформ, охватывающих широкий круг вопросов внутренней политики и включавших в себя мероприятия в области землевладения, и финансовые реформы, и, наконец, реформы церковные.
Исходным моментом в проведении реформ явилась речь Ивана IV 27 февраля 1549 г. на заседании Боярской думы совместно с “освященным собором” (т. е. высшими представителями церкви). Эта речь носила программный характер и представляла собой декларацию, излагавшую основные принципы политики правительства; давалась резко отрицательная оценка боярского правления как времени. Основной вопрос, рассматриваемый в декларации Ивана IV, - это вопрос о боярских детях и их интересах. Дети боярские занимают центральное место в декларации Ивана IV, все три пункта которой посвящены им: сначала оценке положения детей боярских в прошлом, во время боярского правления, затем требованию о недопустимости продолжения “сил”, “обид” и “продаж” по отношению к детям боярским и формулировке санкций в случае, если они все же будут иметь место.
В прямо противоположном плане трактуется вопрос о боярах. Бояре рассматриваются как основной источник насилий, “обид” и “продаж”, причинявшихся детям боярским в прошлом, в годы боярского правления, и как потенциальный источник таких же действий в настоящем и будущем. Поэтому обращение Ивана IV ко “всем боярам” носило характер ультимативного требования о прекращении таких актов насилий со стороны бояр в отношении детей боярских под угрозой опал и “казни” для тех бояр, кто попытался бы продолжать или возобновить такого рода действия.
В тот же день, 27 февраля 1549 г., состоялось другое выступление Ивана IV. По своему значению оно представляло как бы повторение правительственной декларации, но только не перед боярами, против которых было направлено острие политики, провозглашенной в декларации Ивана IV, а перед детьми боярскими и дворянами, чьи интересы отражала и защищала декларация правительства.
Закономерным итогом политических событий 27 февраля явился закон 28 февраля 1549 г., представляющий собой начало реализации политики, провозглашенной в декларациях Ивана IV от 27 февраля. Закон 28 февраля был принят без участия “всех бояр”: добившись от них принятия требований, сформулированных в царской декларации, правительство Ивана IV не сочло нужным передавать на рассмотрение “всех бояр” текст нового закона и он был принят на заседании “ближней думы” с участием митрополита Макария.
К времени февральской декларации Ивана IV, политика правительства уже определилась как политика защиты интересов помещиков (детей боярских) и борьбы за ликвидацию последствий боярского произвола времен боярского правления.
Правительство Ивана IV, выступая против бояр и в защиту детей боярских - помещиков, стремилось представить себя защитником также и “всех крестьян царствия своего”. Очевидна цель, состоящая в том, чтобы заявлениями о защите всех “крестьян” прикрыть классовый характер политики Ивана IV как органа власти господствующего класса феодалов-крепостников. Особенно ярко тенденция изобразить политику правительства Ивана IV как имеющую “всенародный” характер выступает в речи Ивана IV на Стоглавом соборе 1551 г. Царь выносил на рассмотрение освященного собора и “всех бояр” следующие вопросы (“Царские вопросы”):
1. О борьбе с местничеством
2. О пересмотре вотчин, поместий и кормлений
3. О
монастырских, княжеских и боярских
слободах
4. О ликвидации корчем
5. О ликвидации мытов
6. О пошлинах за перевоз через реку и за проезд по мосту
7. О заставах по рубежам
8. Об установлении вотчинных книг и о регламентации службы с вотчин
9. Об
упорядочении дела раздачи
10. О
порядке обеспечения вдов
11. О порядке надзора за ногайскими послами и гостями
12. О всеобщей переписи земель
Главное
место в программе
Судебник 1550 г.
Издание Судебника 1550 г. было актом огромной политической важности. Основные стадии, через которые проходит вновь издаваемый закон:
1. Доклад царю, мотивирующий необходимость издания закона
2. Приговор царя, формулирующий норму, которая должна составить содержание нового закона.
Само
же составление закона и окончательная
редакция текста производится в приказах,
точнее, казначеями, по приказу царя
выполняющими эту работу. Наконец, на
основе новых законов составляются
дополнительные статьи Судебника, которые
и приписываются к его
1. Приговором одного царя.
2. Приговором царя с боярами.
3. Устным
приказом царя (“государевым словом”).
Вряд ли можно говорить о какой-либо зависимости применения той или иной законодательной процедуры от содержания закона. Привлечение или непривлечение Боярской думы к обсуждению закона зависело целиком от конкретных обстоятельств момента.
Традиция
предписывала участие бояр в обсуждении
новых законов и для
Информация о работе Иван Грозный. Упрочение Российского государства