История уголовно-исполнительной системы России - путь к гуманизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:34, реферат

Описание работы

Первые попытки упорядочить систему вынесения наказаний и их исполнение были предприняты в XIII-XV веках и впервые вошли в сборники сводов древнерусского феодального права, которые назывались поочерёдно Краткой, Пространной и Сокращенной правдой, впоследствии объединенных под названием «Русская правда». Они включали установления Ярослава Мудрого, его сыновей – Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и другие документы. Нормы, содержащиеся в них, видоизменялись по мере укрепления княжеской власти, централизации государства, все более подчинялись защите интересов господствующих классов

Работа содержит 1 файл

История уголовно-исполнительной системы России – путь к гуманизации.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

     С образованием в июле 1934 года общесоюзного НКВД исправительно-трудовые учреждения, подведомственные НКЮ, вновь передаются органам внутренних дел. В ноябре этого же года постановлением ЦИК  и СНК СССР при НКВД было создано  особое совещание, получившее право без суда назначать ссылку и высылку на срок до пяти лет, заключать в исправительно-трудовые лагеря. А с конца 30-х и до начала 50-х годов Исправительно-трудовой кодекс фактически не действовал. Законодательная регламентация исполнения наказаний вытеснялась закрытыми для общества ведомственными приказами и инструкциями.

     Этот  период пенитенциарной истории России можно назвать самым трагическим  как для осужденных, так и тех, кому приходилось руководить лагерями и другими учреждениями системы. От тяжелого изнурительного труда, бытового неустройства и болезней гибли тысячи заключенных, а жертвами политических репрессий становились сотни и тысячи руководителей всех уровней – от министерского до лагерного. Вот почему в новейшее время понятие ГУЛАГа не столько отражает ситуацию в местах лишения свободы, сколько олицетворяет период бесправия человека перед произволом власти, его беспомощности и обреченности.

     И только с середины 50-х годов стали  предприниматься первые шали по восстановлению законности и демократических начал в жизни общества в целом и в уголовно-исполнительной системе в частности. В 1954 году Совет Министров СССР одобрил Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД, которым отменены действия многочисленных приказов, инструкций и других ведомственных актов. Перед названными учреждениями мест лишения свободы ставилась главная задача – исправление и перевоспитание осужденных на основе приобщения к труду.

     В течение последующих 15 лет интенсивно обновляется уголовно-исполнительное законодательство. В 1970 году принят Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, который, несмотря на большое число внесенных изменений и дополнений, просуществовал до 1 июля 1997 года.

     При этом в организации исправительного  процесса главным средством воздействия оставался труд. Интегрированный в экономику страны, промышленный комплекс ИТУ занимал в ней одно из ведущих мест. В целом по объему производства он входил в пятерку крупнейших промышленных министерств страны, а по выпуску сельскохозяйственной техники занимал второе место после специализированного Минсельхозмашиностроения.

     При сохранении производственного приоритета в 70-80-х годах шел активный поиск  новых форм воспитательной работы с  осужденными. Расширялась сеть общеобразовательных  школ, профессиональных училищ, создавались самодеятельные организации осужденных, много внимание уделялось рациональному использованию свободного от работы времени. В целях повышения эффективности воспитательного процесса проводились эксперименты, обобщался и распространялся передовой опыт ИТУ Белоруссии, Саратовской, Вологодской, Челябинской, Харьковской и других областей. Набирала силу шефская работа, в различного рода мероприятиях участвовали известные люди страны, герои и ветераны войны и труда, писатели и артисты. С 1980 года в 74 территориальных органах системы ИТУ стали издаваться многотиражные газеты для осужденных. Кроме того, они могли свободно подписаться на любое периодическое издание, значащееся в каталоге «Роспечати».

     Во  второй половине 80-х годов, получивших название эпохи перестройки, в стране стала ощущаться нестабильность политической и экономической жизни, негативно отразившаяся и на местах лишения свободы. Курс на демократизацию, открытость, повышение внимания к человеческому фактору вошел в противоречие с действующим законодательством, реальной жизнью учреждений. В колониях и следственных изоляторах прокатилась волна массовых беспорядков, в том числе взятие в заложники сотрудников. Стало очевидным, сто существующая система ИТУ, основанная на неуважении к личности, себя исчерпала, и ее нужно коренным образом реформировать.

     Министерство  внутренних дел, обремененное растущей преступностью и присущей большинству  ее сотрудников ментальности,, было неспособно интенсифицировать процесс  обновления УИС, требующий немалых усилий для существенного пересмотра нормативной базы и самой практики обращения с осужденными. И лишь благодаря настойчивости руководства ГУИН, широкому общественному резонансу, вызванному чрезвычайными событиями в учреждениях, 1992 году внесены значительные изменения и дополнения в Исправительно-трудовой кодекс, направленные на гуманизацию порядка и условия содержания осужденных. В обновленном кодексе впервые гарантировалась свобода совести и вероисповедания, введены нормы, обеспечивающие безопасность граждан, лишенных свободы, им предоставлена возможность пользоваться платными лечебными услугами, вести телефонные переговоры, выезжать за пределы ИТУ во время трудового отпуска, а отдельным категориям разрешено проживание за пределами учреждений. Сняты ограничения на отправку писем и телеграмм, исключены некоторые дисциплинарные взыскания, отменены ненужные и унизительные правоограничения.

     В 1993 году впервые в истории УИС  был принят важнейший федеральный  закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Кроме определения целей и задач, основных направлений деятельности исправительных колоний и тюрем, уточнения прав и обязанностей сотрудников, предоставления им ряда социальных льгот, закон установил порядок контроля за деятельность УИС.

     Первые  результаты нового курса на гуманизацию  не замедлили сказаться. Ситуация в  колониях стала интенсивно оздоровляться, повысился уровень доверия между  осужденными и персоналом.

     В 1994 году произошли слияние ГУИН и  ГУЛИТУ МВД России и передача функций охраны из внутренних войск в уголовно-исполнительную систему. Тогда же была развернута работа по концентрации функций, оптимизации структуры управления системой.

     13 января 1996 года Президентом Российской  Федерации Б.Н.Ельциным одобрена  «Концепция реорганизации уголовно-исполнительной  системы МВД России», в которой  заложены меры по дальнейшей  гуманизации уголовно-исполнительной  политики, приведению условий содержания осужденных в соответствие с международными нормами.

     Несмотря  на очевидный прогресс в деле реформирования УИС, становилось очевидным, что  в рамках МВД этот процесс реализуется  недостаточно динамично и последовательно. Медленно решались вопросы, связанные с переполнением исправительных колоний и следственных изоляторов, нарушением прав человека, принятием новых законодательных актов, регламентирующих деятельность УИС. Запросы и нужды системы исполнения наказаний, когда она находилась в составе МВД, для Министерства внутренних дел далеко не на первом месте, и отношение к ним со стороны этого ведомства было соответствующее.

     Не  вызывало сомнений, что ускорения  реформирования можно добиться только в структуре гражданского министерства. Важной предпосылкой принятия окончательного решения стало вступление России в начале 1996 года в Совет Европы. С принятием закона «О присоединении России к Уставу Совета Европы» наша страна взяла на себя ряд обязательств, одним из которых было приведение национального законодательства в соответствие с общепринятыми международными нормами и стандартами. Это и предопределило подписание Президентом страны Указа от 28 июля 1998 года № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации». С первого сентября она стала функционировать в структуре Минюста России.

     В момент перехода система находилась в чрезвычайно тяжелом положении: устарела техническая оснащенность инженерных средств охраны, некоторые  виды исправительных колоний и особенно следственных изоляторов переполнены, угрожающе росло число лиц, страдающих туберкулезом и другими социально значимыми инфекционными заболеваниям, был высок износ основных производственных фондов, большинство осужденных не работали, из-за плохого бюджетного финансирования не хватало средств на полноценное питание, лечение, коммунально-бытовое обеспечение лиц, лишенных свободы и другие нужды.

     С учетом этих обстоятельств и были определены приоритетные задачи по реформированию УИС: совершенствование нормативно-правовой базы, ускорение судебно-правовой реформы, существенное сокращение количества осужденных и подследственных, улучшение условий их содержания.

     За  истекшее после акта передачи время проделана большая напряженная работа. При поддержке Президента страны В.В.Путина, федеральных органов законодательной и исполнительной власти последовательно обновляется уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, принимаются постановления Правительства Российской Федерации, и на этой основе осуществляется комплексное преобразование системы.

     По  сравнению с 1998 годом многократно возросло бюджетное финансирование УИС, в рамках государственной поддержки большая помощь оказана на уровне субъектов Российской Федерации. В сторону улучшения пересмотрены нормы питания, лечения, коммунально-бытового обеспечения. Снята острота по другим направлениям деятельности УИС. Сформирована сеть высших и средних специальных образовательных учреждений, созданы Академия права и управления, Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников УИС и центры повышения профессионального мастерства, укрепляются психологическая служба и институт социальных работников.

     В настоящее время система действует  в условиях открытости, имеющиеся  проблемы становятся предметом заинтересованного  обсуждения на семинарах, конференциях, встречай с представителями общественных организаций, в средствах массовой информации. Как сказал в интервью журналу «Преступление и наказание» (№2 за 2004 год) председатель Общественного совета при министре юстиции по проблемам деятельности УИС, известный правозащитник В.В.Борищев, «среди так называемых закрытых государственных структур пенитенциарная система является более всего реформированной, прозрачной, доступной для контакта с обществом. И государство просто обязано ее поддержать, дабы мы смогли окончательно избавиться от бытующих в обществе стереотипов».

     Активную  роль в процессе реформирования УИС  играют общественные и правозащитные  организации. Их участие в проведении воспитательной работы, решения правовых, материальных, бытовых, гуманитарных и  других вопросов, направленных на социальную реабилитацию осужденных во время отбывание наказания и после освобождения, благотворно влияет на стабилизацию обстановки в учреждениях в целом, пробуждает у осужденных веру в добро, справедливость, придает уверенность в завтрашнем дне. Большую работу по оказанию помощи учреждениям УИС оказывают Попечительский совет уголовно-исполнительной системы России, благотворительный фонд «Попечитель», многие федеральные и региональные неправительственные организации. На 16-м заседании Руководящей группы Совета Европы по реформированию УИС в 2003 году заместитель министра юстиции Ю.И.Калинин сказал, что дальнейшее реформирование системы невозможно без участия общественности.

     Процессу  преобразований системы способствуют набирающие силу международные контакты. Установлены деловые отношения с коллегами многих зарубежных государств. Реализуются проекты в рамках программ Совета Европы, различных международных организаций, двустороннего и регионального сотрудничества. Происходящие в УИС перемены вызывают положительные отклики. Об этом свидетельствует и письмо заместителя Генерального секретаря Совета Европы Мод де Бур-Букиккио, направленное Председателю Правительства Российской Федерации по случаю пятой годовщины передачи системы в ведение Минюста России.

     Одним из приоритетных направлений Министерства юстиции является соблюдение законности, прав и свобод граждан в местах лишения свободы. Их соблюдение становится одним из главных и обобщающих показателей состояния уголовно-исполнительной системы. Для проведения последовательной работы в этом направлении в структуре ФСИН России создано специальное подразделение, а в территориальных органах УИС учрежден институт помощников начальников по правам человека.

     В результате комплексных мер по реформированию УИС, совершенствования законодательства численность осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, с мая 2000 года (когда их было наибольшее количество) сократилась более чем на 200 тысяч.

     Удалось добиться существенного улучшения условий содержания в следственных изоляторах, где еще не так давно положение было крайне сложным (в 2000 году переполнение составляло 70 процентов). Сегодня практически все подсудимые и подследственные обеспечены жилой площадью согласно установленной норме.

     Процесс гуманизации карательной политики и условий отбывания наказаний  продолжается. И идет он по пути расширения наказаний, не связанных с изоляцией  от общества. Сегодня в целом по стране их доля превысила 60 процентов от общего числа наказаний, назначаемых судами. Из 256 статей Уголовного кодекса 192 (75 процентов) предусматривают возможность применения альтернативных лишению свободы видов наказаний. уголовная исполнительная тюремная система наказание

     Вступила  в силу норма об исполнении наказаний  в виде обязательных и исправительных работ. По предварительным расчетам, к таким наказаниям приговариваются в год десятки тысяч человек, а это означает, что эти люди не попадут под влияние закоренелых преступников, место которым в тюрьме или колонии, сохранят социальные связи и перспективу на нормальную жизнь в будущем.

Информация о работе История уголовно-исполнительной системы России - путь к гуманизации