Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:34, реферат
Первые попытки упорядочить систему вынесения наказаний и их исполнение были предприняты в XIII-XV веках и впервые вошли в сборники сводов древнерусского феодального права, которые назывались поочерёдно Краткой, Пространной и Сокращенной правдой, впоследствии объединенных под названием «Русская правда». Они включали установления Ярослава Мудрого, его сыновей – Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и другие документы. Нормы, содержащиеся в них, видоизменялись по мере укрепления княжеской власти, централизации государства, все более подчинялись защите интересов господствующих классов
С образованием в июле 1934 года общесоюзного НКВД исправительно-трудовые учреждения, подведомственные НКЮ, вновь передаются органам внутренних дел. В ноябре этого же года постановлением ЦИК и СНК СССР при НКВД было создано особое совещание, получившее право без суда назначать ссылку и высылку на срок до пяти лет, заключать в исправительно-трудовые лагеря. А с конца 30-х и до начала 50-х годов Исправительно-трудовой кодекс фактически не действовал. Законодательная регламентация исполнения наказаний вытеснялась закрытыми для общества ведомственными приказами и инструкциями.
Этот
период пенитенциарной истории России
можно назвать самым
И только с середины 50-х годов стали предприниматься первые шали по восстановлению законности и демократических начал в жизни общества в целом и в уголовно-исполнительной системе в частности. В 1954 году Совет Министров СССР одобрил Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД, которым отменены действия многочисленных приказов, инструкций и других ведомственных актов. Перед названными учреждениями мест лишения свободы ставилась главная задача – исправление и перевоспитание осужденных на основе приобщения к труду.
В
течение последующих 15 лет интенсивно
обновляется уголовно-
При этом в организации исправительного процесса главным средством воздействия оставался труд. Интегрированный в экономику страны, промышленный комплекс ИТУ занимал в ней одно из ведущих мест. В целом по объему производства он входил в пятерку крупнейших промышленных министерств страны, а по выпуску сельскохозяйственной техники занимал второе место после специализированного Минсельхозмашиностроения.
При сохранении производственного приоритета в 70-80-х годах шел активный поиск новых форм воспитательной работы с осужденными. Расширялась сеть общеобразовательных школ, профессиональных училищ, создавались самодеятельные организации осужденных, много внимание уделялось рациональному использованию свободного от работы времени. В целях повышения эффективности воспитательного процесса проводились эксперименты, обобщался и распространялся передовой опыт ИТУ Белоруссии, Саратовской, Вологодской, Челябинской, Харьковской и других областей. Набирала силу шефская работа, в различного рода мероприятиях участвовали известные люди страны, герои и ветераны войны и труда, писатели и артисты. С 1980 года в 74 территориальных органах системы ИТУ стали издаваться многотиражные газеты для осужденных. Кроме того, они могли свободно подписаться на любое периодическое издание, значащееся в каталоге «Роспечати».
Во второй половине 80-х годов, получивших название эпохи перестройки, в стране стала ощущаться нестабильность политической и экономической жизни, негативно отразившаяся и на местах лишения свободы. Курс на демократизацию, открытость, повышение внимания к человеческому фактору вошел в противоречие с действующим законодательством, реальной жизнью учреждений. В колониях и следственных изоляторах прокатилась волна массовых беспорядков, в том числе взятие в заложники сотрудников. Стало очевидным, сто существующая система ИТУ, основанная на неуважении к личности, себя исчерпала, и ее нужно коренным образом реформировать.
Министерство внутренних дел, обремененное растущей преступностью и присущей большинству ее сотрудников ментальности,, было неспособно интенсифицировать процесс обновления УИС, требующий немалых усилий для существенного пересмотра нормативной базы и самой практики обращения с осужденными. И лишь благодаря настойчивости руководства ГУИН, широкому общественному резонансу, вызванному чрезвычайными событиями в учреждениях, 1992 году внесены значительные изменения и дополнения в Исправительно-трудовой кодекс, направленные на гуманизацию порядка и условия содержания осужденных. В обновленном кодексе впервые гарантировалась свобода совести и вероисповедания, введены нормы, обеспечивающие безопасность граждан, лишенных свободы, им предоставлена возможность пользоваться платными лечебными услугами, вести телефонные переговоры, выезжать за пределы ИТУ во время трудового отпуска, а отдельным категориям разрешено проживание за пределами учреждений. Сняты ограничения на отправку писем и телеграмм, исключены некоторые дисциплинарные взыскания, отменены ненужные и унизительные правоограничения.
В
1993 году впервые в истории УИС
был принят важнейший федеральный
закон «Об учреждениях и
Первые
результаты нового курса на гуманизацию
не замедлили сказаться. Ситуация в
колониях стала интенсивно оздоровляться,
повысился уровень доверия
В 1994 году произошли слияние ГУИН и ГУЛИТУ МВД России и передача функций охраны из внутренних войск в уголовно-исполнительную систему. Тогда же была развернута работа по концентрации функций, оптимизации структуры управления системой.
13
января 1996 года Президентом Российской
Федерации Б.Н.Ельциным
Несмотря на очевидный прогресс в деле реформирования УИС, становилось очевидным, что в рамках МВД этот процесс реализуется недостаточно динамично и последовательно. Медленно решались вопросы, связанные с переполнением исправительных колоний и следственных изоляторов, нарушением прав человека, принятием новых законодательных актов, регламентирующих деятельность УИС. Запросы и нужды системы исполнения наказаний, когда она находилась в составе МВД, для Министерства внутренних дел далеко не на первом месте, и отношение к ним со стороны этого ведомства было соответствующее.
Не вызывало сомнений, что ускорения реформирования можно добиться только в структуре гражданского министерства. Важной предпосылкой принятия окончательного решения стало вступление России в начале 1996 года в Совет Европы. С принятием закона «О присоединении России к Уставу Совета Европы» наша страна взяла на себя ряд обязательств, одним из которых было приведение национального законодательства в соответствие с общепринятыми международными нормами и стандартами. Это и предопределило подписание Президентом страны Указа от 28 июля 1998 года № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации». С первого сентября она стала функционировать в структуре Минюста России.
В
момент перехода система находилась
в чрезвычайно тяжелом
С
учетом этих обстоятельств и были
определены приоритетные задачи по реформированию
УИС: совершенствование нормативно-
За истекшее после акта передачи время проделана большая напряженная работа. При поддержке Президента страны В.В.Путина, федеральных органов законодательной и исполнительной власти последовательно обновляется уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, принимаются постановления Правительства Российской Федерации, и на этой основе осуществляется комплексное преобразование системы.
По сравнению с 1998 годом многократно возросло бюджетное финансирование УИС, в рамках государственной поддержки большая помощь оказана на уровне субъектов Российской Федерации. В сторону улучшения пересмотрены нормы питания, лечения, коммунально-бытового обеспечения. Снята острота по другим направлениям деятельности УИС. Сформирована сеть высших и средних специальных образовательных учреждений, созданы Академия права и управления, Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников УИС и центры повышения профессионального мастерства, укрепляются психологическая служба и институт социальных работников.
В
настоящее время система
Активную роль в процессе реформирования УИС играют общественные и правозащитные организации. Их участие в проведении воспитательной работы, решения правовых, материальных, бытовых, гуманитарных и других вопросов, направленных на социальную реабилитацию осужденных во время отбывание наказания и после освобождения, благотворно влияет на стабилизацию обстановки в учреждениях в целом, пробуждает у осужденных веру в добро, справедливость, придает уверенность в завтрашнем дне. Большую работу по оказанию помощи учреждениям УИС оказывают Попечительский совет уголовно-исполнительной системы России, благотворительный фонд «Попечитель», многие федеральные и региональные неправительственные организации. На 16-м заседании Руководящей группы Совета Европы по реформированию УИС в 2003 году заместитель министра юстиции Ю.И.Калинин сказал, что дальнейшее реформирование системы невозможно без участия общественности.
Процессу преобразований системы способствуют набирающие силу международные контакты. Установлены деловые отношения с коллегами многих зарубежных государств. Реализуются проекты в рамках программ Совета Европы, различных международных организаций, двустороннего и регионального сотрудничества. Происходящие в УИС перемены вызывают положительные отклики. Об этом свидетельствует и письмо заместителя Генерального секретаря Совета Европы Мод де Бур-Букиккио, направленное Председателю Правительства Российской Федерации по случаю пятой годовщины передачи системы в ведение Минюста России.
Одним
из приоритетных направлений Министерства
юстиции является соблюдение законности,
прав и свобод граждан в местах
лишения свободы. Их соблюдение становится
одним из главных и обобщающих
показателей состояния
В результате комплексных мер по реформированию УИС, совершенствования законодательства численность осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, с мая 2000 года (когда их было наибольшее количество) сократилась более чем на 200 тысяч.
Удалось добиться существенного улучшения условий содержания в следственных изоляторах, где еще не так давно положение было крайне сложным (в 2000 году переполнение составляло 70 процентов). Сегодня практически все подсудимые и подследственные обеспечены жилой площадью согласно установленной норме.
Процесс
гуманизации карательной
Вступила в силу норма об исполнении наказаний в виде обязательных и исправительных работ. По предварительным расчетам, к таким наказаниям приговариваются в год десятки тысяч человек, а это означает, что эти люди не попадут под влияние закоренелых преступников, место которым в тюрьме или колонии, сохранят социальные связи и перспективу на нормальную жизнь в будущем.
Информация о работе История уголовно-исполнительной системы России - путь к гуманизации