История уголовно-исполнительной системы России - путь к гуманизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:34, реферат

Описание работы

Первые попытки упорядочить систему вынесения наказаний и их исполнение были предприняты в XIII-XV веках и впервые вошли в сборники сводов древнерусского феодального права, которые назывались поочерёдно Краткой, Пространной и Сокращенной правдой, впоследствии объединенных под названием «Русская правда». Они включали установления Ярослава Мудрого, его сыновей – Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и другие документы. Нормы, содержащиеся в них, видоизменялись по мере укрепления княжеской власти, централизации государства, все более подчинялись защите интересов господствующих классов

Работа содержит 1 файл

История уголовно-исполнительной системы России – путь к гуманизации.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

     Первостепенное  место в деятельности ГТУ отводилось службе охраны, обеспечивающей главное  требование исполнения наказания в  виде лишения свободы – надежность изоляции заключенных. Подразделения  этой службы осуществляли внутренний надзор и внешнюю охрану мест заключения, выполняли конвойные функции.

     Вплоть  до 1917 года Министерством юстиции  при поддержке правительства  предпринимались меры по совершенствованию  тюремной системы. Неуклонно повышалось финансирование, принимались решения, направленные на смягчение карательной политики. Наиболее прогрессивными были меры в отношении несовершеннолетних преступников. Они нашли свое отражение в Законе от 19 апреля 1909 года «О воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних». Этим нормативным актом предусматривалось их содержание без охраны, а надзор возлагался на педагогический персонал. Несовершеннолетние преступники пользовались правом на свидание с родственниками и близкими без ограничений. За хорошее поведение им мог быть предоставлении отпуск с выездом к месту жительства. К ним не применялись такие меры дисциплинарного воздействия, как помещение в карцер, лишение права на свидание. Закон детально регламентировал все стороны деятельности этих учреждений, в нем особое внимание уделено вопросам организации образовательного обучения подростков и их профессиональной подготовки.

     В июне этого же года утверждается закон  «Об условном досрочном освобождении». Проявляя гуманизм в отношении осужденных, отличившихся хорошим поведением, закон преследовал главную цель – разгрузить места лишения свободы. На тот момент при лимите наполнения 120 тысяч человек в тюрьмах содержалось арестантов в полтора раза больше. Но, несмотря на мотивы, сам факт принятия этого нормативного акта свидетельствовал о прогрессе в исполнительно политике, проявлении уважения и доверия к оступившемуся человеку.

     Последним значимым нормативным актом периода самодержавного правления, оставившим заметный след в истории тюремной системы, стала «Общая тюремная инструкция», утвержденная министром юстиции

     А. Хвостовым 28 декабря 1915 года. Она отражает стороны тюремной жизни. Довольно четко  расписаны права и обязанности  персонала, лиц, состоящих при местах заключения. Среди них выделялись священники, учителя, библиотекари, инструкторы и мастера. На священников возлагались обязанности по духовно-нравственному воспитанию арестантов, они в случае необходимости должны были заменять учителей, библиотекарей. Инструкция предписывала тюремной страже обходиться с арестантами строго, но справедливо, к насильственным действиям и бранным словам не прибегать ни при каких условиях.

     Период  Февральской революции 1917 года характерен нестабильностью тюремной системы, которая в сознании народа отождествлялась  с насилием и беззаконием. Переломить такое настроение в условиях политической напряженности в стране было сложно. В это время четко определились две основные тенденции: стремление арестантов к самоорганизации, вплоть до самовольного освобождения, и желание тюремного ведомства построить арестантскую жизнь в принципах демократизма и гуманизма.

     Первым  шагом, подтверждающим это намерение, стала объявленная Временным правительством 17 марта амнистия, в соответствии с которой в течение двух недель было освобождено 88тысяч 97 человек. На 1 апреля в местах лишения свободы оставалось 41,5 тысячи человек.

     В этот короткий предоктябрьский промежуток времени проявлена активность, направленная на смягчение карательной политики государства. Очередная реформа в области исполнения уголовный наказаний была возложена на центральное тюремное ведомство, переименованное 26 апреля в Главное управление мест заключения (ГУМЗ), которое возглавил профессор А.П. Жиленко. В своем первом приказе от 8 марта он подчеркивал, что главная задача наказания – перевоспитание человека, и для достижения этой цели необходимо проявлять гуманность к заключенным, уважать их гражданское достоинство. Администрации мест лишения свободы строжайше предписывалось воздерживаться от применения телесных наказаний и наложения кандалов на арестантов.

     Руководство ГУМЗа считало, что прежний тюремный персонал, воспитанный в атмосфере  бесправия и неуважения к личности человека, себя изжил и мало пригоден для внутреннего тюремного переустройства. Постановлением Временного правительства  от 7 апреля учреждаются пенитенциарные курсы для подготовки персонала новой формации. Организация этой работы возлагалась на Главное Управление.

     Одновременно  с этим принимались меры по совершенствованию  структуры управления. Но июльские события в Петрограде в корне  изменили обстановку в городе, обострили ее до предела. Брожение солдат и неспособность властей взять ситуацию под контроль негативно отразилось на поведении заключенных, в результате чего резко возросло число побегов и беспорядков. В этих условиях Главное управление мест заключения было вынуждено не только отказаться от предложенной им же идеи гуманизации, но и принять неотложные меры по ужесточению порядка и условий содержания заключенных. Черту под этим процессом подвело решение о возложении на места заключения обязанностей по исполнению смертной казни.

     После Октябрьской революции 1917 года ГУМЗ был переименован в Карательный  отдел Народного комиссариата юстиции. Тюремное ведомство какое-то время  продолжало руководствоваться, с определенными  изъятиям, нормативными актами царского времени и Временного правительства. Основной документ в этой сфере – «Уставы о содержащихся под стражей и ссыльных», был признан утерявшим силу лишь в июле 1918 года. Одним из первых документов, принятых Наркомом юстиции при новой политической власти, было постановление «О тюремных рабочих командах» (24 января 1918 года), которое регламентировало организацию трудового использования осужденных и оплату их труда.

     Случайно  ли такой, казалось бы, частный вопрос, далекий от революционных преобразований всей царской тюремной системы, вдруг стал предметом столь пристального внимания? Если заглянуть вперед, то оказывается не случайно. Название отдела упомянутого постановления, по сути, определили политику уголовно-исполнительной систему на многие десятилетия. Принимавшиеся в дальнейшем акты декларировали некоторые послабления, но выбранное направление в основных чертах долгое время оставалось неизменным.

     После образования в 1917 году ВЧК при  ней стала формироваться собственная  система мест заключения для содержания активных политических противников, а позднее военнопленных Первой мировой и Гражданской войн. Но она просуществовала всего несколько лет.

     Существенные  качественные изменения в реализации карательной политики Советского государства связаны с принятием декрета ВЦИК от 15 апреля 1919 года «О лагерях принудительных работ», на основании которых в системе НКВД стали интенсивно создаваться подобные учреждения. Для управления ими сначала был создан Центральный отдел НКВД, преобразованный в 1921 году в Главное управление лагерей принудительных работ. К декабрю 1921 года в его системе действовало 120 концентрационных лагерей, в которых содержалась почти 31 тысяча заключенных. В целом же во всех учреждениях НКВД содержалось более 50 тысяч человек.

     Таким образом, на рубеже второго и третьего десятилетий прошлого века сложилась  уникальная ситуация, когда наряду с Министерством юстиции исполнением  наказаний занималось и другое ведомство  с собственной структурой управления и нормативной базой. Такое явление, конечно же, не может быть признано нормальным. В 1922 году состоялся пятый

     Всероссийский съезд заведующих отделами губернских (областных) управлений, который, ссылаясь на то, что применение карательных  мер в отношении преступников входит в задачи внутреннего управления, что «постановка пенитенциарного дела в лагерях принудительных работ находится на правильном пути, и что НКВД имеет более мощную административную структуру, чем ведомство НКЮ», высказался за передачу мест лишения свободы в подчинение НКВД.

     Как видно из цитаты, «правильный путь»  карательной политики мог обеспечить только НКВД.

     Вскоре  в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров от 25 июля 1922 года все места лишения свободы  были сосредоточены в одном ведомстве  – НКВД, в котором они просуществовали более 70 лет. Центральным органом управления в структуре этого комиссариата стало Главное управление мест заключения, первоначальный штат которого составлял 113 сотрудников. Соответствующая реорганизация произошла и на местах.

     Проведенная централизация потребовала законодательного обеспечения. Таким нормативным актом стал первый исправительно-трудовой кодекс РСФСР, утвержденный постановлением ВЦИК 16 октября 1924 года. В нем были закреплены воспитательные задачи и идея исправления осужденных. Исправительно-трудовая колония признавалась основным видом лишения свободы. После принятия кодекса стали разрабатываться и утверждаться ведомственные акты.

     Основными задачами реформы ГУМЗ НКВД считало  максимальное приближение быта осужденных к условиям жизни на свободе, предоставление им возможности повышать общеобразовательный и профессиональный уровень, развивать способности и полезные навыки. Приказом ГУМЗ от 25 марта 1927 года №283 по согласованию с Главпрофобром рекомендовалось использовать время пребывания заключенных в местах лишения свободы для самообразования на заочных курсах учебных заведений Республики. Для организации работы по ликвидации безграмотности, созданию различных кружков и других полезных самодеятельных формирований была направлена соответствующая инструкция, согласованная с Главполитпросветом.

     На  период послаблений и заботы о  повышении социального статуса  граждан, временно изолированных от общества, длился недолго. В условиях политического обострения в конце 20-х годов, борьбы за власть и набирающего силу культа личности И.В.Сталина насилие становилось главным средством достижения цели. И эту перемену в первую очередь испытывали на себе места лишения свободы.

     В марте и апреле 1928 года сначала  в постановлении ВЦИК и СНК  РСФСР «О карательной политике и состоянии мест заключения», а потом на съезде административных работников в полный голос было заявлено о необходимости ужесточения порядка и условий исполнения наказаний, ограничении применения скромного перечня льгот к осужденным (зачет рабочих дней, предоставлении отпусков, переводы в разряды). Все эти рекомендации были директивно закреплены в выступлении И.В.Сталина на Пленуме ЦК ВКП (б) 9 июля 1928 года, на котором сформулирован тезис обострения классовой борьбы с капиталистическими элементами, врагами рабочего класса и социализма. И эта установка стала основанием для оправдания произвола и насилия репрессивных органов не только в отношении представителей оппозиционных партий, но и широких слоев общества. А отсутствие четкого правового понятия классового врага позволяло неограниченно широко использовать механизм подавления личности.

     Молох ужесточения был запущен и  по большому счету действовал практически  в течение трех десятилетий. В  апреле 1930 года постановлением СНК  СССР утверждается Положение об исправительно-трудовых лагерях, просуществовавших до 1958 года. Предопределено их главное назначение – использование дешевой рабочей силы осужденных для решения крупных народно-хозяйственных задач, освоение отдаленных территорий страны. Для этих целей были созданы УХТО-Печорский, Вишерский, Сибирский, Казахстанский, Темниковский, Свирский, Кунгурский и другие лагеря. В 1932 году сформированы в Карелии Беломорско-Балтийский ИТЛ и Дмитровский (Московская область) лагерь для строительства канала Москва-Волга, а также Северо-Восточный ИТЛ для освоения дальневосточного севера и добычи цветных металлов.

     Ветеран уголовно-исполнительной системы Н.И.Куплевахский в изданной им к своему 90-летию  книге «Весь XX век – дорога моей жизни» вспоминает один из эпизодов той эпохи. Отслужив в системе Дальлага 13 лет и пройдя служебный путь от оперуполномоченного до начальника колонии, он получил новое назначение в специальный лагерь, перед которым была поставлена особо важная государственная задача – соединить туннелем Сахалин с материком. Грандиозное строительство началось в ноябре 1952 года с сооружения шахты. Но после смерти И.В.Сталина работы свернули, а лагерь расформировали. О том времени напоминает лишь огромная шахта, ведущая в никуда.

     Характерной особенностью того периода была нестабильность правового регулирования порядка отбывания уголовных наказаний. Постановлением ЦИК и СНК от 15 декабря 1930 года упраздняются Народные комиссариаты внутренних дел союзных и автономных республик. Места заключения, кроме системы ГУЛАГа, вновь передаются в ведение НКЮ.

     В августе 1933 года утверждается новый  Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. В качестве основной задачи уголовной  политики на период перехода от капитализма  к коммунизму провозглашается защита диктатуры пролетариата и социалистического строя от посягательств со стороны классово враждебных, деклассированных и неустойчивых элементов из среды трудящихся. А для перевоспитания заключенных предусматривалось привлечение их к социалистическому труду и унитарничеству.

     В то же время следует отметить, что  данный кодекс содержал нормы, свидетельствующие  о смягчении репрессивных мер, широко применявшихся в стране. В этот непродолжительный период нахождения мест лишения свободы в системе  органов юстиции принимаемые  акты носили более гуманный характер.

Информация о работе История уголовно-исполнительной системы России - путь к гуманизации