История уголовно-исполнительной системы России - путь к гуманизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:34, реферат

Описание работы

Первые попытки упорядочить систему вынесения наказаний и их исполнение были предприняты в XIII-XV веках и впервые вошли в сборники сводов древнерусского феодального права, которые назывались поочерёдно Краткой, Пространной и Сокращенной правдой, впоследствии объединенных под названием «Русская правда». Они включали установления Ярослава Мудрого, его сыновей – Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и другие документы. Нормы, содержащиеся в них, видоизменялись по мере укрепления княжеской власти, централизации государства, все более подчинялись защите интересов господствующих классов

Работа содержит 1 файл

История уголовно-исполнительной системы России – путь к гуманизации.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

    История уголовно-исполнительной системы России – путь к гуманизации 

     Уголовно-исполнительная система, как и любой другой государственный  институт, имеет продолжительную  и уникальную историю.

     Первые  попытки упорядочить систему  вынесения наказаний и их исполнение были предприняты в XIII-XV веках и впервые вошли в сборники сводов древнерусского феодального права, которые назывались поочерёдно Краткой, Пространной и Сокращенной правдой, впоследствии объединенных под названием «Русская правда». Они включали установления Ярослава Мудрого, его сыновей – Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и другие документы. Нормы, содержащиеся в них, видоизменялись по мере укрепления княжеской власти, централизации государства, все более подчинялись защите интересов господствующих классов.

     Во  время царствования Ивана III в 1497 году был принят сборник законов под названием «Судебник», в котором кодифицированы нормы обычного права, уставные грамоты, княжеские указы и другие документы, способствовавшие процессу завершения централизации государства. В нем понятие преступного деяния четко не определялось. Трактовка его как «иное какое лихое дело» давала широкий простор для произвола власть имущих, позволяла подводить под наказание любые действия, которые, по мнению представителей правящего класса, могли принести ему ущерб. Перечень наказаний приобретает более суровый характер и направлен на устрашение подданных.

     Широко  применявшаяся до этого система  штрафов вытесняется более жестокими  наказаниями, вплоть до смертной казни. В порядке устрашения введена торговая казнь – публичное битье кнутом на торговой площади. При большом скоплении народа приводилась в исполнение и смертная казнь. «Судебник» не устанавливал порядка исполнения наказания. Хотя и называл лиц, которые должны его осуществлять.

     Царь  Иван IV, прозванный Грозным, для утверждения своего единовластия создал опричнину, которую, говоря современным языком, можно назвать внесудебным органом правосудия. Но и она не смогла навести порядок в государстве. Иван Грозный это осознал и в 1550 году утвердил обновленный текст «Судебника», впервые утвержденный Земским собором – своеобразным парламентом тех лет. Тем самым царь придал этому документу особую значимость и своеобразную легитимность.

     Сохранив  виды наказаний предыдущего свода  законов, новый правовой акт расширил сферу их применения, впервые ввел новый вид наказания – тюремное заключение, которое фигурировало в двадцати статьях из ста. Сроки его не оговаривались.

     С укреплением централизованной власти продолжают совершенствоваться средства правового принуждения, призванные эту власть защитить. Ярким тому подтверждением стало Соборное уложение 1649 года. Содержащиеся в нем нормы на первое место ставят защиту интересов церкви и государственной власти. В нем продолжена политика, направленная на ужесточение наказаний, устрашение подданных. Этим актом определены способы совершения смертной казни («сжечь на костре», «залить горло», «повесить против неприятельских полков», «живьем закопать в землю» и т.д.), вводится в качестве наказания членовредительство, утверждается закон талиона (возмездия): око за око, зуб за зуб. Расширяется перечень жестоких наказаний, исполняемых публично (чтобы «на то смотря иным не повадно было так делать»).

     Впервые в карательной политике предусмотрены  такие виды наказания, как ссылки «в Сибирь, на житье на Лену», «в украиные города», а также неопределенный вид наказания – «что государь укажет».

     Центральная власть не обременяла себя обязанностью строить и содержать тюрьмы в  местах. Тем не менее, в Соборном уложении закладываются основы управления тюремной системой. В городах на губных старост возлагается контроль за положением дел в подведомственных им тюрьмах.

     Что же касается условий и порядка  содержания заключенных, то они никак  не регламентировались данным актом. Решение этих и других, связанных с ним вопросов, зависело целиком от тюремного начальства.

     Усиление  карательной политики прослеживается и во время правления Петра  I. Это подтверждает «Артикул воинский», принятый в 1715 году. Еще до его утверждения, Указом 1703 года, законодательно оформлен новый вид наказания – ссылка на каторгу, который на практике применялся 1699 года. При Петре I впервые в отечественной истории стал широко использоваться труд арестантов. Они строили крепости, форты, другие оборонные сооружения.

     Дальнейшее  развитие правового регулирования  исполнения наказаний и первые попытки  его гуманизации наблюдались  в период царствования Екатерины  II, стремившейся доказать свою просвещенность и приверженность европейской культуре. В рамках проводимой императрицей реформы местного самоуправления образуются приказы общественного призрения, на которые в соответствии с законом от 7 ноября 1775 года «Учреждения для управления губерниями Российской империи» возлагается обязанность по руководству новыми видами учреждений, исполняющих уголовные наказания, - работными и исправительными домами. Их устройство и деятельность подробно регламентируется законом. Председателями вновь образованных приказов императрица повелела быть непосредственно самим губернаторам.

     Свое  видение будущего тюремной системы Екатерина II отразила в проекте «Положение о тюрьмах», написанным в 1778 году. В нем предписывалось совершенствование системы тюремных учреждений, гуманизация условий содержания заключенных, правовой статус администрации и доже годовые оклады начальнику тюрьмы («тюремщику»), его трем помощникам, надзирателю и врачу (примечательно, что именно ему предполагался самый высокий оклад). Но данный проект так и остался нереализованным. Отдельные его положения были востребованы лишь спустя столетие.

     Первые  шаги по упорядочению структуры управления местами лишения свободы были предприняты в начале XIX века. Указом Александра I от 25 июня 1811 года учреждено министерство полиции, в составе которого образовано три департамента, в том числе и полиции исполнительной. С упразднением в 1819 упомянутого министерства его департаменты вошли в состав Министерства внутренних дел. Департамент полиции исполнительной приобрел статус централизованного органа управления тюремной системой государства. В этом же году с разрешения и под покровительством Александра I учреждается Попечительное о тюрьмах общество, просуществовавшее до 1917 года. Принятый в 1832 году Государственным Советом «Свод учреждений и уставов о содержании под стражею и ссыльных» причислил его к органам управления тюремной системой. Руководителей данного общества и аналогичных комитетов в губерниях назначал и утверждал лично император.

     Перед Обществом в качестве главной  ставилась задача нравственного  исправления преступников, и на достижение этой цели должны быть направлены усилия всех тех, кто посвятил себя тюремному делу. Круг обязанностей Попечительного о тюрьмах общества был широк и охватывал практически все стороны жизни осужденных. Это - создание условий для поддержания здоровья арестантов, обеспечение одеждой, бельем, обувью и удовлетворение других потребностей в период пребывания отбывания наказания, духовно нравственное воспитание, контроль за размещением и содержанием мест заключения и прочее. Можно с уверенностью сказать, что идеи Общества и попытки их реализовать стали первым опытом участия гражданского общества в разрешении проблем тюремной системы страны. В 1851 году оно было передано в ведение Министерства внутренних дел, а должность президента занял министр.

     Однако  Попечительное о тюрьмах общество, несмотря на прогрессивные устремления и старание его членов, не могло в тех условиях решить поставленных задач. Реальных возможностей изменить ситуацию непосредственно в тюрьмах тогда не было, кроме того, и сама пенитенциарная культура в стране еще не созрела до гуманистического понимания и реализации пропагандируемых идей. «Поэтому неудивительно, - писал известный ученый М.Н.Гернет в своем капитальном труде «История царской тюрьмы», - что создавалось совершенно нелепое положение:

     нравственное воздействие должно было оказываться на людей, сидевших в тюрьмах на шейных цепях, вделанных в тюремные стены, с кандалами, колодками и рогатками».

     Тем не менее, несмотря на трудности и  противоречия, потребность в преобразовании и гуманизации тюремной системы постепенно овладевает общественным мнением. Именно тюремная реформа стала одной из важнейших в череде преобразований, осуществляемых императором Александром II после отмены крепостного права. Была проведена большая подготовительная работа по изучению положения дел в российских тюрьмах. В 1866 году по материалам специально созданной Особой комиссии МВД составляется «Записка о преобразовании тюремной части в России», состоящая из пяти разделов:

     - о действующем законодательстве;

     - о мерах правительства по улучшению тюрем;

     - о положении тюрем на момент проверки;

     - о предложениях с мест об  улучшении тюрем;

     - о позиции МВД по вопросам  устройства тюрем.

     Оценки, выводы и предложения комиссии министр  внутренних дел докладывал Александру II. Император, после доклада 4 февраля 1866 года, повелел графу В.А. Соллогубу заведование московским смирительно-рабочим домом с присвоением ему звания директора Московского губернского попечительного о тюрьмах комитета, вменив ему в обязанность переустройство указанного учреждения и разработку качественно новых мер по обеспечению порядка среди арестантов. Кроме постройки новых помещений и реконструкции старых в данном заведении были созданы рабочие артели массовых профессий, для обучения арестантов открыта школа. Здесь же впервые в истории тюремной системы России в 1869 году издано учебное пособие «Опыт тюремной педагогики», написанный учителем этой школы Ф. Савенко с предисловием графа Соллогуба.

     Следует отметить, то 60-70-е годы XIX века были периодом поиска путей реформирования тюремной системы России. Создавались различные комиссии, в которые входили князья, графы, сенаторы, тайные советники, высшие государственные чиновники, известные юристы. На завершающей стадии разработкой проекта тюремной реформы занималась образованная в 1877 года при Государственном Совете Особая комиссия по тюремным преобразованиям под председательством члена Госсовета К.К. Грота. Она основательно изучила представленные материалы, скрупулезно ознакомилась с постановкой тюремного дела в 15 странах Европы и США, представила расчеты по финансированию предстоящих преобразований. Результатом работы комиссии Грота явился закон «Об учреждении в составе Министерства внутренних дел Главного тюремного управления».

     Тюремная  реформа была вызвана необходимостью упорядочения системы и видов уголовных наказаний, которая и определена законом от 11 декабря 1879 года «Об основных положениях, имеющих служить руководством при преобразовании тюремной части и при пересмотре Уложения о наказаниях». В нем изложен перечень видов уголовных наказаний, раскрывается понятие «содержание под стражей», для обеспечения реализации указанных мер в гражданском ведомстве предусмотрена система учреждений, имеющих свой особый правовой статус.

     Образованное  в структуре МВД Главное тюремное управление (ГТУ) по замыслу разработчиков реформы призвано было стать высшей руководящей, контролирующей и распорядительной инстанцией в тюремном деле государства.

     Для непосредственного выполнения перечисленных  задач в структуре ГТУ создается  орган, не имеющий аналогов в зарубежной пенитенциарной практике, - тюремная инспекция, на которую возлагаются обязанности проведения ревизий местных тюремных учреждений, руководство их деятельностью, а также разработка законодательных предположений. Спустя четыре месяца после учреждения ГТУ министром внутренних дел подписаны «Временные правила для первоначального руководства тюремным инспекторам во время командировок с целью осмотра и ревизии учреждений, входящих в состав карательной системы».

     Можно сказать, что с этого момента начали просматриваться функции ведомственного контроля в современном понимании этого словосочетания, управления и реагирования на положение дел в местах лишения свободы, что и побуждало к разработке единых норм содержания арестантов на территории всей империи.

     Очередным шагом реформирования тюремной системы  стала ее передача на основании указа  Правительствующего Сената от 13 декабря 1895 года из МВД в Министерство юстиции. Данное решение мотивировалось тем, что «существующие условия содержания заключенных требуют во многом изменения в связи с производимым ныне общим пересмотром уголовных законов, дабы лишение свободы во всех его видах успешнее достигало поставленных ему задач – ограждение общества от порочных и опасных членов и нравственного исправления преступников». Как видим, уже тогда стало понятно, что вопросы гуманитарной направленности по отношению к лицам, преступившим закон, успешнее можно решать в рамках гражданского ведомства, каким является Министерство юстиции.

     С переподчинением количество функций ГТУ существенно возросло. В 1908 году впервые выделяется особое делопроизводство, в обязанности которого вменяется разработка законодательных и других принципиально важных для тюремной жизни вопросов. В 1912 году министр юстиции утверждает новую организационную структуру ГТУ, вместо предыдущих 15 делопроизводств создаются девять отделов по направлениям деятельности и Главная инспекция по пересылке арестантов. Отделы занимались решением вопросов, связанных с работой личного состава, содержанием арестантов (размещение, внутренний распорядок, питание, лечение, обеспечение трудом и т.д.), подготовкой законопроектов, отчетов, различных справочных материалов. Последним в этой перечне значился отдел воспитательно-исправительных заведений (для несовершеннолетних) и Общество патроната.

Информация о работе История уголовно-исполнительной системы России - путь к гуманизации