История России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:49, реферат

Описание работы

Для раннефеодального государства язычество было непрогрессивной формой религии, поэтому князь Владимир принял ряд мер для установления соответствия между религией и политическим строем. Владимир провел две религиозные реформы: реформирование язычества и обращение к христианству. Первая сводилась к тому, что Владимир отобрал из огромного числа языческих богов несколько главных, среди которых выделялись Перун, покровитель княжеской дружины, а также божества южных восточнославянских областей. Эта реформа, однако, оказалась недостаточной, поскольку для раннефеодального государства, каким было тогда Киевское, требовалось уже утверждение монотеистической религии, лучше всего освящавшей власть великого князя.

Содержание

Религиозные реформы князя Владимира.
Становление идеологии «Москва – Третий Рим».
Раскол в Русской православной церкви 17 века.
Культурные преобразования Петра 1.
«Золотой век» русской культуры (первая треть 19 века).
Становление Теории официальной народности.
«Серебряный век» русской культуры (первая треть 20 века).
«Оттепель» в культурной жизни СССР (конец 50-х – начало 60-х г.г.)

Работа содержит 1 файл

истроия 23.02.docx

— 67.25 Кб (Скачать)

По своему социальному  происхождению и положению большинство  западников, как и славянофилов, относились к дворянской интеллигенции. В число западников входили известные  профессора Московского университета историки Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, правоведы М. Н. Катков, К. Д. Кавелин, филолог Ф. И. Буслаев, а также  видные писатели И. И. Панаев, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, позднее Н. А. Некрасов.

Западники возвеличивали  Петра I, который, как они говорили, "спас Россию". Деятельность Петра  они рассматривали как первую фазу обновления страны, вторая должна начаться проведением реформ сверху - они явятся альтернативой пути революционных потрясений. Профессора истории и права (например, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин) большое  значение придавали роли государственной  власти в истории России и стали  основоположниками так называемой государственной школы в русской  историографии. Здесь они основывались на схеме Гегеля, считавшего государство  творцом развития человеческого  общества.

Несмотря на различия в  воззрениях, славянофилы и западники  выросли из одного корня. Почти все  они принадлежали к наиболее образованной части дворянской интеллигенции, являясь  крупными писателями, учеными, публицистами. Большинство их были воспитанниками Московского университета. Теоретической основой их взглядов была немецкая классическая философия. И тех и других волновали судьбы России, пути ее развития. И те и другие выступали противниками николаевской системы. "Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно", - скажет позднее Герцен.

 

«Серебряный век» русской культуры.

 

В конце девятнадцатого —  начале двадцатого века Россия переживала интенсивный интеллектуальный подъём, особенно ярко проявившийся в философии  и поэзии. Философ Николай Бердяев  называл это время русским  культурным ренессансом. По словам бердяевского современника Сергея Маковского, именно Бердяеву принадлежит и другое, более  известное определение этого  периода — «Серебряный век». По другим данным, словосочетание «Серебряный  век» было впервые употреблено в 1929 году поэтом Николаем Оцупом. Понятие  это не столько научное, сколько  эмоциональное, вызывающее тут же ассоциации с другим коротким периодом истории  русской культуры — с «золотым веком», пушкинской эпохой русской  поэзии (первая треть XIX века).

«Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени, — писал  о Серебряном веке Николай Бердяев  в своей «философской автобиографии» «Самопознание». — Многое из творческого  подъёма того времени вошло в  дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских  культурных людей. Но тогда было опьянение  творческим подъёмом, новизна, напряжённость, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров. Это  была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике  и оккультизму. Появились новые  души, были открыты новые источники  творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни. Но всё происходило в довольно замкнутом  кругу...»

Серебряный век как  период и образ мышления

Искусство и философия  Серебряного века отличались элитарностью, интеллектуализмом. Поэтому нельзя отождествлять всю поэзию конца XIX — начала XX века с Серебряным веком. Это более узкое понятие. Иногда, правда, предпринимая попытку определить сущность идейного содержания Серебряного  века через формальные признаки (литературные течения и группировки, социально-политические подтексты и контексты), исследователи  ошибочно смешивают их. На самом  деле в хронологических границах этого периода сосуществовали самые  различные по происхождению и  эстетической направленности явления: модернистские течения, поэзия классической реалистической традиции, крестьянская, пролетарская, сатирическая поэзия... Но Серебряный век — это не хронологический  период. По крайней мере не только период. И это не сумма литературных течений. Скорее понятие «Серебряный век» уместно применять к образу мышления, который, будучи характерным для художников, которые при жизни враждовали между собой, в конечном счёте слил их в сознании потомков в некую неразделимую плеяду, формировавшую ту специфическую атмосферу Серебряного века, о которой писал Бердяев.

Поэты Серебряного века

Имена поэтов, составивших  духовное ядро Серебряного века, всем известны: Валерий Брюсов, Фёдор  Сологуб, Иннокентий Анненский, Александр  Блок, Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Анна Ахматова , Николай  Гумилёв, Марина Цветаева, Вячеслав Иванов, Игорь Северянин, Борис Пастернак, Георгий Иванов и многие другие.

В наиболее концентрированном  виде атмосфера Серебряного века получила своё выражение в первые полтора десятилетия двадцатого века. Это был расцвет литературы русского модерна во всём многообразии его художественных, философских, религиозных  поисков и открытий. Первая мировая  война, Февральская буржуазно-демократическая  и Октябрьская социалистическая революции отчасти провоцировали, отчасти формировали этот культурный контекст, а отчасти были спровоцированы и сформированы им. Представители  Серебряного века (и русского модерна  в общем) стремились к преодолению  позитивизма, отказу от наследия «шестидесятников», отрицали материализм, равно как  и идеалистическую философию.

Поэты Серебряного века стремились преодолеть также и попытки второй половины XIX века объяснять поведение  человека социальными условиями, средой и продолжали традиции русской поэзии, для которой человек был важен  сам по себе, важны его мысли  и чувства, его отношение к  вечности, к Богу, к Любви и  Смерти в философском, метафизическом смысле. Поэты Серебряного века и  в своём художественном творчестве, и в теоретических статьях  и высказываниях подвергали сомнению идею прогресса для литературы. Например, один из ярчайших творцов Серебряного  века, Осип Мандельштам писал, что  идея прогресса — «самый отвратительный вид школьного невежества». А  Александр Блок в 1910 году утверждал: «Солнце наивного реализма закатилось; осмыслить что-либо вне символизма нельзя». Поэты Серебряного века верили в искусство, в силу слова. Поэтому для их творчества показательно погружение в стихию слова, поиск  новых средств выражения. Они  заботились не только о смысле, но и  о стиле — для них был  важен звук, музыка слова и полное погружение в стихию. Это погружение привело к культу жизнетворчества (неразделимости личности творца и  его искусства). И почти всегда в связи с этим поэты Серебряного  века были несчастны в личной жизни, а многие из них плохо кончили.

 

 «Оттепель"  в культуре  50-х - 60-е гг.

 

Процессы изменений в  общественно-политической жизни страны оказали значительное влияние на культурную жизнь советского общества. Обретенная свобода дала толчок развитию инициативы, творческой мысли.

Однако в наследие от сталинского  режима остался и продолжал действовать  надзор со стороны административных и партийных органов. Личное влияние  на развитие культуры старался оказывать  и сам Хрущев. Культуру старались  поставить на службу административно-командной  идеологии.

Особенно яркие результаты «оттепели» проявились в литературе и искусстве. Вновь начали издаваться произведения реабилитированных писателей. Оживлению культурной жизни способствовало появление большого количества новой  литературы.

Особую популярность снискал  журнал «Новый мир», издаваемый под  редакцией А.Т.Твардовского. Журнал «Юность», возглавляемый В.П.Катаевым, а впоследствии Б.Н.Полевым, предоставлял возможность публиковать свои произведения молодым авторам. В журнале «Октябрь» (прозаик и публицист В.А.Кочетов) печатались авторы; не одобряющие антисталинские настроения.

В литературе, кино, изобразительном  искусстве появились молодые  талантливые авторы, не боявшиеся  говорить правду.

 

Поэты Р.Рождественский, А.Вознесенский Е.Евтушенко, Б.Окуджава, Б.Ахмадулина, кинорежиссеры А.Тарковский, Г.Чухрай, скульптор Э.Неизвестный получили признание и мировую известность.

Значительным событием стала  публикация в журнале «Новый мир» произведения Д.Дудинцева «Не хлебом единым» и повести А.Солженицына  «Один день Ивана Денисовича», посвященных  теме сталинских репрессий.

Со второй половины 60-х  гг. стали расширяться международные  связи советской науки и культуры. Ученные получили возможность участия  в международных конференциях.

Советские творческие коллективы стали совершать гастрольные  поездки по всему миру. При Совете министров был создан Госкомитет по культурным связям с зарубежными  странами. СССР вступил в ЮНЕСКО. В 1958 г. организуется Международный  конкурс исполнителей им. Чайковского. Возобновляется работа Московского  кинофестиваля.

В хрущевское десятилетие  успешно развивалась наука. На исследования и строительство научных центров  выделялись огромные средства. Примером этому может служить формирование крупнейшего научного центра - Сибирского отделения Академии наук СССР. Общепризнанными  в мире стали достижения в области  фундаментальных исследований в  различных областях науки.

Особенно успешными стали  достижения в освоении космоса. 4 октября 1957 г. СССР осуществил запуск первого  искусственного спутника земли. 12 апреля 1961 г. в космос полетел первый человек - Ю.А.Гагарин.

Однако противоречия в  проведении культурной политики все  чаще приводили к конфликтам с  деятелями культуры. Хрущев и его  советники из числа деятелей культуры занимали консервативно-охранительные  позиции.

Драматичным событием культурной жизни страны стало гонение на поэта и прозаика Б.Л.Пастернака. За публикацию романа «Доктор Живаго»  за рубежом он был исключен из союза  писателей. Подвергся жестокой критике  В.Гроссман, чей роман «Жизнь и  судьба» был арестован КГБ. На выставке в Манеже Хрущев лично устроил  «разнос» художникам-авангардистам. Он продемонстрировал некомпетентность и непоследовательность в вопросах идеологии и культуры.

Идеологический диктат сохранился во многих областях духовной жизни. Особенно наглядно это проявилось в исторической науке. Даже робкие попытки пересмотреть некоторые проблемы истории КПСС вызывали яростное осуждение и начало борьбы с «буржуазной идеологией».

В период «хрущевской оттепели»  началось движение диссидентов, которое  положило начало неформальной культуры в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

Толоконникова К. Православные монастыри. Путешествие по святым местам. –– М.: Де Агостини 2010. –– № 63. –– С. 24.

Древнерусская литература. / Литература XVIII века . –– Л.: Наука, 1980. –– С. 182.

Лихачев Д.С. Русский язык в богослужении и в богословской мысли // Русское Возрождение, 1997. № 69-70. –– С. 43-44.

© http://gardariki.ques.info

Бердяев Н.А. Кризис искусства. М., 1990. с.4

Э Шнейдерман Пути легализации  поэзии в 1970-е годы – М., 1997

Культурология Науч. Редактор Г.В. Драч – Ростов-на-Дону. 1997

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе История России