История России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:49, реферат

Описание работы

Для раннефеодального государства язычество было непрогрессивной формой религии, поэтому князь Владимир принял ряд мер для установления соответствия между религией и политическим строем. Владимир провел две религиозные реформы: реформирование язычества и обращение к христианству. Первая сводилась к тому, что Владимир отобрал из огромного числа языческих богов несколько главных, среди которых выделялись Перун, покровитель княжеской дружины, а также божества южных восточнославянских областей. Эта реформа, однако, оказалась недостаточной, поскольку для раннефеодального государства, каким было тогда Киевское, требовалось уже утверждение монотеистической религии, лучше всего освящавшей власть великого князя.

Содержание

Религиозные реформы князя Владимира.
Становление идеологии «Москва – Третий Рим».
Раскол в Русской православной церкви 17 века.
Культурные преобразования Петра 1.
«Золотой век» русской культуры (первая треть 19 века).
Становление Теории официальной народности.
«Серебряный век» русской культуры (первая треть 20 века).
«Оттепель» в культурной жизни СССР (конец 50-х – начало 60-х г.г.)

Работа содержит 1 файл

истроия 23.02.docx

— 67.25 Кб (Скачать)

 

Содержание:

 

 

 

 

  1. Религиозные реформы князя Владимира.
  2. Становление идеологии «Москва – Третий Рим».
  3. Раскол в Русской православной церкви 17 века.
  4. Культурные преобразования Петра 1.
  5. «Золотой век» русской культуры (первая треть 19 века).
  6. Становление Теории официальной народности.
  7. «Серебряный век» русской культуры (первая треть 20 века).
  8. «Оттепель» в культурной жизни СССР (конец 50-х – начало 60-х г.г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Религиозные реформы  князя Владимира

 

            Для раннефеодального государства  язычество было непрогрессивной  формой религии, поэтому князь  Владимир принял ряд мер для  установления соответствия между  религией и политическим строем. Владимир провел две религиозные  реформы: реформирование язычества  и обращение к христианству. Первая  сводилась к тому, что Владимир  отобрал из огромного числа  языческих богов несколько главных,  среди которых выделялись Перун,  покровитель княжеской дружины,  а также божества южных восточнославянских  областей. Эта реформа, однако, оказалась  недостаточной, поскольку для  раннефеодального государства, каким  было тогда Киевское, требовалось  уже утверждение монотеистической  религии, лучше всего освящавшей  власть великого князя. Таких  религий в Киеве знали три:  христианство, ислам, иудаизм. Владимиру,  как и княгине Ольге, нужно  было решить вопрос, какое христианство  принять - западное или восточное.  Этот вопрос ему пришлось решать  в условиях сильного дипломатического  нажима, как со стороны Рима, тик  и со стороны Константинополя.  Киеву выгоднее было иметь  дело с Константинополем, в его  руках был водный путь "из  варяг в греки", с Византией  существовали давнишние налаженные  экономические и политические  отношения, хотя и не всегда  мирные. Столетиями Киев общался  с Константинополем, связи с западом  были слабее, поэтому предпочтение  было отдано восточному христианству.

 

              Принятие Христианства.

-    Дата дискуссионная,  называют 987,988,989 и даже 990 г., но в  любом случае  с 987 по 990 год  на большей Части Руси оно  утвердилось.

-     Еще Ольга  ок. 955 г. приняла христианство, но  сына Святослава не смогла  уговорить сделать это. К моменту  крещения в Киеве уже была  церковь св. Ильи.

Отвергнутые религии, причины:

Ислам – запрещено пить вино;

Иудаизм – нет Родины;

Католицизм – Не был  принят даже при Ольге, т. к. глава  церкви имел плохую характеристику: обвинялся  во многих грехах.

           Причины принятия христианства:

1.     Язычество  приводило к изоляции Руси  от христианского мира Европы, тормозило развитие международных  связей, торговли. Византия – могущественная  страна во многих отношениях.

2.     Язычество  мешало стабилизации и укреплению  феодального строя на Руси. Язычество  – пережиток первобытной демократии.

3.     Требовалась  новая идеология, которая помогла  бы утверждению новых отношений:  господства и подчинения.

4.     Монотеизм  христианской религии укреплял  авторитет княжеской власти, способствовал  единению Руси.

5.     Появляющееся  социальное неравенство на Руси  требовало новой идеологии, которая  могла бы оправдать богатство  одних и бедность других, утешить  людей, обещая им лучшую жизнь  в ином мире.

              Сразу же по утверждении на  киевском столе, князь "поставил  идолов на холме над двором  теремным (княжеским) Перуна деревянного,  а голова серебряная, а ус золотой,  и Хорса,  Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь», как показывает  Нестор-летописец. Речь идет об  устройстве своеобразного пантеона  языческих богов, в котором  были собраны славянские и  неславянские боги с богом-громовержцем  Перуном во главе.

Однако еще в начале нашего века историки нашли в источниках доказательства в пользу того, что  в действительности Владимир ввел на Руси культ одного только Перуна, а  другие боги (идолы) появились в летописи лишь в 70-х гг XI в. Получается, князь  стремился к популяризации монотеистического  культа, считая, наверное, что его  единоличной верховной власти должен отвечать единый для всех в государстве  бог. Но реформа была обречена на неуспех. Старая, языческая вера не отвечала новым отношениям в обществе, которое  быстро обновлялось. Итак, естественно, впоследствии Владимир решил ввести на Руси христианство как государственную  религию. Историки, синтезировав показания  отечественных и зарубежных источников, так воспроизводят это событие 986р. Византия проиграла войну Болгарии, в стране усилилась борьба земельных  магнатов против братьев - императоров  Василия II и Константина. Василий II спешно отправил послов в Киев, чтобы  просить военной поддержки у  русского князя. Владимир пообещал помощь, запросив за нее большую цену, руку сестры императора Анны. Василию II после  раздумий и проволочек пришлось согласиться  на это неслыханное событие- брак Анны с князем - язычником. В свою очередь, Владимир обязался креститься и вскоре выполнил свое обещание.

Большое на то время шеститысячное, хорошо вооруженное и вышколенное  русское войско помогло Василию II преодолеть феодальную оппозицию. Император  смог перевести дух и коварно  нарушил главное условие соглашения с Владимиром отказался выдать за князя сестру. Чтобы все-таки заставить  Василия II сдержать слова, киевский владелец 989 г осадил город Херсон, что было опорой византийского владычества  в Крыму, и летом того года получил  его. Императору пришлось спешно прислать Анну в Херсон, где она торжественно вышла замуж за Владимира. Весной 990 г. князь с молодой женой  вернулся в Киев и начал насаждать  христианство: «Приказал строить  церкви и ставить их на тех местах, где раньше стояли идолы», - сообщает «Повесть». Русские люди неохотно отказывались от веры отцов и дедов. Поэтому  христианизация Руси растянулась на несколько столетий.  Но решающий шаг на этом пути был сделан.

           Введение христианства в Киевской  Руси имело позитивные последствия.  Оно укрепило авторитет и власть  князя, оказало содействие развитию  государства. Значительный толчок  дала новая идеология развитию  древнерусской культуры. Лишь со  времени «крещения Руси» в  ней распространились письменность  и книжность, русские люди познакомились  с лучшими достижениями мировой литературы и науки. В Киеве, а дальше повсеместно на Руси начали устраивать школы и книгописные мастерские (скриптории), и вскоре восточнославянская страна стала одной из самых культурных в средневековой Европе. Введение христианского вероучения ввело Древнерусское государство в круг христианских стран мира, сделав возможными равноправные и плодные взаимоотношения между ним и Византией, Германией и другими государствами.

Во времена княжения Владимира  Святославовича завершается второй этап в установлении государственности  на Руси. Третий, заключительный, этап приходится на годы правления в Киеве  его сына Ярослава (1019-1054).

 

Становление идеология  «Москва – Третий Рим».

 

        Начиная  с царствования Иоанна III, в Московском  государстве начала вызревать  идеология, согласно которой,  вследствие политического падения  Византии, единственным оплотом  вселенского православия становилась  Москва, которая получала достоинство  Третьего Рима. Данная теория  утверждала историческое значение  столицы Русского государства  — Москвы как всемирного политического  и церковного центра. Московские  цари провозглашались преемниками  римских и византийских императоров.  В своих произведениях Филофей  защищал принципы иосифлян и  был сторонником присоединения  Пскова к Москве.

Наиболее лаконично и  точно политическая теория суверенности Русского государства была сформулирована Филофеем в его послании к Василию III: «Блюди и внемли, благочестивый  царю, яко вся христианская царства  снидошася в твое едино, яко два  Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти, уже твое христианское царство  инем не останется».

В это время появляется множество легенд, которые должны были обосновать законное первенство московских государей над всеми  русскими князьями. Согласно ей вся  история христианства сводилась  к истории трех “Римов” —  первого, погубленного католичеством, второго — Константинополя, павшего  жертвой униатства, и третьего —  Москвы, объявлявшейся недоступной  для ереси твердыней православия, которая пребудет в веках. Тем  самым задача создания централизованного  Московского государства становилась  всемирно-исторической, ставилась в  связь с задачей спасения всего  человечества, искупительной миссией  христианства.

В несколько модифицированном виде эта идея была формально закреплена в Уложенной Грамоте 1589 года от имени  самого Вселенского Патрирха Иеремии II. В Московской Церкви в данный период формировался взгляд на московское благочестие  как единственное во всём мире неповреждённое и спасительное учение Христа. Христиане  иных исповеданий не считались таковыми и подлежали перекрещиванию при  присоединении к православию. В  результате сформировалась специфически московская религиозность с особым упором на внешний ритуал, абсолютную неизменность богослужебных форм, а также то, что некоторые исследователи именуют «бытовым исповедничеством»

 

Необходимо отметить, что  культуру древней Руси и ее философские  глубины объединял церковнославянский язык. Первые семьсот лет существования  государства он делал понятными  духовные добродетели ее населению. Это позволяло русским осознавать себя нацией и, объединяло их в единую общность. В своем творческом наследии академик Лихачев Д.С. отмечает: «Если  мы откажемся от языка, который великолепно  знали и вводили в свои сочинения  Ломоносов, Тютчев, Бунин и многие другие, утраты в нашем понимании  русской культуры начала веков будут  невосполнимы… Церковнославянский язык, таким образом, имеет значение не только для понимания русской  духовной культуры, но и большое  образовательное значение».

Исследовательская литература по вопросам распространения библейских текстов отмечает то, что части  Священного текста, проникали в русские  земли на болгарском языке. Основываясь  на данном факте можно сказать, что  Русская цивилизация была вынуждена  развиваться без античных (аутентичных) источников мудрости. Но говорить о  том, что это время потеряно для  развития русской философской мысли  мы не можем. В этот момент русская  философия нащупывала источники  глубокого своеобразия, искала свое понятийное поле, образы мышления, основные темы для анализа.

Исследовательская литература отмечает то, что на Руси придавалось  большое значение христианским истинам  рассматривающим вопрос о борьбе двух противоположностей – духа и  плоти. На этом фоне монастыри, основанные русскими монахами, являли собой духовные центры России, откуда постоянно напоминалось миру об очищении и освящении плотской, приземленной, греховной жизни. Более  того, постепенно в сознании людей  укореняются принципы личной нравственной ответственности перед Богом.     Все эти направления мысли  прорабатываются русскими не в логико-рациональной форме, а через художественное, литературное слово. Такая черта придавала  не классичность, индивидуальность русской  религиозно-философской традиции и  вместе с тем тормозила ее эволюцию.

 

Основной темой теоретических  исканий русских церковников  оставалась задача созидания русской  идеологии. По их мнению, государственная  власть должна была стать инструментом Божьего промысла в истории Руси. Более того, данные настроения усилились  после падения Константинополя, когда отечественное религиозное  сознание Руси сформулировало идею, что  Господь избрал русское царство  единственным, истинно христианским.

В конце ХV в. Русь может  сказать о том, что она совершенно не зависела от остального мира. В интеллектуальной сфере русских происходили изменения  под влиянием новых веяний идущих с разных сторон. Одни из них были вызваны внутренними политическими  процессами, по причине свежих воззрений на политическое устройство государства, другие приходили с Запада, попадая зачастую через Новгород и другие точки соприкосновения с европейской цивилизацией. Появляются люди принимающие западное влияние, начинающие замечать на Руси многие недостатки, более того критикующие русское государство и ставящие в пример Западное общество. Все это поднимает широкие слои населения Руси на защиту своей истории и противление проникновению чуждых, по их мнению, идеологий. Обстоятельства исторической жизни в эту эпоху позволили укрепиться Русскому государству, что послужило формированию мыслей о мировом значении Москвы. В столице древней Руси воцарились самодержцы. Это было время развития концепции «Москва – Третий Рим». «Согласно этой теории мировое владычество из древнего Рима за его еретичество перешло во второй Рим, Царьград; но когда греки отпали на Флорентийском соборе от православия, за это погибла власть второго Рима, и благодать воссияла в третьем Риме – Москве, куда переданы царские регалии».

Первая половина XVI в. для  развивающейся Российской империи  оставалась периодом сложным и неоднозначным. Турки господствовали в Константинополе. Падение великой цивилизации  приводило русский народ в  тревожное состояние. Центр православия  перестал существовать. Поиски нового, быстро наталкивали москвичей на мысль о Москве – наследнице Константинополя. Время от времени определенные религиозные, и политические деятели Руси провозглашали  эти не совсем четко сформулированные мысли в своих патриотических речах. «Эта идея, еще не получила должной  огранки, но витала в воздухе, укрепившись  спустя несколько лет в умах русских  людей».

Информация о работе История России