Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:49, реферат
Для раннефеодального государства язычество было непрогрессивной формой религии, поэтому князь Владимир принял ряд мер для установления соответствия между религией и политическим строем. Владимир провел две религиозные реформы: реформирование язычества и обращение к христианству. Первая сводилась к тому, что Владимир отобрал из огромного числа языческих богов несколько главных, среди которых выделялись Перун, покровитель княжеской дружины, а также божества южных восточнославянских областей. Эта реформа, однако, оказалась недостаточной, поскольку для раннефеодального государства, каким было тогда Киевское, требовалось уже утверждение монотеистической религии, лучше всего освящавшей власть великого князя.
Религиозные реформы князя Владимира.
Становление идеологии «Москва – Третий Рим».
Раскол в Русской православной церкви 17 века.
Культурные преобразования Петра 1.
«Золотой век» русской культуры (первая треть 19 века).
Становление Теории официальной народности.
«Серебряный век» русской культуры (первая треть 20 века).
«Оттепель» в культурной жизни СССР (конец 50-х – начало 60-х г.г.)
Содержание:
Религиозные реформы князя Владимира
Для раннефеодального
Принятие Христианства.
- Дата дискуссионная, называют 987,988,989 и даже 990 г., но в любом случае с 987 по 990 год на большей Части Руси оно утвердилось.
- Еще Ольга
ок. 955 г. приняла христианство, но
сына Святослава не смогла
уговорить сделать это. К
Отвергнутые религии, причины:
Ислам – запрещено пить вино;
Иудаизм – нет Родины;
Католицизм – Не был принят даже при Ольге, т. к. глава церкви имел плохую характеристику: обвинялся во многих грехах.
Причины принятия христианства:
1. Язычество
приводило к изоляции Руси
от христианского мира Европы,
тормозило развитие
2. Язычество
мешало стабилизации и
3. Требовалась
новая идеология, которая
4. Монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси.
5. Появляющееся
социальное неравенство на
Сразу же по утверждении на
киевском столе, князь "
Однако еще в начале
нашего века историки нашли в источниках
доказательства в пользу того, что
в действительности Владимир ввел на
Руси культ одного только Перуна, а
другие боги (идолы) появились в летописи
лишь в 70-х гг XI в. Получается, князь
стремился к популяризации
Большое на то время шеститысячное,
хорошо вооруженное и вышколенное
русское войско помогло Василию
II преодолеть феодальную оппозицию. Император
смог перевести дух и коварно
нарушил главное условие
Введение христианства в
Во времена княжения Владимира Святославовича завершается второй этап в установлении государственности на Руси. Третий, заключительный, этап приходится на годы правления в Киеве его сына Ярослава (1019-1054).
Становление идеология «Москва – Третий Рим».
Начиная
с царствования Иоанна III, в Московском
государстве начала вызревать
идеология, согласно которой,
вследствие политического
Наиболее лаконично и точно политическая теория суверенности Русского государства была сформулирована Филофеем в его послании к Василию III: «Блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти, уже твое христианское царство инем не останется».
В это время появляется
множество легенд, которые должны
были обосновать законное первенство
московских государей над всеми
русскими князьями. Согласно ей вся
история христианства сводилась
к истории трех “Римов” —
первого, погубленного католичеством,
второго — Константинополя, павшего
жертвой униатства, и третьего —
Москвы, объявлявшейся недоступной
для ереси твердыней
В несколько модифицированном виде эта идея была формально закреплена в Уложенной Грамоте 1589 года от имени самого Вселенского Патрирха Иеремии II. В Московской Церкви в данный период формировался взгляд на московское благочестие как единственное во всём мире неповреждённое и спасительное учение Христа. Христиане иных исповеданий не считались таковыми и подлежали перекрещиванию при присоединении к православию. В результате сформировалась специфически московская религиозность с особым упором на внешний ритуал, абсолютную неизменность богослужебных форм, а также то, что некоторые исследователи именуют «бытовым исповедничеством»
Необходимо отметить, что
культуру древней Руси и ее философские
глубины объединял
Исследовательская литература по вопросам распространения библейских текстов отмечает то, что части Священного текста, проникали в русские земли на болгарском языке. Основываясь на данном факте можно сказать, что Русская цивилизация была вынуждена развиваться без античных (аутентичных) источников мудрости. Но говорить о том, что это время потеряно для развития русской философской мысли мы не можем. В этот момент русская философия нащупывала источники глубокого своеобразия, искала свое понятийное поле, образы мышления, основные темы для анализа.
Исследовательская литература
отмечает то, что на Руси придавалось
большое значение христианским истинам
рассматривающим вопрос о борьбе
двух противоположностей – духа и
плоти. На этом фоне монастыри, основанные
русскими монахами, являли собой духовные
центры России, откуда постоянно напоминалось
миру об очищении и освящении плотской,
приземленной, греховной жизни. Более
того, постепенно в сознании людей
укореняются принципы личной нравственной
ответственности перед Богом.
Основной темой теоретических
исканий русских церковников
оставалась задача созидания русской
идеологии. По их мнению, государственная
власть должна была стать инструментом
Божьего промысла в истории Руси.
Более того, данные настроения усилились
после падения Константинополя,
когда отечественное
В конце ХV в. Русь может
сказать о том, что она совершенно
не зависела от остального мира. В интеллектуальной
сфере русских происходили
Первая половина XVI в. для развивающейся Российской империи оставалась периодом сложным и неоднозначным. Турки господствовали в Константинополе. Падение великой цивилизации приводило русский народ в тревожное состояние. Центр православия перестал существовать. Поиски нового, быстро наталкивали москвичей на мысль о Москве – наследнице Константинополя. Время от времени определенные религиозные, и политические деятели Руси провозглашали эти не совсем четко сформулированные мысли в своих патриотических речах. «Эта идея, еще не получила должной огранки, но витала в воздухе, укрепившись спустя несколько лет в умах русских людей».