Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:49, реферат
Для раннефеодального государства язычество было непрогрессивной формой религии, поэтому князь Владимир принял ряд мер для установления соответствия между религией и политическим строем. Владимир провел две религиозные реформы: реформирование язычества и обращение к христианству. Первая сводилась к тому, что Владимир отобрал из огромного числа языческих богов несколько главных, среди которых выделялись Перун, покровитель княжеской дружины, а также божества южных восточнославянских областей. Эта реформа, однако, оказалась недостаточной, поскольку для раннефеодального государства, каким было тогда Киевское, требовалось уже утверждение монотеистической религии, лучше всего освящавшей власть великого князя.
Религиозные реформы князя Владимира.
Становление идеологии «Москва – Третий Рим».
Раскол в Русской православной церкви 17 века.
Культурные преобразования Петра 1.
«Золотой век» русской культуры (первая треть 19 века).
Становление Теории официальной народности.
«Серебряный век» русской культуры (первая треть 20 века).
«Оттепель» в культурной жизни СССР (конец 50-х – начало 60-х г.г.)
Не без основания можно
говорить о том, что просуществовав
некоторое время в устной словесности
русских религиозных кругов, данное
выражение наиболее четко и документально
было продекламировано в документе,
который в настоящее время
известен как «Послание старца Псковского
Елеазарова монастыря Филофея к
великому князю Василию Ивановичу».
«Послание», написанное старцем Псковского
Елиазарова монастыря, подтверждает их
знаковое положение в судьбе России.
«В монастырях по народному убеждению,
шла истинная жизнь». В недрах монашеского,
религиозного сознания зарождалось
философское мышление. «Монастыри творили
большое дело благотворения, твердо
помнили о нуждах и бедах народа,
но в монастырях же, и именно в
них, слагалась национальная идеология,
развивалась церковная
Необходимо отметить, что в послании ученого монаха царю Василию III, Русь предстает христианским государством, которому в планах Божьего провидения предстоит исполнить роль гаранта, защитника православной церкви. Все христианство собралось, по мнению священника в одно государство русского царя. Все содержание хода мысли Филофея изложенное в тексте выражает концепт об исключительной роли русского царства. Первые два Рима пали, третий – Москва, стоит и процветает, а четвертому не бывать.
Впервые в русской литературе документально провозглашается теория Московского самодержавия. Русская религиозно–философская мысль в лице монаха обнаружила способность к осмыслению главных направлений развития современной ему истории.
Подводя итог, необходимо сказать,
что философичность труда русского
священника заключается в том, что
он сумел все разрозненные мысли
и идеи уже появляющиеся в литературе
древней Руси, преобразовать, и систематизировать.
Литературно оформленное
Раскол Русской православной церкви
В середине XVII века в России началось духовное брожение, приведшее в конечном итоге к расколу Русской православной церкви, последствия, которого сказываются и сегодня. Это брожение началось с попыток осмыслить катастрофу, которую страна пережила в Смутное время, и ее причины.
Почему тот подъем, который испытала Русь в правление Ивана III и Василия III, обернулся темным веком Ивана Грозного и Смутой? Причины падения и возвышения царств занимали в то время едва ли не каждого мыслящего человека. А пережитые несчастья многим казались наказанием за отступление от веры отцов и заставляли держаться за нее еще крепче.
Во время Смуты Россия пережила острейшее столкновение с западным миром. Впервые часть ее территории надолго оказалась под властью католической Польши и протестантской Швеции. Протестанты и католики вступили в то время в смертельную схватку. В Европе горели костры, сжигавшие еретиков, и она стремительно приближалась к Тридцатилетней войне.
Отзвуки этой борьбы доносились
и до России... Запорожские казаки,
шведские, немецкие и английские специалисты,
и наемники, польские шляхтичи в
годы Смутного времени побывали в
самых захолустных уголках
После Смутного времени, начиная
с 1620-х годов, когда в Речи Посполитой
начались открытые гонения на православие,
мощный поток идей и людей устремился
на Русь и оттуда, западнорусские священники
поднаторели в богословских спорах.
Они по опыту знали, что без
хорошего образования противостоять
иезуитам в спорах по вопросам веры
совершенно невозможно. Из Киева давно
раздавались призывы открывать
в Москве школы, переводить и печатать
книги. В Москве, остро чувствовавшей
недостаток просвещения, откликались
созданием учебных заведений
и все более широким интересом
к греческой и латинской
Многим казалось, что и
церковь, наряду со всей страной, нуждается
в исправлении и новом
Среди сторонников перемен был и царь Алексей Михайлович, вокруг которого в 1650 году собрался кружок «ревнителей благочестия». Подлинным вдохновителем его стал царский духовник Стефан Вонифатьев. В кружок входили боярин Борис Морозов, архимандрит Новоспасского монастыря Никон, боярин Федор Ртишев и его сестра Анна. Поначалу речь шла лишь о том, чтобы исправить ошибки в текстах богослужебных книг, повысить образованность и нравственность духовенства и исправить церковные обряды по греческому образцу.
Последнее встретило наибольшие возражения, в особенности в среде священников, которых Вонифатьев пригласил в Москву из провинции. Они соглашались с тем, что духовенство нуждается в добром примере и наставлении, но не допускали даже мысли о том, что книги или обряды могут быть неправильными. Особенно их возмущали ссылки на авторитет греков и киевских ученых, поскольку те жили не в православных странах и были подвержены «латинской прелести». Одним из этих провинциальных священников был и протопоп Аввакум.
В 1652 году скончался патриарх Иосиф. Патриарший престол предложили занять Никону, который был тогда митрополитом Новгородским. Никон согласился, но выставил свои условия; епископы и царь должны во всем ему повиноваться. Никон искренне придерживался мнения, что священство выше царства, и считал, что Россия должна стать теократической монархией. Согласие было получено, Собор избрал Никона патриархом, и тот немедленно приступил к реформам. Первым делом он постановил креститься только тремя перстами и разрешил для богослужения иконы только греческого письма.
Одновременно началось широкомасштабное
исправление богослужебных
В мае 1654 года церковный собор
единогласно поддержал все
Культурные преобразования Петра I.
Эпоха Петра I (1672–1725) явилась переломной в истории нашей страны. Ушла в прошлое Древняя Русь. Россия вступала в Новое время. Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных энергией деятельного царя. Несомненно, многое из того, что ознаменовало смену эпох, было подготовлено ходом истории и давало себя знать еще в XVII в., однако качественный скачок, произведенный усилиями Петра, все же нельзя не считать поистине титаническим.
По мнению С. Ф. Платонова,
разделяемому большинством историков,
Петр проводил свои реформы без четкого
плана, отзываясь на первоочередные
потребности. Главным стимулом его
деятельности были военные нужды. Россия
должна была стать мощной обороноспособной
державой европейского уровня. Этим фактом
так или иначе было обусловлено
большинство петровских начинаний.
Кроме того, большое влияние на
характер реформ оказала симпатия Петра
к западному образу жизни и
быту, зародившаяся еще в годы ранней
юности, во время частых его визитов
в Немецкую слободу.В Москве, где
он обрел первых друзей и где, по
словам современника князя Б. И. Куракина,
у него «амур начал первый быть».
Этой иррациональной душевной склонностью,
по-видимому, объясняется то огромное
значение, которое Петр придавал реформам
в области быта. Почти сразу
после возвращения из Великого посольства,
в 1700–1701 гг. издаются и оглашаются с
барабанным боем на площадях и улицах
указы, предписывающие дворянству брить
бороды, а кроме того носить платье
немецкое и французское. Приверженцев
русской старины жестоко
Не менее значимые преобразования
были проведены в сфере сельского
хозяйства и промышленности. Стараниями
Петра были освоены новые культуры
растений: помимо хрестоматийно известного
картофеля (который, правда, будучи завезен
в страну Петром, получил широкое
распространение только во II половине
XVIII – начале XIX вв.), царь активно
содействовал распространению культуры
винограда. Специальными указами насаждались
более совершенные сорта
Преобразования в технике
и промышленности относятся, пожалуй,
к разряду самых неохватных сфер
деятельности Петра. Заинтересовавшись
привезенной князем Долгоруковым астролябией
и случайно найденным в сарае
старым английским ботиком, который, к
изумлению молодого царя, обладал
способностью ходить галсами против
ветра, он на всю жизнь сохранил увлеченность
техникой. Петр сам был мастером
многих ремесел – умел работать
руками. Его увлечением, которому он
часто посвящал свободное время,
было токарное дело. Технический прогресс
был непременным условием военно-политического
могущества России. При Петре русская
промышленность выходит на новый
уровень развития. В России при
активном участии государства
Одной из важнейших задач, поставленных царем, было воспитание образованных людей, специалистов, необходимых для построения нового государства. Двадцатого января 1714 г. был издан указ, согласно которому к первой дворянской обязанности – служить была добавлена еще одна – учиться. До 15 лет дворянин должен был обучиться грамоте, «цифири» (т. е. счету) и геометрии, в противном случае ему нельзя было жениться. Начало светскому образованию в России было положено открытием по указу 14 января 1701 г. Школы математицких и навигацких наук, разместившейся в Сухаревой башне в Москве. Почти одновременно с Навигацкой в Москве была создана Артиллеристская школа, а в 1712 г. – Инженерная. В этих школах преподавались точные науки: арифметика, геометрия, черчение и профессиональные знания по профилю школы. В 1707 году для удовлетворения нужд армии (лечение раненых в Северной войне) была создана Медицинская академия. Система образования при Петре столкнулась с большими трудностями. Царь, как всегда по требованию момента, начал строить ее с вершины – со специального профессионального образования, в то время как в России не было еще системы начального образования. Чтобы учиться, например, в Навигацкой школе (т. е. получать специальность моряка), нужно было уже уметь читать, писать, считать, а выучиться этому было негде. Системе профессионального образования не хватало грамотных учеников. Для решения этой проблемы в 1716 г. начали создаваться цифирные школы. Однако Морское ведомство, в ведение которого были переданы эти школы, не уделяло им достаточно внимания, и очень скоро из-за недостатка финансирования и отсутствия учителей цифирные школы зачахли. Как ни странно, при общей секулярционной политике в петровское время более устойчиво развивалась система церковного образования. Создается сеть епархиальных школ.
С учениками в учебных заведениях обращались весьма строго. В классе велено было присутствовать отставным солдатам и иметь в руках хлыст: «а буде кто из учеников станет бесчинствовать, оных бить, не смотря какой бы он фамилии не был».
Нужды развивающейся школы
требовали выпуска новых
Реформы Петра положили начало развитию отечественной науки. В 1725 г. в Петербурге была открыта Академия наук. Проект устава Академии был разработан при непосредственном участии царя, но открытие состоялось уже после его смерти. Академия стала крупным научным центром. «В истории мировой культуры в прошлых веках нельзя указать другой пример столь же быстрого и эффективного выращивания науки, как это было в России в первой половине XVIII в. через посредство Петербургской Академии», – писал академик С. И. Вавилов. Для работы в Академии были приглашены видные иностранные ученые, в т. ч. и будущие европейские знаменитости Бернулли, Эйлер. При академии были открыты гимназия и академический университет.
В начале XVIII в. резко возрастает
объем выпуска печатной продукции.
Открываются новые типографии. В
1708 г. витиеватый церковно-славянский
шрифт был заменен новым
Суровые меры, к которым приходилось прибегать Петру, порождали недовольство народных масс. В народе ходили слухи, что царь не настоящий, что его подменили. Апологеты древнерусской старины склонны были видеть в Петре самого Антихриста. Глобальная перестройка, охватившая страну, требовала соответствующего идейного оформления. Основной идеей, которую идеологи петровской эпохи противопоставили традиционалистским стремлениям консервативной части общества, была идея сильного государства, в укреплении которого, пусть и ценой жертв, виделся единственный путь ко «всеобщему благу» и «всенародной пользе».
Выдающимся представителем
экономической мысли петровской
эпохи был Иван Тихонович Посошков
(1652–1726). Будучи купцом, сыном ремесленника-ювелира,
он выступал идеологом торгового
сословия. В отличие от Прокоповича
и Салтыкова, Посошков был самоучкой
и никогда не бывал за границей.
Тем не менее главный его труд
«Книга о скудости и богатстве» (1724
г.), предназначавшаяся Петру, содержит
много оригинальных и вполне зрелых
идей. Взгляды Посошкова близки концепции
меркантилизма. По его мнению, государство
должно всячески опекать купечество,
обеспечивать его ссудами, жаловать
казенными заводами, обеспечивать рабочей
силой, набранной из бродяг и нищих.
Большое внимание уделял Посошков и
внешней торговле. Он выступал за создание
компании, которая бы объединила всех
русских купцов, ведущих заграничную
торговлю. Тем самым можно было
устранить конкуренцию и