История России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:49, реферат

Описание работы

Для раннефеодального государства язычество было непрогрессивной формой религии, поэтому князь Владимир принял ряд мер для установления соответствия между религией и политическим строем. Владимир провел две религиозные реформы: реформирование язычества и обращение к христианству. Первая сводилась к тому, что Владимир отобрал из огромного числа языческих богов несколько главных, среди которых выделялись Перун, покровитель княжеской дружины, а также божества южных восточнославянских областей. Эта реформа, однако, оказалась недостаточной, поскольку для раннефеодального государства, каким было тогда Киевское, требовалось уже утверждение монотеистической религии, лучше всего освящавшей власть великого князя.

Содержание

Религиозные реформы князя Владимира.
Становление идеологии «Москва – Третий Рим».
Раскол в Русской православной церкви 17 века.
Культурные преобразования Петра 1.
«Золотой век» русской культуры (первая треть 19 века).
Становление Теории официальной народности.
«Серебряный век» русской культуры (первая треть 20 века).
«Оттепель» в культурной жизни СССР (конец 50-х – начало 60-х г.г.)

Работа содержит 1 файл

истроия 23.02.docx

— 67.25 Кб (Скачать)

Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского  общества дали сильнейший импульс для  развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство  характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему  миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники  овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего  мира.

Особое место в изобразительном  искусстве I половине XVIII в. занимала гравюра. Это был наиболее доступный широким  массам вид искусства, быстро откликающийся  на события времени. Виды морских  сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей – таков  был спектр сюжетов, над которыми работали мастера гравюры.. Излюбленной  темой работ А. Ф. Зубова были виды Петербурга, в которые обязательно  включались водные пейзажи с кораблями.

В области архитектуры  к наиболее значительным новшествам можно отнести возникновение  регулярной городской застройки. Не имеющим аналогов экспериментом  было строительство Петербурга –  первого города в России, строительство  которого велось по заранее продуманному плану. В разработке плана принимали  участие как иностранные, так  и русские архитекторы: Ж. — Б. Леблон, П. М. Еропкин. Новая столица  кардинально отличалась от традиционного  древнерусского города – прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский  облик архитектуры. Во многом внешний  вид города был определен творчеством  уроженца итальянской Швейцарии, приехавшим в 1703 г. Доменико Трезини (1670 – 1734). Им были построены такие замечательные  архитектурные шедевры, как Петропавловский  собор, здание Двенадцати коллегий. Появляется новый тип усадебной архитектуры. Вместо древнерусских палат получает распространение тип дворца в  западноевропейском стиле. Одна из первых построек такого рода – дворец А. Д. Меншикова в Петербурге (арх. Дж. — М. Фонтана и Г. Шедель).

 

"Золотой Век"  российской культуры. Первая половина XIX века.

 

Начало XIX века - время культурного  и духовного подъёма России. Отечественная  война 1812 года ускорила рост национального  самосознания русского народа, его  консолидацию. Подъем патриотизма в  связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту  национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской  национальной культуры. В. Белинский  писал: "1812 год, потрясши всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость". Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и  музыки.

Россия в XIX в. сделала  поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад  в мировую культуру. Такой взлет  русской культуры был обусловлен рядом факторов. В первую очередь  он был связан с процессом формирования русской нации в переломную эпоху  перехода от феодализма к капитализму, с ростом национального самосознания и являлся его выражением. Огромное значение имел и тот факт, что  подъем русской национальной культуры совпал с началом революционно-освободительного движения в России.

Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой  революционный процесс и передовая  западноевропейская общественная мысль  оказывали сильное влияние и  на культуру России. Это было время  расцвета немецкой классической философии  и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой  популярностью в России. Не следует  забывать и влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в.: усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры. Гоголь, Лесков, Мельников-Печерский, Достоевский  и др. создавали свои произведения в традициях древнерусской религиозной  культуры. Творчество других гениев русской  литературы, чье отношение к православной культуре более противоречиво, - от Пушкина и Льва Толстого до Блока - несет неизгладимую печать, свидетельствующую  о православных корнях. Огромный интерес  вызывают картины Нестерова, Врубеля, Петрова-Водкина, истоки творчества которых  уходят в православное иконописание. Яркими явлениями истории музыкальной  культуры стали древнее церковное  пение (знаменитый распев), а также  позднейшие опыты Бортнянского, Чайковского  и Рахманинова.

В недрах официально-государственной  культуры заметна прослойка "элитарной" культуры, обслуживающей господствующий класс (аристократию и царский двор) и обладающей особой восприимчивостью к иноземным новшествам. Достаточно вспомнить романтическую живопись Кипренского, Тропинина, Брюллова, Иванова  и других крупных художников XIX в.

Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран  и народов, не теряя при этом своей  самобытности и в свою очередь  оказывая влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в  истории европейских народов, например, религиозная русская мысль. 'Русская  философия и богословие оказали  влияние на западноевропейскую культуру в первой половине XX в. благодаря  трудам Соловьева, Булгакова, Флоренского, Бердяева, Бакунина и многих других.

В первой половине XIX века в  России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского, были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский  и Киевский университеты.

Начало его совпало  с эпохой классицизма в русской  литературе и искусстве.

Здания, построенные в  стиле классицизма, отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью  пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка  города. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных  зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью: здание Адмиральтейства по проекту  Захарова, здание Биржи на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, - это шедевр мирового зодчества.

В палитру разностилья  Москвы классицизм внёс свои яркие  краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под  руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен  храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие - открыл свои двери Эрмитаж, где  были собраны художественные сокровища  императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.

Эстетические принципы и  стремление к единой общенациональной культуре на основе сближения официального искусства и фольклорной стихии, вдохновлявшегося идеями народности и  национальности, утверждались в эстетике Просвещения (Плавильщиков, Львов, Радищев), были особенно важными в эпоху  декабризма в первой четверти XIX в. (Рылеев, Пушкин) и приобрели основополагающее значение в творчестве и эстетике реалистического типа в середине прошлого века.

В формировании русской национальной культуры все более активно участвует  интеллигенция, первоначально составлявшаяся из образованных людей двух привилегированных  сословий - духовенства и дворян. В первой половине XIX в. появляются интеллигенты-разночинцы, а во второй половине этого века выделяется особая социальная группа - крепостная интеллигенция (актеры, живописцы, архитекторы, музыканты, поэты).

Первую треть XIX называют "золотым веком" русской культуры.

Основные тенденции в  литературе и искусстве. Первую треть XIX в., называют «золотым веком» русской  культуры, которая прошла большой  путь развития  от классицизма и  сентиментализма, которые еще господствовали в начале века, до прогрессивного романтизма 20–30-х годов и критического реализма, утвердившегося в 40–50-х годах.

Литература. Именно литература  определила название этого времени  как «золотого века». Утверждаются многие основополагающие принципы, определившие ее дальнейшее развитие: народность, высокие  гуманистические идеалы, гражданственность  и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости.

В начале века появились  написанные в духе классицизма пьесы  Озерова, читатели восхищались «Бедной  Лизой» Н. Карамзина, виднейшего представителя  отечественного сентиментализма. Бурные события первой половины века, накопившиеся проблемы внутри страны не могли не вызвать к жизни романтизм  с его особым интересом к личности, и противопоставлением реальному  миру мира идеального. Художник-романтик не ставит перед собой задачи точно  воспроизвести реальную действительность. Для него важнее высказать свое отношение  к ней, более того, создать свой, вымышленный образ мира, часто  по принципу контраста к окружающей жизни, чтобы через этот вымысел, через контраст донести до читателя и свой идеал, и свое неприятие  отрицаемого им мира.

В.А. Жуковский в своих  балладах  воссоздал мир поверий  и мистицизма, рыцарских легенд. В своем раннем творчестве А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов наполнили романтизм  высочайшим художественным содержанием. «Дух беспокойный» воссоздает Лермонтов  в истории Тамары (поэма «Демон»), пытается передать в космических  образах трагедию современного человека и отношение самого поэта к  реальной действительности: «Где не умеют  без боязни // Ни ненавидеть, ни любить».

Основоположником критического реализма в русской литературе стал, величайший национальный поэт А.С. Пушкин. Связанный дружескими узами со многими  декабристами, Пушкин отразил в своем  творчестве зарю освободительного движения. Вольнолюбивые стихи и эпиграммы  на тогдашних правителей России –  Александра и Аракчеева знала  наизусть вся молодежь. Его роман  в стихах «Евгений Онегин», трагедия «Борис Годунов», лирические стихи  читались по всей России, становились  известны в Польше и Чехии, во Франции  и Англии.

Сороковые годы – эпоха  «гоголевского периода» русской  литературы. Н.В. Гоголь создал незабываемые по выразительности картины, яркие  и живые образы России в романе «Мертвые души», в комедии «Ревизор»  под несравненным юмором нельзя не различить горечь и боль автора за гнетущую атмосферу русской общественной жизни. После первого представления  «Ревизора», восторженно встреченного зрителями, Николай I сказал: «Всем досталось, а мне больше всех».

В 40-х годах крепнет  демократическая направленность литературы. Н.А. Некрасов священным долгом художника  полагал гражданственную смелость во имя любви к народу. Этому  девизу служило творчество и отнюдь не склонного к радикализму молодого И.С. Тургенева. В печатавшихся с 1847 г. «Записках охотника» Тургенев показал высокую мораль подавленного несправедливым строем крепостного  человека.  Цензор, допустивший ее к печати, был уволен, а Тургенев, провинившийся еще и некрологом Гоголю, выслан в деревню.

Очень важно, что в первой половине века формируется русский  литературный язык, чему способствовала деятельность Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. Создается  словесный факультет в Московском университете и Общество любителей  российской словесности. Проблема состояла в том, что большинство  дворян презирали русский язык, многие из них не умели ни строчки написать по-русски, не читали на родном языке. Ученые выступали против низкопоклонства перед Западом, подражания иностранным образцам и использования многих иностранных слов (преимущественно французских) в русском литературном языке.

Театр  первой половины  XIX в. приобрел крупное общественное значение. Классическими произведениями драматургии этого периода наряду с «Ревизором» являлись «Горе  от ума» A.С. Грибоедова и позднее  в начале 50-х годов первые пьесы  Н. Островского. Комедия Грибоедова была блестящей сатирой на дворянскую Москву и разошлась в 20-е годы в списках по всей России. Стихи  ее тотчас стали крылатыми, но автор  так и не увидел ее на сцене. Впоследствии «Горе от ума» заняло почетное место  в репертуаре и сейчас не сходит со сцены многих театров. Комедии  Островского вывели на сцену «темное  царство» невежественного и жадного  купечества.

В первой половине века в  России существовали различные виды театров. Крепостные театры принадлежали известным русским аристократическим  фамилиям – Шереметевым, Апраксиным, Юсуповым. Однако они  играли  все  меньшую роль в театральной жизни. Лучшие актеры переходят из них на казенную сцену. В 20–40-х годах в  Москве в Малом театре во всем блеске раскрылось многогранное сценическое  дарование сына крепостного крестьянина  М.С. Щепкина. По выражению Герцена, он «первый стал не театрален на театре». Другими замечательными артистами в Петербурге и Москве были А. Мартынов, В. Каратыгин, В. Самойлов, П. Мочалов.

Успехи русского балетного  театра были связаны во многом с  именами знаменитых французских  постановщиков Дидло и Перро. Среди русских танцовщиц следует  назвать Истомину.

Музыка. В первой половине XIX в. в России формируется вполне самостоятельная и оригинальная музыкальная школа. Среди талантливых  композиторов первой трети XIX в. – А.Н. Верстовский, А.А. Алябьев (автор свыше 200 романсов и песен и в том  числе исключительно популярного  «Соловья»), А.Л. Гурилев.

Информация о работе История России