История физической культуры Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:02, реферат

Описание работы

История физической культуры Казахстана рассматривается отдельно по следующим соображениям:
Во-первых, история ФКиС Казахстана есть история нашего Отечества. Это обязывает всех, кто изучает историю ФКиС, более глубоко, сознательно и всесторонне знать свою родную историю. Отношение к прошлому, говорил А.С.Пушкин, вот что отличает образованность от дикости. Чем лучше мы будем знать свое прошлое в области ФКиС, тем более глубоко будем понимать создаваемое ныне настоящее.

Содержание

а) Истоки формирования физической культуры в Казахстане
б) Физическая культура и спорт в Казахстане в первые годы социалистического строительства
в) Развитие казахских национальных видов спорта и игр
г) Современный этап развития физической культуры и спорта в Казахстане
д) Список литературы

Работа содержит 1 файл

История физической культуры в Казахстане.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

Исходя из этого, ЦК партии предложил  «создать при Центральном исполнительном комитете СССР Всесоюзный совет физической культуры с функциями государственного руководящего органа, которому подчинить  все советы физкультуры при ЦИК  союзных республик, соответственно реорганизовав их и их местные органы из согласительных комиссий, каковыми они являлись, в государственные органы руководства физкультурным движением».

Постановление ЦК ВКП(б) от 23 сентября 1929 года сыграло большую роль в  деле дальнейшего развития физической культуры и спорта в Казахстане.

 

РАЗВИТИЕ КАЗАХСКИХ  НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА И ИГР

Народные игры и физические упражнения казахов берут свое начало в далекой  древности и тесно связаны  с историей, культурой и бытом  казахского народа. Многие из них появились еще в периоды зарождения феодализма и даже родового строя. В силу исторически сложившихся общественно-экономических условий развития казахи, как и другие народы Средней Азии, на протяжении многих веков вели кочевой образ жизни и вплоть до Октябрьской революции сохранили патриархально-родовые формы быта. Это наложило особый отпечаток на характер самобытных казахских игр и физических упражнений.

Многие игры казахов, киргизов, узбеков  и других народов Средней Азии имеют общие черты и близки между собой, в силу чего их иногда трудно разграничить. Вместе с тем в деталях этих игр и физических упражнений имеется очень много различий даже у жителей одной области. Объясняется это тем, что многие игры, имея общее происхождение, в дальнейшем в процессе феодального дробления приобрели некоторые отличительные особенности.

Большинство игр и физических упражнений казахов было тесно связано с  подготовкой хорошего наездника, сильного и ловкого борца, меткого стрелка  из лука. Наиболее популярными были игры и скачки на лошадях, стрельба из лука, борьба на поясах. Видное место в быту казахов занимали различные обрядовые игры и состязания посвященные какому-либо торжественному событию как радостному, так и печальному (свадьба, выход на кочевье, поминки и т. д.). Игры и состязания всадников являлись обязательной частью всех празднеств (тоев), устраиваемых ханами, баями, казахской знатью ради личного развлечения и показа своего превосходства и богатства над соперниками.

Однако несмотря на то, что многочисленные празднества казахов с различными состязаниями всадников, борцов, стрелков устраивались преимущественно крупными феодалами — султанами, ханами, баями и служили средством укрепления их авторитета среди населения, они сохранили народный характер. На состязания собирались лучшие наездники-джигиты, стрелки-мергены и борцы-курешисты из самых отдаленных аулов и кишлаков, одновременно стекалось большое количество зрителей. На праздниках, продолжавшихся иногда несколько дней, молодежь и взрослые демонстрировали свою силу и ловкость, удальство.

Социальное неравенство, существовавшее в дореволюционном Казахстане, а также исключительно тяжелое и бесправное положение широких масс населения не способствовало массовому развитию национальных форм физической культуры. Казахская беднота, обремененная непосильным трудом на баев и жестокой эксплуатацией имущих классов, была зачастую лишена возможности участвовать в состязаниях и играх. Для этого нужно было прежде всего иметь хорошего коня. Народный акын Казахстана Джамбул слагал песни о заветной мечте бедняков:

Я встретил в седле своей жизни  рассвет

Была моя кляча худа, как скелет.

Шаталась она, и степной ветерок 

Сумел бы свалить ее с ног.

...На ярмарки и на базары я вез

Печальные песни страданья и  слез.

На кляче худой из аула в аул 

Скитался я, рваный Джамбул.

Когда ручейками сбегали снега,

В зеленой степи начиналась байга,—

Весенний пробег вороных скакунов

Из байских степных табунов.

Что мне оставалось? Поодаль стоять,

От зависти горькие слезы  глотать

Да ночью в тоскливой немой  тишине

Мечтать о хорошем коне.

Так юность прошла, и не ездил я  вскачь

Была моя кляча костлявей  всех кляч.

Редко удавалось джигиту-бедняку  добиться победы в состязаниях. Куда было его лошади против сытых, выхоленных лошадей баев. А если удалому джигиту и удавалось вырвать победу у представителей знати, то дорого ему обходилась слава победителя.

Борьба на поясах (казахша-курес), игры в шашки (дойба), тогуз-кумалак (девять шариков) и другие были более доступны широким массам народа.

Данные о физических упражнениях  и играх казахского народа, имеющиеся в дореволюционной литературе, носят крайне общий характер. Стремясь как можно ярче отобразить в своих произведениях черты быта казахов, многие авторы больше заботились о красивой художественной форме описания этих состязаний, совершенно не вникая в их классовую сущность. Между тем изучение и сопоставление ряда литературных источников, а также этнографических исследований дает основание утверждать, что игры и состязания, устраивавшиеся баями и знатью, приуроченные к семейным торжествам, служили прежде всего корыстным целям их организаторов.

Отсутствие единых твердо установленных  правил проведения состязаний нередко  вело к возникновению ссор из-за первенства между организаторами и участниками и даже к вражде и междоусобицам. Результаты состязаний зачастую определялись по усмотрению более сильного и влиятельного бая. Пользуясь привилегированным положением, казахская знать нередко ради потехи и издевательства над беднотой устраивала игры, унижавшие достоинство человека. Одной из таких игр являлась «джаланаш-малчышу», сущность которой заключалась в том, что любая женщина, пожелавшая получить байский подарок, должна была полуголой с завязанными руками выйти перед собравшимися, зубами отвязать привязанного к столбу верблюда или коня и провести его перед зрителями.

Сохранив национальную форму, совершенно другое содержание и более широкое  развитие получили физические упражнения и игры казахов после победы Великой Октябрьской революции, оформившиеся в народно-национальные виды спорта и игры. В Советском Казахстане с новой силой начали развиваться те виды физических упражнений, которые содействуют всестороннему развитию личности человека и готовят его к социалистическому труду и обороне Родины. C другой стороны, по мере приобщения казахской национальной культуры к передовой социалистической культуре русского народа коренным образом стали изменятся и вытесняться из быта физические упражнения, отражавшие культурную отсталость народа, вредные для здоровья состязания и игры, веками державшиеся в патриархальном быту. Старинные национальные формы физической культуры получили новое социалистическое содержание. В отличие от дореволюционного Казахстана, в котором национальные игры и состязания носили чаще всего обрядовый характер и служили средством развлечения знати, в Советском Казахстане они стали важным средством всестороннего физического воспитания трудящихся и служили одной из форм культурного отдыха и досуга широких масс. Состязания по национальным видам спорта стали сейчас традиционными и проводятся наравне со многими классическими видами спорта. Они непременно включаются теперь в программы различных спортивных соревнований и спартакиад, посвященных памяти народных героев, знаменательным датам и событиям в жизни казахского народа. Состязания по национальным видам спорта, проводимые в настоящее, время, превращаются в подлинно массовые народные праздники.

Состязания и игры, носившие в дореволюционном Казахстане сугубо стихийный характер и преследовавшие корыстные цели их организаторов и участников, в Советском Казахстане стали носить организованный и коллективный характер и отражают прежде всего интересы целого коллектива. Спортивная борьба шла не за честь бая и его рода, а за честь своего колхоза, района, области.

С первых дней образования Казахской  республики по инициативе местных советских  органов и комсомольских организаций в городах и селах республики организуются состязания по народным видам спорта и играм: байге, жорга-жарыс, кыз-кyy, кумис-алу, кок-пару, по борьбе казахша-курес и другим. Правда, такие состязания в этот период устраивались еще редко, преимущественно во время ярмарок, причем многие из них не носили еще спортивного характера, тем не менее это были уже подлинно народные состязания.

В конце 20 годов состязания по национальным видам спорта и играм стали  проводиться более часто и  приурочиваться к праздникам урожая, коневодства и другим событиям в жизни казахского народа. В 1928 году Совет физкультуры при КазЦИКе утверждает единые правила по национальной борьбе казахша-курес, в соответствии с которыми и было проведено первое официальное первенство города Кзыл-Орды по этому виду спорта. В этом же году соревнования по борьбе казахша-курес включаются в программу I Всеказахстанской спартакиады.

В начале 30 годов по указанию ВСФК РСФСР и правительства Казахстана организуется работа по изучению и систематизации отдельных национальных видов спорта и игр, выделяются средства на научно-исследовательскую работу в этой области. В 1935 году разрабатываются и утверждаются первые официальные правила по наиболее распространенным в республике национальным видам спорта. Состязания по борьбе казахша-курес, байге, жорга-жарыс, кыз-куу и другим видам спорта включаются в спортивный календарь. В этот период, популярность в быту казахов приобретают новые национальные игры, созданные народным творчеством, название и содержание которых отражало уже советскую действительность.

В 1938 году в Алма-Ате проводилась I республиканская колхозная Спартакиада, в которую как обязательный вид спорта была включена национальная борьба казахша-курес.

В 1939—1940 годах национальные виды спорта приобретают более массовый характер, причем неуклонно растут мастерство и достижения участников. В первенствах по борьбе казахша-курес, таяк-жугурту (метание палок на снегу), настольной игре тогуз-кумалак и многим конным видам спорта принимают участие представители почти всех областей Казахстана.

Война с фашистской Германией помешала дальнейшему развертыванию работы по национальным видам спорта, однако и в этот период она не прекратилась ни на один день. Зимой 1942 года были проведены заочные республиканские соревнования по таяк-жугурту, летом 1943 года во время проведения I спартакиады республик Средней Азии и Казахстана были организованы показательные состязания по борьбе казахша-курес, кыз-куу, кумис-алу и другим.

Новый этап в развитии национальных видов спорта в Казахстане начинается с 1944 года. Следуя указаниям ЦК партии и правительства Казахстана, физкультурные организации республики разработали новые правила соревнований по основным национальным видам спорта и играм, действовавшие вплоть до издания в 1949 году «Краткого сборника казахских народно-национальных видов спорта». Начиная с 1944 года, соревнования, спартакиады и спортивные праздники по народным видам спорта стали проводиться более часто. В начале 1945 года Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта издал специальный приказ «Об усилении работы по национальным видам спорта», в котором отметил необходимость широкого использования национальных видов физических упражнений, являющихся частью средств советской физической культуры и мощным фактором в развитии массового физкультурного движения в национальных республиках. В качестве практических мероприятий комитет предложил включать элементы национальных игр, танцев и развлечений в программы физкультуры национальных школ и в практику работы дошкольных учреждений, устраивать в дни праздников показательные выступления по национальным видам спорта, пересмотреть существующие и разработать новые правила соревнований, провести отбор и упорядочение национальных видов спорта, включив их в практику спортивной работы в городских и сельских физкультурных коллективах.

Большим стимулом для дальнейшего  развития национальных видов спорта в Казахстане явилось постановление ЦК ВКП (б) от 27 декабря 1948 года, в котором была подчеркнута необходимость всемерного культивирования в союзных республиках народных видов спорта. Руководствуясь этим постановлением, физкультурные организации республики усилили работу по созданию в коллективах физкультуры, в особенности в сельских, секций по национальным видам спорта, улучшению учебно-тренировочной работы в них, более широкому вовлечению казахской молодежи в занятия спортом.

В 1958 году в Москве состоялись I Всесоюзные конно-спортивные соревнования колхозов, совхозов и конезаводов, участники которых состязались в кок-паре, сайысе, байге на 7 км., кыз-куу, кыз-жарысе. В 1960 году была проведена юбилейная Спартакиада по национальным видам спорта, посвященная 40-летию Казахской ССР, где как обязательные зачетные виды были включены байга на 7 и 16 км, жорга-жарыс, казахша-курес, кок-пар, сайыс, тогуз-кумалак.

 

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В КАЗАХСТАНЕ

Официальное празднование Дня спорта 13 августа утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 20 января 1998 г. "О профессиональных праздниках и памятных днях в Республике Казахстан".

Государство уделяет большое внимание развитию физической культуры и спорта в Казахстане. За последние годы приняты серьезные меры по развитию отрасли. Реализация "Государственной программы развития массового спорта в Республике Казахстан на 1996-2000 годы", утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 19 декабря 1996 года позволила приостановить сокращение основных показателей развития спорта в республике и наметилась устойчивая тенденция их роста. Принятие Закон Республики Казахстан "О физической культуре и спорте" от 2 декабря 1999 года №490-1 ЗКР создало нормативно-правовую базу физической культуры и спорта.

Для дальнейшего развития отрасли Указом Президента Республики Казахстан от 12 марта 2001 года № 570 утверждена "Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2001-2005 год". Всего за десять лет независимости принято более 50 постановлений Правительства Республики Казахстан, Распоряжений Премьер-министра Республики Казахстан по вопросам развития физической культуры и спорта.

Как нам известно, 2002 год  Указом Президента объявлен Годом здоровья, что положительно повлияло на пропаганду здорового образа жизни среди населения.

Одним из значительных спортивных мероприятий в стране, проводимых в рамках Года здоровья Агентством по туризму и спорту стали игры народного спорта на призы Президента Республики Казахстан и Веломарафон, который прошел во всех регионах республики и финишировал в г.Астане.

Информация о работе История физической культуры Республики Казахстан