Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:02, реферат
История физической культуры Казахстана рассматривается отдельно по следующим соображениям:
Во-первых, история ФКиС Казахстана есть история нашего Отечества. Это обязывает всех, кто изучает историю ФКиС, более глубоко, сознательно и всесторонне знать свою родную историю. Отношение к прошлому, говорил А.С.Пушкин, вот что отличает образованность от дикости. Чем лучше мы будем знать свое прошлое в области ФКиС, тем более глубоко будем понимать создаваемое ныне настоящее.
а) Истоки формирования физической культуры в Казахстане
б) Физическая культура и спорт в Казахстане в первые годы социалистического строительства
в) Развитие казахских национальных видов спорта и игр
г) Современный этап развития физической культуры и спорта в Казахстане
д) Список литературы
Элементы военной подготовки пронизывают не только конные виды. В этой связи также немалый интерес представляют археологические находки, сделанные в 1970 году в юго-восточной части Казахстана. В этом районе были обнаружены своеобразные стрельбища, мишенями которых служили наскальные изображения животных. Следы стрел расположены только вокруг головы как наиболее ранимой части тела. По мнению отдельных ученых, мишени могли служить стрелкам в состязании. Если так, то на материалах Казахстана подтверждается мысль о том, что «главной причиной появления соревнований была потребность подготовки к вооруженным схваткам: тренировка в физических упражнениях превращалась в тренировку с оружием».
Тренировка с оружием являлась сложным процессом, связанным с проявлением не только таких физических качеств, как ловкость и выносливость, но и прежде всего большой физической силы, которая приобреталась, путем длительных упражнений, О том, что действия воина с оружием требовали большой физической силы, говорят новейшие и поистине сенсационные открытия советских археологов. Так, в том месте, где слиянием рек Вахша и Пянджа образуется могучая Амударья, был раскопан холм, под которым оказался античный храм, из которого ученые извлекли целый арсенал оружия (наконечники стрел, железные копья, кинжалы, мечи местного и греческого производства). И самым уникальным в данном случае является меч, покрытый золотом, вес которого — десять килограммов. Само собой разумеется, что таким оружием могли умело действовать, порой в течение долгих сражении, только физически сильные и отлично тренированные воины.
Появление соревнований способствует возникновению новых форм и методов подготовки воина, развитию новых боевых игр и физических упражнений. Новые общественные функции, которые несет с собой физическая культура, способствуют приобретению общих сходных черт физических упражнений отдельных племен и народностей этого периода, усиливают процессы взаимообмена культурными ценностями. Ярким примером сказанному может служить характер физической культуры племен и племенных союзов, обитавших на территории Средней Азии и Казахстана в первом тысячетелетии до нашей эры, наиболее крупными из которых были саки, массагеты, савроматы и Каспии.
Саки были сильными и воинственными племенами. Древний историк Дионисий называет их «из всех стрелков в мире самыми искусными». Страбон же говорит о них, как о «азиатских скифах», ибо у саков и скифов было много общего в хозяйственном и общественном укладе жизни. В отношении самих скифов источники сообщают, что они «стрелами пользовались не только на войне, но и на охоте, и на ежедневных упражнениях в стрельбе в цель». У греков, живших в одно историческое время со скифами, на одной мраморной стене сохранилось изображение юноши, стреляющего из лука вдаль. Лук, из которого стреляет этот юноша, по размеру и форме - чисто скифский. Поэтому стрельбу вдаль тоже нужно считать заимствованной у скифов, ибо греки подобных состязаний у себя не устраивали.
Археологические находки наших дней подтверждают данные Е. Е. Тевашова о том, что стрельбу вдаль практиковали сакские племена. Среди многих находок в Хантау (юго-западное Прибалхашье) привлекает внимание высеченная на скале фигура женщины с натянутым луком в руках. У припавшей на правое колено лучницы стрела направлена вверх под таким углом, который рассчитан именно на стрельбу вдаль.
Современные данные науки говорят о том, что стрельба из лука вдаль являлась также любимым видом состязаний и урартских воинов, достижения которых в дальности стрельбы (до 476 метров) можно считать выдающимися даже по стандартам нашего времени. Факты говорят, таким образом, о все более расширяющих свои масштабы процессах взаимовлияния и взаимообогащения отдельных народов в области физической культуры еще в весьма отдаленные времена.
Особое значение приобретает в данный период конная стрельба. Племена Средней Азии и Казахстана воспитывали выдающихся мастеров и в этом виде военного искусства. Меткой стрельбе с лошади способствовали седла, которые впервые появились у скифских племен, а также сама форма лука. Например, усуньский составной лук имел форму буквы «М», что было наиболее удобно именно для стрельбы с лошади. Существовал даже обычай подстригать верховых коней, ибо развевающаяся грива сильно мешает всаднику при стрельбе из лука.
Археологи в детских погребениях савроматских племен находили наконечники стрел, что позволяет увереннее предполагать раннее обучение стрельбе в связи с постоянной военной опасностью. Такие же этапы обучения проходили аланы — потомки савроматов. Один из латинских историков говорил об аланах, что «все они вследствие разнообразных упражнений являются дельными воинами». Несомненно, у среднеазиатских племен, выращивавших непревзойденных стрелков, должны были учиться древние греки и другие народы, использовать отдельные формы их культуры в повседневной жизни населения в условиях военно-демократического строя.
Племена Средней Азии и Казахстана среди различных видов упражнений и игр особое значение придавали конным скачкам. Имеется упоминание Геродота о том, что «начиная с 5-летнего возраста и кончая 25-летним, обучают они детей только трем предметам: верховой езде, стрельбе из лука и правдивости». О широкой популярности конных скачек и бегов у усуньских племен говорят, в частности, археологические открытия, сделанные в районе реки Иссык Алма-Атинской области. Эти открытия свидетельствуют о том, что усуни располагали прекрасными верховыми лошадьми и широко культивировали в своём быту конные скачки на дальние дистанции. Изображения скаковых лошадей, способных покрывать большие расстояния, были найдены также на берегу реки Каргалы. Иссыкские и каргалинские лошади имеют тонкие шеи и ноги, легкую фигуру, что и сейчас необходимо для аламан-байги, то есть скачек на длинные и сверхдлинные дистанции.
В этой связи должно быть отмечено, что большое значение коневодству придавалось и на востоке Казахстана Советские историки В. О. Вит, С. И. Руденко, В. И. Цалкин показали, что жители Алтая еще в скифское время обладали прекрасными высокопородными верховыми лошадьми. Их имели также племена Центрального Казахстана. Источники свидетельствуют, что в эту же эпоху таких лошадей древняя Европа почти не знала.
Наличие высопородных лошадей позволяло племенам Средней Азии и Казахстана проводить свои общественные дела, различные игры и состязания на коне. Многие племенные традиции и обычаи были связаны с выполнением различных упражнений на коне. С саксккого периода существуют обычаи проводить конные состязания по случаю заключения брачного союза. Согласно| этому обычаю юноши саков могли жениться, лишь победив свою невесту в состязании в силе, ловкости и выносливости.
Брачные конные состязания, описанные в некоторые произведениях античной литературы, имеют большое сходство с казахско-киргизской игрой «кыз-бори» («волк--дева»). А. X. Маргулан говорит по этому поводу, что само название «кыз-бори» нужно считать обращением древнему тотему, как предмету родовой идеологии употребляемым при заключении брачного союза. Поединок юноши с девушкой как форма брачного состязания, - указывает данный автор, - был широко распространенным явлением у народов Средней Азии и Казахстана. Анализ содержания древних брачных состязаний дал основание утверждать, что они были прообразами конно-спортивной игры «кыз-куу».
Что же касается древней конно - спортивной игры с мячом, то она дошла до "наших" дней почти без изменений. Постепенно она превратилась в любимую игру народов всего Востока. Кроме Средней Азии она имела широкое распространение в Армении, Азербайджане, Афганистане, Иране и других странах мира. Подробные очерки об этой игре даны иностранными авторами Катрмером, Юлем и Бернеллом, Моди.
Племена Средней Азии и Казахстана имели широкие связи со всеми соседними странами. Благодаря этому усиливаются взаимные культурные влияния, обогащается опыт проведения различных игр и состязаний. Многие из них становятся уже достоянием других племен и народностей. Весьма интересным в этом отношении является участие среднеазиатских наездников в празднествах, проводимых в соседних странах. До наших дней дошли, например, исторические сведения о крупнейших состязаниях, организованных по случаю торжественного выхода царя Кира в Вавилоне, где убедительную победу в конных бегах одержал сак. Эти состязания проходили на территории древней Месопотамии и 539 году до нашей эры ( к юго-западу от современного Багдада). Сам Кир, как известно, погиб во время похода в Среднюю Азию.
Участие, сакского наездника в играх в Вавилоне — это первое пока что известное упоминание о международных спортивных связях, которые стали традиционными в последующие эпохи. Начинают они свою историю, может быть, с еще более древних времен; в данном случае речь идет о первой официальной дате проведения подобных состязании.
Формы проведения состязаний у древнейших предков народов Средней Азии и Казахстана были весьма разнообразными. Проводились они как между конными, так и между пешими воинами. Одним из таких состязаний явились поединки на копьях и пиках. Изображения поединков на копьях сакских воинов найдены в горах Хантау Центрального Казахстана. Аналогичное изображение было обнаружено также на скалах Теректысай находящихся в юго-западном Прибалхашье. Чуть поодаль от двух пеших воинов стоит женщина в позе свободного наблюдателя-судьи.
Разнообразные по смыслу ритуалы, обряды являлись важнейшей чертой состязаний. Об этом говорят не только этнографические, но и археологические материалы. Академик С. П. Толстов при раскопках, характеризующих быт племенного союза кангюи, обнаружил маленький городок, разделенный на два квартала, что объяснялось существованием двух экзогамных фратрий, между которыми происходило «ежегодное ритуальное состязание…нередко выливающееся в настоящее побоище».
Борьба, кулачные бои, метание
копья и некоторые
другие виды являлись традиционными
формами физической культуры разных народностей. Посредством
их воспитывались необходимые военно-.прикладные качества подрастающего поколения. Многочисленные
источники сообщают о том, что эти высокие
требования предъявлялись и женщинам,
благодаря чему они мало чем уступали
мужчинам. Античные авторы утверждают, что женщины среднеазиатских племен принимали
активное участие в общественной жизни и в военных
действиях. Геродот, говоря о массагетах, писал,
что «женщины у них пользуются одинаковым
положением с мужчинами».
Воинственными и отважными являлись савроматские женщины. « Я знаю савроматских женщин,—отмечал Климент Александрийский,— которые занимаются военным делом не меньше мужчин». По описанию Геродота, женщины савроматов ездили верхом на охоту, носили мужскую одежду, и ни одна девица не выходила замуж, пока не убъет врага. Женщины у них хорошо сражались верхом и пешими. Советский историк А.Н. Бернштам, писал, что женщины среднеазиатских кочевников носили шерстяные шаровары, заправленные в сапоги. Широкий подол платья позволяет женщине легко вскочить в седло.
Особое место в исторических
источниках занимают сакские женщины, лучшие традиции которых
были восприняты женщинами последующих
эпох. По сообщению Диодора, «вообще женщины у этого племени
мужественные и делят с мужьями опасность войны».
По свидетельству Климента Александрийского,
«сакские женщины, когда обращались притворно в бегство,
стреляли с
коней, оборачиваясь назад, как делают
это мужчины».
Физическая культура в период образования племен и племенных союзов на территории Средней Азии и Казахстана характеризуется разносторонними связями, обогащением одних народов за счет освоения достижений других культур. В этом плане очень плодотворным был период походов Александра Македонского (IV век до нашей эры) на территорию Средней Азии.
Достижения древнегреческой культуры потому только и могли оказать свое влияние в Средней Азии, «что высокий уровень ее собственного культурного развития делал возможным восприятие греческих веяний и дальнейшее развитие их на местной основе». Сказанное находит свое полное подтверждение на примере развития физической культуры. В частности, как показали исследования таджикских ученых, племена Средней Азии, активно участвуя еще до Александра Македонского в походах Дария I (царь государства Ахеменидов в 522—486 годах до нашей эры) на Грецию, позаимствовали многие физические упражнения и игры греческой физической культуры. Затем они распространили их в родные места, придавая им характер, близкий к жизни и быту своего народа. Однако в период пребывания греков в Средней Азии этот процесс получил свое дальнейшее развитие. Известно, например, что Александр Македонский поддерживал традиции олимпийских игр. Для проведения пышных гимнастических и музыкальных выступлений во вновь покоренных странах участники доставлялись иногда из самой Греции. Все это не могло не сказаться на быте и культуре местного населения. Естественно поэтому, что в ряде районов Средней Азии стали проводиться различного рода состязания, наподобие древнегреческих олимпийских игр. Здесь, видимо, сыграли еще свою роль разнообразные зрелища с элементами соревнований, профессиональный атлетизм, характерные для греческой физической культуры, но близкие по духу и среднеазиатской физической культуре.
Профессиональный атлетизм возник
в Греции в результате необычайно
широкого распространения зрелищ-
Особый интерес для данного периода представляют состязания, состоявшие из сочетания бега с конными скачками или ездой на колесницах. По сигналу участники на полном ходу спрыгивали с коней (колесниц) и заключительную часть дистанции проходили бегом. Такие состязания являлись излюбленным видом развлечения в войсках Александра Македонского, состоящих как из греков, так и представителей многих других народностей и племен, в числе которых были саки, массагеты, хорезмийцы, согдианцы и другие выходцы из Средней Азии.
Информация о работе История физической культуры Республики Казахстан