Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:02, реферат
История физической культуры Казахстана рассматривается отдельно по следующим соображениям:
Во-первых, история ФКиС Казахстана есть история нашего Отечества. Это обязывает всех, кто изучает историю ФКиС, более глубоко, сознательно и всесторонне знать свою родную историю. Отношение к прошлому, говорил А.С.Пушкин, вот что отличает образованность от дикости. Чем лучше мы будем знать свое прошлое в области ФКиС, тем более глубоко будем понимать создаваемое ныне настоящее.
а) Истоки формирования физической культуры в Казахстане
б) Физическая культура и спорт в Казахстане в первые годы социалистического строительства
в) Развитие казахских национальных видов спорта и игр
г) Современный этап развития физической культуры и спорта в Казахстане
д) Список литературы
Разнородной была армия Александра, такой же разнохарактерной, разноэлементной была ее физическая культура. Ее основу составляли физические упражнения и игры разных стран и народностей. Следовательно, влияние греческой физической культуры в этих краях было не односторонним. Здесь имело место взаимное проникновение, взаимообогащение культур. Теперь можно утверждать, что в результате всего этого обогащались не только культура Средней Азии, но и самой Греции. В данный период «Восток и Запад настолько тесно сблизились между собой, что дали оригинальный сплав культуры...».
Из восточных стран следует отметить древнюю Индию, где устраивались праздники атлетического характера с традиционными состязаниями по борьбе, кулачному бою, верховой езде и другим видам, которые характерны и для традиций физической культуры Средней Азии и Казахстана.
Много общего между среднеазиатской физической культурой и физической культурой древнего императорского Рима I века до нашей эры — IV века нашей эры. Так, в римских цирках, наряду с бегами колесниц, устраивались состязания наездников. Во время состязаний наездники перепрыгивали с одной лошади на другую, садились и становились на спину то одной, то другой лошади. Сложным состязанием являлось поднимание с земли на полном ходу коня различных мелких, но ценных предметов, служащих всадникам наградой. Последний вид состязаний является и в настоящее время национальным видом спорта народов Средней Азии и Казахстана. В Казахстане он культивируется под названием кумыс-алу (поднимать серебро).
В древнем "Риме часто выступали друг против друга гладиаторы-всадники с длинными копьями. Весьма похожее фехтование на пиках как один из основных видов спорта бытовало в Средней Азии до Октябрьской революции. Бои со зверями, устраивавшиеся на аренах римских амфитеатров и цирков, проводились и в Казахстане.
Исторические материалы свидетельствуют, таким образом, о широких связях физической культуры народностей Средней Азии и Казахстана с физической культурой народов других стран. Как показано здесь, эти связи имели глубокие корни, и существовали они не только между странами Востока и Европы, но и в отдельных случаях культурный обмен имел место и с территорией Африки. Готовым видом духовной деятельности людей можно считать разнообразные формы физической культуры, для переноса которых в другие местности всегда имелась благоприятная почва.
Появление новых видов связей обусловливает дальнейший прогресс развития физической культуры, усиливает тенденцию использования ее в едином направлении. В то же время племена и народности Средней Азии и Казахстана, идя по пути освоения всего лучшего, всего прогрессивного, что имелось в данной области культуры, создали свою, имеющую свои самобытные формы и черты, физическую культуру. Содержание ее отражало общие традиции и культурные потребности общества. И традиции и достижения этой культуры бережно хранились и передавались из поколения в поколение и вошли в культуру современных народов Средней Азии и Казахстана.
Феодальные отношения на территории Казахстана начинают складываться с VI века нашей эры. Развитие их происходило в условиях кочевого скотоводческого хозяйства. Каков характер производственных отношений, таков и характер духовного производства. Как бы подтверждая это материалистическое положение, Адам Смит писал: «Бег, борьба, фехтование, метание дротика и стрельба из лука - обычное времяпровождение тех, кто живет на открытом воздухе...».
Жизнь кочевника была сопряжена с большими трудностями. Передвижение с места на место, постоянный уход за скотом .и многие другие особенности кочевого хозяйства предъявляли высокие требования членам общества. Бег, борьба, метание, стрельба, верховая езда и другие физические упражнения используются для подготовки подрастающего поколения к кочевому образу жизни. В соответствии с новыми условиями жизни усложняются методы и средства физического воспитания. Так, если раньше подростки и юноши кочевников, прошедшие испытание на силу, ловкость и стойкость, выполняли в некотором роде второстепенную роль в хозяйстве (посыльный, охранник, наблюдатель и т. п.), то этого теперь было явно недостаточно. Все более развивающееся скотоводство требовало более раннего и специализированного характера подготовки к трудовой деятельности. Известно, что даже в недалеком прошлом подростки и юноши кочевых народов после перехода в группу молодежи повсеместно становились пастухами, a в отдельных случаях—охотниками с ловчими птицами и собаками.
Утверждение феодальных отношении па территории Казахстана происходило в условиях почти непрерывных войн и передвижений с востока крупных племенных объединений, часть которых здесь оседала. Все это не могло не сказаться на хозяйственном и общественном строе древних жителей Казахстана.
Изменения в общественных отношениях обусловили интенсивное развитие самобытных народных форм физической и боевой подготовки. Поскольку средства такой подготовки у всех кочевых народов были почти однотипными, то особое внимание приходилось обращать на методы подготовки, на более эффективные пути их использования. Такими именно методами становятся состязания. Различные игры военно-прикладного характера состязания составляли обычный режим детей. Источники указывают, что в данный период излюбленными видами состязаний были: метание копья и дротиков, борьба на поясах и в обхват, кулачный бой и другие.
В середине VI века образовалось обширное государственное объединение раннефеодального типа — Тюркский каганат. В 581 году возник Западно-Тюркский каганат с центром в Семиречье. Преемниками и продолжателями культуры предшествующего времени, то есть культуры саков, массагетов, кангюев, усуней и других, являлись теперь племена и народности, вошедшие в состав нового государства, составившие в будущем основу казахского народа.
В период Тюркского каганата на территории Казахстана возникают десятки городов и культурных центров. Крупнейшим торговым центром становиться город Тараз. На ежегодные ярмарки сюда съезжались купцы, музыканты, певцы, искусные наездники, меткие стрелки из лука, известные борцы и силачи. В дальнейшем подобные соревнования в сочетании с выступлениями талантливых людей, представляющих разные жанры народного творчества, становятся традиционными. На ярмарки съезжались с разных районов Средней Азии и Казахстана. Поэтому проводимые в эти дни соревнования носили широкий характер, имели большое значение в развитии культурных взаимоотношений.
В период Тюркского каганата особенно большое значение получили конные виды физических упражнений. Лошади в жизни тюркских племен играли не только огромную хозяйственную роль. Но и имели исключительно важное значение в их военной деятельности. Источники подтверждали: «Если бы ты изучал деятельность жизни тюрка и сосчитал дни ее, то нашел бы, что он сидел на спине своей лошади больше, чем на поверхности земли».
Праздники, обычаи и обряды, связанные с глубокой древностью, продолжали бытовать и в период существования Тюркского каганата. Многие из них были тесно переплетены с элементами физической культуры. Так, например, празднование Науруза (нового года) сопровождалось ритуальным единоборством.
Науруз являлся одним
из самых больших и веселых праздн
Вместе с тем физическая культура приобретает ярко выраженный классовый характеры. Феодалы старались выделиться из народа не только своим положением, властью, но и методами использования физической культуры. Такие занятия, как охота с ловчими птицами и борзыми собаками, начинают принимать развлекательный характер. Любопытными являются в этом смысле сведения о том, что один из каганов был полновластным хозяином большого урочища Мынбулак (в долине реки Талас), где паслись только его стада и где он летом охотился. В этих местах никто из подданных кагана под страхом смерти не имел права охотиться.
В VII веке Средняя Азия была завоевана войсками Арабского халифата. Арабские завоеватели силой оружия насаждали свою религию— ислам. В VIII веке ислам проник в южные районы Казахстана. В X веке он дошел до Семиречья, затем и до степей Центрального Казахстана.
Ислам выступал наиболее реакционной силой феодального общества. Он стремился ликвидировать наследие древней культуры, боролся с народным творчеством. Сторонники ислама пытались придать религиозный характер некоторым формам народных игр и развлечений, опутать религиозной оболочкой их содержание. Наряду с этим, однако, известна положительная роль арабской культуры в развитии шахматной игры. Арабы ввели в игру ряд новых элементов, например, в нее стали играть не четверо, как было раньше, а двое игроков. Сама игра стала называться шатранджем. Шатрандж уже был близок к современной игре в шахматы. Начало, середина и конец игры были органически связаны между собой, что составляет единое, неразрывное целое. Кроме того, принцип равноправия борющихся сторон, что требует глубокого индивидуального подхода к идее игры, нашел здесь свое более яркое выражение. Вместе с тем шатрандж по-прежнему имел различные погрешности. Например, ферзь ходил по диагонали только на одну клетку, слон прыгал, подобно коню, через клетку, но лишь по диагонали, рокировка не проводилась вовсе, и пешка нe имела начального двойного хода. Иначе говоря, фигуры не имели теперешней дальнобойности. Чтобы упростить ведение партии, шатранджнеты стали постепенно начинать игру с табий — готовых дебютных позиций.
В Средней Азии при раскопках древнего городища Дельверзин-Тепе в долине реки Сурхандарья узбекскими археологами были обнаружены фигуры, которые двигались по клетчатой доске. Они изображали слона и горбатого быка зебу (время датирования находки — III век до нашей и II век нашей эры). Шахматные фигуры обнаружены также в других районах Средней Азии (Восточный Памир, Южная Туркмения). Но среди них наибольший интерес представляют две шахматные фигурки, одна из которых представляет собой вырезанную из слоновой кости фигуру всадника с палицей. Другая, тоже из слоновой кости, изображает большую хищную птицу, сидящую на утесе с какой-то водяной птицей в когтях. Как известно, Коран запрещает изображать людей и животных, поэтому появление этих фигур—явное нарушение законов ислама. Однако в VIII—IX веках (время датирования находки) истолкователи Корана еще не доводили его положения до таких крайностей. Но уже в X веке один из арабских путешественников, побывавший в Индии, писал, что он не видел шахматных фигур, изображавших людей и животных.
Можно полагать, что шахматы были распространены не только на юге Казахстана, примыкающем к территории Средней Азии. Об этом свидетельствует термин «шатраж», существующий и теперь в казахском языке. Это тем более вероятно, что в Казахстане сохранились более благоприятные условия для развития отдельных форм физической культуры ввиду того, что ислам не был здесь глубоко утвердившейся религией.
Однако система военно-физической подготовки молодежи у арабов являлась в те времена одной из наиболее совершенных, поэтому вполне приемлемой и для других народов. Благодаря отличной подготовке легковооруженные всадники арабской конницы хорошо маневрировали в бою. Они на полном скаку коня отлично метали легкие копья, стреляли из лука, легко соскакивали с седла и вскакивали в него. Они хорошо плавали и умели фехтовать различным оружием.
Арабы оказали определенное влияние на физическую культуру западноевропейских государств и Византии. Многие приемы стрельбы из лука и верховой езды были заимствованы западноевропейскими рыцарями у арабов. Они же распространили отдельные игры, ранее неизвестные в Западной Европе.
Следует указать, что сама культура арабов впитала в себя достижения греческой, сирийской, египетской, индийской, византийской и иранской культур. Все это способствовало, по объективной оценке советских ученых, взлету среднеазиатской культуры.
Ввиду особенностей географической среды и северных и восточных районах Казахстана культивировались такие виды физических упражнений и игр, которые были неизвестны в остальных местах Средней Азии. Говоря об образе жизни жителей указанных районов, один из исследователей прошлых эпох писал, что они «к ногам привязывают лыжи, а под мышками опираются на клюки. При каждом упоре подаются шагов на сто вперед чрезвычайно быстро». О том, что передвижение на лыжах было широко распространено среди тюркоязычных племен свидетельствует прозвище данное им китайцами. Они называли их «тюрками на деревянных лошадях». Лыжи использовались не только как вид физических упражнений. Они играли заметную роль в повседневном быту, имели определенное прикладное значение. Так, по данным академика А. X. Маргулана, у населения Казахстана в VII—XII веках бег на лыжах являлся одним из основных способов передвижения для выполнения разных хозяйственных работ.
В Средней Азии и на юге Казахстана преобладали некоторые другие средства физического воспитания. Среди разнообразных физических упражнений и игр большое значение придавалось, в частности, быстрой ходьбе и бегу. Можно даже предположить, что в данные периоды появились первые профессиональные атлеты в этих видах. В сочинении XI века «Спасет-намэ», одна из глав которого посвящена скороходам, говорится: «Следует установить скороходов на нескольких известных путях; им следует определять ежемесячную плату, и жалование. Когда все будет устроено, то в один сутки дойдет известие о происшествии, что произойдет пятьдесят фарсангов пути. По прежнему обычаю у них должны быть накибы, которые должны заботиться, чтобы не уклонялись от работы».
Информация о работе История физической культуры Республики Казахстан