История физической культуры Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:02, реферат

Описание работы

История физической культуры Казахстана рассматривается отдельно по следующим соображениям:
Во-первых, история ФКиС Казахстана есть история нашего Отечества. Это обязывает всех, кто изучает историю ФКиС, более глубоко, сознательно и всесторонне знать свою родную историю. Отношение к прошлому, говорил А.С.Пушкин, вот что отличает образованность от дикости. Чем лучше мы будем знать свое прошлое в области ФКиС, тем более глубоко будем понимать создаваемое ныне настоящее.

Содержание

а) Истоки формирования физической культуры в Казахстане
б) Физическая культура и спорт в Казахстане в первые годы социалистического строительства
в) Развитие казахских национальных видов спорта и игр
г) Современный этап развития физической культуры и спорта в Казахстане
д) Список литературы

Работа содержит 1 файл

История физической культуры в Казахстане.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

а) Истоки формирования физической культуры в Казахстане

б) Физическая культура и спорт в Казахстане в первые годы социалистического строительства

в) Развитие казахских национальных видов спорта и игр

г) Современный этап развития физической культуры и спорта в Казахстане

д) Список литературы

 

ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНА

История физической культуры Казахстана рассматривается отдельно по следующим  соображениям:

Во-первых, история ФКиС Казахстана есть история нашего Отечества. Это обязывает всех, кто изучает историю ФКиС, более глубоко, сознательно и всесторонне знать свою родную историю. Отношение к прошлому, говорил А.С.Пушкин, вот что отличает образованность от дикости. Чем лучше мы будем знать свое прошлое в области ФКиС, тем более глубоко будем понимать создаваемое ныне настоящее.

Во-вторых, развитие ФКиС среди нашего народа имеет свои особенности, обусловленные  устройством нашего государства  на разных этапах его существования, своеобразием экономики, политики, культуры, быта, психологического склада, национального уклада и географической среды нашей страны.

В-третьих, изучая историю ФКиС Казахстана в отдельной от всеобщей истории  части курса, можно более подробно, наглядно и убедительно видеть, какое место в жизни человеческого общества занимала наша страна в тот или иной период развития мировой истории.

 

ИСТОКИ  ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КАЗАХСТАНЕ

Средняя Азия и Казахстан  принадлежат к странам древнейшей культуры. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что первобытный человек появился здесь еще в период палеолита.

В 1969 году стоянка древнего человека была обнаружена на полуострове Мангышлак. Учеными она была отнесена к самым ранним следам первобытного человека, обнаруженным до сих пор на территории СССР. Следы первобытного человека были открыты затем в других районах Казахстана.

Эти открытия не только отодвинули предполагаемую историю зарождения человеческого общества на территории Казахстана на несколько сот тысяч лет назад, но и помогли точнее ответить на вопрос, когда появились первые люди на территории нашей страны и с какого времени развивается их культура.

Древние люди Средней Азии занимались охотой. С ней были связаны основные стороны жизни человеческого общества. Как показывают исследования Н. И. Ядринцева, охота в данный период «создала особые свойства в природе человека, влияя на его физическое строение, и изощрила многие его способности: дальнозоркость, меткость глаза, осторожность, наблюдательность и.т.д. В этот период в высшей степени развилась физическая сила человека». Известный советский ученый академик А. П. Окладников в результате изучения мустьерских людей из Тешик-Таша также пришел к выводу о том, что они были ловкими и смелыми охотниками обладали большой физической силой и выносливостью.

Охота в первобытном  обществе требовала прежде всего развития таких двигательных навыков, которых можно назвать естественными,— это навыки в беге, лазании, прыжках, переноске тяжестей и т. д. Находясь все время в условиях воздействия естественных сил природы, человек закалялся в борьбе с нею. Эта суровая повседневная борьба за существование требовала от человека высокоразвитых физических качеств и разносторонней двигательной деятельности. Однако роль охоты заключалась не только в развитии этих качеств. Она имела огромное значение и в духовном развитии ибо возросшая двигательная активность охотника могла служить одним из стимулов для более высокого развития умственных способностей человека.

В позднем палеолите ученые при раскопках находят специальные копьеметалки. Их применение говорит о том, что охотничьи действия древних людей стали носить более сознательный характер и их культура поднялась на более высокую ступень. Охотничьи оружия и устройства типа копьеметалок были известны также древним людям Средней Азии. В 1964 году при раскопках стоянки древнего человека эпохи неолита под Бухарой среди каменных орудий труда был обнаружен каменный стабилизатор копья. По определению академика А. П. Окладникова, это атлатль — специальный камень, который прикреплялся к древку копья для придания этому орудию охоты большей устойчивости в полете и увеличения силы удара. До этого времени считалось, что атлатль — это орудие труда и необходимый атрибут культуры индейцев Северной Америки, которым они пользовались в XV веке нашей эры.

Факт столь раннего  применения атлатля говорит, видимо, о том, что отдельные физические упражнения возникают иногда без влияния друг на друга, без соприкосновения культур одной территории с культурой другой территории. Их соотношения определяют здесь лишь общие истоки и характер человеческого труда.

Вместе с тем уже  в верхнем палеолите, когда возникли впервые локальные культуры, начался единый, объективно необходимый и неуклонно развивающийся процесс культурного общения. Впервые появляются гарпуны, копья, дротики с костяными и кремневыми наконечниками.

В период неолита появляются лук  и стрела. Их появление в качестве основного охотничьего орудия, а также использование усовершенствованных каменных орудий создают условия для перехода к приручению животных, к развитию новых форм культур. Более устойчивыми становятся формы организации человеческого общества. Получает свое развитие и завершение материнская родовая община, члены которой ведут счет родства по материнской линии.

Физические упражнения становятся важным средством воспитания. Им был занят весь коллектив родового общества, предъявляющий к своим достаточно высокие требования в области физического развития.

Одновременное обособление различных видов трудовой деятельности людей по половым признакам делает это процесс все более дифференцированным. Сказанное подтверждается данными по истории культуры народов Средней Азии и Казахстана. Говоря об этом периоде К. Л. Задыхина пишет, что игры (в том числе и спортивные) как мальчиков, так и девочек приобретают особую специфику, определяемую их будущим положением системе половозрастного разделения труда. Все более популярными становятся состязательные игры, путем которых наиболее успешно осуществлялось развитие физических и умственных способностей детей.

Исторические сведения подтверждают, что переход из одной возрастной группы в другую был связан с выполнением  определенных требований на ловкость, смелость и умение применять их в  естественных условиях окружающей среды. Эти древние обычаи и традиции, в основе которых лежат пережитки и отголоски ранней эпохи родового общества, у народов Средней Азии и Казахстана дожили почти до нашего столетия.

Требования и определенные виды испытания в области физического  воспитания были широко распространенным явлением данной эпохи. Причем они были направлены на овладение необходимыми в жизни навыками и способностями. Например, у древних гуннов мальчики сначала учились стрелять из лука пташек и зверьков, ездить верхом на баране, а затем стрелять зайцев и лисиц и употреблять их в пищу. В дальнейшем подростки, умеющие владеть луком, поступали в конницу. У монголов посвящение мальчиков в охотники происходило после их первой охотничьей добычи.

Посвящения – один из древнейших ритуалов, зафиксированных археологами и этнографами у многих, сохранивших примитивный строй, народов в самых разных местах земного шара. Различные обряды посвящения существовали в недалеком прошлом у народов Средней Азии и Казахстана. В частности русскими этнографами многократно описан принятый у целого ряда народов ритуал торжественного сажания мальчика на лошадь.

Посвящения состояли из целого цикла обрядов, проводимых в течение ряда лет в несколько стадий. Например, у среднеазиатских народов бытовали первая самостоятельная езда верхом в три года или первое участие в конных скачках в семь лет.

Посвящения носили общественный и воспитательный характер, ибо они  были направлены на то, чтобы подготовить детей, подростков, юношей и ввести их в общество полноценных и полноправных людей в соответствие с их возрастными особенностями. Последовательно они становились наездниками, охотниками, воинами.

Элементы физической культуры в древнем обществе пронизывают все стороны общественной жизни. Причем физическая культура еще в этот период была освящена, разного рода обычаями, обрядами и традицией.

Дальнейшее развитие производительных сил в родовом обществе приводило  к изменениям в области общественной жизни, к появлению ряда новых  явлений в сфере физической культуры. Возникают новые состязательные игры, отражающие приемы и способы приручения диких животных и их одомашнивание. Так, известные по арихиологическим материалам культовые игры с быком генетически связываются с тем этапом развития первобытного общества, когда в его жизни начинает играть важную роль скотоводство. Игры с быком в эпоху развитого скотоводства были широко распространенны на территории, орошаемой Амударьей и Сырдарьей.

Все больше усиливающийся  процесс развития физической культуры разделялся на два русла: непосредственно утилитарную деятельность и деятельность игровую, служащую интенсивным проявлением духовных потребностей людей. Дальнейшее развитие игрового творчества оказывает огромное влияние на содержание физической культуры, делает ее более богатой и разносторонней по форме.

Популярными в этом периоде  становятся физические упражнения и развлечения с применением специальных игральных костей — астрагалов. Игральные кости во время древних раскопок на Памире находили только в погребениях мужчин. Эти кости использовались в подвижных играх, с помощью которых воспитывались такие физические качества, как ловкость и меткость.

Большим творческим достижением  в связи с развитием игровой деятельности людей следует считать появление настольных игр. В свое время в древнейших городах долины Инда была найдена доска для настольной игры, в которой применялись круглые камешки и бобы, точно такие же, как в современной среднеазиатской игре тогуз-кумалак. Об этой находке английский археолог Э. Маккей писал, что «все это устройство в высшей степени напоминает игральную доску, распространенную у различных африканских племен».

В 1970 году казахстанские  археологи при раскопках древнего поселения периода III—IV веков до нашей эры в Южно-Казахстанской области обнаружили различные шарики, специально выполненные для игры. В результате тщательного исследования они пришли к выводу, что шарики служили для игры в тогуз-кумалак. В том же году в 30 километрах от города Джамбула на одной из скал археологи обнаружили рисунок, изображающий доску для игры в тогуз-кумалак. Она на каждой стороне имеет по девять лунок, то есть столько же, сколько и современная доска.

Различные предметы, специально изготовленные для игры (шар, мяч из шерсти, клюшка и др.), появились еще в период матриархата. Но предметы, которые обнаружены, в частности, в долинах Инда и Бурлинских горах Казахстана, говорят, видимо, и о широком распространении в этих местностях игр, не связанных с двигательной деятельностью. Примечательна в этом смысле история родственной тогуз-кумалаку игры манкала, которая была широко распространена по всему азиатскому, африканскому, а затем и по европейскому континентам.

Данные факты свидетельствуют  о том, что процессы взаимного  культурного влияния и культурного  общения еще в древности выходили уже за рамки одного континента. Эти процессы оказывали большое влияние на характер самих игр как одного из важных средств духовного развития людей.

Как известно, в условиях первобытного общества имел место синкретический характер культуры, что означало нерасчлененность материального и духовного производства. Синкретический характер носила и физическая культура, то есть она была еще слита с производственной деятельностью общества. Появление таких настольных игр, как тогуз-кумалак и манкала, говорит, видимо, о процессе дифференциации, «в ходе которого способность разума критически анализировать множество данных непосредственного опыта приобрела решающее значение для отбора и все более сложного комбинирования представлений, впечатлений, восприятий, первоначально в зависимости от их полезности, а позднее — и от их эстетических качеств». Ярким свидетельством сказанному могут служить шахматы. По данным известного советского археолога В. Массона, игра в шахматы возникла восемь тысяч лет назад. Сделать этот вывод ученому позволили находки 1977 года при раскопках на юге Туркмении древнейшего поселения Гаджи-Депе, относящегося к VI тысячелетию до нашей эры. Такая сложная игра, как шахматы, могла появиться только в таком обществе, в такой сфере, где эстетический идеал содержал требование не только к физическому развитию, но и умственным способностям человека.

Период разложения первобытно-общинного  строя характеризуется появлением более сложных явлений в сфере физической культуры. Начинается длительная работа по обучению использования коней как верховых животных. По мнению отдельных советских историков, родиной древнего коневодства являлись прииртышские степи.

Приручение верховых коней  приводит к возникновению конных видов физических упражнений и игр, появлению состязаний, соответствующих целям военной подготовки. И эта подготовка носит всеобщий характер, ибо «война... становится постоянным промыслом»3.

С периодом так называемой «военной демократии», возникшей на стадии разложения первобытно-общинного строя, связано возникновение в казахских степях аламан-байги - вида состязаний, используемого для подготовки воина. Аламан — это один из видов войн, конкретно — набег, совершаемый конным вооруженным отрядом. Аламаном назывался также воин—участник на бега. Байга—это бега, соревнование.

Истоки аламан-байги лежат, таким образом, в аламанстве, когда конные скачки служат не только средством военной, но и предшествующей ей физической подготовки.

Информация о работе История физической культуры Республики Казахстан