Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:02, реферат
История физической культуры Казахстана рассматривается отдельно по следующим соображениям:
Во-первых, история ФКиС Казахстана есть история нашего Отечества. Это обязывает всех, кто изучает историю ФКиС, более глубоко, сознательно и всесторонне знать свою родную историю. Отношение к прошлому, говорил А.С.Пушкин, вот что отличает образованность от дикости. Чем лучше мы будем знать свое прошлое в области ФКиС, тем более глубоко будем понимать создаваемое ныне настоящее.
а) Истоки формирования физической культуры в Казахстане
б) Физическая культура и спорт в Казахстане в первые годы социалистического строительства
в) Развитие казахских национальных видов спорта и игр
г) Современный этап развития физической культуры и спорта в Казахстане
д) Список литературы
Речь идет, таким образом, о скороходах-профессионалах, которые использовались для несении почтовой службы. Имеются также сведеия об использоваии скороходов для связи в армии.
Дальнейшее развитие физической культуры казахского народа связано с обстоятельствами появления на исторической арене монгольского военного государства. Как известно, вся его политика была подчинена многочисленным походам в соседние страны с целью грабежа и порабощения народов. Во главе войска стояли представители военной феодальной верхушки. Каждый арат, способный к несению военной службы, обязан был принять участие в походе, имея при себе лук, стрелы, саблю и верховых лошадей. Порабощенное местное население также обязано было поставлять воинов. В этих условиях вся культура, все формы воспитания были подчинены политике монгольского государства, интересам военно-физической подготовки монгольской армии.
Физическому воспитанию монголы придавали первостепенное значение. С самого раннего возраста обучались они искусству верховой езды и меткой стрельбы из лука, участвуя в состязаниях по борьбе, развивали свою физическую силу и ловкость, необходимые потом в единоборстве с противником. Эти «Три игры мужей» («Эркин Гурван Наадам») составили затем основу всемонгольского спортивного праздника, который проводится и по сей день.
Быть наездником было первостепенной обязанностью монгольского воина, ибо все походы совершались на коне. Стрельбой из лука монгольский воин должен был поражать противника на расстоянии. И, наконец, в непосредственной схватке с врагом он должен был одолеть его с помощью физической силы и мощи. Этой цели служили упражнения в борьбе. Их роль была поднята чрезвычайно высоко, до уровня официальной государственной политики.
По этому поводу историк Мангакия приводит следующий исторический факт в одном из крупных состязаний встретились два знаменитых борца, один из которых представлял ставку Менгу-хана, а другой—Хулагу-хана. Победителем оказался силач Хулагу-хана по имени Садун. За эту победу великий хан приказал «написать ему ярлык и простил его 9 преступлений вперед». Такое же право давалось только тарханам и другим лицам, оказавшим важные услуги государству. Следовательно, наиболее сильные воины, выдающиеся борцы могли дойти до уровня тарханов, которыми являлись обычно представители высшего сословия. Присвоение высоких званий рядовым воинам, но отличным борцам было одним из методов поощрения грубой физической силы, утонченных способов усиления военной направленности физического воспитания в монгольской армии.
Особое внимание монголы уделяли охоте, У них даже существовал обычай посвящения мальчиков в охотники, которое происходило во время первой удачной охоты и было связано с получением первой добычи. Так, например, этот обряд был совершен самим Чингисханом над его сыновьями, потом ханами Хулагу и Хубилаем, после того, как первый из них убил козу, а второй — зайца. Охота для будущих войнов являлась отличным средством закаливания и знакомства с живой природой.
Много свободного времени занимала охота у взрослых воинов. В процессе охоты совершенствовались такие навыки и воинские умения, как управление конем, стрельба из лука, владение саблей, развивались физическая сила и выносливость, меткость и ловкость. Говоря, о монгольских воинах, источники отмечают, что «они сносят великую стужу, иногда даже терпят и чрезмерный зной». Игры и упражнения, способствующие развитию интеллектуальных и умственных сторон воспитания, имеют в этот период уже меньший удельный вес, игнорируются и преследуются.
Плано Карпини, посетивший Золотую Орду в 1245 году, писал: «Мужчины ничего не делают, за исключением стрел, а также имеют отчасти попечение о стадах, но они охотятся и упражняются в стрельбе, ибо все они от мала до велика суть хорошие стрелки, и дети их, когда им два или три года от роду, сразу же начинают ездить верхом и управлять лошадьми и скачут на них, и им делается лук сообразно их возрасту, и они учатся пускать стрелы, ибо они очень ловки, а также смелы.
Девушки и женщины ездят верхом и ловко скачут на конях, как мужчины. Мы также видели, как они носили колчаны и луки. И как мужчины, так и женщины могут ездить верхом долго и упорно... Жены у них все делают: полушубки, платки, башмаки, сапоги и все изделия из кожи, а "также они правят повозками и чинят их, вьючат верблюдов и во всех своих делах очень проворны и скоры. Все женщины носят штаны, а некоторые стреляют, как мужчины».
В период монгольского господства чрезвычайно большую роль играла облавная охота. При Чингисхане она проводилась в очень больших масштабах. В чингизхановской ясе (обычное право монголов) имелся даже специальный раздел, посвященный вопросам организации облавной охоты. Большие тяготы возлагались на рядовых ее участников. Марко Поло писал, что один из великих ханов, отправляясь на охоту, «берет с собой десять тысяч сокольников, да пятьдесят кречетов, да соколов-пилигримов, да сероглазых соколов во множестве... Для кречетов, соколов, для птиц и зверей есть многое множество палаток...». Кроме того, монгольские ханы обязывали местных жителей постоянно снабжать их охотничьей добычей.
Различные физические упражнения, игры и развлечения монгольские правители превратили в свою монополию. Они запрещали заниматься ими представителям местного населения. Так, Марко Поло говорит, что тогдашний великий хан запретил все игры, которыми увлекались здесь. Его указ гласил: «Я покорил вас с оружием в руках, и все, что принадлежит вам, все мое, поэтому, если вы играете, то играете моею собственностью».
Под властью монголов оказалась огромная территория, однако с враждебно настроенным населением. Не случайно один из чингизидов говорил: «Империя был завоевана верхом на коне, но управлять ею с седла не возможно».
Угнетенные племена и
В середине XIV века на политическую арену Средней Азии выходит сын одного из беков — Тимур, который, по словам Ф. Энгельса, «возвысился как начальник кондотьеров па службе у разных князей». Грабительские походы Тимура имели такое же реакционное значение, как и опустошительные походы монгольских ханов. Политика Тимура, как писал К. Маркс, заключалась в том, чтобы «всюду наводить ужас».
В период правления Тимура продолжало развиваться военное искусство, огромное внимание уделялось военно-физической подготовке, военно-прикладным средствам физического воспитания. Проводились различные состязания среди воинов в стрельбе из лука, верховой езде, борьбе. Исключительной воинской отвагой и превосходными физическими данными отличался сам Тимур, что нередко доставляло ему успех в военных походах и сражениях. Качества, которыми он владел, прививал своим воинам. Лучшими средствами для этого он считал состязания. Испанский посол Рюи Гонзалсс де Клавихо, описывая состязания по борьбе, которое проходило во дворце Тимура, свидетельствовал: «Перед нами стояло два борца, одетых в кожаные одежды, сделанные без рукавов, они боролись и не могли повалить друг друга. Он приказал сказать, чтобы они непременно повалили друг друга».
Тимур был большим любителем шахматной игры, способствуя тем самым, в какой-то мере, ее дальнейшему развитию. В период его правления появляются новые книги и исследования, посвященные шахматам. Тимур изобрел даже новый оригинальный вид шахмат. Доска его системы имела по 10 клеток в длину и высоту и 11 видов фигур.
Шахматы становятся настолько популярными, что многие конфликты, а порой и военные столкновения, решались поединком сильнейших шахматистов враждующих сторон. Поэтому среднеазиатские правители придавали огромное значение шахматам, всячески поощряли деятельность отдельных выдающихся шахматистов. Например, в XIV веке всеобщей известностью и влиянием пользовался Али Шатранджи, написавший замечательный трактат о шахматной игре, в котором приводится множество этюдов и задач.
В XV веке появляются первые казахские ханства, способствовавшие завершению процесса сложения казахской народности. Основу физического воспитания как части единой системы воспитания в это время продолжали составлять различные физические упражнения, игры и развлечения, отражавшие в своем содержании особенности скотоводческого хозяйства казахов. С раннего возраста делалось все, чтобы повысить устойчивость организма к условиям холода, жары, солнечной радиации, особенно при их резких колебаниях. Очевидцы по этому поводу писали, что казахи способны переносить любые капризы природы. Многочисленные источники свидетельствуют, что методы закалки имели разнообразную форму, в них использовались не только наследие предыдущего поколения, но и опыт многих других народов.
В XVI—XVII веках на территории Казахстана не было единого централизованного государства. В этих условиях военные столкновения были частыми явлениями. Вплоть до XVII века у казахов каждый мужчина прежде всего был воином. «Ведя военно-кочевой образ жизни, они искусно владели своим оружием верхом на коне, не боясь ни жары, ни холода, дождя и бурана в пустыне и степи, находясь под открытым небом. Все это было для них своей стихией».
В условиях постоянной военной угрозы многие физические упражнения и состязания приобретают узко военную направленность. Одним из военизированных видов состязаний был сайыс — поединок двух всадников, вооруженных остроконечными пиками. Он почти ничем не отличается от жута (бой на конях), впервые появившегося во Франции в XI в., что свидетельствует об общем характере их возникновения и развития.
Стрельба из лука культивировалась в различных вариантах. Постепенно распространялась стрельба из огнестрельного оружия. Дальнейшее развитие получили некоторые игры, некогда принесенные сюда монгольскими воинами. Иначе говоря, в физическом воспитании используются все средства, являющиеся как собственно народными, так и инонародными.
В состязаниях-единоборствах проверялась подготовленность участников к боевым действиям, выявлялись лучшие из лучших в роде, в племени, они служили наглядным примером того, каким должен быть джигит-воин. Непосредственно проведением состязаний-поединков решались некоторые спорные вопросы.
Польские историки также говорят о той большой роли состязаний-поединков, которые в этот период становятся не только своеобразными мерилами, определяющими военно-физические качества боевых дружин, но и обычными видами развлечения, привычными картинами народной жизни. Они пишут, в частности, что ордынцы «всякое мало-мальское событие их жизни отмечают борьбой. При этом используются два любимых марша: марш наступления и марш отступления. По преданию, оба эти марша относятся ко времени исторических походов Тамерлана».
Боевая готовность подчеркивалась повсюду, даже на народных празднествах и играх. Английский путешественник Антоний Дженкинсон замечает, что «татары никогда не выезжают без лука, стрел и меча, будь то на соколиную охоту или для какого-нибудь увеселения; они очень хорошие стрелки, как будучи на коне, так и пешие...».
Однако не только военно-кочевые условия жизни оказывали влияние па форму духовной жизни общества, на форму общежития. В условиях господства патриархально-родовых форм быта поведение каждого члена общества освещалось нормами адата, то есть обычным правом казахов. Адат был приведен в более строгую систему при хане Тауке (1680—1718 годы), который кодифицировал издавна сложившиеся нормы.
Обычное право казахов оказало большое влияние на отдельные стороны развития физической культуры. Различного характера игры, развлечения и состязания регламентировались целым с сводом устных правил и эстетических установок, получивших отражение в обычаях, обрядах и традициях народа. Основу этой регламентации составляло обычное право. Что же касается правил состязаний по тем или иным видам, то они полностью контролировались этими неписаными законами. Архивные материалы донесли до нас силу этих законов относительно проведения конных скачек и некоторых других видов состязаний. Вот несколько примеров из области аламан-байги:
«- Лошадь каждого ордынца может участвовать в скачке;
- лошади, назначенные скакать, должны быть известны тому, кто делает скачку;
- в случае смертности седока, происшедшей от ушиба лошадью или падения с оной, кун ни с кого не взыскивается;
- в случае, если две
лошади достигнут до цели обе
вместе, то для избежания споров, кому
следует получить приз, заставляют тех
двух лошадей снова скакать,
хоти не на то пространство, а гораздо
менее».
Существовал целый свод охотничьих правил, которые состояли из многочисленных обрядов и ритуалов, строго соблюдаемых в народной среде. Некоторые из них весьма любопытны. Например, если к застреленному зверю подбежит «зараз множество посетителей, то он достается сперва девице (замужней женщине нельзя быть при этом), потом султану, затем аксакалу и т. д. но старшинству лет». Называется такой обычай «муше-алмак», что дословно означает «взять свою долю».
2.2 Физическая культура и спорт в Казахстане в первые годы социалистического строительства
В результате Великой Октябрьской социалистической революции рабочие и крестьяне Казахстана, руководимые большевиками, к марту 1918 года повсеместно установили Советскую власть.
Информация о работе История физической культуры Республики Казахстан