Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:47, курсовая работа
В связи с отмеченными обстоятельствами заслуживают внимания теоретические разработки в сфере государственного управления и реальное участие в административной практике имперского строительства выдающегося российского государственного деятеля первой половины XIX в. М.М. Сперанского. Поскольку его видение проблем местной власти проистекало из концепции государственного управления, основанной на разделении компетенции законосовещательной, исполнительной и судебной отраслей управления, некоторые из высказанных им идей актуальны в нынешних условиях местного реформирования. Несмотря на то, что большинство проектов М.М. Сперанского не было реализовано, его замыслы оказали заметное позитивное влияние на политику царизма в отношении отдельных окраин Российской державы. Ряд предложений Сперанского использовался при подготовке законодательных актов, касающихся местного и окраинного управления в царствование Николая I и Александра II.
Введение 2
Глава 1. Исторические предпосылки реформ Сперанского. 10
Глава 2. Вклад М.М. Сперанского в совершенствовании системы государственного управления России. 23
Глава 3. Результаты реформ Сперанского. 35
Заключение 43
Список литературы: 45
Проблема местного управления - одна из постоянных тем размышлений выдающегося реформатора. Разработкой вопросов организации и функционирования местной власти М.М. Сперанский занимался и во время правления Александра I и, находясь на службе у Николая I.
В период с 1803 по 1809 гг. проблему модернизации местного управления реформатор решал в соответствии с принципами составленной им программы коренного обновления всего государственного механизма империи. Признавая органическую связь центрального государственного аппарата и учреждений, действующих на местах, Сперанский в своих проектах 1803 и 1809 гг. задачи реформирования губернского управления подчинял главной цели проведения политической реформы. Так, «во «Введении к Уложению государственных законов» Сперанский в организации местного управления последовательно проводил принцип представительного правления на основе разделения властей.»5 В проекте предложена четкая система выборных органов на местах, которые должны были формироваться из владельцев недвижимости. Будучи на пике карьеры и сохраняя веру в возможность реформ, Сперанский считал, что эффективная организация управления на местах не возможна без установления верховенства закона в государственном порядке и предоставления политических прав свободному населению России. Активное участие Сперанского в становлении особого порядка управления в Финляндии в 1808 - 1811 гг. убеждало реформатора в прогрессивности системы представительства и необходимости развития институтов местного самоуправления.
В результате преобразований
внутреннего устройства Финляндии,
проведенных под контролем М.М.
Сперанского и отчасти по его
проектам, край впервые получил широкую
автономию, ставшую основой для
образования финского государства
и формирования нации. При организации
Правительствующего Совета в Финляндии
в 1809 г. М.М. Сперанский способствовал
тому, чтобы была сохранена традиционная
система сословного представительства,
а значит и крестьянское участие
в решении дел великого княжества.
Только в Финляндии Сперанскому
удалось реализовать идею относительно
независимого от генерал-губернатора
областного (губернского) совета, которую
он развивал в разрабатываемом им
в это время для России «Плане
государственных
«Решение М.М. Сперанским финляндского вопроса соответствовало его представлению об устройстве гетерогенных частей Российской империи.»6 В то же время оно, безусловно, было направлено на достижение правительственных целей в отношении данного региона. Создание Сперанским действенных стимулов к единению Финляндии с Россией обеспечило последней выгодное и относительно прочное положение на северо-западных границах в канун войны с Наполеоном.
Поскольку идеи М.М. Сперанского
слишком диссонировали с
Решение Сперанским проблем управления Сибирью и Пензенской губернией имело прогрессивное значение для этих территорий. Администрирование Сперанского сибирским краем повлекло за собой решительный поворот в политике самодержавия в отношении Сибири и, в частности, её коренного населения. Благодаря Сперанскому Сибирь в представлении правительства уже являлась не промысловой колонией, а органической частью России, управляемой с учетом естественно-географических и народонаселенческих особенностей.
«Обозначенный Сперанским вектор развития взаимодействия государства и коренных народов Сибири, остается верным, и по сей день.»7 В нынешнее время стержень правительственной политики в отношении коренных жителей Сибири составляет защита их интересов и обеспечение устойчивого развития в сфере традиционного природопользования. Избранная Сперанским в 1819 г. главная цель сибирских преобразований - превращение Сибири в производящий регион реализуется в современных условиях. Она является основным приоритетом в деятельности теперешних высших администраторов Сибири.
При проведении сибирской
реформы 1822 г. М.М. Сперанский добился
создания советов при генерал-
Однако само учреждение советов соответствовало предложениям Сперанского 1803-1809 гг. - создавать органы, которые в будущем смогут стать политически самостоятельными.
Несмотря на нереализованность многих замыслов сибирского реформатора, созданная по его проектам областная организация, представляла собой более эффективную модель территориального управления, чем ранее существовавшая. Данная модель способствовала ускорению темпов социально-экономического развития сибирского края.
Губернаторская деятельность
М.М. Сперанского в Пензе
В период практической деятельности
по решению вопросов губернского
и окраинного управления произошло
изменение подхода Сперанского
к реорганизации управления на местах.
Теперь реформу губернского управления
он выдвигал на первое место в ряду
гражданских преобразований, постепенно
ведущих к политическим изменениям.
Руководствуясь этим подходом, М. Сперанский
составил несколько проектов губернского
и уездного управления в начале царствования
Николая I в 1829-1831 гг. В данных проектах
содержались предложения, вносившие
существенные изменения в действующий
порядок организации и
В теоретических разработках Сперанского по усовершенствованию управления на местах 1827-1831 гг. нашло отражение стремление реформатора включить более активных представителей цензовых слоев общества в работу муниципальных и региональных государственных органов. Основной задачей реформатора и в 1809 г. и в 20 гг. XIX века являлось содействие созданию самостоятельной структуры органов самоуправления, способной эффективно решать насущные хозяйственные и социальные проблемы. Реорганизация местного управления, проектируемая Сперанским, должна была помочь населению (собственникам недвижимости, экономически не зависимым людям) участвовать во власти.
Значение М.М Сперанского, как государственного деятеля определяется не только его проектами преобразований высших органов власти и осуществленными на их основе реформами Выявление исторической роли Сперанского в не меньшей степени предполагает осмысление его теоретической и практической деятельности в сфере местного управления.
Проблема местного управления
— одна из постоянных тем размышлений
выдающегося реформатора
В период с 1803 по 1809 гг проблему модернизации местного управления реформатор решал в соответствии с принципами составленной им программы коренного обновления всего государственного аппарата империи Признавая органическую связь центрального государственного аппарата и учреждений, действующих на местах, Сперанский в своих проектах 1803 и 1809 гг. задачи реформирования губернского управления подчинял главной цели проведения политической реформы. Так, во «Введении к Уложению государственных законов» Сперанский в организации местного управления последовательно проводил принцип представительного правления на основе разделения властей В проекте предложена четкая система выборных органов на местах, которые должны были формироваться из владельцев недвижимости Будучи на пике карьеры и сохраняя веру в возможность реформ, Сперанский считал, что эффективная организация управления на местах не возможна без установления верховенства закона в государственном порядке и предоставления политических прав свободному населению России Активное участие Сперанского в становлении особого порядка управления в Финляндии в 1808-1811 гг убеждало реформатора в прогрессивности системы представительства и необходимости развития институтов местного самоуправления
В результате преобразований внутреннего устройства Финляндии, проведенных под контролем М М Сперанского и отчасти по его проектам, край впервые получил широкую автономию, ставшую основой для образования финского государства и формирования нации Создание Сперанских действенных стимулов к единению Финляндии с Россией обеспечило безопасность стратегически весьма важного северо-западного фланга империи При создании в Финляндии особой системы управления Сперанскому удалось реализовать идею областного (губернского) совета, которую он развивал в разрабатываемом им в это время для России «Плане государственных преобразований» и которую он впоследствии безуспешно пытался воплотить в проектах губернских реформ
Поскольку идеи М.М.Сперанского слишком диссонировали с интересами высших слоев бюрократии, в 1812 г он был удален от государственных дел С 1816 по 1821 гг. бывший государственный секретарь занимался практикой управления на местах в качестве губернатора в Пензе и генерал-губернатора в Сибири
Решение Сперанским проблем управления Сибирью и Пензенской губернией имело прогрессивное значение для этих территорий Назначение Сперанскою на должность Сибирского генерал-губернатора повлекло за собой решительный поворот в политике самодержавия в отношении Сибири и, в частности, её коренного населения Благодаря Сперанскому Сибирь в представлении правительства уже являлась не промысловой колонией, а органической частью России, управляемой с учетом естественно-географических и народонаселенческих особенностей Областная организация, созданная Сперанским в Сибири была основана на началах коллегиальности и способствовала постепенному превращению огромного края в производящий регион
Губернаторская деятельность М М Сперанского в Пензе представляет особый интерес, прежде всего, с точки зрения определения влияния административного опыта на представления реформатора об устройстве власти на местах В Пензе Сперанский разработал ряд мер по освобождению губернских учреждений от излишней опеки главных местных начальников, а также по ослаблению личной власти высших администраторов на местах Опыт губернаторской службы убеждал Сперанского в необходимости разделения функций надзора и управления местных властей.
В период практической деятельности по решению вопросов губернского и окраинного управления произошло изменение подхода Сперанского к реорганизации управления на местах Теперь реформу губернского управления он выдвигал на первое место в ряду гражданских преобразований, постепенно ведущих к политическим изменениям Руководствуясь этим подходом, Сперанский составил несколько проектов губернского и уездного управления в начале царствования Николая I в 1829-1831 гг В данных проектах содержались предложения, вносившие существенные ишенения в действующий порядок организации и функционирования местного управления Это предложения, касавшиеся отстранения губернатора от активного администрирования, создания общих присутствий при губернаторе и в уездах, отделения от полиции судебных и хозяйственных функций, а также реорганизации уездной полиции и укрепления волостного управления
В теоретических разработках М М Сперанского по усовершенствованию управления на местах 1829-1831 гг нашло отражение стремление реформатора включить более активных представителей цензовых слоев общества в работу муниципальных и региональных государственных органов Основной задачей реформатора и в 1809 г и в 20 гг XIX в являлось содействие созданию самостоятельной структуры органов самоуправления, способной эффективно решать насущные хозяйственные и социальные проблемы Реорганизация местного управления, проектируемая Сперанским, должна была помочь населению (собственникам недвижимости, экономически не зависимым людям) участвовать во власти
Проведенный анализ деятельности
ММ Сперанского по проектированию областного,
губернского, уездного и волостного
управления позволяет утверждать, что
выдающийся реформатор высших органов
государственной власти начала XIX в
особое значение придавал развитию местных
учреждений в нём он видел единственную
возможность противостоять
Таким образом, проведенный в исследовании анализ деятельности М.М. Сперанского по проектированию областного, губернского и уездного управления, позволяет говорить о том, что выдающийся реформатор центральных органов государственной власти и управления начала XIX века, серьезное внимание уделял развитию местных учреждений. В нем он видел единственную возможность противостоять чрезмерному и неоправданному усилению центральной власти и с ним связывал преодоление дефицита свободы в российском обществе. М.М. Сперанский осознавал, что путь расширения самостоятельности местных органов власти и формирования местного самоуправления потребует огромных усилий от государства и общества, но именно это направление государственных преобразований реформатор определял как одну из главных составляющих стратегического ответа России на ключевой для нее вопрос: как отреагировать на вызов Европы, являющейся центром беспрецедентного ускорения экономического роста. Построение системы взаимодействия государства и самоуправленческих структур на местах М.М. Сперанский включал в набор предпосылок, необходимых для реализации огромного творческого народного потенциала России, без которой реформатор не мыслил обеспечение процветания страны, ее достойного места в мире.
Проведенное исследование политической и государственной деятельности М. М. Сперанского в 1797 - 1838 гг. позволяет сделать некоторые выводы и обобщения.
Информация о работе Исторические предпосылки реформ Сперанского