Исторические предпосылки реформ Сперанского

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

В связи с отмеченными обстоятельствами заслуживают внимания теоретические разработки в сфере государственного управления и реальное участие в административной практике имперского строительства выдающегося российского государственного деятеля первой половины XIX в. М.М. Сперанского. Поскольку его видение проблем местной власти проистекало из концепции государственного управления, основанной на разделении компетенции законосовещательной, исполнительной и судебной отраслей управления, некоторые из высказанных им идей актуальны в нынешних условиях местного реформирования. Несмотря на то, что большинство проектов М.М. Сперанского не было реализовано, его замыслы оказали заметное позитивное влияние на политику царизма в отношении отдельных окраин Российской державы. Ряд предложений Сперанского использовался при подготовке законодательных актов, касающихся местного и окраинного управления в царствование Николая I и Александра II.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Исторические предпосылки реформ Сперанского. 10
Глава 2. Вклад М.М. Сперанского в совершенствовании системы государственного управления России. 23
Глава 3. Результаты реформ Сперанского. 35
Заключение 43
Список литературы: 45

Работа содержит 1 файл

курсовая Сперанский.docx

— 80.85 Кб (Скачать)

На всём протяжении этого  периода (1801 - 1812 годы) М.М. Сперанский прилагал максимум усилий к реализации своих  замыслов, но результат его деятельности зависел от ряда факторов. По нашему мнению, среди них решающими были: намерения императора Александра I, политическая ситуация в стране, возможности  самого реформатора.

Учение М. М. Сперанского  о праве и государстве привлекает внимание исследователей теории, истории  государства, права, политической и  правовой мысли, а также специалистов в области политической истории  России на протяжении более чем 150 лет. Его государственно-правовые взгляды  по общим и частным вопросам государственного управления, права и законодательства, финансов, политической и гражданской  свободы, сословного строя и многим другим содержатся в разработанных  им законопроектах, трактатах, деловых  бумагах и личной переписке.

Место и роль Сперанского  в истории преобразований отечественной  государственности и формировании правительственной законодательной  политики являются общепризнанными  и имеют непреходящее значение.

Государственно-правовые идеи Сперанского и совершенные им преобразования в различных областях государственного управления оказались  значимыми не только для своего времени, но сохраняют актуальность и в  настоящем. Современные юридическая и политическая науки и практика постоянно сталкиваются с проблемами, подобные которым решались Сперанским в начале XIX в. Это такие важнейшие вопросы государства и права, как адаптация принципа разделения властей и создание системы обособленных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, формирование и организация деятельности Государственного совета, обеспечение законности в деятельности всех ветвей государственной власти, эффективное взаимодействие центрального и регионального управления, повышение уровня правового сознания общества, общей, и в том числе правовой культуры, совершенствование юридической техники и законотворческого процесса.

Осуществленные по проектам Сперанского преобразования способствовали ускорению политической модернизации. Учение Сперанского, творчески развитое его последователями, в известной  степени стало идейно-теоретической  основой государственных реформ 1860- 1870 гг.

Представляется, что для  современных и будущих российских юристов и государственных деятелей результаты исследования творчества и  деятельности

М. М. Сперанского могут  быть полезны в познавательном, теоретическом и практическом аспектах.

Начало XIX века - сложный и  противоречивый период в истории  России. С одной стороны, в это время в экономике страны появился ряд новых явлений, которые свидетельствовали о зарождении капиталистических отношений и делали неизбежными преобразования в социально - политической сфере, что признавал император Александр I. Общеизвестно, что сразу же после своего вступления на престол он открыто заявил о своём намерении даровать своим подданным важнейшие политические и гражданские права и организовал Негласный комитет, на который была возложена задача подготовки программы реформ.

С другой стороны, у российского  правительства сохранялась возможность  избегать коренных преобразований. Феодально - крепостнический строй, сословная структура общества и абсолютная монархия, по - прежнему, лежали в основе российской государственности.

В этих условиях М.М. Сперанскому  пришлось решать крайне трудную задачу: он должен был составить программу  преобразований, которая соответствовала  бы его собственным воззрениям, но при этом была приемлема для претворения  в жизнь.

Исходная политико-практическая установка Сперанского - необходимость  реформирования архаичного государственного строя России и его модернизация посредством адаптации в российских условиях принципа разделения властей  и привлечения к участию в  управлении страной различных слоев  населения в форме представительства, основанного на имущественном цензе;

Взгляды Сперанского на принцип  законности и идею верховенства закона в государственном управлении ориентированы  на модель «органического» закона, основывающегося на народной воле и  подлежащего равному исполнению всеми. Лучшая гарантия такого закона (его создания и соблюдения), согласно Сперанскому -«народное мнение», которое должно реализовываться, в частности, путем направления Государственной Думе «представлений о местных нуждах».

 Условием существования  прав подданных Сперанский считает  реализацию принципов верховенства  закона и разделения властей. 

Закон призван охранять политические и гражданские права подданных  и регулировать их взаимоотношения  с державной властью. Сперанский признает разделение общества на сословия, связывая его со степенью обладания  соответствующими группами населения  политическими и гражданскими правами. Наделение разных классов населения  неодинаковыми правами Сперанский обосновывает, во-первых, различным  воспитанием и образованием, и, во-вторых, наличием разной собственности; человек, имеющий большую собственность, по мнению правоведа, способен заботиться о «доброте закона» больше других.

Разделение властей понимается Сперанским как разграничение сфер государственной власти, действующей  в трех «порядках» - законодательном, исполнительном и «судном». Сперанский полагает, что система учреждений, построенная в соответствии с  вышеуказанным принципом, обеспечит  соблюдение законности.

Благодаря Сперанскому впервые  в российской истории была проведена (в Сибири) реформа с надлежащим учетом множества факторов: административно-территориального устройства, состояния общероссийских законов, экономических потребностей и возможностей в налаживании  промышленного производства и сельского  хозяйства, социальных и культурных традиций коренного населения, проблем  обеспечения безопасности сибирских  границ империи и др.

Сперанского следует оценивать  не только как выдающегося деятеля  российской законодательной политики и организатора государственного

администрирования, но также  как государствоведа и подвижника в области юридического просвещения и образования.

Отметим, что уже в первых политических проектах М.М. Сперанского  центральное место занимали положения  о введении в России представительного  правления, разделения властей, обеспечения  незыблемости закона, защиты свободы  личности. Автор подробно проанализировал  в работе, что важность этих элементов  в жизни страны реформатор доказывал  на всём протяжении 1802-1812 годов.

«Одновременно с этим по ряду вопросов М.М. Сперанский предлагал различные решения в зависимости от изменении во внешне и внутриполитической ситуации.»2 Автор приводит пример того, как в 1801 т-1804 годах М.М. Сперанский выступил в своих записках с предложением провести ряд временных мероприятий, которые частично бы урегулировали отношения между помещиками и крестьянами, что вполне соответствовало намерениям императора в этот период.

В последующие годы у М.М. Сперанского изменился подход к решению крестьянского вопроса: в проекте 1809 года «Введение к Уложению государственных законов» он сосредоточил своё внимание на разработке политических, а не социальных реформ, и при этом отмену крепостного права отодвинул в далёкое будущее.

Напротив, если в 1801 - 1804 годах  введение конституции в России М.М. Сперанский считал преждевременным, то в 1809 году он доказал необходимость  преобразования России в «истинную  монархию». Его характеристика основ  конституции «истинно монархического государства», которую он давал в 1801 - 1804 годах, переросла в 1809 году в  конкретное предложение создать в России Государственную Думу. Выборный характер Думы, сохранение за монархом исполнительной власти и создание верховного судебного органа - Сената свидетельствовало о намерении М.М. Сперанского установить в стране конституционную монархию. Так, по его мнению, должно было произойти ограничение власти монарха.

Одна из особенностей, характерных  для проектов М.М. Сперанского, состояла в том, что надежды на изменение  форм правления в России он всецело  возлагал на Александра I. Опасаясь революции  и тех последствий, которые она  могла за собой повлечь, он стремился  провести преобразования реформаторским путём. Уверенность М.М. Сперанского  в том, что его предложения  будут претворены в жизнь подкреплялась тем фактом, что с начала правления Александр I стремился быть инициатором подготовки

 «По мнению М.М. Сперанского, разработанные им реформы должны были упрочить власть монарха посредством ограничения его 1 произвола и утверждения закона, поэтому уже с 1804 года он неоднократно высказывал предложение создать план государственных преобразований.»3 В действительности, когда в условиях крайней необходимости в 1809 году такое поручение им было получено и исполнено, его проекты оказались реализованы только отчасти. Это делает обоснованным предположение, что механизм ограничения самодержавной власти самим императором, который предложил М.М. Сперанский, в условиях абсолютной феодально - крепостнической монархии оказался неприемлем. Следовательно, реализованы могли быть только те предложения, которые были направлены на совершенствование системы государственного управления, но не затрагивали феодально - крепостнической монархии. Вот почему главным итогом реформаторской деятельности М.М. Сперанского стало образование Государственного Совета и создание министерской системы.

В то же время другие его  положения, такие как создание законодательного выборного органа - Государственной  Думы, предоставление гражданских и  политических прав различным категориям населения, помимо дворян, изначально являлись неприемлемыми для претворения  в жизнь в России в начале XIX века.

По этой причине, практически  сразу же после написания «Введения» М.М. Сперанский был вынужден внести ряд изменений в свою программу  и на её основе выработать другой, сокращенный, план реформ. Одним из важнейших  преобразований, на проведении которого настаивал реформатор, была реорганизация Сената. В 1803-1811 годах М.М.Сперанский осуществлял поиск приемлемого варианта Сенатской реформы. Не сумев добиться преобразования Сената в независимый от императора судебный орган, что должно было обеспечиваться его выборным характером и безаппеляционностью решений, он продолжал бороться за сохранение принципа разделения властей в его организации.

Несмотря на то, что далеко не все предложения М.М.Сперанского были реализованы, его теоретическая и практическая деятельность вошли в историю России как первый пример введения принципа разделения властей в систему государственного управления, создания выборных органов, подготовки общественного мнения.

Реформатор учитывал факт развития капиталистических элементов  в стране, поэтому его план преобразования России носил всеобъемлющий характер и включал ряд мер, которые должны были также способствовать развитию торговли, промышленности, образования, стимулировать финансовую систему и совершенствовать чиновничий аппарат. Впервые в истории русской социально-политической мысли М.М.Сперанский разработал конституционный проект, введение которого должно было поставить Российское государство на более высокую ступень развития. «Это было тем более важно, так как в начале XIX века России принадлежала ключевая роль в Европе.»4

В России в начале XIX в. сложился напряженный идейно-интеллектуальный ландшафт; главенствующее положение в умах высших образованных кругов занимали консервативные и традиционалистские идеалы, лишь отдельные умеренно либерально настроенные представители элиты придерживались прогрессивных просвещенческих и конституционалистских идей. Внешнеполитические обстоятельства (революционные события на Западе, наполеоновские войны, война 1812 г.) определили подавляющий перевес консервативных настроений в русском обществе целом, вследствие чего модернизационные инициативы власти не могли получить развития, что и определило судьбу многих начинаний Сперанского.

Идеи и проекты Сперанского  основывались на комплексе просвещенческих  идей и критическом анализе отечественного опыта неограниченной власти, в них  предлагались программные преобразования, адаптированные к российским условиям того времени. Сперанским предложен  путь постепенного внесения в монархию начал конституционализма и парламентаризма. Ограничение самодержавия предполагало введение верховного законодательного органа, разделение и взаимодействие законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти, четкую организацию  законодательства и управления, введение выборности представительных многосословных учреждений снизу доверху. Сперанский выступал за постепенную отмену крепостного права, привлечение народонаселения (лично свободного, включая государственных крестьян, при наличии имущественного ценза) к прямому участию в законодательной, исполнительной и судебной власти на основе системы четырехступенчатых выборов. В период усиления реакции при кодификации Сперанским законов Российского государства система самодержавной власти и управления получила четкое юридическое закрепление, тем не менее введение кодекса стало важным шагом на пути правовой модернизации, открывало путь социальному переустройству и постепенной отмене крепостного права, так как кодекс (хотя и не вполне четко) содержал мысль о равенстве людей перед законом, давал административно-правовую основу для государственного строительства.

Информация о работе Исторические предпосылки реформ Сперанского