Исторические предпосылки реформ Сперанского

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

В связи с отмеченными обстоятельствами заслуживают внимания теоретические разработки в сфере государственного управления и реальное участие в административной практике имперского строительства выдающегося российского государственного деятеля первой половины XIX в. М.М. Сперанского. Поскольку его видение проблем местной власти проистекало из концепции государственного управления, основанной на разделении компетенции законосовещательной, исполнительной и судебной отраслей управления, некоторые из высказанных им идей актуальны в нынешних условиях местного реформирования. Несмотря на то, что большинство проектов М.М. Сперанского не было реализовано, его замыслы оказали заметное позитивное влияние на политику царизма в отношении отдельных окраин Российской державы. Ряд предложений Сперанского использовался при подготовке законодательных актов, касающихся местного и окраинного управления в царствование Николая I и Александра II.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Исторические предпосылки реформ Сперанского. 10
Глава 2. Вклад М.М. Сперанского в совершенствовании системы государственного управления России. 23
Глава 3. Результаты реформ Сперанского. 35
Заключение 43
Список литературы: 45

Работа содержит 1 файл

курсовая Сперанский.docx

— 80.85 Кб (Скачать)

Сперанский взялся за российское законодательство. К этому времени  законов в России было так много, что можно считать, будто их вообще нет. Шесть лет Сперанский занимался  муравьиным трудом: собирал по архивам  и систематизировал законы российской империи. Практически, он написал первые в России гражданский и уголовный  кодексы. Было издано 45 томов Полного  собрания, а в 1833 году, Свод законов  в 15 томах. За эту работу Сперанский был щедро осыпан милостями монарха, помимо солидного жалованья, ему  назначили 10-тысячный пенсион и наградили  орденом Святого Андрея Первозванного. В 1835 году он преподавал право наследнику Александру Николаевичу (будущему Александру Благословенному, царю-освободителю). Сперанский вел с ним беседы наедине, хвалил французские законы, разделение властей и конституционные порядки. Когда об этом стало известно Николаю I, реформатору-ветерану строго указали. Его старость прошла во славе и  почете. В феврале 1839 года Сперанский простудился и уже не вставал  с постели. Он умер 11 февраля, пожалованный всего за месяц до смерти графским достоинством. Он был похоронен в  Александро-Невской лавре. Отдать ему  последний долг пришли Николай I, двор, член Государственного совета, Сенат  и Синод в полном составе. "Светило русской администрации угасло", написал в некрологе ученик Сперанского барон М.Корф.

Кодификационная работа была поручена Розенкампфу, но в 1808 г. в состав комиссии вошел М.М Сперанский. Он начал с преобразования комиссии, которая была разделена на Совет, правление и группу юрисконсультов. С 1810 года он становится директором комиссии.

В основу реформы государственного устройства и правления М.М. Сперанский предлагал положить традиционный принцип  разделения властей. Поэтому следовало, прежде всего, отделить друг от друга  законодательную, исполнительную и  судебную власти, сосредоточив их в  разных независимых органах. В октябре 1809 года проект реформ лежал на столе  у Александра II. Для того чтобы  успешно провести эти изменения  следовало реформировать в первую очередь законодательные акты, попытаться как-то их систематизировать. К началу октября 1809 года было готово "Введение к уложению государственных законов". Был создан новый Государственный  совет. Проекты всех законов, указов, положений, уставов, новых учреждений рассматривались советом. В его  компетенцию были отнесены все предметы, требующие нового закона, устава или  учреждения, предметы внутреннего управления, требующие отмены, ограничение или  дополнение прежних положений.

Придавая особое значение разработке гражданского права, по предложению  Сперанского создается специальный  комитет по рассмотрению проекта  гражданского уложения в составе  князя Лопухина, графа Северина-Потоцкого и сенаторов Алексеева и Корнилова. Предполагалось поднять все старые нормы права, регулирующие в какой-то степени гражданско-правовые отношения в Российской Империи. Бесконечные противоречия, пробелы в праве, неразработанность целого ряда институтов и язык, недоступный для понимания не только населения, но и юристов, заставили Сперанского приступить к созданию проекта нового гражданского "Уложения". Государственный совет в 1810 г. 43 раза рассматривал проект гражданского уложения (кодекса). В Государственном совете с 21 ноября 1821 г. по 21 декабря 1822 г. вновь возобновились прения по предоставленным комиссией проектам. Из 1343 статей, предложенных Сперанским и рассмотренным на 49 заседаниях Совета, остались без изменения 622. Бурную дискуссию вызвали статьи, регулирующие договорные, брачно-семейные и наследственные отношения. В январе 1826 г. М.М. Сперанский направил императору Николаю I несколько записок с предложениями продолжить кодификационную работу. Доводы Сперанского были признаны достаточно вескими и послужили созданию второго отделения собственной его величества канцелярии. Первой стадией громоздкой систематизации по замыслу Сперанского должно было быть "Полное собрание законов".

Юридическая техника для  составления "Свода" основывалась на следующей методике:

а) статьи "Свода", основанные на одном действующем указе, излагать теми же словами, которые содержатся в тексте и без изменений;

б) статьи, основанные на нескольких указах, излагать словами главного указа, дополнениями и пояснениями  из других указов;

в) под каждой статьей  давать ссылки на указы, в нее вошедшие;

г) сократить многосложные тексты законов тексты законов;

д) из противоречащих друг другу  законов выбирать лучший или более  поздний.

В итоге, уже к началу 1830 г. было создано 45 обширных томов, содержащих около 42 тысяч статей. "Свод законов" должен был состоять из восьми разделов:

1) основные государственные  законы;

2) учреждения:

а) центральные;

б) местные;

в) устав о государственной  службе;

3) законы правительственных  сил: 

а) устав о повинностях;

б) устав о податях и  пошлинах;

в) устав таможенный;

г) уставы монетный, горный и  о соли;

д) уставы лесной, оброчных статей и счетные;

4) законы о состояниях;

5) законы гражданские  и межевые; 

6) уставы государственного  благоустройства: 

а) уставы духовных дел иностранных  исповеданий, кредитный, торговый, промышленный;

б) уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, о сельском хозяйстве, о найме  на сельские работы, о трактирных заведениях, о благоустройстве в казачьих селениях, о колониях иностранцев  на территории империи;

7) уставы благочиния:

а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении, врачебный;

б) уставы о паспортах, о  беглых, цензурный, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных;

8) законы уголовные.

В России, сложившейся в  определенном историческом и геополитическом  контексте как большой имперский  организм и получивший некоторые  соответствующие непреходящие внутренне  присущие особенности функционирования, при инициировании крупных реформ и модернизационных проектов в действиях власти особенно важным представляется тщательное соблюдение оптимального баланса консервативных и модернизирующих векторов развития. Для современной России значение М.М. Сперанского как реформатора заключается в том, что им дан образец подхода к проведению преобразований в стране, элиты которой на протяжении всей истории под влиянием заимствованных на Западе и некритически воспринятых доктринальных установок при осуществлении реформ часто демонстрируют склонность к радикальным ломкам исторически сложившихся и испытанных временем основ социально-политического, государственного устроения, как правило, ввергающим страну в катастрофические социальные бедствия.

В контексте описанных  в работе базовых особенностей государственно-политического  функционирования России социально-политические реформы Сперанского ошибочно расценивать  как неполные, половинчатые, остановленные  в угоду нежеланию элитных  слоев утратить привилегированное  положение в обществе и государстве, по осторожности или даже из-за боязливости  самого реформатора. Реформы Сперанского  и обосновывающие их социально-политические идеи представляют собой образец  обдуманного, масштабного контролируемого  реформирования, адекватного социальной и политической обстановке, уровню социально-экономического и культурно-политического  развития страны. Идейное наследие Сперанского и опыт его реформ представляют для России и отечественной политико-административной элиты образец подхода к реформированию в России как стране с особыми, сохраняющимися в силу институциональной и культурной инерции, исторических, геополитических, природно-географических, культурно-политических и социально-экономических обстоятельств качествами политического пространства. Идеи и проекты Сперанского выступают примером успешного опыта разрешения всегда актуальной в России проблемы соотнесения консервативных и модернизирующих векторов развития.

Таким образом, тот факт, что не все замыслы М.М.Сперанского были реализованы, отнюдь не снижает значимости его теоретических разработок. На наш взгляд, реформатор прилагал максимум усилий, чтобы претворить в жизнь свои проекты. Об этом свидетельствуют его попытка подготовить общественное мнение в стране и разъяснительная работа с императором, во время которой он стремился доказать своевременность и неизбежность преобразований. Автор пришел к выводу, что, не смотря на присущую для проектов М.М.Сперанского противоречивость, в случае их проведения они открывали перед Россией возможность буржуазной эволюции.

 

Глава 2. Вклад М.М. Сперанского в совершенствовании системы государственного управления России.

 

Значение М.М. Сперанского, как государственного деятеля определяется не только его проектами преобразований высших органов власти и осуществленными  на их основе реформами. Выявление исторической роли Сперанского в не меньшей степени предполагает осмысление его теоретической и практической деятельности в сфере местного управления.

Сперанский был лучшим, даровитейшим представителем старого, духовно - академического образования. По характеру этого образования он был идеолог или теоретик, как бы его назвали в наше время. Он был способен к удивительно правильным политическим построениям, но ему тяжело давалось тогда понятие действительности. Он и начертил такой план, отличающийся удивительной стройностью, последовательностью в проведении принятых начал. Но, когда пришлось осуществлять этот план, ни государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств России.

 По словам Сперанского, "весь разум его плана состоял  в том, чтобы посредством законов  учредить власть правительства  на началах постоянных и тем  сообщить действию этой власти  больше достоинства и истинной  силы".

 План его излагал  основания управления русских  сословий перед законом и новое  устройство управления: крестьяне  получили свободу без земли,  управление составлялось из тройного  рода учреждений - законодательных,  исполнительных и судебных. Все  эти учреждения сверху донизу  с сельской волости до вершины  управления имели земский выборный  характер. Во главе этого здания  стоят три учреждения: законодательное  - Государственная Дума, состоящая  из депутатов всех сословий; исполнительное - министерства, ответственные перед  Думой, и судебное - Сенат. Деятельность этих учреждений объединяется Государственным советом, состоящим из представителей аристократии, устроенной на подобии английской. Эта аристократия - блюстительница законов по всем отраслям управления и охранница интересов народа.

 План составился очень  быстро: он был начат в конце  1808 г. и в начале октября  1809 г. лежал вполне готовый  на столе императора.

 Этот план не мог  быть осуществлён в полном  объёме, т.к. нисколько не был  рассчитан на политические средства  страны. Это была политическая  мечта, разом озарившая два  лучших светлых ума России.

 Но кое - что из  этого плана было осуществлено. Осуществленные части преобразованного  плана Сперанского все относятся  к центральному управлению.

3 апреля 1809 г. издан был  Указ о придворных званиях.  Указ 6 августа 1809 г. установил  порядок производства в гражданские  чины коллежского асессора (8 класс)  и статского советника (5 класс). Новый указ запретил производить  в эти чины служащих, которые  не имели свидетельства об  окончании курса в одном из  русских университетов или не  выдержали в университете экзамена  по установленной программе, которая  и была приложена к указу.  По этой программе требовалось  знание русского языка и одного  из иностранных, знание прав  естественного римского и гражданского, государственной экономики и  уголовных законов, знание отечественной  истории и элементарные сведения  в истории всеобщей, в статистики  Русского государства, в географии  и даже в математике и физике.

 Оба указа готовились  и были изданы в тайне от высших правительственных сфер. 1 января 1810 г. был открыт преобразованный Государственный совет.

 Таким образом, устанавливался  твёрдый порядок законодательства:

1) Совет рассматривает  новые законы по всем отраслям управления;

2) он один их рассматривает; 

3) ни один рассмотренный  им закон не предаётся исполнению  без утверждения верховной власти.

 Этими чертами указывается  двоякое значение совета - законодательное  и объединительное: он, во-первых, обсуждает возбуждаемые по всем  отраслям управления законодательные  вопросы; во - вторых, объединяет  деятельность всех этих отраслей, сообщая им одинаковое направление.  В совете председательствует  сам царь, назначающий и членов  совета (35 человек) . Совет состоял из общего собрания и четырёх департаментов - законодательного, дел военных, дел гражданских и духовных и государственной экономики.

 Была учреждена государственная  канцелярия с особым отделением  для каждого департамента. Канцелярией  руководил государственный секретарь,  которым был назначен Сперанский.

 Вслед за Государственным  советом были преобразованы по  плану Сперанского министерства, учреждённые 8сентября 1802 года. Сперанский  находил двойной недостаток в  этих министерствах: отсутствие  точного определения ответственности  министров и неправильное распределение  дел между министерствами. Они  были преобразованы двумя актами: манифестом 12 июля 1810 г. и 25 июня 1811 г. 

 Образовалось 12 министерств  вместо 8. Оба акта признавались  образцовыми произведениями нашего  законодательства, и административный  порядок, в них установленный,  даже в подробностях, действовал  очень долго. 

 Предложено было преобразовать  и Сенат. Проект преобразования  был подготовлен к началу 1811 г.  и в июне был внесён в  Государственный совет. Проект  был основан на строгом разделении  дел административных и судебных. Сенат предложено было преобразовать  в два особых учреждения: Сенат  правительствующий, который бы  состоял из министерств с их  товарищами и начальниками особых  частей управления; и другое под названием Сената судебного. Особенностью этого судебного Сената была двойственность его состава: одни члены его назначались от короны, другие выбирались дворянством.

 Возражений против  этого проекта в Государственном  совете было много. Реформа  не была проведена, хотя большая  часть совета высказалась "за" и государь проект утвердил.

Информация о работе Исторические предпосылки реформ Сперанского