Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:47, курсовая работа
В связи с отмеченными обстоятельствами заслуживают внимания теоретические разработки в сфере государственного управления и реальное участие в административной практике имперского строительства выдающегося российского государственного деятеля первой половины XIX в. М.М. Сперанского. Поскольку его видение проблем местной власти проистекало из концепции государственного управления, основанной на разделении компетенции законосовещательной, исполнительной и судебной отраслей управления, некоторые из высказанных им идей актуальны в нынешних условиях местного реформирования. Несмотря на то, что большинство проектов М.М. Сперанского не было реализовано, его замыслы оказали заметное позитивное влияние на политику царизма в отношении отдельных окраин Российской державы. Ряд предложений Сперанского использовался при подготовке законодательных актов, касающихся местного и окраинного управления в царствование Николая I и Александра II.
Введение 2
Глава 1. Исторические предпосылки реформ Сперанского. 10
Глава 2. Вклад М.М. Сперанского в совершенствовании системы государственного управления России. 23
Глава 3. Результаты реформ Сперанского. 35
Заключение 43
Список литературы: 45
Сперанский взялся за российское
законодательство. К этому времени
законов в России было так много,
что можно считать, будто их вообще
нет. Шесть лет Сперанский занимался
муравьиным трудом: собирал по архивам
и систематизировал законы российской
империи. Практически, он написал первые
в России гражданский и уголовный
кодексы. Было издано 45 томов Полного
собрания, а в 1833 году, Свод законов
в 15 томах. За эту работу Сперанский
был щедро осыпан милостями монарха,
помимо солидного жалованья, ему
назначили 10-тысячный пенсион и наградили
орденом Святого Андрея Первозванного.
В 1835 году он преподавал право наследнику
Александру Николаевичу (будущему Александру
Благословенному, царю-освободителю).
Сперанский вел с ним беседы наедине,
хвалил французские законы, разделение
властей и конституционные
Кодификационная работа была поручена Розенкампфу, но в 1808 г. в состав комиссии вошел М.М Сперанский. Он начал с преобразования комиссии, которая была разделена на Совет, правление и группу юрисконсультов. С 1810 года он становится директором комиссии.
В основу реформы государственного
устройства и правления М.М. Сперанский
предлагал положить традиционный принцип
разделения властей. Поэтому следовало,
прежде всего, отделить друг от друга
законодательную, исполнительную и
судебную власти, сосредоточив их в
разных независимых органах. В октябре
1809 года проект реформ лежал на столе
у Александра II. Для того чтобы
успешно провести эти изменения
следовало реформировать в
Придавая особое значение
разработке гражданского права, по предложению
Сперанского создается
Юридическая техника для составления "Свода" основывалась на следующей методике:
а) статьи "Свода", основанные на одном действующем указе, излагать теми же словами, которые содержатся в тексте и без изменений;
б) статьи, основанные на нескольких указах, излагать словами главного указа, дополнениями и пояснениями из других указов;
в) под каждой статьей давать ссылки на указы, в нее вошедшие;
г) сократить многосложные тексты законов тексты законов;
д) из противоречащих друг другу законов выбирать лучший или более поздний.
В итоге, уже к началу 1830 г. было создано 45 обширных томов, содержащих около 42 тысяч статей. "Свод законов" должен был состоять из восьми разделов:
1) основные государственные законы;
2) учреждения:
а) центральные;
б) местные;
в) устав о государственной службе;
3) законы правительственных сил:
а) устав о повинностях;
б) устав о податях и пошлинах;
в) устав таможенный;
г) уставы монетный, горный и о соли;
д) уставы лесной, оброчных статей и счетные;
4) законы о состояниях;
5) законы гражданские и межевые;
6) уставы государственного благоустройства:
а) уставы духовных дел иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный;
б) уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, о сельском хозяйстве, о найме на сельские работы, о трактирных заведениях, о благоустройстве в казачьих селениях, о колониях иностранцев на территории империи;
7) уставы благочиния:
а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении, врачебный;
б) уставы о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных;
8) законы уголовные.
В России, сложившейся в
определенном историческом и геополитическом
контексте как большой
В контексте описанных в работе базовых особенностей государственно-политического функционирования России социально-политические реформы Сперанского ошибочно расценивать как неполные, половинчатые, остановленные в угоду нежеланию элитных слоев утратить привилегированное положение в обществе и государстве, по осторожности или даже из-за боязливости самого реформатора. Реформы Сперанского и обосновывающие их социально-политические идеи представляют собой образец обдуманного, масштабного контролируемого реформирования, адекватного социальной и политической обстановке, уровню социально-экономического и культурно-политического развития страны. Идейное наследие Сперанского и опыт его реформ представляют для России и отечественной политико-административной элиты образец подхода к реформированию в России как стране с особыми, сохраняющимися в силу институциональной и культурной инерции, исторических, геополитических, природно-географических, культурно-политических и социально-экономических обстоятельств качествами политического пространства. Идеи и проекты Сперанского выступают примером успешного опыта разрешения всегда актуальной в России проблемы соотнесения консервативных и модернизирующих векторов развития.
Таким образом, тот факт, что не все замыслы М.М.Сперанского были реализованы, отнюдь не снижает значимости его теоретических разработок. На наш взгляд, реформатор прилагал максимум усилий, чтобы претворить в жизнь свои проекты. Об этом свидетельствуют его попытка подготовить общественное мнение в стране и разъяснительная работа с императором, во время которой он стремился доказать своевременность и неизбежность преобразований. Автор пришел к выводу, что, не смотря на присущую для проектов М.М.Сперанского противоречивость, в случае их проведения они открывали перед Россией возможность буржуазной эволюции.
Значение М.М. Сперанского, как государственного деятеля определяется не только его проектами преобразований высших органов власти и осуществленными на их основе реформами. Выявление исторической роли Сперанского в не меньшей степени предполагает осмысление его теоретической и практической деятельности в сфере местного управления.
Сперанский был лучшим, даровитейшим представителем старого, духовно - академического образования. По характеру этого образования он был идеолог или теоретик, как бы его назвали в наше время. Он был способен к удивительно правильным политическим построениям, но ему тяжело давалось тогда понятие действительности. Он и начертил такой план, отличающийся удивительной стройностью, последовательностью в проведении принятых начал. Но, когда пришлось осуществлять этот план, ни государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств России.
По словам Сперанского,
"весь разум его плана состоял
в том, чтобы посредством
План его излагал
основания управления русских
сословий перед законом и
План составился очень быстро: он был начат в конце 1808 г. и в начале октября 1809 г. лежал вполне готовый на столе императора.
Этот план не мог
быть осуществлён в полном
объёме, т.к. нисколько не был
рассчитан на политические
Но кое - что из
этого плана было осуществлено.
Осуществленные части
3 апреля 1809 г. издан был
Указ о придворных званиях.
Указ 6 августа 1809 г. установил
порядок производства в
Оба указа готовились и были изданы в тайне от высших правительственных сфер. 1 января 1810 г. был открыт преобразованный Государственный совет.
Таким образом,
1) Совет рассматривает новые законы по всем отраслям управления;
2) он один их рассматривает;
3) ни один рассмотренный
им закон не предаётся
Этими чертами указывается
двоякое значение совета - законодательное
и объединительное: он, во-первых,
обсуждает возбуждаемые по
Была учреждена
Вслед за Государственным
советом были преобразованы по
плану Сперанского
Образовалось 12 министерств
вместо 8. Оба акта признавались
образцовыми произведениями
Предложено было
Возражений против
этого проекта в
Информация о работе Исторические предпосылки реформ Сперанского