Историческая миссия готов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследований в моей работы состоит в том, что бы ознакомится с конечным пунктом исторической миссии готов, их историей в раннесредневековый период.
Задачи исследования состоят в том, что бы:
– рассмотреть время появления готов в Подунавье, Причерноморье и на территории Поздней Римской Империи;
– рассмотреть их влияние в период Великого переселения народов.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………3
Глава I. Происхождение и расселение……………………………….…8
Глава II. Готы в период Великого переселения народов…………..…11
§ 1. Готы в III – первой половине IV вв………………...……....…11
§ 2. Вестготы во второй половине IV – до середины V вв………..16
§ 3. Остроготы во второй половине IV – VI вв…………………….23
Глава III. Вестготы в Испании во второй половине V – первой четверти VIII вв. …………………………………………………………...……28
Заключение………………………………………………………………34
Список использованных источников и литературы…………….…….36

Работа содержит 1 файл

ГОТЫ В III – VIII ВЕКАХ НОВОЙ ЭРЫ.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

       Узнав о приближении армии Грациана, готы предприняли попытку договориться с Валентом и попросили предоставить им для проживания провинцию Фракию «со скотом и хлебом», где они собирались жить на правах римских союзников - «федератов». Однако Валент боялся обвинения в малодушии и стремился к победе над готами любой ценой, пока их не победил Грациан. По этой же причине он и не хотел дожидаться прибытия огромной армии самого Грациана. В результате разведывательные мероприятия были проведены плохо, и сильно приуменьшили данные о численности противника.

       Оставив свой штаб внутри стен города Адрианополя (готы брать города еще не умели), а обоз возле этих стен, Валент поспешно выступил в поход против готов, в надежде победить их до прибытия Грациана.

       Эти события красочно описал принимавший  в них непосредственное участие римский офицер и историк Аммиан Марцеллин: «... римляне долго шли по каменистым и неровным дорогам, и знойный день стал близиться к полудню; наконец, в восьмом часу увидели телеги неприятеля, которые, по донесению лазутчиков, были расставлены в виде круга (так готы обычно баррикадировались от противников). Варвары затянули, по своему обычаю, дикий и зловещий вой, а римские вожди стали выстраивать свои войска в боевой порядок: правое крыло конницы было выдвинуто вперед, а бoльшая часть пехоты была поставлена позади в резерве. Левое крыло конницы строили с большими затруднениями, так как большая часть предназначенных для него отрядов была еще рассеяна по дорогам, и теперь все они спешили быстрым аллюром. Пока крыло это вытягивалось, не встречая никакого противодействия, варвары пришли в ужас от страшного лязга оружия и угрожающих ударов щитов один о другой, так как часть их сил с Алафеем и Сафраком (остготами, перешедшими в 375 г. Дунай позже вестготов Фритигерна), находившаяся далеко, хотя и была вызвана, еще не прибыла. И вот они отправили послов просить о мире. Император из-за простого вида отнесся к ним с презрением и потребовал, чтобы для заключения договора были присланы подходящие для этого знатные люди. Готы нарочно медлили, чтобы за время этого обманного перемирия могла вернуться их конница, которая, как они надеялись, должна была сейчас явиться, а с другой стороны, чтобы истомленные летним зноем солдаты стали страдать от жажды, в то время как широкая равнина блистала пожарами: подложив дров и всякого сухого материала, враги разожгли повсюду костры. К этому бедствию прибавилось и другое тяжелое обстоятельство, а именно: людей и лошадей мучил страшный голод».

       Переговоры  неожиданно сорвали сами римляне  – не выдержав напряжённого ожидания, их небольшой отряд напал на готов, но тут же был отбит. Тем временем подоспела и «готская конница с Алафеем и Сафраком во главе вместе с отрядом аланов. Как молния появилась она с крутых гор и пронеслась в стремительной атаке, сметая все на своем пути». Готы моментально перешли в контрнаступление. «Битва разгоралась, как пожар, и ужас охватывал солдат, когда по несколько человек сразу оказывались пронзенными копьями и стрелами. Наконец, оба строя столкнулись наподобие сцепившихся носами кораблей, и, тесня друг друга, колебались, словно волны во взаимном движении.

       Левое крыло подступило к самому табору, и если бы ему была оказана поддержка, то оно могло бы двинуться и  дальше. Но оно не было поддержано остальной  конницей, и враг сделал натиск массой; оно было раздавлено, словно разрывом большой плотины, и опрокинуто. Пехота оказалась, таким образом, без прикрытия, и манипулы (отряды) были так близко один от другого, что трудно было пустить в ход меч и отвести руку. От поднявшихся облаков пыли не видно было неба, которое отражало угрожающие крики. Несшиеся отовсюду стрелы, дышавшие смертью, попадали в цель и ранили, потому что нельзя было ни видеть их, ни уклониться. Когда же высыпавшие несчетными отрядами варвары стали опрокидывать лошадей и людей, и в этой страшной тесноте нельзя было очистить места для отступления, и давка отнимала всякую возможность уйти, наши в отчаянии взялись снова за мечи и стали рубить врага, и взаимные удары секир пробивали шлемы и панцири. Можно было видеть, как варвар в своей озлобленной свирепости с искаженным лицом, с подрезанными подколенными жилами, отрубленной правой рукой или разорванным боком, грозно вращал своими свирепыми глазами уже на самом пороге смерти; сцепившиеся враги вместе валились на землю, и равнина сплошь покрылась распростертыми на земле телами убитых. Стоны умирающих и смертельно раненых раздавались повсюду, вызывая ужас. В этой страшной сумятице пехотинцы, истощенные от напряжения и опасностей, когда у них не хватало уже ни сил, ни умения, чтобы понять что делать, и копья у большинства были разбиты от постоянных ударов, стали бросаться лишь с мечами на густые отряды врагов, не помышляя уже больше о спасении жизни и не видя никакой возможности уйти. А так как покрывшаяся ручьями крови земля делала неверным каждый шаг, то они старались, как можно дороже продать свою жизнь и с таким остервенением нападали на противника, что некоторые гибли от оружия товарищей. Все кругом покрылось черной кровью, и куда бы ни обратился взор, повсюду громоздились кучи убитых, и ноги нещадно топтали повсюду мертвые тела. Высоко поднявшееся солнце, которое, пройдя созвездие Льва, передвигалось в обиталище небесной Девы, палило римлян, истощенных голодом и жаждой, обремененных тяжестью оружия. Наконец под напором силы варваров наша боевая линия совершенно расстроилась, и люди обратились к последнему средству в безвыходных положениях: беспорядочно побежали, кто куда мог» (Аммиан Марцеллин, Книга XXXI, 13).

       Это было самое страшное поражение римлян за всю их историю. За один день погибло 40 тысяч римлян. Разгром римской армии 9 августа 378 г. под Адрианополем (в наше время  – турецкий город Эдирнэ) окончательно определил ход мировой истории. На смену римской цивилизации твёрдой поступью наступала германская.

       После гибели императора Валента, был избран императором Грацианом Феодосий, назначанный в восточные земли. Феодосий был родом из Испании и являлся Валенту дядей по отцу (Иордан, 139). При нем римские войска нападают на готов и вытесняют их из Фракии. Но в это время Феодосий заболевает. В связи с этим готы во главе с Фритигерном «отправляются грабить Фессалию». Грациан бросает войска на готов, но добивается мира и союза не военными действиями, а «милостью и дарами» (Иордан, 140 – 141). Выздоровевший Феодосий радостно принял мир с готами. Он склонил к себе короля готов Атанариха, ставшего полноценным королем после гибели Фритигерна, и пригласил его в Константинополь

       Этот  договор, заключенный им с империей, оставался в силе до самой смерти Феодосия. Многие знатные вестготы поступали в римскую армию  и часто достигали видных положений.

       Положение дел изменилось, когда в 395 г. умер Федосий Великий. По смерти Феодосия Великого остались два сына, Аркадий и Гонорий. Восточная империя передана Аркадию, которому было 18 лет, а Западная — Гонорию, которому было только 11 лет.  
Слабый его преемник, Аркадий, не сумел поддержать дружбы с готами; последние возмутились и в 395 г. избрали себе короля в лице Алариха - первого, соединившего в своей руке власть над всеми вестготами. Он опустошил весь Балканский полуостров. На помощь Византии поспешил правитель Западной империи, Стилихон, принудивший Алариха к заключению мирного договора (396). По этому договору вестготам был предоставлен Эпир. Но уже в 400 г. Аларих предпринял первый свой поход в Италию, кончившийся миром 402 г., по которому Аларих вновь отступил в Иллирию. Когда Стилихон, в 408 г., пал от руки убийцы, Аларих вновь вторгся в Италию. Слабохарактерный император Гонорий не имел ни войска, ни полководцев. Аларих беспрепятственно проник до южных оконечностей полуострова. Так как переговоры с Гонорием ни к чему не приводили (Аларих требовал для своего народа продовольствия, дани и земель в северо-восточных провинциях империи), то королю пришлось перейти к радикальным мерам. Город Рим был брошен на произвол судьбы императором, который укрылся в хорошо укрепленной Равенне. Не получивший никакой поддержки, Рим не смог сопротивляться войскам вестготов и 24 августа 410 г. городские ворота Рима были открыты рабами. Вестготы ворвались в город и жестоко его разграбили.

       Аларих  пытается договорится с Гонорием. Иордан сообщает: «когда войско везеготов приблизилось к окрестностям Равенны, то послало к императору Гонорию, который сидел внутри города, посольство: если он позволил бы готам мирно поселиться в Италии, они жили бы с римским народом так, что можно было бы поверить, что оба народа составляют одно целое; если же нет, то надо решить дело войной, – кто кого в силах изгнать, – и тогда победитель пусть и повелевает, уверенный [в своей силе]. Но император Гонорий опасался и того, и другого предложения; созвав на совет свой сенат, он раздумывал, как бы изгнать готов из пределов Италии. И пришло ему, наконец, в голову такое решение: пусть Аларих вместе со своим племенем, если сможет, отберет и возьмет в полную собственность далеко лежащие провинции, т. е. Галлии и Испании, которые император почти потерял, так как их разорило нашествие короля вандалов Гизериха. Готы соглашаются исполнить это постановление и принять дар, подтвержденный  священным прорицанием, и отправляются в переданную им землю» (Иордан, 152 - 154).

       Аларих победил и убил узурпатора Иовина, занял важнейшие города (Нарбонну, Тулузу, Бордо), но основать здесь твердое Вестготское царство ему не удалось. После неудавшейся попытки завладеть Африкой (буря разбила готский флот), Аларих умирает. Он был похоронен со всеми почастями: «Готы оплакивали его по своей огромной любви к нему; они отвели из русла реку Бузент около города Консенции, а река эта, ниспадая от подножия горы, течет целебной струей как раз близ этого города; посередине русла этого потока они, собрав толпу пленных, вырыли место для погребения и туда, в лоно этой могилы, опустили Алариха со множеством сокровищ, а затем вернули воды обратно в их русло. Но, чтобы никто никогда не узнал того места, землекопы были все умерщвлены» (Иордан, 158).

       Королевская власть была передана родственнику Алариха – Атаульфу (410–415). Он женился на Плацидии, сестре Гонория, «дочь императора Феодосия от второй жены…он увел из столицы пленницей.. сочетался с ней законным браком в Форуме Юлия, городе [провинции] Эмилии, с той целью, чтобы варвары, узнав об этом союзе, сильнее боялись империи, как соединенной с готами» (Иордан, 160). «В эру 454 (= AD 416) на двадцать втором году императоров Аркадия и Гонория, Сигерих был избран королем на место Атаульфа. Усердный в достижении мира с Римлянами, он вскоре был убит своими людьми» (Исидор Севильский, 20).

       Следущим  королем был поставлен Валья (415- 419). Валья несколько лет сряду  успешно боролся с вандалами, аланами и свевами в Испании. Вернувшись в южную Галлию, он получил  от империи, в силу формального договора, всю провинцию Аквитанию ("вторую"), где он и основал первое вестготское государство, получившее, по главному городу Тулузе, название "тулузского" ("толозанского").

       Преемником  Вальи был Теодорих I (419 - 451), значительно  расширивший свое государство и павший в сражении против гуннского союза племен, возглавляемых вождем Атиллой (434—453) на Каталаунских полях (июнь, 451г). Это была одна из крупнейших и кровопролитнейших битв в истории человечества. Иордан утверждает, что потери с обеих сторон составили огромную цифру в 165 тыс. человек, существуют сведения, что количество убитых доходило до 300 тыс. человек (Иордан, 217). В результате битвы на Каталаунских полях гунны потерпели поражение Их обширное и непрочное государственное образование стало распадаться, а вскоре после смерти предводителя Аттилы (453 г.) оно окончательно развалилось.

       В борьбе с Аттилой вестготы были союзниками римского полководца Аэция, тогда как  их родичи остготы, подвластные Аттиле, составляли часть гуннского войска.

       После Теодориха власть унаследовал его  старший сын Торисмунд (461 - 453); но так как он хотел уничтожить союз с Римом, то римская партия, во главе  которой стоял брат царя, Теодорих, убила его, после чего на престол  вступил Теодорих II (453 - 466), который также был убит младшим братом, Эврихом. 

       § 3. Остроготы во второй половине IV – VI вв.

       Остроготы часто нападали на Иллирию, требуя уплаты дани. Они заключили союз с Гензерихом для нападения на восточную римскую  империю. В 454 г. любимая наложница Теодемера, Эрелива (Евсевия или Елиена), родила сына Теодориха, впоследствии прозванного Великим.  

             Остроготы попали под господство гуннов, но сохранили политическую организацию. После завоевания Византией, по всей видимости, ассимилировались. В качестве религии проповедовалось полуварварское учение - арианство.

       «И  насколько за это время военное  положение варваров окрепло и  пришло в цветущее положение, настолько  значение римских военных сил  пало, и под благопристойным именем союза они испытывали на себе жестокую тиранию со стороны этих пришлых народов: не говоря уже о том, что последние бесстыдно вымогали у них против их воли многое другое, они в конце концов пожелали, чтобы римляне поделили с ними все земли в Италии» (Прокопий, Книга V, 1).  Несогласные в лице Ореста были ликвидированы.

       Тогда 23 августа 476 г. выступает Одоакр из племени скиров, телохранитель юного западного императора Ромула-Августула, принявший начальство над недовольными варварами. Союзное ополчение варваров провозгласило Одоакра своим королем и затем захватило в Равенне последнего императора, малолетнего Ромула, которому была назначена пенсия и определено жить на частном положении в одном из замков в Кампании. Так совершился переворот, называемый обыкновенно «падением Западной Римской империи», — в свое время в самой Италии никого не поразивший неожиданностью, но по своим ближайшим последствиям получивший всемирно-историческое значение.

       Одоакр  заменил императора на следующие 10 лет. Готы обосновались во Фракии, но вскоре снова восстали против римлян. Предводителем их стал Теодорих, не только считавшийся патрицием, но и получивший от Византии звание консула. При поддержке императора Зенона и по его наущению он развязал войну с Одоакром. Таким образом, падение Западной Империи реально является делом рук не столько готов, сколько Восточной Империи, где готы были лишь наёмниками-федератами. Они осадили Одоакра в Равенне. Договор был подписан на третий год осады - Теодорих и Одоакр получали резиденции в Равенне и равные права - и действовал до тех пор, пока Теодорих не убил Одоакра. Таким образом, он получил единоличную власть над готами и италийцами.  

Информация о работе Историческая миссия готов