Историческая миссия готов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследований в моей работы состоит в том, что бы ознакомится с конечным пунктом исторической миссии готов, их историей в раннесредневековый период.
Задачи исследования состоят в том, что бы:
– рассмотреть время появления готов в Подунавье, Причерноморье и на территории Поздней Римской Империи;
– рассмотреть их влияние в период Великого переселения народов.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………3
Глава I. Происхождение и расселение……………………………….…8
Глава II. Готы в период Великого переселения народов…………..…11
§ 1. Готы в III – первой половине IV вв………………...……....…11
§ 2. Вестготы во второй половине IV – до середины V вв………..16
§ 3. Остроготы во второй половине IV – VI вв…………………….23
Глава III. Вестготы в Испании во второй половине V – первой четверти VIII вв. …………………………………………………………...……28
Заключение………………………………………………………………34
Список использованных источников и литературы…………….…….36

Работа содержит 1 файл

ГОТЫ В III – VIII ВЕКАХ НОВОЙ ЭРЫ.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

       Тем не менее, на вопрос о совместном продвижении  остроготов и вестготов в Северное Причерноморье можно ответить отрицательно. История вестготов у древних авторов связана в основном с Балканами.

       Олимпиадор  в своем сочинении пишет, что  вандалы называют вестготов «трулами». Известно, что «Трул» - одно из древних  названий Днестра. И во времена Олимпиадора топоним «Трул» мог перейти в этноним. Следовательно, Днестр явился восточной границей, дальше которой древние источники редко отмечают вестготов.

       Так же Иордан сообщает, что к югу  начало следовать все войско во главе  с королем Филимером. Затем во время похода от него отделилась часть войска. Но историк не говорит о том, куда направилась отделившаяся часть. Возможно, за этим сообщением стоит начало процесса размежевания готов на «остроготов» и «везеготов» (Буданова, с.74). Первые упоминания об остроготах и вестготах как об отдельных племенах впервые появляются ко времени императора Клавдия II (268-270).

       Происхождение этнонимов «остроготы» («остготы») и «везеготы» («визиготы, вестготы») Иордан связывает с географическим признаком. Так же существует точка зрения, что этнонимы произошли как хвалебные самоназвания. Скорее всего, первый компонент слова «остроготы» произошел от austral (сияющий), а в имени «визиготы» можно выделить инодоевропейское uesu (хороший). Между остроготами и вестготами на протяжении многих столетий сохранялись тесные связи. Неоднократно замечены переходы из одного племени в другое, а так же браки между представителями этих племен.

       Итак, прародиной готов является Скандинавия, откуда они в течении II в. продвигались на юг по Придунавью, затем расселились в Мезии, Фракии и Дакии, в Северном Причерноморье, где в середине III века разделились на две ветви: остроготов и вестготов. В дальнейшем вестготы направились на Балканы, а остроготы из Понтийского Побережья Черного моря в Меотиду. И уже оттуда остроготы начали свое продвижение на запад.

 

       Глава II. Готы в период Великого переселения народов 

       § 1. Готы в III – первой половине IV  вв.

       Дальнейшее  продвижение остроготов Иордан связывает  с областью «Ойум». В сочинении  Иордана оно упоминается два раза. В первом случае: «В поисках удобнейших областей и подходящих мест (для поселения) он [Филимер] пришел в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум» (Иордан, 27). Во втором: «Та же часть готов, которая была при Филимере, перейдя реку, оказалась, говорят, перемещенной в области Ойум и завладела желанной землей». Сопоставление этих двух фрагментов показывает, что в первом случае «Ойум», у Иордана, довольно широкое понятие, близкое по смыслу к «земле Скифии». Во втором фрагменте топоним «Ойум» - это более конкретное географическое определение тех областей в Скифии, куда двигались остроготы, так как в этой «Ойум» готы перешли какую-то, вероятно большую, реку (Буданова, с. 75).

       Относительно  локализации области «Ойум» было высказано множество предположений. Г.В. Вернадский помещал Ойум возле Киева, В. Краузе и Е. Шварц считали, что это южнорусская степь. Г. Ловмянский помещал ее в двух местах: на правобережье Днестра и возле Азовского моря. Т. Левиций локализовывал «Ойум» на Керченском полуострове. Е.Ч.  Скрижинская помещала ее в Гилею, Х. Вольфрам помешал «Ойум» на берег Азовского моря.

       В любом случае этот регион не стал для  готов конечным пунктом их продвижения. Область «Ойум» была промежуточным  звеном в переходе с севера на юг. Иордан сообщает, что «тотчас без замедления подступают они к племени спалов и, завязав сражение, добиваются победы. Отсюда уже, как победители, движутся они в крайнюю часть Скифии, соседящую с Понтийским морем» (Иордан, 28). Следовательно, готы пришли на юг с Вислы, через область Ойум и места расселения спалов (по Прокопию, они относились к племенам склавенов и проживали к северу от Дуная, по Иордану, на нижнем Днепре).  Из области спалов готы продвинулись к берегам Черного моря. Возможно, они остановились на побережье, западнее Крыма. Известия о передвижениях готов в «крайней части Скифии» свидетельствуют о том, что оно шло через Северное Причерноморье» в район Меотиды.

       Согласно  традиционной точке зрения, в Северном Причерноморье произошел раскол готов на две ветви: «восточные» готы направились в область Меотиды, «западные» в 30 – 40-е годы III в. проникли на Балканы. Однако рад отрывков древних авторов позволяет поставить вопрос о возможном появлении готов на Балканах уже в начале III в. Косвенным свидетельством этого можно считать сообщение Иордана о том, что с Филимером в «Ойум» последовала лишь часть готов. Ни Иордан, ни другие источники не говорят о том, что другая, отпочковавшаяся от Филимера часть готов осела в районе разделения. Вероятнее предположить, что, подчиняясь общей тенденции движения всех варварских, в том числе и готских, племен к границам Римской империи, эта ветвь готов продолжила свой путь в направлении Балкан и появилась в этом регионе ранее готов, подошедших к нему позднее из Меотиды. Дион Кассий отмечает, что в 180 г. в пределы империи было принято 12 тысяч свободных даков. На основании этого сообщения уже высказывалось предположение, что переселение даков было вызвано натиском на них готов. Кроме того, как передают нарративные и эпиграфические источники, император Каркалла (211-217) по пути на Восток совершал специальный военно-инспекционный рейд в Дакию с целью укрепления ее границ и упорядочения взаимоотношений с соседними племенами. Прибытию Каркаллы в Дакию предшествовало продвижение к ее границам с северо-востока карпов и с севера гепидов. Иордан, как известно, говорит, что в короткий срок от Балтийского моря к границам империи передвинулись и вандалы. Если учесть, что имеются письменные свидетельства (рассказывающие, правда, о несколько позднем времени) о том, что в решающих выступлениях против империи готы, несмотря на межплеменные конфликты, выступали вместе с вандалами и гепидами, то можно предположить, что какая-то часть готов была в числе варварских племен, осуществлявших натиск на границы империи в начале III в. (Буданова, с. 77-78).

       В III в. н. э. история готов тесно связана с историей Римской империи, с их участием в походах, как против империи, так и на ее стороне. Вестготы уже с конца 30-х гг начинают вторгаться в пределы империи, являясь федератами.

       Одним из первых вторжений готов в правобережный  провинции Дуная может являться «скифская война» (232 – 238). Но свидетельств об участии готов в этой войне  очень мало и, они столь скудны, что мы можем понять, из сообщения  Дексиппа, только то, что готы могли принимать участите в войне лишь на завершающем этапе в 238 г. Из сообщения Петр Патрикия: «..народ карпы, завидуя, что готы получали ежегодно дань от римлян дань, отправили послов к Тулию Менофилу (наместнику Нижней Мёзии – В. Буданова) и с дерзостью требовали денег», ссылаясь на то, что они якобы храбрее готов (Буданова, с. 83) – мы узнаем о попытке со стороны империи вызвать враждебные отношения между карпами и готами (Буданова, с. 84). Это имеет смысл только в случае, если карпы и готы – соседствующие племена во время их вторжений в империю. Следовательно, можно считать, что в «скифской» войне 232-238 гг. участвовали придунайские готы, т. е. вестготы.

       О следующем походе готов в 244 – 249 гг. сообщает Иордан (Иордан, 90-93). Он считает, что этот поход был основан королем готов Остроготой (218–250) во времена правления римского императора Филиппа (244–249). Когда готы лишились своей стипендии, являясь федератами римского государства, они «из друзей стали врагами». Острогота со своим племенем перешел Дунай и опустошил Мезию и Фракию. На подавление восстания был направлен Филиппом сенатор Деций. Не сумев подавить восстание, Деций отпустил своих войнов со службы, заставив их вести частную жизнь, якобы за то, что по их вине готы перешли Дунай. Возмущенные такой несправедливостью войны, изгнанные за свои труды со службы, обратились за помощью к Остроготе, вступив в ряды его войска. Острогота начал войну, имея 300 тыс. своих воинов и союзников в лице тайфалов, вандалов-астрингов и 3 тыс. карпов. Они перешли вброд Дунай, опустошили Мезию и подступили к главному городу в Нижней Мёзии – Макрианополю (к юго-западу от нын. Варны). Готы долго осаждали город, но, получив выкуп, отошли от него и вернулись домой. По возвращению на них напали гепиды, побуждаемые завистью, во главе со своим королем Фастидой. Войска Фастиды и Остроготы сходятся в сражении у города Гальтис. К ночи гепиды ослабели, и сражение прекратилось. Фастида с позором отступает. Победителями готы возвращаются к себе и мирно живут до смерти Остроготы в 250 г.

       В 251 г. начинается поход под предводительством  готского короля Книвы. Иордан сообщает, что перед началом похода Книва  разделил войско на две части (Иордан, 101). Многих он отправил на разорение  Мезии, так как она была лишена защитников из-за пренебрежения империи. «Сам же он с 70 тысячаси пошел к Евсции, иначе – к Новам» (Иордан, 101).

       Книва появился около города Новы (ныне Свиштов), на правом берегу Дуная, затем он двинулся к Никополю. Избегая встречи с  императором Децием (249–251), Книва отошел к югу, перешел Гемм (Балканы) и приблизился к Филипполю. Вслед за Книвой перешел Гемм и Деций и оказался близ города Берои (ныне Стара-Загора). Здесь на римскую армию напал Книва и совершенно разбил ее. Деций отступил, перейдя Гемм, в Мезию, а Книва после длительной осады ворвался в Филипполь (Буданова, С.  89).

       50-е  и 60-е года III в. были временем морских грабительских походов остроготов (походы 255–256, 257, 264 и 257 гг.). У Иордана встречаются три имени остроготских предводителей, возглавлявших пиратские набеги на малоазийские города из Северного Причерноморья. Это Респа, Ведук и Тарвар (Иордан, 107). Так же готы участвуют в походах 258, 262, 263 и 266 гг. в составе коалиции варварских племен.

       При королях Ариархе и Аорихе готы заключили союз с византийским императором Констанином и привели ему 40 тысяч войнов для борьбы с разными племенами. После кончины Ариархе и Аориха, к власти приходит Геберих.

       Геберих начал войну с вандалами, «недолго сражались они с равным успехом, но скоро король вандалов Визимар с большей частью своего племени был уничтожен» (Иордан, 114).

       В IV в. на территории Восточной Европы существовала обширная держава Эрманариха (Германариха). Основателем их могущества был Германарих, происходивший из царского рода Амалов, когда-то владевшего всеми готами. Будучи конунгом одного племени, он соединил под своей властью соседние финские и славянские племена. По Иордану, владения Германриха простирались от Тиссы до Волги и устьев Дона, от Черного моря до Балтийского или даже до Белого. Ему было более ста лет, когда появились гунны и бросились на богатые владения остроготов. Он храбро повел войска против гуннов, но был разбит два раза. Не желая пережить своего стыда, Германарих закололся (373 г.). Его преемник Винитар отчаянно сражался с гуннами, но был разбит и пал на поле битвы. Алатей и Сафрах отступили, с уцелевшими остготами и маленьким сыном Винитара, к Днестру, под прикрытие лагеря вестготов; остальные покорились гуннам, которые оставили их жить на прежних местах. Многие остготские военачальники и даже потомки Амалов встречаются потом среди полководцев Аттилы, который совершал свои походы вместе с остроготами. При Феодосии часть остроготов была поселена в Лидии и Фригии.  

 

        § 2. Вестготы во второй половине IV – до середины V вв.

       Первым, несомненно, самостоятельным князем вестготов является Атанарих (366 - 381). Его власть простиралась, однако, не на весь вестготский народ, а только на большую часть его. Остальная же часть признавала власть другого князя, Фритигерна. Исидор Севильский сообщает нам о соперничестве двух борцов за власть: «на тринадцатом году императора Валента, Готы в Истрии разделились между Атанарихом и Фритигерном, устроив взаимную резню» (Исидор Севильский, 7). Атанарих ведет трехлетнюю борьбу с Римской империей (366 - 369), окончившуюся выгодным для вестготов миром.

       Когда около 376 г. гунны, победив остготов, напали и на западных их соседей, то один только Атанарих сделал попытку  сопротивления, укрепившись на правом берегу Днестра. Не будучи в состоянии противостоять врагам, он, тем не менее, не подчинился им, а удалился со всем своим народом в горы Трансильвании и занял Семиградскую область.

       Конец 370-х годов ознаменовался наступлением наиболее тяжёлых времён для Римской империи. Весь Балканский полуостров страдал от чудовищного восстания готов, которые за три года до этого попросили убежища у римских властей, когда в их земли вторглись гунны.

       После многих неудачных попыток подавления этого восстания, неожиданного успеха добился в 378 г. полководец Себастиан, в том же году прибывший туда из Италии по просьбе восточно-римского императора Валента, на чьей территории разгорелось восстание. Разбитые Себастианом готы во главе с Фритигерном отступили и расположились лагерем посреди огромной равнины, где чувствовали себя в безопасности.

       В 378 г. развязались руки и у западно-римского 18-летнего императора Грациана, племянника Валента. Он смог справиться со вторжением через Рейн алеманнского племени лентиензов. Победа Себастиана вдохновила его на новые ратные подвиги. До того Грациан побаивался выступать походом против готов, которые казались совершенно непобедимыми. В то же время, победив готов, он мог одержать и моральную победу над своим дядей, доказав, что по наследству может претендовать на звание старшего императора, которым обладал его отец – Валентиниан.

       Вскоре  Грациан с большой армией отправился в долгий переход по Дунаю, к зоне, оккупированной готами. По дороге в  его армии началась страшная эпидемия болотной лихорадки. Вдобавок армия подверглась неожиданному нападению конницы потомков причерноморских скифов – аланов, которых гунны, так же как и готов, вытеснили из причерноморских степей.

Информация о работе Историческая миссия готов