Художественная культура России во второй половине 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть новые тенденции в художественной культуре России второй половины XIX века и определить, какой вклад она внесла в мировой искусство.
Данная цель предопределила задачи этой работы:
Исследовать новые направления в архитектуре и скульптуре.
Изучить новые течения в живописи.
Проследить развитие театра и музыки во второй половине XIX века.
Определить мировое значение художественной культуры России второй половины XIX века.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Архитектура и скульптура……………………………………………………..9
2 Живопись………………………………………………………………………23
3 Театр и музыка………………………………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………49

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 98.77 Кб (Скачать)

С 40-х гг. под влиянием славянофилов распространилась идея использования в архитектуре искусства Древней Руси. В церковном строительстве возник русско-византийский стиль, поддержанный в высших сферах, поскольку он пропагандировал идею преемственности России от Византии. Основатель стиля, крупный архитектор К. А. Тон был автором проекта храма Христа Спасителя, строившегося с 1837 по 1883 г. К. А. Тон первым применил многие передовые конструктивные решения, которое нашли широкое распространение. В 60 - 70-х гг. шли поиски русского национального стиля, основанные на изучении подлинных памятников древнерусского зодчества, деревянной архитектуры Севера. Наиболее крупным представителем этого направления был архитектор И. П. Ропет. Этот новый, более демократический вариант «русского» стиля, отличался обильным декорированием зданий узорами резьбы по дереву, русских народных вышивок. Ропет возводил деревянное здание Русского отдела на Всемирной Парижской выставке 1878 г. Наиболее значительными постройками этого стиля были здания Исторического музея в Москве, Верхние торговые ряды, здание Городской думы.

В церковном строительстве 80 - 90-х гг. это направление нашло отражение в подражании стилю церквей XVII века, вытеснив русско-византийский стиль. Наиболее типичной постройкой этого направления является храм Спаса на крови в Петербурге (построенный архитектором А.  А. Парландом на месте убийства Александра II). В постройке жилых домов Петербурга, Москвы, других крупных городов в это время господствует эклектический ренессансо-барочный стиль, который импонировал заказчикам помпезностью, разнообразием отделки, богатством форм. Достоинством этого направления застывших стилеобразующих систем, что давало возможность легко приспособляться к возросшим размерам домов, к большим и разным по конфигурации оконным проемам. Одним из образцов такого стиля был большой жилой дом Страхового общества в Петербурге архитектора Л. Н. Бенуа.

Во второй половине XIX века продолжает развиваться русская национальная музыкальная школа, основателем который был М. И. Глинка. Именно во второй половине XIX века русская музыка завоевала широкое признание и приобрела мировую известность.

Продолжая традиции М. И. Глинки, русские композиторы утвердили, обогатили и творчески развили народные песенные основы в русской музыке.

Прежде всего эти традиции развивали композиторы «Могучей кучки»: М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, объединенные в начале 60-х гг. в кружке композитора М. А. Балакирева. Все творчество «Могучей кучки» пронизано горячей любовью к народу, верой в его силы. Они собирали и обрабатывали русские народные песни. Когда первые произведения этой группы композиторов зазвучали в концертных залах, знаменитый русский критик В. В. Стасов написал: «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». С тех пор кружок стали называть «Могучей кучкой».

По примеру Глинки композиторы  использовали народную песню и в  симфонических, и в оперных произведениях. Они также брали сюжеты в русской литературе. Драма Пушкина «Борис Годунов» легла в основу оперы Мусорского, Бородин создал оперу «Князь Игорь» по мотивам «Слова о полку Игореве», Римский-Корсаков создал оперы «Майская ночь» и «Ночь перед рождеством» по Гоголю, а Мусоргский по повести Гоголя написал комическую оперу «Сорочинская ярмарка».

В 60 - 70-е гг. музыка не только достигла расцвета, но и вышла за пределы салонов на публичную сцену. Вместе с композиторами «Могучей кучки» этому способствовали близко примыкавший к ним П. И. Чайковский, братья Рубинштейны, А. Н. Серов, В. В. Стасов. Организуется Русское музыкальное общество (РМО) сначала в Петербурге и в Москве. В 1862 г. композиторы «Могучей кучки» создали Бесплатную музыкальную школу, при которой организовали хор и симфонический оркестр из любителей.

Чайковский пишет оперы по произведениям Пушкина «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», оперу «Черевички» (по Гоголю), «Чародейка». В 1876 г. он создал балет «Лебединое озеро», в 1889г. – «Спящую красавицу», в 1892г. – «Щелкунчика». Композиторы «Могучей кучки» и П. И. Чайковский создали шедевры симфонической музыки, написали много романсов, других музыкальных произведений. Они вошли в плеяду русской и мировой музыкальной классики.

Блестящие успехи русской  исполнительной школы стали достижением мировой музыкальной  культуры.  Европейские  страны   и   далекая   Америка   смогли ознакомиться  с  мастерством  выдающихся  русских  музыкантов  и  с  лучшими произведениями русских композиторов. Множество концертных поездок за границу совершил  Рубинштейн,  завоевав мировую славу величайшего пианиста.  Начиная  с  40-х  годов,  он  регулярно гастролировал по городам Западной Европы. Большим  успехом  пользовалось  концертирование  замечательной русской пианистки  А.Н.  Есиповой,  выступавшей  в  Австралии,  Германии,   Франции, Венгрии, Бельгии, Англии.

Вторая половина XIX века стала переломной и для русского театра. Впервые большое место в его репертуаре заняли пьесы отечественных авторов, и в первую очередь великого русского драматурга А. Н. Островского. Это была эпоха Островского: почти три десятилетия ежегодно ставились его новые пьесы. В них Островский, по его собственным словам, придерживался обличительного «нравственно-общественного направления». В цикле сатирической комедии «Лес», «Волки и овцы» и другие точно и ярко показаны типы и старых купцов-толстосумов, и новых дельцов-хапуг. В драме «Гроза» передана тягостная, давящая атмосфера «темного царства». Другой цикл составляют драмы и комедии о трагических судьбах одаренных, честных, эмоциональных людей в мир торгашества, обмана, лицемеря («Бесприданница», «Последняя жертва», «Таланты и поклонники»). Островский способствовал созданию новой школы в драматургии среди актеров.

Крупным драматургом этого периода был А. В. Сухово-Кобылин. В трилогии «Свадьбы Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина» содержится обличение всей бюрократической  системы самодержавия от писаря до министра, продажности суда, произвола полиции и полное бесправие честных граждан.

Главными драматическими театрами оставались Малый театр в Москве и Александрийский в Петербурге, но возникло уже большое число провинциальных театров. Резкое увеличение числа зрителей привело к демократизации театров и к созданию новых «клубных театров», где уровень постановок и профессионализма актеров был гораздо ниже, но играли они с большой охотой и нашли своего зрителя в демократической интеллигенции.

На сцене Малого театра в Москве выступали выдающиеся актеры: П. М. Садовский, М. Н. Ермолова, А. П. Ленский, О. О. Садовская, Г. Н. Федотова, С. В. Шумский, И. В. Самарин и другие. Их игра отличалась высоким мастерством, искренним выражением чувств. В Петербурге, несмотря на давление со стороны дирекции императорских театров и скепсиса публики «высшего света», также происходила демократизация Александрийского театра, где играли блестящие актеры М. Г. Савина, П. А. Стрепетова, К. А. Варламов и др.

Вторая половина века была временем широкого распространения  театрального искусства на провинциальной сцене. Популярными труппами славились театры в Киеве, Одессе, Риге, Ростове-на-Дону, Харькове, Саратове, Самаре, Казани, Екатеринбурге, Иркутске и других городах.

В театрах ставились не только пьесы Островского, Сухово-Кобылина, Тургенева, Грибоедова, Шекспира, Шиллера, Бомарше, но и мелодрамы, водевили, ремесленные пьесы, иностранных и отечественных авторов.

В Большом театре в Москве и в Мариинском в Петербурге среди заполонивших сцену иностранных, преимущественно итальянских, опер все большее место занимать оперы Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, Серова и других русских композиторов.

Таково было развитие художественной культуры второй половины XIX века. Этот период истории подарил нам много талантливых архитекторов и скульпторов, художников, музыкантов, актеров. Их имена стали известны на весь мир. Благодаря им, культура России ступила на новую ступень своего развития.

 

Список литературы

  1. Аркин,  Д.Е.  Образы архитектуры и образы скульптуры / Д. Е. Аркин. – М.: Искусство, 1990. – 399 с.
  2. Асафьев, Б.В. Русская живопись: Мысли и думы / Б.В. Асафьев. – М.: Искусство, 1966. – 310 с.
  3. Асафьев, Б.В. Русская музыка XIX – начала XX века / Б.В. Асафьев. – Л.: Просвещение, 1979. – 456 с.
  4. Бенуа, А.Н. История русской живописи в XIX веке / А.Н. Бенуа. – М.: Искусство, 1995. – 526 с.
  5. Борисова, Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века / Е. А. Борисова. – М.: Наука, 1979. – 319 с.
  6. Кеменов, В.С. В.И. Суриков: историческая живопись: 1870–1890 / В. С. Кеменов. – М.: Искусство, 1987. – 234 с.
  7. Кириченко, Е.И. Архитектурные теории XIX века в России / Е.И. Кириченко. – М.: Наука, 1986. – 398 с.
  8. Кириченко, Е.И.  Михаил Быковский /  Е. И. Кириченко. – М.: Стройиздат, 1988. – 256 с.
  9. Кириченко, Е.И. Русский стиль: Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве ХVIII - начала ХХ века / Е. И. Кириченко. – М.: Галарт, 1997. – 430 с.
  10. Кузнецова, Э.В.  М. М. Антокольский. Жизнь и творчество / Э. В. Кузнецова. – М.: Искусство, 1989. – 310 с.
  11. Николаева, Т.И.  Виктор Шретер. Иероним Китнер / Т. И. Николаева. – М.: Коло, 2007. – 400 с.
  12. Петровская, И.Ф. Театр и зритель в провинциальной России: вторая половина XIX века / И.Ф. Петровская. – М.: Наука, 1979. – 332 с.
  13. Рогинская, В.Ф. Товарищество передвижных выставок. Исторические очерки / В. Ф. Рогинская. – М.: Искусство, 1989. – 218 с.
  14. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века. В 2 Т. Т. 1. / М.: Искусство, 1962. – 690 с.
  15. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века. В 2 Т. Т. 2. / М.: Искусство, 1971. – 565 с.
  16. Стасов, В.В. Избранные сочинения. В 3 Т. Т.2: Живопись. Скульптура. Музыка / В. В. Стасов  – М.: Искусство, 1952. – 775 с.
  17. Стернин, Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX – начала XX века / Г. Ю. Стернин. – М.: Искусство, 1984. – 295 с.
  18. Терновец, Б.Н.  Русские скульпторы / под ред.  П. П. Муратова. – М.: Госиздат, 1924. – 48 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Борисова, Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. – М., 1979. – С. 71 – 75.

2 Кириченко, Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. – М., 1986. – С. 15.

3 Кириченко, Е. И.  Михаил Быковский. – М., 1988.

4 Николаева, Т. И.  Виктор Шретер. Иероним Китнер. – М., 2007. – С. 20 – 22.

5 Кириченко, Е. И. Русский стиль: Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве ХVIII - начала ХХ века.  – М., 1997.  – С. 231.

6 Кириченко, Е. И. Русский стиль: Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве ХVIII - начала ХХ века.  – М., 1997.  – С. 341.

7 Стасов, В. В. Избранные сочинения: В 3 Т. Т.2: Живопись. Скульптура. Музыка. – М., 1952. – С. 256.

8 Терновец, Б. Н.  Русские скульпторы. – М., 1924. – С. 24 – 26.

9 Аркин,  Д. Е.  Образы архитектуры и образы скульптуры. – М., 1990. – С. 123.

10 Кузнецова, Э. В.  М. М. Антокольский. Жизнь и творчество. – М., 1989. – С. 52 – 54. 

11 Стасов, В.В. Избранные сочинения. В 3 Т. Т.2: Живопись. Скульптура. Музыка. – М., 1952. – С. 303.

12 Кузнецова, Э. В. М. М. Антокольский. Жизнь и творчество. – М.,  1989. – С. 75 – 79.

13Аркин,  Д. Е.  Образы архитектуры и образы скульптуры. – М., 1990. – С.200.

14 Асафьев, Б. В.  Русская живопись. Мысли и думы. – М., 2004. – С. 27.

15 Рогинская, Ф. С.  Товарищество передвижных выставок. Исторические очерки. – М., 1989. – С. 33.

16 Рогинская, Ф. С.  Товарищество передвижных выставок. Исторические очерки. – М., 1989. – С. 97 -102.

17 Бенуа, А. Н.  История русской живописи в XIX веке. – М., 1995. – С. 198 -201.

18 Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века. В 2 Т. Т. 1. – М., 1962. – С. 641 – 669.

19 Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века. В 2 Т. Т. 2. – М., 1962. – С. 3 – 55.

20 Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века. В 2 Т. Т. 2.  – М., 1962. – С. 103 – 143.

21 Асафьев, Б. В.  Русская музыка XIX и начала ХХ века. – Л., 1979. – С. 128.

22 Стасов, В.В. Избранные сочинения. В 3 Т. Т.2: Живопись. Скульптура. Музыка. – М., 1952. – С. 505.

23 Стасов, В.В.Избранные сочинения. В 3 Т. Т.2: Живопись. Скульптура. Музыка. – М., 1952. – С. 528.

 

 


Информация о работе Художественная культура России во второй половине 19 века