Художественная культура России во второй половине 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть новые тенденции в художественной культуре России второй половины XIX века и определить, какой вклад она внесла в мировой искусство.
Данная цель предопределила задачи этой работы:
Исследовать новые направления в архитектуре и скульптуре.
Изучить новые течения в живописи.
Проследить развитие театра и музыки во второй половине XIX века.
Определить мировое значение художественной культуры России второй половины XIX века.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Архитектура и скульптура……………………………………………………..9
2 Живопись………………………………………………………………………23
3 Театр и музыка………………………………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………49

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 98.77 Кб (Скачать)

Постановки драм Шиллера, Шекспира, Лопе де Вега, Гюго с участием величайшей трагической актрисы Марии Николаевны Ермоловой стали событиями в театральной жизни Москвы. В этих спектаклях зритель видел утверждение героических идей, прославление гражданского подвига, призыв к борьбе с произволом и насилием.

Труппа Малого театра в конце XIX века была необыкновенно богата талантливейшими актерами. Они явились замечательными продолжателями славных традиций Малого театра, его искусства глубокой жизненной правды, хранителями заветов Щепкина, Мочалова, Садовского.

Александрийский театр в  Петербурге в первые десятилетия второй половины XIX века переживает наиболее трудный период своей истории. Большое влияние на судьбу театра всегда оказывала его близость к царскому двору.

Дирекция императорских  театров с нескрываемым пренебрежением относилась к русской драматической  труппе. Явное предпочтение отдавали иностранным актерам и балету. Искусство актеров Александрийского театра развивается в основном в  направлении совершенствования  внешних приемов выражения. Величайшим мастером перевоплощения, виртуозно  владевшим техникой актерского искусства, был Василий Васильевич Самойлов (1813-1887), создававший жизненно достоверные, сценически эффектные образы.

Творчество талантливейшего  актера-гуманиста Александра Евстафьевича Мартынова (1816-1860), создателя целого ряда образов «маленьких людей», защищавшего их право на счастье, было исключением для Александрийского театра тех лет. Он играл Подколесина в «Женитьбе» и Хлестакова в «Ревизоре» Гоголя, Мошкина в «Холостяке» Тургенева, много ролей из репертуара Островского. Одним из высочайших достижений артиста был образ Тихона в «Грозе» Островского. Мартынов был одинок в театре, ранняя смерть унесла его в расцвете творческих сил.

Политическая реакция 80-90-х  годов особенно остро сказалась  на судьбе Александрийского театра. Засилье  бюрократов в руководстве театра пагубно влияло на его репертуар, делало театр далеким от прогрессивного общественного движения. И все же в эти годы Александрийский театр был значительным явлением в художественной жизни России. Своей славой он обязан замечательным актерам, пришедшим в труппу театра в 70-80-х годах. Мария Гавриловна Савина (1854-1915) - великолепная актриса, обладавшая тонкостью, изысканностью мастерства, умением предельно сжато дать исчерпывающую характеристику образа. Владимир Николаевич Давыдов (1849-1925) с неповторимым мастерством воплотил на сцене образы Фамусова, Городничего, Расплюева, многих героев Островского. Константин Александрович Варламов (1849-1915) - актер могучего, стихийного дарования, создатель незабываемых образов в пьесах Гоголя, Островского, русской и зарубежной классики.

В творчестве Савиной, Давыдова, замечательного актера, режиссера и  теоретика сценического искусства  Ленского намечается стремление к изображению  сложных психологических переживаний  человека, созданию глубоких характеров. 90-е годы выдвинули перед театром  новые художественные задачи. Творчество этих актеров прокладывало дорогу для  их решения, открывало путь театру будущего.

Вторая половина XIX века - время могучего расцвета русской музыки, как и всего русского искусства. Резкое обострение социальных противоречий приводит в начале 60-х годов к большому общественному подъёму. Передовые деятели русской культуры вели борьбу за простоту и доступность искусства, в произведениях стремились правдиво отразить жизнь обездоленного народа.

Немалые изменения произошли в музыкальной жизни. Камерная и симфоническая музыка вышла за пределы аристократических салонов, где она ранее звучала, и стала достоянием более широкого круга слушателей. Большое значение в этом сыграла организация в 1859 году в Петербурге и год спустя в Москве Русского музыкального общества (РМО).

Много сил и энергии  отдал организации РМО замечательный  русский пианист Антон Григорьевич  Рубинштейн. Русское музыкальное  общество ставило своей целью  «сделать хорошую музыку доступной  большим массам публики». В концертах, которые устраивало РМО, получили возможность  выступать русские артисты.21

В 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. Её директором стал А.Г.Рубинштейн. А  в 1866 году состоялось открытие Московской консерватории, которую возглавил  брат Антона Григорьевича - Николай  Григорьевич Рубинштейн, также высокообразованный музыкант, прекрасный пианист, дирижер  и хороший педагог. Долгие годы он руководил Московской консерваторией, был другом Чайковского и других передовых музыкантов, артистов и  писателей Москвы.

Открытие консерваторий  в Петербурге и Москве уже через  несколько лет принесло свои плоды. Первые же выпуски дали русскому искусству  замечательных музыкантов, ставших  гордостью и славой России. Среди  них был и Чайковский, окончивший Петербургскую консерваторию в 1865 году.

Учебным заведением массово-просветительного характера была Бесплатная музыкальная школа, открытая в 1862 году по инициативе Милия Алексеевича Балакирева. Целью её было дать рядовому любителю музыки основные музыкально-теоретические сведения и навыки хорового пения, а также игры на оркестровых инструментах. Таким образом, в 60-е годы в России впервые возникают учебные музыкальные заведения с различной направленностью.

В музыкальном творчестве 60-х годов ведущее место заняли Чайковский и группа композиторов, вошедших в состав балакиревского кружка. Речь идет о «Новой русской школе», или, как её назвал однажды в своей статье Стасов, «Могучей кучке»: «… сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов», - писал он по поводу одного из концертов под управлением Балакирева.22

В «Могучую кучку», кроме  Балакирева, вошли Кюи, Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков. Балакирев  стремился направить деятельность молодых композиторов по пути национального  развития русской музыки, помогая  им практически овладеть основами композиторской техники. Сам отличный пианист и  композитор, он пользовался огромным авторитетом у своих молодых  друзей.

Композиторы «Могучей кучки» называли себя наследниками Глинки и  свою цель видели в продолжении его заветов, в развитии русской национальной музыки. Главным для них было воплощение в музыке жизни народа, воплощение правдивое, яркое, без прикрас и понятное массовому слушателю. Композиторы «Могучей кучки» придавали искусству огромное воспитательное значение, их девизом, как и всех передовых деятелей искусства в России, были слова Чернышевского: «Искусство есть средство для беседы с людьми».

Знакомясь с историей и  бытом русского народа, композиторы  «Могучей кучки» (кроме Кюи) с большой  любовью бережно собирали и изучали  русские народные песни. Народная песня  получила в их произведениях широкое  и многостороннее претворение.23

В своем музыкальном творчестве композиторы «Могучей кучки» стремились опираться на мелодический склад  русской и отчасти украинской песни. Подобно Глинке они горячо увлекались и музыкой восточных  народов, в особенности Кавказа  и Средней Азии. Живо интересовался  народной песней и Чайковский. Но в  отличие от композиторов балакиревского кружка, он чаще обращался к современной ему городской народной песне, к характерным интонациям бытового романса.

Развитие русской музыки протекало в 60-е и 70-е годы в  неустанной борьбе с консервативными  критиками и бюрократами-чиновниками, отдававшими предпочтение иностранным  исполнителям-гастролёрам и модным операм зарубежных авторов, что учиняло  непреодолимые препятствия постановкам  русских опер. По словам Чайковского, русскому искусству «не оставалось для приюта ни места, ни времени».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Вторая половина XIX века стала важным этапом в развитии русского изобразительного искусства. Этот период часто характеризуют как «расцвет русского искусства». Оно стало подлинно великим, активно вторгаясь в жизнь и отражая ее, или решая проблемы, поставленные временем.

Началом перелома в живописи послужили выставки в Академии художеств  в 1860 и 1861 гг., и прежде всего картины В.Г. Перова «Приезд станового на следствие», «Сельский крестный ход на Пасхе» и другие. По поводу выставки 1861 г. крупный художественный критик В.В. Стасов писал: «Наше искусство, наконец, принялось за свои сюжеты, за свое содержание, за свои задачи... перемена очень чувствительна: в ней нельзя сомневаться, ею теперь повеяло сильно».

В 1863 г. в стенах Академии художеств произошел знаменитый «бунт четырнадцати». В 1870 г. в Петербурге было создано Товарищество передвижных художественных выставок на кооперативных началах. Товарищество организовало выставки в Петербурге и в Москве, после чего они показывались в Киеве, Одессе, Риге, Казани, Кишиневе и других городах. Товарищество превратилось в центр художественной жизни России, значительно потеснив Академию художеств. Товарищество многим было обязано критику В.В. Стасову и П.М. Третьякову. Большое значение для Товарищества и для развития русского искусства имела собирательная деятельность П.М. Третьякова, создавшего одну из лучших в мире по своему богатству и значению национальных галерей. Третьяков сделал свою галерею картин публичной. В 1892 г. она была передана в дар Москве. К этому времени галерея П. М. Третьякова насчитывала около 2 тыс. картин. Торжественное открытие галереи состоялось 16 мая 1893 года.

Расцвет передвижных выставок приходился на 70 - 80-е гг. XIX века. Всего было устроено 48 выставок. Искусство передвижников развивало критический реализм. С демократических позиций оно правдиво изображало жизнь, прославляло величие народа.

Ведущее место в исторической живописи занимали картины одного из самых крупных художников XIX века В. И. Сурикова, который внес огромный вклад в ее развитие. Он глубоко изучал историю, жизнь и быт русского народа. В его картинах изображены важнейшие исторические события. В его картине «Богатыри» символически показаны сила и мощь русского народа, его мужество и готовность дать отпор.

Социальные мотивы в живописи нашли отражения в картинах В. Г. Перова «Проводы покойника», «Тройка», «Чаепитие в Мытищах».

Получил дальнейшее развитие жанр психологического портрета. Глубокий психологизм, удивительное умение передать характер, внутренний мир, высокая техника  отличали портреты работы И.Н. Крамского (Толстого, Третьякова, Салтыкова-Щедрина). Прекрасные портреты писали также И. Е. Репин (Мусоргского, Толстого), В. Г. Перов (Островского, Даля, Достоевского). Глубокий психологизм, т.е. умение показать характер человека во всей его сложности и многоплановости и одновременно строгая простота, почти аскетизм средств выражения отличали портретное изображение у передвижников.

Ко второй половине XIX века относится расцвет пейзажной живописи, Картины Шишкина, Левитана, Куинджи, Саврасова относятся к числу шедевров мировой живописи. Алексей Кондратьевич Саврасов любил в природе простое и скромное, но отмеченное печатью лирической задушевности. Его знаменитая картина «Грачи прилетели» поражает соединением «обыкновенности" мотива с редкостной поэтичностью его истолкования.

В картинах Ивана Ивановича Шишкина «Лесные дали», «Корабельная роща», «Рожь» запечатлены красота и мощь русского леса, захватывающий размах необозримых российских просторов. Его картины утверждают величие и неповторимую прелесть русской природы.

Лучшие традиции пейзажной  живописи передвижников были обобщены и развиты в творчестве выдающегося  художника Исаака Ильича Левитана. В его полотнах «Вечер. Золотой лес», «Вечерний звон», «Март» и многих других передается все красочное богатство русского пейзажа.

Развитие русской скульптуры второй половины XIX века протекало в более сложных и менее благоприятных условиях, чем развитие живописи. Потребность в монументально-декоративной скульптуре уменьшилась, поскольку в основном велось строительство доходных жилых домов вместо пышных дворцов. В это время было воздвигнуто лишь небольшое количество достойных памятников. В первую очередь необходимо отметить работу Александра Михайловича Опекушина, автора памятника А. С. Пушкину в Москве, являющегося неотъемлемой частью архитектурного ансамбля города.

Наиболее талантливым скульптором второй половины XIX века был Марк Матвеевич Антокольский. Скульптора особенно волновали социально-этические проблемы. Его конкретно-исторические образы: Иван Грозный, Ермак, Петр I и мифологический Мефистофель олицетворяют идеи борьбы двух начал в человеке - добра и зла.

Значительные изменения  претерпевает в этот период архитектура. Никогда прежде страна не знала такого размаха строительства домов различного типа: зданий крупных фирм, банков, гостиниц, вокзалов, магазинов, фабрик и заводов. Центры крупных городов быстро застраиваются. Рост цен на землю приводит к тому, что здания возводятся в 4-7 этажей, вплотную к друг другу, улицы превращаются в коридоры. Идет наступление на площади и парки. В Москве уничтожили ансамбль Театральной площади, в Петербурге в 70 - 80-е гг. возвели здание на территории Адмиралтейства, закрыв вид на него со стороны Невы, застроили прекрасную площадь между зданиями университета и Биржи.

Новые заказчики требовали  внешнего украшательства, и поэтому  преобладающим в архитектуре  стало смешение разных стилей прошлого. Использование разных стилей характерно для выдающегося архитектора В. А. Шретера. Шретер произвел пристройку к зданию Мариинского театра, перепроектировав главный фасад его, был автором проекта вокзала в Одессе, театров в Нижнем Новгороде, Иркутске.

Информация о работе Художественная культура России во второй половине 19 века