Художественная культура России во второй половине 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть новые тенденции в художественной культуре России второй половины XIX века и определить, какой вклад она внесла в мировой искусство.
Данная цель предопределила задачи этой работы:
Исследовать новые направления в архитектуре и скульптуре.
Изучить новые течения в живописи.
Проследить развитие театра и музыки во второй половине XIX века.
Определить мировое значение художественной культуры России второй половины XIX века.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Архитектура и скульптура……………………………………………………..9
2 Живопись………………………………………………………………………23
3 Театр и музыка………………………………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………49

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 98.77 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Архитектура и скульптура……………………………………………………..9

2 Живопись………………………………………………………………………23

3  Театр и музыка………………………………………………………………...34

Заключение……………………………………………………………………….41

Список литературы………………………………………………………………49

 

Введение

Культура – важнейшая  составная часть общественной жизни. Как всякое историческое явление,  она отражает изменения, которые  происходят в обществе. Это изменения  в социальных отношениях, идейных  взглядах, эстетических представлениях и нравственных понятиях.

Прогресс культуры России во второй половине XIX века был связан с общественно-демократическим подъемом в стране, отменой крепостного права, проведение либеральных реформ 60 – 70-х годов и др.

Новые условия жизни предъявляли  более высокие требования к культурному  уровню людей. Возникала необходимость  не только в элементарной грамотности, но и в более серьезных общеобразовательных, а часто и профессиональных знаниях. Необходимой общественной потребностью стало развитие народного образования  и создание новых высших учебных  заведений, системы технической  школы, различных культурно-просветительских учреждений и т.п.

Наряду с учебными заведениями  на периферии открывались художественные выставки, краеведческие музеи. В 60-е  годы в провинции читался журнал «Современник» со статьями Н. Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, журнал «Русское слово» Д. И. Писарева и Г. Е. Благосветова. В   70 – 90-е читались журналы «Отечественные записки», «Русское богатство», «Вестник Европы». 

Художественная, философская, естественнонаучная литература расширяла  читательский кругозор и формировала  взгляды. Молодежь увлекалась Н. А. Некрасовым, М. Е. Салтыковым-Щедриным и особенно     И. С. Тургеневым.

Центром культурной жизни  провинции становятся театры. Они  были более доступным, чем литература, средством просвещения. При этом постоянные русские театры возникали не только в центральном районе, но и в западном (Ковно, Гродно, Вильно) и юго-восточном (Тифлис, Владикавказ).

Конец XIX века принес новые изменения в русскую жизнь. Промышленный подъем 90-х годов, появление новых индустриальных центров и крупных капиталистических монополий, рост крупных городов и транспортной сети – все это оказало большое влияние на социальную структуру страны, ее общественный быт и культуру.

Социальные изменения (с  одной стороны – «обуржуазивание» интеллигенции и дворянства, с другой – пополнение рядов интеллигенции выходцами из других сословий), происходившие в 80 – 90-х годах в России в значительной степени определяли характер культурного процесса. Сфера культурных интересов населения значительно расширилась.

Цель данной работы: рассмотреть  новые тенденции в художественной культуре России второй половины XIX века и определить, какой вклад она внесла в мировой искусство.

Данная цель предопределила задачи этой работы:

  1. Исследовать новые направления в архитектуре и скульптуре.
  2. Изучить новые течения в живописи.
  3. Проследить развитие театра и музыки во второй половине XIX века.
  4. Определить мировое значение художественной культуры России второй половины XIX века.

Период эклектики, или  историзма, исследуется в качестве особого художественного феномена, присущего лишь этому столетию. Рассмотрение архитектуры эклектики как самостоятельного, чрезвычайно важного этапа в  развитии русской архитектуры, как  одного из неотъемлемых звеньев русской  художественной культуры и одной  из важных составляющих европейского зодчества позволяет глубже понять природу ее успехов и поражений, ее художественной противоречивости. В работе Е. А. Борисовой «Русская архитектура второй половины XIX века» сделана попытка подойти к архитектуре эклектики именно с таких позиций.

Книга «Образы архитектуры  и образы скульптуры» известного искусствоведа Д. Е. Аркина  посвящена шедеврам мирового и отечественного искусства. В ней есть и небольшие исследования, и своего рода архитектурные портреты, и страницы из путевого дневника. Эта работа состоит из ряда очерков, посвященных шедеврам мирового и отечественного искусства, а также отдельным ее мастерам. Темы очерков относятся к самым разным эпохам.

В книге Б. В. Асафьева «Русская живопись» автор увлекательно рассказывает о произведениях Репина, Сурикова, Серова, о своих живых впечатлениях от выставок  «Мира искусства», анализирует творчество Серова, Бенуа, Головина, Борисова-Мусатова, Сомова и других. Другая книга этого автора «Русская музыка XIX - начала XX века» представляет собой фундаментальное исследование русской музыкальной культуры, зарождения и развития основных жанров музыки.

Книга известного исследователя  искусства и художника А. Н. Бенуа «История русской живописи в XIX веке» раскрывает широкую панораму развития русской живописи в XIX столетии.

Автор книги «Суриков В.И. Историческая живопись 1870-1890»  В. С. Кеменов рассказывает о творческом пути Сурикова В.И.,  детально рассматривает исторические картины художника 1870-1880-х годов. Наибольшее внимание уделено трем полотнам живописца: «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове» и «Боярыня Морозова». Эти произведения анализируются с большой тщательностью, с широким привлечением исторического материала, фактов, связанных с эпохой, которой посвящены картины.

В работе Е. И. Кириченко «Архитектурные теории XIX века в России» охарактеризованы взгляды на архитектуру не только профессиональных зодчих, но и крупнейших русских литераторов, философов, мыслителей. Архитектурные теории в книге предстают как часть культурофилософских,  историсофских, культурологических, а подчас и социально-политических концепций, свойственных русской общественной мысли прошлого века. В другой работе этого автора «Русский стиль: Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве ХVIII - начала ХХ века» раскрываются особенности возникновения и исторического бытования такого своеобразного явления в отечественной культуре как русский стиль. Автор рассматривает историю русского стиля как историю жизни древнерусской и народной традиции в европеизированном искусстве новой России. Это история того, что и почему привлекает людей Нового времени в национальном прошлом, как это основанное на принципах национального средневековья искусство входит и живет в системе европейского искусства Нового времени. В книге «Михаил Быковский»  рассказывается о творчестве Михаила Доримедонтовича Быковского -  крупнейшего из московских архитекторов второй трети XIX века. Анализируется его роль в определении особенностей градостроительного развития Москвы середины XIX века, разработке и проектировании новых типов зданий (пассаж, биржа) и новаторском переосмыслении традиционных сооружений (усадьбы, жилые и общественные здания).

Книга Э. В. Кузнецовой «М. М. Антокольский. Жизнь и творчество» посвящена жизни и творчеству М.М.Антокольского - крупнейшего русского скульптора конца XIX в. Статуи и портретные бюсты, надгробные памятники, произведения прикладного искусства и рельефы, изображающие реальные бытовые сценки и события исторического прошлого, - таков диапазон творчества мастера, подробно рассматриваемый в книге. Рассказ о творческом пути Антокольского тесно увязан с описанием фактов его биографии, представленной на фоне художественной жизни России и ряда европейских стран.

В издании Т. И. Николаевой «Виктор Шретер. Иероним Китнер» рассматривается жизненный и творческий путь двух выдающихся архитекторов и общественных деятелей второй половины XIX - начала XX века В.А.Шретера (1839-1901) и И.С.Китнера (1839-1929). Новые данные и материалы, собранные автором в процессе работы над книгой, убедительно иллюстрируют вклад И.Китнера и В.Шретера в петербургскую архитектуру и градостроительство.

В книги И. Петровской «Театр и зритель провинциальной России. Вторая половина XIX века» изложены взгляды на роль и значение театра, описывается развитие театрального дела, основной контингент театральных зрителей, основные тенденции актерского искусства.

Книга  Ф. С. Рогинской  «Товарищество передвижных художественных выставок» посвящена деятельности Товарищества передвижных художественных выставок - объединения, возглавлявшего во второй половине XIX в. борьбу за развитие русского демократического искусства и оставившего яркий след в истории русской художественной культуры. Товарищество передвижных художественных выставок соединило в своих рядах крупнейших представителей реалистического направления в изобразительном искусстве - членами его были И. Крамской, Г. Мясоедов, А. Саврасов, И. Шишкин, И. Репин, В. Суриков и другие художники. Автор внимательно анализирует творческие поиски и достижения передвижников, особенно обстоятельно рассматривается их деятельность в период 1870 - 1880 гг.

В книгу «Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века» вошли очерки о жизни и творчестве выдающихся художников второй половины XIX века.

В издание «Избранных сочинений» В. В. Стасова включаются статьи, написанные и опубликованные Стасовым с середины сороковых годов XIX века до 1906 года. Данное издание не претендует на всесторонний охват творчества Стасова, однако оно поможет более полно ознакомится с наследием одного из замечательных представителей русской нации, выдающегося критика, искусствоведа и музыковеда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Архитектура и скульптура

Во второй половине XIX века архитектура и скульптура переживали кризис. В искусстве господствовал реализм, но применительно к архитектуре это слово едва ли что-нибудь означает, да и скульптура требует определённой условности и идеализации. Поэтому действительно смелых идей ни архитекторы, ни скульпторы предложить не смогли.

Проблемы у этих искусств были общие, но выход из кризиса они  искали разными путями. Архитекторы  попробовали обрести источник вдохновения  в исторических традициях, пытаясь  отобрать лучшее и на этой основе создать  оригинальный стиль. Однако на практике элементы разных стилей механически  смешивались в одном здании. Такое  нетворческое подражание прошлому называется эклектизмом. Он и преобладал в архитектуре  той поры.

Переход от классицизма к  эклектике начался еще в 1830-х годах. Именно тогда наступил перелом в развитии русской архитектуры.

С самого начала современники объективно оценивали сущность нового направления  как конгломерат  стилей. Однако, в отличие от сегодняшнего понимания, это явление «многостилья»  не рассматривался ими как отрицательное. Более того, именно эклектика в  их глазах противопоставлялась устойчивым канонам классицизма.

На стилеобразование в  архитектуре влияло множество разнообразных  социальных, экономических, технических  и материальных причин, но именно романтизм  дал первый толчок в направлении  изменений художественного мышления зодчих, определив характер их творческих поисков и новые эстетические критерии. Этот перелом, происшедший  в течение 1830-х годов, был органически  связан не только с общими тенденциями  в русском искусстве и культуре, но и с историческими условиями  в России того времени, а также  с искусством, культурой и архитектурой западноевропейских стран.

Эклектика как стиль имеет  свои четкие специфические проявления и достаточно сильно отличается от предшествующей архитектуры.

Первой особенностью эклектики  следует назвать рационализм, внимание к утилитарным аспектам, функциональным особенностям зданий и сооружений и  вытекающее отсюда стремление к экономичности. За внешней декоративностью стиля долгое время оставались незаметными его функциональные задачи, а вместе с тем эклектика - это стиль, которому впервые пришлось решать проблемы развития многоэтажного и многоквартирного жилищного строительства, обеспечения зданий сетями водопровода, канализации, а затем и электроснабжения, создания новых типов зданий и сооружений, связанных с промышленным и транспортным развитием городов.

Другая особенность эклектики  — ее историзм и связанная с этим тяга к разнообразию, использованию всего богатейшего арсенала приемов из истории архитектуры в собственных целях, а также гибкость эстетической концепции стиля. Отсюда вытекает одно из главных отличий эклектики от предшествующих этапов развития архитектуры, которое состоит в том, что внутри стиля мы можем выделить множество направлений - псевдорусский, псевдоготический, псевдовизантийский стиль, псевдобарокко, псевдоклассицизм и т.д. Каждый из этих подстилей обладает своим набором приемов, повторяющихся от памятника к памятнику, и в то же время соответствует общей концепции эклектики.

Третья особенность эклектики  - демократичность, ориентация на вкусы и потребности заказчика, которые приобретают приоритет над такими понятиями, как правила и каноны красоты. В этой связи важно принять во внимание бесконфликтность сосуществования эклектики с классицизмом и модерном. Таким образом, эклектика явилась стилем с наибольшим числом возможностей и, следовательно, стилем, наиболее способным приспосабливаться к существующим историческим условиям предшествующего развития и возникающим новым современным требованиям.1

Информация о работе Художественная культура России во второй половине 19 века