Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:13, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть новые тенденции в художественной культуре России второй половины XIX века и определить, какой вклад она внесла в мировой искусство.
Данная цель предопределила задачи этой работы:
Исследовать новые направления в архитектуре и скульптуре.
Изучить новые течения в живописи.
Проследить развитие театра и музыки во второй половине XIX века.
Определить мировое значение художественной культуры России второй половины XIX века.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Архитектура и скульптура……………………………………………………..9
2 Живопись………………………………………………………………………23
3 Театр и музыка………………………………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………49
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Архитектура и скульптура……………………………………………………
2 Живопись…………………………………………………………
3 Театр и музыка………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Культура – важнейшая составная часть общественной жизни. Как всякое историческое явление, она отражает изменения, которые происходят в обществе. Это изменения в социальных отношениях, идейных взглядах, эстетических представлениях и нравственных понятиях.
Прогресс культуры России во второй половине XIX века был связан с общественно-демократическим подъемом в стране, отменой крепостного права, проведение либеральных реформ 60 – 70-х годов и др.
Новые условия жизни предъявляли
более высокие требования к культурному
уровню людей. Возникала необходимость
не только в элементарной грамотности,
но и в более серьезных
Наряду с учебными заведениями
на периферии открывались
Художественная, философская, естественнонаучная литература расширяла читательский кругозор и формировала взгляды. Молодежь увлекалась Н. А. Некрасовым, М. Е. Салтыковым-Щедриным и особенно И. С. Тургеневым.
Центром культурной жизни провинции становятся театры. Они были более доступным, чем литература, средством просвещения. При этом постоянные русские театры возникали не только в центральном районе, но и в западном (Ковно, Гродно, Вильно) и юго-восточном (Тифлис, Владикавказ).
Конец XIX века принес новые изменения в русскую жизнь. Промышленный подъем 90-х годов, появление новых индустриальных центров и крупных капиталистических монополий, рост крупных городов и транспортной сети – все это оказало большое влияние на социальную структуру страны, ее общественный быт и культуру.
Социальные изменения (с
одной стороны – «
Цель данной работы: рассмотреть
новые тенденции в
Данная цель предопределила задачи этой работы:
Период эклектики, или
историзма, исследуется в качестве
особого художественного
Книга «Образы архитектуры и образы скульптуры» известного искусствоведа Д. Е. Аркина посвящена шедеврам мирового и отечественного искусства. В ней есть и небольшие исследования, и своего рода архитектурные портреты, и страницы из путевого дневника. Эта работа состоит из ряда очерков, посвященных шедеврам мирового и отечественного искусства, а также отдельным ее мастерам. Темы очерков относятся к самым разным эпохам.
В книге Б. В. Асафьева «Русская живопись» автор увлекательно рассказывает о произведениях Репина, Сурикова, Серова, о своих живых впечатлениях от выставок «Мира искусства», анализирует творчество Серова, Бенуа, Головина, Борисова-Мусатова, Сомова и других. Другая книга этого автора «Русская музыка XIX - начала XX века» представляет собой фундаментальное исследование русской музыкальной культуры, зарождения и развития основных жанров музыки.
Книга известного исследователя искусства и художника А. Н. Бенуа «История русской живописи в XIX веке» раскрывает широкую панораму развития русской живописи в XIX столетии.
Автор книги «Суриков В.И. Историческая живопись 1870-1890» В. С. Кеменов рассказывает о творческом пути Сурикова В.И., детально рассматривает исторические картины художника 1870-1880-х годов. Наибольшее внимание уделено трем полотнам живописца: «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове» и «Боярыня Морозова». Эти произведения анализируются с большой тщательностью, с широким привлечением исторического материала, фактов, связанных с эпохой, которой посвящены картины.
В работе Е. И. Кириченко «Архитектурные теории XIX века в России» охарактеризованы взгляды на архитектуру не только профессиональных зодчих, но и крупнейших русских литераторов, философов, мыслителей. Архитектурные теории в книге предстают как часть культурофилософских, историсофских, культурологических, а подчас и социально-политических концепций, свойственных русской общественной мысли прошлого века. В другой работе этого автора «Русский стиль: Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве ХVIII - начала ХХ века» раскрываются особенности возникновения и исторического бытования такого своеобразного явления в отечественной культуре как русский стиль. Автор рассматривает историю русского стиля как историю жизни древнерусской и народной традиции в европеизированном искусстве новой России. Это история того, что и почему привлекает людей Нового времени в национальном прошлом, как это основанное на принципах национального средневековья искусство входит и живет в системе европейского искусства Нового времени. В книге «Михаил Быковский» рассказывается о творчестве Михаила Доримедонтовича Быковского - крупнейшего из московских архитекторов второй трети XIX века. Анализируется его роль в определении особенностей градостроительного развития Москвы середины XIX века, разработке и проектировании новых типов зданий (пассаж, биржа) и новаторском переосмыслении традиционных сооружений (усадьбы, жилые и общественные здания).
Книга Э. В. Кузнецовой «М. М. Антокольский. Жизнь и творчество» посвящена жизни и творчеству М.М.Антокольского - крупнейшего русского скульптора конца XIX в. Статуи и портретные бюсты, надгробные памятники, произведения прикладного искусства и рельефы, изображающие реальные бытовые сценки и события исторического прошлого, - таков диапазон творчества мастера, подробно рассматриваемый в книге. Рассказ о творческом пути Антокольского тесно увязан с описанием фактов его биографии, представленной на фоне художественной жизни России и ряда европейских стран.
В издании Т. И. Николаевой «Виктор Шретер. Иероним Китнер» рассматривается жизненный и творческий путь двух выдающихся архитекторов и общественных деятелей второй половины XIX - начала XX века В.А.Шретера (1839-1901) и И.С.Китнера (1839-1929). Новые данные и материалы, собранные автором в процессе работы над книгой, убедительно иллюстрируют вклад И.Китнера и В.Шретера в петербургскую архитектуру и градостроительство.
В книги И. Петровской «Театр и зритель провинциальной России. Вторая половина XIX века» изложены взгляды на роль и значение театра, описывается развитие театрального дела, основной контингент театральных зрителей, основные тенденции актерского искусства.
Книга Ф. С. Рогинской «Товарищество передвижных художественных выставок» посвящена деятельности Товарищества передвижных художественных выставок - объединения, возглавлявшего во второй половине XIX в. борьбу за развитие русского демократического искусства и оставившего яркий след в истории русской художественной культуры. Товарищество передвижных художественных выставок соединило в своих рядах крупнейших представителей реалистического направления в изобразительном искусстве - членами его были И. Крамской, Г. Мясоедов, А. Саврасов, И. Шишкин, И. Репин, В. Суриков и другие художники. Автор внимательно анализирует творческие поиски и достижения передвижников, особенно обстоятельно рассматривается их деятельность в период 1870 - 1880 гг.
В книгу «Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века» вошли очерки о жизни и творчестве выдающихся художников второй половины XIX века.
В издание «Избранных сочинений» В. В. Стасова включаются статьи, написанные и опубликованные Стасовым с середины сороковых годов XIX века до 1906 года. Данное издание не претендует на всесторонний охват творчества Стасова, однако оно поможет более полно ознакомится с наследием одного из замечательных представителей русской нации, выдающегося критика, искусствоведа и музыковеда.
1 Архитектура и скульптура
Во второй половине XIX века архитектура и скульптура переживали кризис. В искусстве господствовал реализм, но применительно к архитектуре это слово едва ли что-нибудь означает, да и скульптура требует определённой условности и идеализации. Поэтому действительно смелых идей ни архитекторы, ни скульпторы предложить не смогли.
Проблемы у этих искусств были общие, но выход из кризиса они искали разными путями. Архитекторы попробовали обрести источник вдохновения в исторических традициях, пытаясь отобрать лучшее и на этой основе создать оригинальный стиль. Однако на практике элементы разных стилей механически смешивались в одном здании. Такое нетворческое подражание прошлому называется эклектизмом. Он и преобладал в архитектуре той поры.
Переход от классицизма к эклектике начался еще в 1830-х годах. Именно тогда наступил перелом в развитии русской архитектуры.
С самого начала современники объективно оценивали сущность нового направления как конгломерат стилей. Однако, в отличие от сегодняшнего понимания, это явление «многостилья» не рассматривался ими как отрицательное. Более того, именно эклектика в их глазах противопоставлялась устойчивым канонам классицизма.
На стилеобразование в
архитектуре влияло множество разнообразных
социальных, экономических, технических
и материальных причин, но именно романтизм
дал первый толчок в направлении
изменений художественного
Эклектика как стиль имеет свои четкие специфические проявления и достаточно сильно отличается от предшествующей архитектуры.
Первой особенностью эклектики следует назвать рационализм, внимание к утилитарным аспектам, функциональным особенностям зданий и сооружений и вытекающее отсюда стремление к экономичности. За внешней декоративностью стиля долгое время оставались незаметными его функциональные задачи, а вместе с тем эклектика - это стиль, которому впервые пришлось решать проблемы развития многоэтажного и многоквартирного жилищного строительства, обеспечения зданий сетями водопровода, канализации, а затем и электроснабжения, создания новых типов зданий и сооружений, связанных с промышленным и транспортным развитием городов.
Другая особенность эклектики — ее историзм и связанная с этим тяга к разнообразию, использованию всего богатейшего арсенала приемов из истории архитектуры в собственных целях, а также гибкость эстетической концепции стиля. Отсюда вытекает одно из главных отличий эклектики от предшествующих этапов развития архитектуры, которое состоит в том, что внутри стиля мы можем выделить множество направлений - псевдорусский, псевдоготический, псевдовизантийский стиль, псевдобарокко, псевдоклассицизм и т.д. Каждый из этих подстилей обладает своим набором приемов, повторяющихся от памятника к памятнику, и в то же время соответствует общей концепции эклектики.
Третья особенность эклектики - демократичность, ориентация на вкусы и потребности заказчика, которые приобретают приоритет над такими понятиями, как правила и каноны красоты. В этой связи важно принять во внимание бесконфликтность сосуществования эклектики с классицизмом и модерном. Таким образом, эклектика явилась стилем с наибольшим числом возможностей и, следовательно, стилем, наиболее способным приспосабливаться к существующим историческим условиям предшествующего развития и возникающим новым современным требованиям.1
Информация о работе Художественная культура России во второй половине 19 века