Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:50, курсовая работа
Цель достигалась посредством решения следующих задач:
проследить развитие страны в период 1931 – 1936 годов;
раскрыть основные события и действующие силы фашистского мятежа генерала Франко;
дать общую характеристику боевым действиям 1936 – 1939 годов и причинам падения республики в Испании.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. БУРЖУАЗНО – ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ИСПАНИИ В 1931 Г. ПРИХОД К ВЛАСТИ НАРОДНОГО ФОРОНТА…..…6
ГЛАВА 2. ФРАНКИСТСКИЙ МЯТЕЖ И НАЧАЛО ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ …………………………………………………………...……………..19
ГЛАВА 3. БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ 1936 – 1939 ГГ.
ПАДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ …………………………………….………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………..……………………………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……..…………………….44
18 июля, когда стало известно о фашистском военном мяте же, комитет направил нескольких своих делегатов в различные районы для мобилизации шахтеров и крестьян, а также для организации отрядов милиции.
Пока предпринимались все эти меры, гражданский губернатор сконцентрировал в Хаэне гражданскую гвардию провинции, которая в своей большей части была разоружена и заявила о верности республике. Доверяя ей, губернатор разрешил семьям бойцов гражданской гвардии разместиться в храме Вирхен-де-ла-Кабеса и в здании «Лугар Нуэво». Когда группа гвардейцев и некоторое число гражданских лиц укрылись в этих зданиях, напоминавших подлинные укрепления, капитан Кортес арестовал своего начальника и примкнул к мятежникам. Он рассчитывал, что марокканские войска, идя на Мадрид, пройдут через Деспеньяперрос, близ которого стоит Вирхен-де-ла-Кабеса, и поэтому ему нетрудно будет соединиться с ними[10, с.163].
Однако Деспеньяперрос заняли шахтеры Линареса и Ла-Каролины, так что Кортес и его приверженцы оказались в окружении.
В Андалузии повсюду возникли группы партизан, стрелков и милиции. Они выходили на дороги и шли в горы, чтобы преградить путь марокканцам, легионерам и фашистам.
Горняки и крестьяне вступали в бой.
Начавшись 17 июля в Марокко и 18-го в Андалузии, мятеж в течение 19 и 20 июля распространился по территории полу острова, охватив обширный район от Касереса и Толедо до побережья Бискайского залива и от берегов Атлантики и португальской границы до Средиземноморского побережья. В этот район входил и Мадрид.
На последнем этапе мятеж охватил 29 провинций Галисии, Астурии, Леона, Старой Кастилии и Наварры, Страны Басков и Каталонии, Арагона и Новой Кастилии, Эстремадуры и Балеарских островов[10, с.164].
Военные силы, сконцентрированные там, намного превышали силы, дислоцировавшиеся в остальной части Испании.
Мятеж распространился на шесть из восьми военных округов Испании, особый Астурийский округ и гарнизон Балеарских островов.
Тем не менее именно в этом районе мятежники потерпели самые тяжелые поражения.
Мадрид и вся Новая Кастилия, Барселона и Каталония вообще, Сантандер, Астурия, за исключением Овьедо, Бискайя и Гипускоа, Левант, почти вся Эстремадура и значительная часть Арагона остались в руках республиканцев.
Мятежникам удалось овладеть преимущественно сельскохозяйственными районами и одержать победу там, где рабочая прослойка была незначительной.
Вспыхнул мятеж и в Бургосе — центре 6-го военного округа, в состав которого входила большая часть Старой Кастилии, Страна Басков и Наварра.
Командующего округом генерала Ватета предал его собственный штаб. Командующего арестовали, а затем бросили в тюрьму вместе с генералом Мена, прибывшим в Бургос.
В Наварре мятежники не встретили вооруженного сопротивления. 19 июля, в 6 часов утра, на Пласа-дель-Кастильо в Памплоне генерал Мола объявил военное положение.
Майор гражданской гвардии Родригес Мендель и его приверженцы, оставшиеся верными республике, пытались покинуть город, чтобы не оказаться соучастниками предательства, но были убиты мятежниками.
Сто лет жила Наварра, накапливая политическую ненависть и злобу — сперва против монархии, отнявшей у нее в 1837 году привилегии, затем против республики, которая презирала ее, считая «жалким захолустьем».
В Сарагосе мятеж возглавил генерал Кабанельяс; правительство доверило ему командование 5-м военным округом.
Учитывая подозрительное поведение Кабанельяса и опасаясь, как бы этот генерал, масон и ненадежный республиканец не был перетянут заговорщиками на их сторону, Касарес Кирога 18 июля направил к нему в качестве эмиссара своего близкого друга — директора гражданской авиации генерала Нуньеса де Прадо, чтобы убедить его не поднимать мятеж. Не успел Нуньес де Прадо сойти в Сарагосе с самолета, как по приказу Кабанельяса он был арестован и тут же расстрелян.
19 июля вспыхнул мятеж в Каталонии. Главным местом гигантского столкновения мятежных сил и каталонского народа стала Барселона. Несмотря на слабое вооружение, народные массы, движимые революционным порывом, при эффективной помощи ударной гвардии, сил безопасности и гражданской гвардии в течение 32 часов разгромили три пехотных, три артиллерийских, два кавалерийских и один инженерный полк мятежников, которые было уже овладели центральными артериями города
Заговорщики тщательно разработали план захвата Барселоны. Но их расчеты провалились. Крупнейший город Средиземноморья, центр политической жизни Каталонии, национального движения, и, прежде всего мощного боевого рабочего движения, решительно поднялся против мятежников.
Уже за несколько дней до начала мятежа активисты рабочих партий, Объединенной социалистической молодежи Каталонии, ВСТ и НКТ патрулировали по ночам по городу и, чтобы избежать внезапного нападения фашистов, организовывали дежурство в помещениях рабочих организаций.
Большую роль в политике Англии и Франции сыграла созданная в Лондоне беспрецедентная в международной практике организация, так называемый Комитет по невмешательству в дела Испании.
В комитет вошли послы европейских стран в Лондоне, возглавил крупный чиновник Форин офис лорд Плимут.
Первое заседание комитета состоялось 9 сентября 1936.
В комитете были представлены следующие страны: Албания, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Норвегия, Польша, Румыния, Советский Союз, Typция, Финляндия, Чехословакия, Эстония и Югославия.
Португальский посол вошел в комитет позднее.
Фактически в дебатах участвовали только крупные державы: Франция, Англия, СССР, Италия и Германия. Представители других стран играли пассивную роль [7, с.63].
Завершив мероприятия организационного характера, комитет по замыслу его франко-британских создателей должен был ограничиться чисто формальной деятельностью; по существу, ему нечем было заниматься. К тому же он и не обладал полномочиями для какой-либо реальной деятельности.
Цели Лондона и Парижа, опиравшихся в этом плане на поддержку Берлина и Рима, были ясны: 1) не предпринимать каких-либо серьезных мер для того, чтобы препятствовать итало-германской интервенции; 2) показать мировому общественному мнению, что будто бы существует организация, гарантирующая строгое выполнение политики «невмешательства». Но главным было стремление изъять испанскую проблему из компетенции Лиги Наций, где, естественно, должен был обсуждаться этот акт неприкрытой агрессии и угрозы всеобщему миру.
Они давали «зеленую улицу» для широкого развертывания итало-германской военной интервенции против Испанской республики.
Германия и Италия договорились немедленно предпринять «совместную военную акцию», а после «взятия Мадрида» признать Франко в дипломатическом порядке [5, с. 127].
Сам Франко никогда бы не смог победить в Испании. Войну выиграли немцы и итальянцы... а также политика «невмешательства» и американская политика отказа предоставить оружие республике.
Таким
образом, в ходе подготовки
и проведении мятежа
в Африканских землях
и на континенте Франко
не принимал активного
участия, а пожинал плоды.
Военно-фашистский мятеж
оставил республику
без армии. В обстановке,
которая требовала энергичных
и безотлагательных
действий, республиканские
лидеры проявили слабость
и нерешительность.
В начале августа 1936
года преимущество ещё
сохранялось за республикой
благодаря решимости
народа преградить дорогу
фашизму. Мятеж в основном
был подавлен. Республика
была спасена от первого
фашистского натиска.
ГЛАВА
3. БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ 1936
– 1939 ГГ. ПАДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ
С 22 июля и до конца августа 1936 года в Сьерра-Гвадарраме и Сомосьерре развернулись ожесточённые бои. Они знаменовали начало испанской войны и одновременно явились первой битвой за Мадрид.
Генерал Мола хвастливо заявил, что к 25 июля его войска овладеют испанской столицей. Он имел такие преимущества, как наличие регулярной, прекрасно подготовленной и хорошо вооружённой армии, в то время как республиканский лагерь организованными силами почти не располагал. На стороне Молы была и внезапность действий.
21-22 июля в районе горных перевалов к северу от столицы произошли первые вооружённые столкновения между мятежными силами и группами рабочих и крестьян, защищавших республику.
Антифашистская рабоче-крестьянская милиция, насчитывавшая в Мадриде до мятежа только около 1500 человек, сыграла важную роль в разгроме опорных пунктов мятежников в столице[10, с.150].
В помещениях Социалистической партии и профсоюзов, а также в Народном доме начали формироваться группы милиции. Вместе с силами ударной гвардии и некоторыми воинскими частями, оставшимися верными республике, они на автомобилях и автобусах отправлялись на фронт, чтобы преградить путь противнику.
Большую помощь в организации фронта в Сомосьерре в первые дни войны оказал начальник штаба фронта майор Висенте Рохо. Командующим фронтом в то время был майор Хурадо[10, с.155].
Части, сформированные из коммунистов Западного района Мадрида, и молодёжь из отрядов антифашистской милиции позднее слились в ударные батальоны 5-го полка и стали силой, геройски сражавшейся на центральном участке обороны республиканцев – на главном шоссе перед Буитраго.
К концу июля вся линия фронта в Сомосьерре была уже настолько хорошо укреплена, что боевые позиции республиканцев оставались там непреступными до конца войны.
Как только в посёлках Сьерра-Гвадаррамы стало известно о мятеже, организации и партии Народного фронта приняли решение не допустить проникновения противника из районов Старой Кастилии в Мадриде.
Бойцы народной милиции установили контроль в Вильяльбе, Галапагаре, Торрелодонесе, Серседилье. Кольядо-Медиано и других местах. Это позволило в первое время задержать несколько групп фалангистов, которые на машинах направлялись в столицу, полагая, что мятежники одержали в ней победу.
В Бальсаине рабочие лесопильного завода присоединились к республиканским силам и дали бой колонне мятежников, которая намеревалась захватить перевал Навассерада.
Лесорубы, пастухи и крестьяне установили посты на дорогах и тропах. Возрождалась давняя испанская традиция ведения партизанской войны.
Однако этим смельчакам не удалось бы остановить боевые отряды мятежников, если бы к ним не пришли на помощь вооружённые трудящиеся из Мадрида [10, с.273].
Наступая на Мадрид, мятежники достигли Альто-дель-Леона, где столкнулись с подразделениями милиции, отрядом ударной гвардии, прибывшей из Навасеррады, и другими силами. Фашистам пришлось отступить, и республиканцы закрепились на линии обороны, которая проходила рядом с домом дорожных рабочих неподалёку от Альто-дель-Леона.
Усилия мятежников преодолеть эту линию и пройти к столице остались безуспешными[10, с.275].
4 августа 1936 года противник предпринял последнюю попытку сломить сопротивление подразделений народной милиции, героически оборонявших Альто-дель-Леон. Атака явилась частью наступления, подготовленного генералом Моло. 7 августа он снова заявил, что Мадрид будет взят 15 августа наступающими на столицу четырьмя колоннами с помощью фашистских и других реакционных элементов, находящихся в Мадриде, которых генерал назвал в тот день пятой колонной.
10 августа фашистское наступление достигло максимальной силы, а затем захлебнулось в результате упорного сопротивления народной милиции.
Когда
попытка прорыва
через Альто-дель-Леон
провалилась, мятежники
решили 19 августа обойти
республиканскую оборону
с фланга через Сьеррах
Гредос. Их силы, которыми
командовал кровавый
палач австрийских горняков,
участник подавления
октябрьского восстания 1934
года майор Доваль, атаковали
отряд народной милиции
Мангады в районе Наваль-пераль,
на участке Себрерос—Лас-Навас-дель-