Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:50, курсовая работа
Цель достигалась посредством решения следующих задач:
проследить развитие страны в период 1931 – 1936 годов;
раскрыть основные события и действующие силы фашистского мятежа генерала Франко;
дать общую характеристику боевым действиям 1936 – 1939 годов и причинам падения республики в Испании.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. БУРЖУАЗНО – ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ИСПАНИИ В 1931 Г. ПРИХОД К ВЛАСТИ НАРОДНОГО ФОРОНТА…..…6
ГЛАВА 2. ФРАНКИСТСКИЙ МЯТЕЖ И НАЧАЛО ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ …………………………………………………………...……………..19
ГЛАВА 3. БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ 1936 – 1939 ГГ.
ПАДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ …………………………………….………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………..……………………………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……..…………………….44
В марте 1934 года Антонио Гойкоэчеа, Оларсабаль и Лисарса в качестве представителей традиционалистов, а также генерал Баррера заключили в Риме пакт с Муссолини, согласно которому последний взял на себя обязательство помочь правым партиям в свержении республиканского строя и, если надо, «развязать гражданскую войну». В подтверждение своих намерений Муссолини заявил о готовности немедленно предоставить своим партнерам 20 тыс. винтовок, 20 тыс. гранат, 200 пулеметов и полтора миллиона песет наличными деньгами[7, с. 66].
«Такая помощь,— гласил текст пакта,— явится только началом, она будет своевременно расширяться, по мере того как выполняемая задача будет ее оправдывать, а обстоятельства сделают необходимой» [7, с. 67].
На основе этого же соглашения 400 карлистов прошли в Италии военную подготовку [11, с. 38].
В Эстроиле Санхурхо наряду со связями с немецкими и итальянскими агентами поддерживал контакты с представителями американских нефтяных трестов и с английскими капиталистическими компаниями, имевшими свои интересы в Испании.
Однако, хотя финансовая олигархия и находила за границей важную поддержку и помощь для своих махинаций против республики, развитие политической обстановки в Испании им не благоприятствовало.
Назначение главы СЭДА военным министром показало народу, что угроза фашизма возрастает. Сознание этого факта ещё больше стимулировало течения, выступавшее за демократическое единство. И эти течения неудержимо росли. В разгар репрессий, проводимых радикалами и членами Испанской конфедерации независимых правых сил, массы объединяла борьба, прежде всего против смертной казни участников октябрьских боёв 1934 года, за их амнистию, за освобождение 30 тыс. политзаключённых социалистов, коммунистов, республиканцев и каталонских националистов. В этом был заинтересован весь народ, и это способствовало организации совместных действий политических и социальных сил, которые по другим вопросам не могли придти к согласию. После того как Хиль Роблес и Франко обосновались в военном министерстве, руководители КПИ на митинге, состоявшемся в июне 1935 года в кинотеатре «Монументаль», призвали рабочие и республиканские силы образовать Народный фронт, выдвинув свои программные требования, которые не нашли отклика среди социалистов и демократов. [5, с.73]
На протяжении 1935 года политические партии, движения и течения выдвигали свои варианты программ для создания и действия Народного фронта. Так мнение компартии совпадало с мнением Социалистической партии по большинству пунктов проекта программы, хотя в выдвинутом ею встречном проекте она занимала иные позиции при решении вопросов: амнистии политзаключённых, создании вооружённой рабочее - крестьянской милиции, национализации земли.
Затруднение в объединении политических сил для образования Народного фронта создавали и долгие переговоры с республиканскими партиями. Однако во имя антифашистского единства и чтобы преградить путь реакции политические партии проявили дух взаимопонимания. Результатам этого явилось высшей степени умеренная программа, содержащая следующие основные пункты:
«Широкая амнистия осуждённым за политическую и общественную деятельность в период после ноября 1933 года.
Восстановление на своих местах рабочих, уволенных за их взгляды или в связи с политическими забастовками. Восстановление чиновников и государственных служащих, пострадавших в результате понижения в должности, перевода на другое место или отстранение от работы.
Предоставление семья, пострадавшим в связи с революционными событиями или репрессиями, соответствующей компенсации.
Восстановление действия конституции. Требование ответственности за нарушение основного закона и насилия, совершённые агентами сил общественного порядка по распоряжению реакционных правительств.
В отношении деревни программа предусматривала ряд мер в пользу непосредственно земледельцев и, в частности, снижения налогов, преследовании ростовщичества, снижении чрезмерной ренты; пересмотр практики сгона арендаторов с земель, принятии нового закона об аренде земли для обеспечения умеренной платы при её аренде, запрещение субаренды, возмещение стоимости за улучшения, проведённые арендатором на земле, и возможность приобретения земли в собственность тем, кто проработал на ней определённый период времени, поощрение кооперативных и коллективных форм хозяйства, предоставление земельных наделов переселившимся крестьянским семьям; выкуп общинных земель и отмена реакционного закона, предусматривающего возвращения земель дворянству.
Программа предусматривала ряд мер, направленных на развитие промышленности, в особенности покровительства мелкой промышленности и торговли. Развёртывание широкого плана строительства жилищ, оросительных сооружений и проведение общественных работ.
Программа имела в виду «направлять работу Банка Испании таким образом, чтобы он выполнял свою функцию регулирования кредита в соответствии с интересами нашей экономики», а также подчинить частные банки «определённым правилам». Предполагалась налоговая реформа с целью более справедливого распределения общественных повинностей.
Намечалось максимальное развитие моральных и материальных стимулов для того, чтобы обеспечить заинтересованность всех трудящихся в развитии производства. Восстановление социального законодательства. Установление минимума заработной платы с целью обеспечения каждому трудящемуся достойного существования. Нарушение установленного минимума заработной платы должно было подвергаться судебному преследованию. Принятие мер для ликвидации безработицы.
В области образования: создание начальных, средних и профессиональных школ. Обеспечение среднего и высшего образования рабочей молодёжи и вообще молодёжи, отобранной по способностям. Восстановление автономного законодательства, принятого учредительными кортесами (или статута Каталонии), и развитие принципов автономии, закреплённых конституцией.
Проведение международной политики в соответствии с принципами и методами Лиги Наций»[2, с.79-80].
Пакт о Народном фронте подписали следующие партии и организации: от Левой республиканской партии Амос Сальвадор, от Республиканского союза Бернардо Хилер де лос Риос, от Социалистической партии Хуан Симеон Видарте и Мануэль Кордеру, от Всеобщего союза трудящихся Франсиско Ларго Кабальеро, от Социалистической молодёжи Хосе Касорла, от Коммунистической партии Висенте Урибе, от Синдикалистской партии Анхель Пестанья, от Рабочей партии марксистского объединения Хуан Андраде[2, с. 80-81].
Коалиции
левых сил на выборах
противостояли две
политические группировки:
группировка, которую
возглавляли Аль-кала
Самора и Портела Вальядарес,
пытавшиеся создать
центристскую силу,
чтобы в известной мере
заменить развалившуюся
Радикальную партию,
и коалиция правых сил,
созданная финансовой
олигархией при таком
изобилии средств, что
своими пропагандистскими
материалами эта группировка
буквально усеяла всю
Испанию [8, с. 95].
Подлинным диктатором коалиции правых на выборах был Хуан Марч. Он выдвигал и снимал кандидатуры, а его денежные взносы составили основу избирательного фонда коалиции.
Выборы состоялись 16 февраля 1936 года. Обстановка была очень напряженной, хотя случаев особого насилия и беспорядков не наблюдалось.
Народный фронт добился решающей победы, несмотря на всевозможное давление реакции в городах и селах, а также вмешательство правительственных органов, пытавшихся воспрепятствовать успеху левых сил.
Большинство рабочих, входивших в конфедерацию, голосовали за Народный фронт.
Фалангистам не удалось провести ни одного депутата: X. А. Примо де Ривера получил 7 тыс. голосов в Кадисе против 95 тыс. голосов, поданных за кандидатов левых сил; в Мадриде — только 5 тыс. голосов против 220 тыс. голосов, поданных за кандидатов Народного фронта[8, с. 101].
В целом Народный фронт насчитывал 269 мест. Входящие в него левые партии увеличили количество депутатов на 148 человек.
Партии центра имели в новом парламенте 48 депутатов, то есть потеряли 91 место.
Правые партии, имевшие 213 депутатов, получили только 157 мест, потеряв 56 [2, с. 76].
Эти цифры уже сами по себе опровергают измышления франкистов, изображающих победу Народного фронта в виде пролога неизбежной социалистической революции. Бесспорно, демократия одержала политическую победу, однако совершенно ясно: такой парламент не представлял собой угрозы капиталистическому строю.
16 февраля 1936 года открывало перспективу мирного парламентского развития демократии в Испании. Но реакция была готова, во что бы то ни стало помешать этому.
Таким образом, в ходе буржуазно-демократической революции 1931 года, в Испании произошли значительные изменения в политической, экономической и социальной жизни страны. Пала монархия, образовалась республика, в которой власть принадлежала Учредительным кортесам, была принята республиканская конституция.
Эта
революция лишила
власти блок помещичьей
аристократии и крупной
буржуазии, дав место
новому блоку, представлявшему
всю передовую
буржуазию того времени.
Однако, политическая
борьба социалистов,
республиканцев, реакционеров
за власть, на протяжении 1932
– 1936 годов привела
к ослаблению страны.
Даже образование Народного
Фронта не смогло остановить
проникновение и распространения
фашизма в Испанию.
ГЛАВА
2. ФРАНКИСТСКИЙ МЯТЕЖ
И НАЧАЛО ГРАЖДАНСКОЙ
ВОЙНЫ
Когда первые результаты выборов показали, что победа Народного фронта не вызывает сомнений, реакционные силы попытались совершить государственный переворот, чтобы захватить власть вопреки воле нации, выраженной у избирательных урн.
План реакции заключался в том, чтобы объявить в стране военное положение — а это означало передачу всей власти в руки армии,— сформировать реакционное правительство, опирающееся на насилие, и аннулировать результаты выборов.
Утром 17 февраля 1936 года Кальво Сотело и Хиль Роблес посетили Портелу, требуя от него объявления в стране военного положения. В то же время Франко, являвшийся по-прежнему начальником генерального штаба, с таким же предложением обратился к военному министру генералу Молеро. Он пытался также убедить генерального инспектора гражданской гвардии генерала Посаса поддержать находящимися в его распоряжении силами выступление армии. Встретив с их стороны сопротивление, Франко начал действовать самостоятельно.
«Генерал Франко распространил заранее подготовленные приказы... Одновременно он начал переговоры с командующими округов, но был вынужден прервать их, так как адъютант доложил ему о срочном вызове к сеньору Портеле. Вызвали Франко для того, чтобы передать недовольство президента республики его поведением...» [5, с.135]
В ночь с 18 на 19 февраля намерения реакции едва не увенчались успехом.
В тот же день, 19 февраля, Асанья сформировал новое правительство — правительство левых республиканцев. Такой ход событий отодвинул угрозу государственного переворота, чему в решающей степени способствовала мобилизация масс, явившаяся результатом победы, одержанной ими на выборах,— мобилизация, проявившаяся в мощных демонстрациях на улицах городов и поселков.
Франко — центральная фигура неудавшегося заговора — раскрыл свои карты, и 19 февраля в политических кругах Мадрида все были уверены в его аресте. Но произошло иное: в тот же день он явился к министру внутренних дел только что сформированного правительства Асаньи Амосу Сальвадору, пытаясь таким образом избежать ответственности. И действительно, вместо ареста и осуждения Франко правительство Асаньи отстранило его лишь от руководства генеральным штабом, назначив начальником гарнизона Канарских островов.
21
февраля народ,
добившийся во многих
местах освобождения
политзаключенных, заставил
постоянную комиссию
кортесов старого состава
проголосовать за амнистию,
несмотря на то, что
правые имели в кортесах
большинство.
Огромный успех Народного фронта в Испании нашел широкий международный отклик. Три месяца спустя Народный фронт одержал победу на парламентских выборах во Франции.