Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:19, курсовая работа
Актуальность данной темы не вызывает сомнений. Китай вызывал у всех интерес еще с давних времен, но его значительные успехи на современном этапе, обострили внимание к этой стране. Китай был и остается страной, которая дала миру богатую традициями, правовыми обычаями и законами культуру. Стремительно и быстро развивается современный Китай, заставляя остальные страны восхищаться переменами в области государственного управления, экономики и права.
Глава I. Эволюция государственного строя Китая в ХХ веке
§1. Синьхайская революция 1911 г. и падение монархии
§2. Государственный строй гоминдановского Китая
§3. Образование и развитие Китайской Народной Республики
§4. Деформация государственного строя КНР в период
«большого скачка» и «культурной революции» (1958- 1976 гг.)
§5.Китайское государство в период строительства
регулируемой рыночной экономики
Глава II. Эволюция права Китая в ХХ веке
§1. Право империи Цинов
§2. Право Китайской Республики (1912-1949 гг.)
§3. Право Китайской Народной Республики
Заключение
Библиография
Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) КНР был сначала принят ПК ВСНП для применения в опытном порядке (1982 г.). В качестве экспериментального закона он действовал 9 лет. По мере развития регулируемой рыночной экономики потребовалось внести изменения в положения, регулирующие процессуальную сторону рассмотрения гражданских дел в судах. ГПК в новой редакции и в постоянном варианте был принят сессией ВСНП 9 апреля 1991 г. Кодексом, в частности, была уточнена процедура рассмотрения гражданских дел, касающихся иностранных граждан, апатридов, иностранных предприятий и организаций.
Административно-процессуальный кодекс КНР также был принят в 1989 г. в отсутствие административного кодекса. До введения в действие Кодекса был принят ряд законов и постановлений, установивших основания для административного производства по обращениям граждан и организаций. Новейшим актом, играющим в настоящее время роль важной составной части административного права КНР, является Закон 1996 г. о наказаниях за административные правонарушения.
Трудовой кодекс КНР был принят только в 1994 г. (введен в действие с 1 января 1995 г.). Он кодифицировал ранее принятые акты в области трудового права и вместе с тем ввел новые правовые нормы, порожденные нынешним социально-экономическим развитием Китая. Состоящий из 13 глав Трудовой кодекс урегулировал вопросы заключения трудовых и коллективных договоров, рабочего времени и времени отдыха, заработной платы, безопасности и гигиены труда, профессионального обучения и подготовки, социального страхования и обеспечения, порядка разрешения трудовых споров и другие.
В 1979 г. были приняты экспериментальные Лесной кодекс КНР (позже был пересмотрен и утверждён в качестве постоянного закона) и Закон КНР об охране окружающей среды, который явился основой для формирования всей системы природоохранного законодательства страны.
Были приняты также: Закон об охране окружающей среды морей и океанов (1982 г.), Закон о предотвращении загрязнения водной среды (1985 г.), Закон о предотвращении загрязнения атмосферы (1987 г.), Водный кодекс (1988 г.), Закон об охране диких животных (1988 г.) и др.
Обновление законодательства коснулось и правоохранительной сферы. Госсоветом КНР было принято Положение о местах предварительного заключения (1990 г.), с введением которого прекратил свое действие соответствующий раздел Положения о трудовом перевоспитании 1954 г. В конце 1994 г. за этим Положением последовал Закон КНР о тюрьмах. Общее направление этих актов можно определить как гуманизацию содержания заключенных под стражей, а применительно ко второму акту - и общую гуманизацию системы исполнения наказаний (возможность смягчения наказания или досрочного условного освобождения по ходатайству тюремной администрации, исполнение наказания вне мест заключения и т. п.). Вместе с тем режим содержания заключенных продолжает оставаться достаточно строгим. Тюрьмы возвращены в ведение Министерства юстиции. Законом не предусмотрено норм, легализующих «трудоустройство» заключенных после отбытия ими наказания, как это было предусмотрено в Положении 1954 г. К местам заключения законом не отнесены уже упоминавшиеся выше воспитательно-трудовые учреждения, являющиеся формой изоляции от общества правонарушителей, не подлежащих уголовной ответственности. Изоляция производится ныне в административном порядке и не является бессрочной (до «перевоспитания»), но может длиться максимум четыре года.
Одной из тенденций современного правового развития КНР является постепенная замена ранее принятых законов новыми редакциями, которые существенным образом меняют их содержание. Так, в 1996 г. был принят в новой редакции Уголовно-процессуальный кодекс КНР. Принятие Кодекса после многих лет произвола и беззаконий стало важным событием в жизни китайского общества. С вступлением УПК в силу прекратили действие Положение КНР об арестах и задержаниях.
Аналогичной была и судьба Уголовного кодекса КНР, впервые принятого одновременно с УПК в 1979 г. Действующая его редакция принята ВСНП в 1997 г. В 1989 г. Постановлением ПК ВСНП о дополнительных мерах наказания за коррупцию была впервые введена уголовная ответственность для юридических лиц. В 1995 г. такая же ответственность была введена Постановлением ПК ВСНП о санкциях за нарушение Закона о компаниях. Эти постановления, как и многие другие, были инкорпорированы в новую редакцию Кодекса. В этой связи в Кодексе резко возросло как общее количество статей (с 192 до 452), так и статей Особенной части (с 101 до 351). Из Кодекса исключено понятие контрреволюционного преступления, первая глава Особенной части УК озаглавлена «Преступления против государственной безопасности».
В отдельную (заключительную) главу Кодекса выделены воинские преступления, отдельные главы составляют такие преступления, как коррупция и взяточничество, преступления против интересов национальной безопасности. В целом Уголовный кодекс в редакции 1997 г. может быть охарактеризован как шаг вперед в уголовном праве КНР. Он сочетает задачи поддержания строгого порядка в государстве и обществе с гуманизацией права и правосудия. Принятие новых редакций УПК и УК КНР свидетельствует о том, что в стране продолжает наращиваться достаточно обширный пласт модернизированного законодательства по различным отраслям права. Однако обеспечение действия права в социально-экономической и политической жизни Китая - непростая задача. Она тесно связана со всем ходом развития страны, преодолением экономической и культурной отсталости, распространением образования, преодолением пережитков феодального прошлого.1
_________________________
1 Крашенинникова, Н.А История государства и права зарубежных стран / Н.А. Крашенинникова, О.А. Жидков, Ч.2. - М.: НОРМАМ, 2001 - С. 452
37
Заключение
Данная курсовая работа представляет сложный исторический процесс развития государства и права Китая в ХХ веке. В ней подробно раскрыты политические, социально-экономические, правовые особенности. Детально были рассмотрены изменения, происходившие с отмиранием старых и созданием сравнительно новых сводов законов.
Китай - единственная страна социалистического лагеря, который смог добиться таких экономических, внешнеполитических и правовых достижений без ломки идеологии.
Китайская Народная Республика идет путем совершенствования государственно-правовых институтов. Совершенствуется, в первую очередь, аппарат управления, становясь все более квалифицированным и приспособленным к выполнению стоящих перед страной задач. Демократизация институтов носит весьма дозированный характер, строго в рамках установившейся политической системы, без сколько-нибудь значительного ее реформирования. Вместе с тем Китай постепенно отходит от прежней системы хозяйствования, основанной на административно-командных методах.
С принятием государственных реформ в Китае менялось и право. С установлением республиканского строя шёл процесс модернизации традиционного права. Принимались кодексы законов. Довольно полное и подробное по всем отраслям законодательство Китая непрерывно уточнялось и дополнялось . В стране продолжает наращиваться достаточно обширный пласт модернизированного законодательства по различным отраслям права. Однако обеспечение действия права в социально-экономической и политической жизни Китая - непростая задача. Она тесно связана со всем ходом развития страны, преодолением экономической и культурной отсталости, распространением образования, преодолением пережитков феодального прошлого.
Что можно сказать о самих китайских реформах в целом? Коротко, это действительно кнут и пряник. Пряник - постоянное расширение прав в сфере ведения хозяйственной деятельности, приветствование привлечения новых технологий, а с другой стороны - неусыпный государственный контроль далеко не только в идеологической сфере.
А что будет в долговременной перспективе преобладать в задачах, решаемых китайскими коммунистами,- на этот вопрос ответ может дать только сама история, прежде всего история международного и коммунистического движения, в котором происходит сложное диалектическое переплетение и взаимодействие классового и национального аспектов. Как этот процесс повлияет на политику крупнейшей в мире коммунистической партии? И как она отзовется на эти импульсы? Этого мы не знаем. Похоже, что момент истины наступит ещё не скоро.
37
Библиография
Нормативно правовые акты
1. Конституция КНР 1982 г.; www.asia-business.ru
2. Садиков, В.Н. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права зарубежных стран / В.Н. Садиков. - М.: Проспект, 2002 - С. 689
Литература
1. Васильев, Л.С. История Востока / Л.С. Васильев, Т.I. - М.: Высшая школа, 2005 - С. 157
2. Васильев, Л. С. Проблемы генезиса китайского государства / Л.С. Васильев. - М.: Факел, 1983 - С. 100
3. Горбачёва, З.П. Свободный Китай / З.П. Горбачёва. - М.: Норма, 1972 – С. 212
4. Государственный и Политический строй Китая; www.easttime.ru
5. Гудошникова, Л. М. Правовые аспекты модернизации в КНР / Л. М. Гудошникова.- М.: Знание, 1990 - С. 160
6. История в лицах и событиях / под ред. Сидашенко. – М.: Норма, 1991 – С. 431
7. История Китая / под ред. А.В. Меликсетова. – М.: МГУ, 2002 –
С. 609
8. Крашенинникова, Н.А История государства и права зарубежных стран / Н.А. Крашенинникова, О.А. Жидков, Ч.2 . - М.: НОРМАМ, 2001 –
С. 319
9. Никифорова, Ф.П. Право Китая / Ф.П. Никифорова. - М.: Норма, 1975 - С. 178
10. Некрасов, М.А. Основные вопросы современного Китая / М.А. Некрасов. – М.: Норма, 1988 – С. 57
11. Самтурова, Е.Н. Китай / Е.Н. Самтурова, А.А. Медведев. – М.: ГУИЗ, 1991 – С. 312
12. Фицджеральд, Ч.П. История Китая / Ч.П. Фицджеральд. - М.: Феникс, 2004 – С. 280
13. Фелиппенко, Б.Л. Право Китая в Новое / Б.Л. Фелиппенко. – М.: Норма, 1981 – С. 287
14. Черниловский, З.М. Всеобщая история государства и права/ З.М. Черниловский. – М.: Москва, 1986 – С. 498