Государтсво и право Китая в 20 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы не вызывает сомнений. Китай вызывал у всех интерес еще с давних времен, но его значительные успехи на современном этапе, обострили внимание к этой стране. Китай был и остается страной, которая дала миру богатую традициями, правовыми обычаями и законами культуру. Стремительно и быстро развивается современный Китай, заставляя остальные страны восхищаться переменами в области государственного управления, экономики и права.

Содержание

Глава I. Эволюция государственного строя Китая в ХХ веке
§1. Синьхайская революция 1911 г. и падение монархии
§2. Государственный строй гоминдановского Китая
§3. Образование и развитие Китайской Народной Республики
§4. Деформация государственного строя КНР в период
«большого скачка» и «культурной революции» (1958- 1976 гг.)
§5.Китайское государство в период строительства
регу­лируемой рыночной экономики

Глава II. Эволюция права Китая в ХХ веке
§1. Право империи Цинов
§2. Право Китайской Республики (1912-1949 гг.)
§3. Право Китайской Народной Республики

Заключение

Библиография

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая работа государство и право Китая в 20 веке.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

В соответствии с условиями соглашения о внутреннем мире между Компартией   и   Гоминьданом   Северо-Западная   канцелярия Центрального

_________________________

1 Некрасов, М.А. Основные вопросы современного Китая / М.А. Некрасов. – М.: Норма, 1988 – С. 57

Советского правительства Китая была преобразована в правительство Особого района Ки­тайской Республики, а Красная Армия Китая - в Народно-революционную армию. На территории освобожденных районов провозглашался режим, основанный на всеобщем избиратель­ном праве, избирались местные представительные органы - Народно-политические советы. В перерывах между сессиями Сове­тов их функции исполнялись постоянными комитетами. В качестве исполнительных органов формировались правительства (правительственные советы), обладавшие необхо­димым административным аппаратом. Правительственные органы антияпонских революционных баз принимали документы конституционного характера, называвшиеся административно-политическими или политиче­скими программами. В сентябре 1945 г. завершилась длившаяся восемь лет война китайского народа против японских захватчиков. Главной революционной базой коммунистов стал Северо-восток Китая (Маньчжурия). Во вспыхнувшей вновь гра­жданской войне (1946-1949 гг.) Гоминьдан потерпел пора­жение.1

В 1948-1949 гг. в важнейших экономических, полити­ческих и культурных центрах страны была установлена ре­волюционная власть, главной опорой которой стала Народ­но-освободительная армия Китая (НОАК). Главной формой ре­волюционной власти были военно-контрольные комитеты (ВКК) НОАК, которые назначались непосредственно фрон­товыми военными и политическими органами. ВКК были весь период военного контроля главными органами власти на местах. Им были подчинены все другие местные органы, при них формировались военные трибуналы. ВКК издали большое количество норма­тивных актов, регулировавших различные стороны жизни в освобожденных городах. В процессе ликвидации гоминдановской администрации ВКК создали новую власть: местные народные правительства и массовые представительные органы – конференции народных представителей.

Делегатами конференций не могли быть помещики и  представители

 

 

_________________________

1 Самтурова, Е.Н. Китай / Е.Н. Самтурова, А.А. Медведев. – М.: ГУИЗ, 1991 – С. 312

бюрократической буржуазии. Функции же конференций были скорее совещательными. В 1949 г. организационно оформился Народный политический консультативный совет Китая. К осени этого года в руках Гоминьдана оставался только один крупный город - Гуанчжоу (Кантон). Наступило время объ­единения освобожденных районов страны в единое государ­ство. В процессе объединения революционных сил и обра­зования Китайской Народной Республики (КНР) важную роль сыграли правительства и военно-административные комитеты крупных освобожденных районов.

Китайская Народная Республика была провозглашена 1 октября 1949 г. по решению пленарной сессии Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), принявшей на себя функции Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и сыгравшей роль Учреди­тельного собрания республики. Сессия приняла Общую (совместную) программу НПКСК, его Организационный статут, Закон об организа­ции Центрального народного правительства, постановления о государственном флаге, гимне, новом летосчислении и перенесении столицы государства в Пекин с возвращением ему старого названия. Общая программа считалась временной конституцией страны. Она провозгласила КНР «государством новой демо­кратии». В качестве основы экономического развития стра­ны программой провозглашался государственный сектор хозяйства. Прямо о пе­реходе к социализму в Общей программе не говорилось. Основными принципами организации и деятельности государственных органов провозглашались демократический централизм и участие в управлении делами государства широких народных масс. Принцип национального самоопределе­ния населяющих Китай народов в программе отсутствовал. Решение национального вопроса было осуществлено в фор­ме создания территориальных автономий. Общая программа являлась отправным пунктом законо­дательства КНР в период до принятия Конституции 1954 г. Все законы того времени издавались со ссылкой на эту про­грамму. Все преж­нее китайское законодательство отменялось. Сессия ВСНП избрала Центральный народный прави­тельственный совет (ЦНПС), который был в восстановительный период высшим органом власти. Он представлял КНР вовне, а внутри страны осуществлял все полномочия выс­шего органа государственной власти. Функции главы государ­ства выполнял ЦНПС, реализовывались же они в основном через деятельность председателя Центрального народного правительства (ЦНП). Председателем ЦНП стал Председа­тель ЦК Компартии Мао Цзэдун. Он же занял должность председателя Народно-революционного военного совета. ЦНПС образовал ряд высших государственных орга­нов, вместе составлявших ЦНП. В их число вошли Админи­стративный совет - высший орган государственного управ­ления, Народно-революционный военный совет - орган руководства всеми вооруженными силами, Верховный народный суд и Верховная народная прокуратура. В организации местных народных правительств была обобщена практика строительства органов власти в освобо­жденных районах. В качестве принципа устанавливалось, что народные правительства являются органами власти на­ряду с собраниями народных представителей. Однако, по­скольку последние не созывались, народные правительства либо были единственными органами власти на местах, либо делили власть с конференциями представителей всех слоев народа, принявшими на себя функции собраний народных представителей. В течение всего восстановительного перио­да, а иногда и после его окончания на местах продолжали существовать военно-контрольные комитеты НОАК. Первоначально представительные органы формирова­лись ВКК и местными народными правительствами, кото­рые в свою очередь назначались сверху. Затем они посте­пенно становились выборными органами.

  Характерной чертой юстиции восстановительного пе­риода было обилие различных видов чрезвычайных судов. Кроме военных трибуналов ВКК с 1950г. стали создаваться народные трибуналы в районах проведения земельной ре­формы. Формально они считались палатами уездных и городских народных судов, а фактически были специальными чрезвычайными судами. В их компетенцию также входили и все дела о контрреволюционных преступлениях и бандитизме. Руководящие лица и полови­на членов трибуналов избирались уездными или городски­ми народными правительствами, другая половина избира­лась конференциями народных представителей или деле­гировалась народными организациями, либо избиралась на собраниях крестьян или членов крестьянских союзов. При­говоры народных трибуналов подлежали утверждению на­родных правительств городов и уездов или вышестоящих правительственных органов. В марте 1952 г. Административным советом были учре­ждены народные трибуналы на период массовой кампании «сань фань» («против трех зол» - коррупции, расточитель­ства и бюрократизма). Эти трибуналы создавались во всех учреждениях, от окружных управлений и выше, и в воин­ских частях и соединениях, от полка и выше. Они могли приговаривать к любым мерам наказания, с последующим утверждением вышестоящими правительственными или военными инстанциями. Председателями трибу­налов назначались, председатели городских народных судов. Приговоры этих трибуналов, если они пре­дусматривали смертную казнь или длительное лишение сво­боды (от десяти лет и более), подлежали утверждению вышестоящими правительственными органами. В марте 1951 г. ЦНПС принял Временное организаци­онное положение народных судов КНР, Временное органи­зационное положение Верховной народной прокуратуры Центрального народного правительства и Общие принципы организации местных народных прокуратур.1

В 1952 г. был завер­шен восстановительный период. К концу его было не только восстановлено промышленное и сельскохозяйственное про­изводство в стране, но и превзойден его довоенный уровень. Правящая партия коммунистов взяла курс на широкомас­штабное плановое экономическое строительство. В 1952 г. ЦК КПК разработал генеральную линию на переходный пери­од, предусматривавшую «строительство социализма» в стра­не.

Основные положения генеральной линии КПК на пере­ходный период вошли в государственный документ самого высокого ранга - Конституцию

_________________________

1 История Китая / под ред. А.В. Меликсетова. – М.: МГУ, 2002 – С. 609

КНР. Предложение о подготовке проекта конституции было внесено в ЦНПС высшим органом правящей партии через Единый народно-де­мократический фронт в начале 1953 г.

13 января 1953 г. ЦНПС КНР принял Постановление о созыве Всекитайского собрания народных представителей и местных собраний народных представителей. Одновремен­но были образованы комиссии по выработке проектов Зако­на о выборах и Конституции КНР. Закон о выборах предусматривал избрание высшего органа власти Всекитайского собрания (съезда) народных представителей (ВСНП), кото­рый должен был принять конституцию. Его избрание пре­дусматривалось путем многостепенных выборов собрания­ми (съездами) народных представителей (СНП), войсковы­ми избирательными единицами, а также административным органом - комиссией по делам китайских граждан за гра­ницей. Впервые в исто­рии КНР всеобщие выборы проходили в период с мая 1953 г. по август 1954 г. Они не проводились в некоторых национальных районах, где еще не была осуществлена земельная реформа и другие преоб­разования. Первая сессия ВСНП первого созыва открылась в Пекине 15 сентября 1954 г. Конституция была принята 20 сентября и вслед за ней - пять органических (организаци­онных) законов, определяющих принципы формирования, построения и деятельности государственных органов (ВСНП, Государственного совета, местных СНП и народных прави­тельств, судов и прокуратур). В отличие от Общей програм­мы НПКСК Конституция 1954 г. ставила задачу построения социалистического общества и в качестве основных задач переходного к социализму периода называла постепенное осуществление социалистической индустриализации, завер­шение социалистических преобразований в сельском хозяй­стве, кустарной промышленности, а также в капиталисти­ческой промышленности и торговле.1

КНР определялась как государство народной демократии, власть в котором   "при­надлежит   народу в лице Всекитайского собрания   народных представителей и местных собраний народных представи­телей» (ст.2).

_________________________

1 Жуков, Е.М. Всемирная история /  Е.М. Жуков, Т.I. -  М.: ГИПЛ, 1955-1965 - С. 456

Государственный сектор является социалистическим сектором хозяйства, основанным на общенародной собственности. Государство, согласно закону, охраняет право собственности крестьян на землю и другие средства производства (ст.8). Труд является делом чести всех трудоспособных граждан

(ст.16). Что касается государственной структуры, то высшим органом государственной власти является  Всекитайское Собрание народных представителей (ст.21), которое является единственным органом, осуществляющим законодательную власть в стране (ст.22). Значительная самостоятельная компетенция была предоставлена Постоянному комитету ПК ВСНП. Определены функции Всекитайского Собрания народных представителей: вносит изменения в Конституцию, принимает законы, избирает Председателя и заместителя Председателя Китайской Народной Республики и др. (ст.27) В систему высших органов власти Конституция ввела институт Председателя КНР, статус которого явился некоторой модификацией правового поло­жения председателя ЦНП (ст.39). Административный совет заменялся Государствен­ным советом - центральным правительственным органом, ведавшим в полном объеме всеми отраслями управления страны (ст.47). А также провозглашалось равенство всех граждан перед законом, которые имеют право избирать и быть избранными (ст.85), исключение составляют лица, лишённые по закону этих прав (ст.86).1

В полномочия высших органов вскоре после принятия Конституции пришлось внести существенные изменения. Уже на 2-й сессии ВСНП I созыва (1955 г.) ПК ВСНП было предоставлено право издания "частных законоположений". Однако последующая практика нормотворческой деятельности позволяет сделать вывод, что законодатель имел в виду, прежде всего возможность внесения изменений в за­коны, принятые собранием. С конца

50-х гг. ПК ВСНП стал единственным законодательным органом стра­ны, так как законодательная деятельность ВСНП постепен­но прекратилась.

 

_________________________

1 Садиков, В.Н. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права зарубежных стран / В.Н. Садиков. - М.: Проспект, 2002 - С. 692

Представительные органы создавались во всех тради­ционных единицах административно-территориального деления. Что касается местных органов управления, то они базировались не только на конституционных административно-территориальных единицах – сохранилась система делегированных административных органов в особых рай­онах, округах провинции и в уездах. В качестве ступеней национальной автономии Конституция выделила автоном­ные области, автономные округа, автономные уезды. После принятия Конституции 1954 г. была сформиро­вана новая система государственных органов, принят ряд нормативных актов, которыми государственно-правовая система приводилась в соответствие с Конституцией, и пр. Однако этот процесс наталкивался на препятствия: одни - недостаток образованных кадров, низкий уровень грамотности и культуры населения и т. п.; вторые -  порождались позицией партократического руководства стра­ны, не заинтересованного в подлинной демократизации государственной и общественной жизни, приверженного ко­мандно-административным методам управления. Законодательные функции постепенно переходят от ВСНП к его Постоянному Комитету, а власть на местах - к исполнительным органам - народным коми­тетам. Руководящий состав этих органов часто совпадал с руководством партийных комитетов КПК. Довольно своеобразные отношения парткомов и руко­водства оперативных органов установились в правоохранительных учреждениях, где парткомы стали подменять судебные комитеты и коллегии прокуратур. Территориаль­ные парткомы не только вмешивались в рассмотрение су­дами конкретных дел, но секретари парткомов часто при­нимали на себя функции судей.1

§4 Деформация государственного строя КНР в период «большого скачка» и «культурной революции» (1958- 1976 гг.).

      «Большой скачок» -  название      массовой      политической        кампании,

организацией      которой     ставилась    задача  многократного  увеличения экономической мощи Китая в кратчайший исторический срок. «Большой

Информация о работе Государтсво и право Китая в 20 веке