Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:19, курсовая работа
Актуальность данной темы не вызывает сомнений. Китай вызывал у всех интерес еще с давних времен, но его значительные успехи на современном этапе, обострили внимание к этой стране. Китай был и остается страной, которая дала миру богатую традициями, правовыми обычаями и законами культуру. Стремительно и быстро развивается современный Китай, заставляя остальные страны восхищаться переменами в области государственного управления, экономики и права.
Глава I. Эволюция государственного строя Китая в ХХ веке
§1. Синьхайская революция 1911 г. и падение монархии
§2. Государственный строй гоминдановского Китая
§3. Образование и развитие Китайской Народной Республики
§4. Деформация государственного строя КНР в период
«большого скачка» и «культурной революции» (1958- 1976 гг.)
§5.Китайское государство в период строительства
регулируемой рыночной экономики
Глава II. Эволюция права Китая в ХХ веке
§1. Право империи Цинов
§2. Право Китайской Республики (1912-1949 гг.)
§3. Право Китайской Народной Республики
Заключение
Библиография
В соответствии с условиями соглашения о внутреннем мире между Компартией и Гоминьданом Северо-Западная канцелярия Центрального
_________________________
1 Некрасов, М.А. Основные вопросы современного Китая / М.А. Некрасов. – М.: Норма, 1988 – С. 57
Советского правительства Китая была преобразована в правительство Особого района Китайской Республики, а Красная Армия Китая - в Народно-революционную армию. На территории освобожденных районов провозглашался режим, основанный на всеобщем избирательном праве, избирались местные представительные органы - Народно-политические советы. В перерывах между сессиями Советов их функции исполнялись постоянными комитетами. В качестве исполнительных органов формировались правительства (правительственные советы), обладавшие необходимым административным аппаратом. Правительственные органы антияпонских революционных баз принимали документы конституционного характера, называвшиеся административно-политическими или политическими программами. В сентябре 1945 г. завершилась длившаяся восемь лет война китайского народа против японских захватчиков. Главной революционной базой коммунистов стал Северо-восток Китая (Маньчжурия). Во вспыхнувшей вновь гражданской войне (1946-1949 гг.) Гоминьдан потерпел поражение.1
В 1948-1949 гг. в важнейших экономических, политических и культурных центрах страны была установлена революционная власть, главной опорой которой стала Народно-освободительная армия Китая (НОАК). Главной формой революционной власти были военно-контрольные комитеты (ВКК) НОАК, которые назначались непосредственно фронтовыми военными и политическими органами. ВКК были весь период военного контроля главными органами власти на местах. Им были подчинены все другие местные органы, при них формировались военные трибуналы. ВКК издали большое количество нормативных актов, регулировавших различные стороны жизни в освобожденных городах. В процессе ликвидации гоминдановской администрации ВКК создали новую власть: местные народные правительства и массовые представительные органы – конференции народных представителей.
Делегатами конференций не могли быть помещики и представители
_________________________
1 Самтурова, Е.Н. Китай / Е.Н. Самтурова, А.А. Медведев. – М.: ГУИЗ, 1991 – С. 312
бюрократической буржуазии. Функции же конференций были скорее совещательными. В 1949 г. организационно оформился Народный политический консультативный совет Китая. К осени этого года в руках Гоминьдана оставался только один крупный город - Гуанчжоу (Кантон). Наступило время объединения освобожденных районов страны в единое государство. В процессе объединения революционных сил и образования Китайской Народной Республики (КНР) важную роль сыграли правительства и военно-административные комитеты крупных освобожденных районов.
Китайская Народная Республика была провозглашена 1 октября 1949 г. по решению пленарной сессии Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), принявшей на себя функции Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и сыгравшей роль Учредительного собрания республики. Сессия приняла Общую (совместную) программу НПКСК, его Организационный статут, Закон об организации Центрального народного правительства, постановления о государственном флаге, гимне, новом летосчислении и перенесении столицы государства в Пекин с возвращением ему старого названия. Общая программа считалась временной конституцией страны. Она провозгласила КНР «государством новой демократии». В качестве основы экономического развития страны программой провозглашался государственный сектор хозяйства. Прямо о переходе к социализму в Общей программе не говорилось. Основными принципами организации и деятельности государственных органов провозглашались демократический централизм и участие в управлении делами государства широких народных масс. Принцип национального самоопределения населяющих Китай народов в программе отсутствовал. Решение национального вопроса было осуществлено в форме создания территориальных автономий. Общая программа являлась отправным пунктом законодательства КНР в период до принятия Конституции 1954 г. Все законы того времени издавались со ссылкой на эту программу. Все прежнее китайское законодательство отменялось. Сессия ВСНП избрала Центральный народный правительственный совет (ЦНПС), который был в восстановительный период высшим органом власти. Он представлял КНР вовне, а внутри страны осуществлял все полномочия высшего органа государственной власти. Функции главы государства выполнял ЦНПС, реализовывались же они в основном через деятельность председателя Центрального народного правительства (ЦНП). Председателем ЦНП стал Председатель ЦК Компартии Мао Цзэдун. Он же занял должность председателя Народно-революционного военного совета. ЦНПС образовал ряд высших государственных органов, вместе составлявших ЦНП. В их число вошли Административный совет - высший орган государственного управления, Народно-революционный военный совет - орган руководства всеми вооруженными силами, Верховный народный суд и Верховная народная прокуратура. В организации местных народных правительств была обобщена практика строительства органов власти в освобожденных районах. В качестве принципа устанавливалось, что народные правительства являются органами власти наряду с собраниями народных представителей. Однако, поскольку последние не созывались, народные правительства либо были единственными органами власти на местах, либо делили власть с конференциями представителей всех слоев народа, принявшими на себя функции собраний народных представителей. В течение всего восстановительного периода, а иногда и после его окончания на местах продолжали существовать военно-контрольные комитеты НОАК. Первоначально представительные органы формировались ВКК и местными народными правительствами, которые в свою очередь назначались сверху. Затем они постепенно становились выборными органами.
Характерной чертой юстиции восстановительного периода было обилие различных видов чрезвычайных судов. Кроме военных трибуналов ВКК с 1950г. стали создаваться народные трибуналы в районах проведения земельной реформы. Формально они считались палатами уездных и городских народных судов, а фактически были специальными чрезвычайными судами. В их компетенцию также входили и все дела о контрреволюционных преступлениях и бандитизме. Руководящие лица и половина членов трибуналов избирались уездными или городскими народными правительствами, другая половина избиралась конференциями народных представителей или делегировалась народными организациями, либо избиралась на собраниях крестьян или членов крестьянских союзов. Приговоры народных трибуналов подлежали утверждению народных правительств городов и уездов или вышестоящих правительственных органов. В марте 1952 г. Административным советом были учреждены народные трибуналы на период массовой кампании «сань фань» («против трех зол» - коррупции, расточительства и бюрократизма). Эти трибуналы создавались во всех учреждениях, от окружных управлений и выше, и в воинских частях и соединениях, от полка и выше. Они могли приговаривать к любым мерам наказания, с последующим утверждением вышестоящими правительственными или военными инстанциями. Председателями трибуналов назначались, председатели городских народных судов. Приговоры этих трибуналов, если они предусматривали смертную казнь или длительное лишение свободы (от десяти лет и более), подлежали утверждению вышестоящими правительственными органами. В марте 1951 г. ЦНПС принял Временное организационное положение народных судов КНР, Временное организационное положение Верховной народной прокуратуры Центрального народного правительства и Общие принципы организации местных народных прокуратур.1
В 1952 г. был завершен восстановительный период. К концу его было не только восстановлено промышленное и сельскохозяйственное производство в стране, но и превзойден его довоенный уровень. Правящая партия коммунистов взяла курс на широкомасштабное плановое экономическое строительство. В 1952 г. ЦК КПК разработал генеральную линию на переходный период, предусматривавшую «строительство социализма» в стране.
Основные положения генеральной линии КПК на переходный период вошли в государственный документ самого высокого ранга - Конституцию
_________________________
1 История Китая / под ред. А.В. Меликсетова. – М.: МГУ, 2002 – С. 609
КНР. Предложение о подготовке проекта конституции было внесено в ЦНПС высшим органом правящей партии через Единый народно-демократический фронт в начале 1953 г.
13 января 1953 г. ЦНПС КНР принял Постановление о созыве Всекитайского собрания народных представителей и местных собраний народных представителей. Одновременно были образованы комиссии по выработке проектов Закона о выборах и Конституции КНР. Закон о выборах предусматривал избрание высшего органа власти Всекитайского собрания (съезда) народных представителей (ВСНП), который должен был принять конституцию. Его избрание предусматривалось путем многостепенных выборов собраниями (съездами) народных представителей (СНП), войсковыми избирательными единицами, а также административным органом - комиссией по делам китайских граждан за границей. Впервые в истории КНР всеобщие выборы проходили в период с мая 1953 г. по август 1954 г. Они не проводились в некоторых национальных районах, где еще не была осуществлена земельная реформа и другие преобразования. Первая сессия ВСНП первого созыва открылась в Пекине 15 сентября 1954 г. Конституция была принята 20 сентября и вслед за ней - пять органических (организационных) законов, определяющих принципы формирования, построения и деятельности государственных органов (ВСНП, Государственного совета, местных СНП и народных правительств, судов и прокуратур). В отличие от Общей программы НПКСК Конституция 1954 г. ставила задачу построения социалистического общества и в качестве основных задач переходного к социализму периода называла постепенное осуществление социалистической индустриализации, завершение социалистических преобразований в сельском хозяйстве, кустарной промышленности, а также в капиталистической промышленности и торговле.1
КНР определялась как государство народной демократии, власть в котором "принадлежит народу в лице Всекитайского собрания народных представителей и местных собраний народных представителей» (ст.2).
_________________________
1 Жуков, Е.М. Всемирная история / Е.М. Жуков, Т.I. - М.: ГИПЛ, 1955-1965 - С. 456
Государственный сектор является социалистическим сектором хозяйства, основанным на общенародной собственности. Государство, согласно закону, охраняет право собственности крестьян на землю и другие средства производства (ст.8). Труд является делом чести всех трудоспособных граждан
(ст.16). Что касается государственной структуры, то высшим органом государственной власти является Всекитайское Собрание народных представителей (ст.21), которое является единственным органом, осуществляющим законодательную власть в стране (ст.22). Значительная самостоятельная компетенция была предоставлена Постоянному комитету ПК ВСНП. Определены функции Всекитайского Собрания народных представителей: вносит изменения в Конституцию, принимает законы, избирает Председателя и заместителя Председателя Китайской Народной Республики и др. (ст.27) В систему высших органов власти Конституция ввела институт Председателя КНР, статус которого явился некоторой модификацией правового положения председателя ЦНП (ст.39). Административный совет заменялся Государственным советом - центральным правительственным органом, ведавшим в полном объеме всеми отраслями управления страны (ст.47). А также провозглашалось равенство всех граждан перед законом, которые имеют право избирать и быть избранными (ст.85), исключение составляют лица, лишённые по закону этих прав (ст.86).1
В полномочия высших органов вскоре после принятия Конституции пришлось внести существенные изменения. Уже на 2-й сессии ВСНП I созыва (1955 г.) ПК ВСНП было предоставлено право издания "частных законоположений". Однако последующая практика нормотворческой деятельности позволяет сделать вывод, что законодатель имел в виду, прежде всего возможность внесения изменений в законы, принятые собранием. С конца
50-х гг. ПК ВСНП стал единственным законодательным органом страны, так как законодательная деятельность ВСНП постепенно прекратилась.
_________________________
1 Садиков, В.Н. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права зарубежных стран / В.Н. Садиков. - М.: Проспект, 2002 - С. 692
Представительные органы создавались во всех традиционных единицах административно-
§4 Деформация государственного строя КНР в период «большого скачка» и «культурной революции» (1958- 1976 гг.).
«Большой скачок» - название массовой политической кампании,
организацией которой ставилась задача многократного увеличения экономической мощи Китая в кратчайший исторический срок. «Большой