Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:19, курсовая работа
Актуальность данной темы не вызывает сомнений. Китай вызывал у всех интерес еще с давних времен, но его значительные успехи на современном этапе, обострили внимание к этой стране. Китай был и остается страной, которая дала миру богатую традициями, правовыми обычаями и законами культуру. Стремительно и быстро развивается современный Китай, заставляя остальные страны восхищаться переменами в области государственного управления, экономики и права.
Глава I. Эволюция государственного строя Китая в ХХ веке
§1. Синьхайская революция 1911 г. и падение монархии
§2. Государственный строй гоминдановского Китая
§3. Образование и развитие Китайской Народной Республики
§4. Деформация государственного строя КНР в период
«большого скачка» и «культурной революции» (1958- 1976 гг.)
§5.Китайское государство в период строительства
регулируемой рыночной экономики
Глава II. Эволюция права Китая в ХХ веке
§1. Право империи Цинов
§2. Право Китайской Республики (1912-1949 гг.)
§3. Право Китайской Народной Республики
Заключение
Библиография
_________________________
1 Жуков, Е.М. Всемирная история / Е.М. Жуков, Т.I. - М.: ГИПЛ, 1955-1965 - С.461
скачок» был провозглашен в 1958 г. В августе 1957 г. Госсоветом принимается
Постановление по вопросам трудового перевоспитания, в соответствии с которым административные органы получили возможность заключать в
специальные лагеря на неопределенный срок лиц, не совершивших уголовных
преступлений. Принятие этого Постановления вызвало появление мест лишения свободы нового вида - воспитательно-трудовых учреждений.1
«Большой скачок» как политическая кампания был направлен на выполнение утопической задачи многократного увеличения в короткий срок производства важнейших видов промышленной продукции за счет мобилизации трудовых ресурсов, увеличения продолжительности рабочего времени и сокращения заработной платы. Одновременно в сельском хозяйстве стала проводиться «коммунизация» деревни, в ходе которой произошло укрупнение ранее созданных сельскохозяйственных производственных кооперативов. Появившиеся в результате этого укрупнения народные коммуны взяли на себя полномочия местных органов власти. Период «большого скачка» и коммунизации связан с упадком роли представительных органов. Несостоятельность политики «большого скачка» выяснилась быстро, и уже вначале 60-х гг. началась политика «урегулирования», в ходе которой произошло возвращение к разрушенной в период «большого скачка» системе управления экономикой, восстановлению и укреплению элементов хозрасчета на предприятиях, принципов материальной заинтересованности работников. Был подвергнут серьезному пересмотру и вопрос о народных коммунах, произведено их разукрупнение, введены в их деятельность элементы хозрасчета и пр. Однако период «урегулирования» не был продолжительным. Уже в 1962г., после очередного пленума ЦК КПК, началась «кампания за социалистическое воспитание», в ходе, которой экстремистское крыло руководства КПК во главе с Мао Цзэдуном путем раздувания культа личности и искусственного обострения классовой борьбы стремилось обеспечить внутренние условия для претворения в жизнь своего «особого» курса. В
_________________________
1 Черниловский, З.М. Всеобщая история государства и права/ З.М. Черниловский. – М.: Москва, 1986 – С. 498
1964г. в рамках «социалистического воспитания» развернулась другая широкая кампания, получившая название «учиться стилю работы у НОАК». Армия была объявлена непревзойденным образцом для партии и всего народа. Наиболее деструктивная кампания тех лет («пролетарская культурная революция»), продолжавшаяся с 1966 по 1976 г., означала левоэкстремистский переворот, в ходе которого были подвергнуты слому конституционная система государственных органов и уставная система организаций и комитетов КПК.
В самом начале она носила характер проработки на страницах печати ряда литераторов и ученых. Затем к ней были подключены отряды молодежи: хунвэйбины («красногвардейцы» или «красные охранники») из числа учащихся школ и вузов и цзаофани («бунтари») из других слоев населения. Умело направляемые лидерами «культурной революции» и поддерживаемые воинскими частями, эти отряды были брошены на погром местных и некоторых центральных государственных, партийных органов, профсоюзных и молодежных организаций, научно-исследовательских институтов и пр. Военные составили костяк порожденных «культурной революцией» новых органов власти - так называемых ревкомов, которые заменили собой и местные парткомы и комитеты всех общественных организаций, которые практически прекратили свое существование. Репрессии затронули многие миллионы людей. Карательные функции в период «культурной революции» осуществляли объединенные под военным контролем специальные органы, «комиссии по искоренению контрреволюции», «органы (комитеты, отделы, штабы) пролетарской диктатуры» или просто «органы диктатуры».
Главной задачей XI съезда КПК 1969 г. стало формирование высшего руководства партии, что свелось к почти полному включению «пролетарского штаба» в состав политбюро ЦК КПК. Партия воссоздавалась сверху и снизу. После центральных органов стали формироваться низовые ячейки и парткомы. С окончанием формирования парткомов провинциального уровня «ревкомы» стали выполнять преимущественно функции местных правительств. Конституционное закрепление «ревкомов» в качестве правительственных органов произошло в 1975 г. Но до этого состоялся еще один съезд КПК (X), когда в состав ЦК вошли и некоторые ранее ошельмованные члены политбюро и другие партийные деятели высокого ранга, в том числе и Дэн Сяопин (впоследствии его кооптировали в состав политбюро).
Во время «культурной революции» только что начавшие создаваться правовые основы государства были разрушены. «Культурная революция» создала свою государственно-политическую систему, которая до 1975 г. не имела даже формального подобия конституционно-правового закрепления. Только в 1975 г. первой и единственной сессией ВСНП четвертого созыва была принята новая Конституция КНР, которая была значительным регрессом по сравнению с первой, Конституцией 1954 г. Это был чрезвычайно краткий (всего 30 статей) документ. Новая Конституция была призвана легализовать некоторые институты и политические установки, порожденные «культурной революцией». «Ревкомам» фактически придавался статус органов, составлявших политическую основу государства. Формально они объявлялись лишь постоянными органами местных СНП, но им были предоставлены равные с собраниями полномочия, к тому же СНП на практике не созывались. Конституция 1975 г. упразднила пост Председателя КНР и такие институты, как Государственный комитет обороны и Верховное государственное совещание. Ею были значительно сужены полномочия ВСНП И ПК ВСНП, из ее текста были исключены положения о гарантиях и правах депутатов ВСНП, положения о его постоянных комиссиях, упразднена прокуратура и пр. В Конституцию не вошли прежние установления о национальном равноправии и равенстве граждан перед законом, о запрещении дискриминации и гнета в отношении любой национальности и пр.1
§5 Китайское государство в период строительства регулируемой рыночной экономики.
Возвратился на политическую арену страны Дэн Сяопин, избранный в том же году на XI съезде КПК заместителем Председателя ЦК КПК и ставший
_________________________
1 Васильев, Л.С. История Востока / Л.С. Васильев, Т.I. - М.: Высшая школа, 2005 - С. 175
набирать все больший политический вес в руководстве партии и страны. Вскоре он стал фактическим лидером партии и государства. В октябре 1977 г. ПК ВСНП принял постановление о внесении изменений в Конституцию КНР. Конституция 1978 г. была ярко выраженным компромиссным документом, сочетавшим установки нового китайского руководства с некоторыми лозунгами «культурной революции». В Конституции нашли закрепление даже политические институты «культурной революции» (например, «ревкомы»), но вместе с тем были восстановлены положения Конституции 1954 г. о запрещении дискриминации и гнета в отношении любой национальности, о гарантиях гражданских прав, о прокуратурах и др. Конституция КНР 1978 г. действовала чуть более четырех лет. За этот период в нее дважды вносились существенные изменения, одно из которых было связано с упразднением «ревкомов», другое - с введением нового института - постоянных комитетов местных СНП.
Действующая Конституция КНР была принята 4 декабря 1982 г. В ней определялась политическая сущность государства, как демократическая диктатура народа, т.е. пролетариата. Из нее были устранены все формулировки и установки, порожденные «культурной революцией». В отношении регулирования организации и деятельности государственных органов Конституция 1982 г. вернулась почти полностью на позиции первой Конституции КНР, но Председатель КНР не является теперь главнокомандующим вооруженными силами и не созывает Верховные государственные совещания. Вслед за Конституцией были приняты законы об организации ВСНП, Госсовета, местных СНП и местных народных правительств, а также законы о выборах ВСНП и местных СНП. В Конституцию КНР дважды вносились поправки. Поправки касались отдельных статей Конституции и в основном отражали новый этап в развитии страны - строительство рыночной экономики при сохранении макрорегулирующей роли государства.1
_________________________
1 Всемирная история / под ред. М.И. Смирновой, Т.VII. – М.: Норма, 2002 - С. 312
Конституция КНР гласит: «Китайская народная Республика есть социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян; Социалистический срок есть основной строй КНР. Запрещается любым организациям или отдельным лицам подрывать социалистический строй» (ст.1). Вся 2 Глава Конституции, гласит о равенство всех граждан перед законом и государство обязано соблюдать и защищать права человека. В ст.52-56, в качестве конституционных обязанностей устанавливается: защита единства государства и сплоченности всех национальностей страны, соблюдение Конституции и законов, сохранение общественной собственности, воинская служба (ст.55) .1 В КНР происходит постоянное обновление законодательства о порядке формирования и организации государственных органов. Новые социально-экономические реалии Китая нашли отражение в некоторых статьях о функциях местных органов народной власти. На лицо и тенденция к демократизации формирования ПК СНП, избрания руководства местных правительств, судов и прокуратур.2 В КНР не принята концепция разделения властей. Органами государственной власти являются только представительные органы, которым снизу доверху принадлежит полнота государственной власти. Различаются: органы государственной власти (высшие и местные), органы государственного управления (высший орган общей компетенции – правительство, и местные – исполнительные комитеты собраний народных представителей), органы суда и прокуратуры. К числу высших органов государственной власти относятся: Всекитайское собрание народных представителей – верховный орган государственной власти, его Постоянный комитет и Председатель Республики. Всекитайское собрание народных
представителей избирается на 5 лет. Депутаты ВСНП должны совмещать депутатскую работу с трудом на производстве, в учреждениях и т.д. ВСНП – орган однопалатный. У него нет постоянного председателя и постоянного
_________________________
1 Конституция КНР 1982 г.; www.asia-business.ru
2 Всемирная история / под ред. М.И. Смирновой, Т.VII. - М.: Норма, 2002 - С. 314
руководящего органа. Заседаниями руководит президиум сессии, который избирается на каждой сессии. Члены президиума председательствуют на заседаниях обычно поочерёдно. ВСНП создаёт отраслевые (специализированные) постоянные комиссии. Своеобразное положение в системе высших органов государственной власти занимает Постоянный комитет ВСНП. С одной стороны, он орган ВСНП, с другой стороны, это высший орган государственной власти, имеющий самостоятельные полномочия, которые он осуществляет независимо от того, заседает или не заседает ВСНП. Главой государства является Председатель КНР. Его полномочия сводятся преимущественно к изданию актов, которыми оформляются решения ВСНП и его Постоянного комитета. Полномочия председателя на практике ограничены, все важные решения принимаются центральными органами Коммунистической партии Китая, в соответствии с которыми и действует Председатель КНР. Избирается на 5 лет. Одно и то же лицо не может быть избрано на эту должность более двух раз подряд. К числу высших органов государственного управления относится Государственный совет, но большую, а иногда и решающую роль играет Центральный военный совет. Центральными органами отраслевого управления являются министерства и ведомства. Государственный совет характеризуется Конституцией как центральное народное правительство, исполнительный орган государственной власти и высший государственный административный орган. Государственный совет осуществляет полномочия, подобные полномочиям правительства в других странах. Вместе с тем между сессиями ВСНП и заседаниями постоянного комитета, он может издавать по экономическим вопросов акты, которые обычно принимаются в виде закона, многие принимаются в виде совместных решений с ЦК Компартии Китая.
В стране происходит постоянное обновление законодательства. Была завершена новая редакция Закона о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей, Закона об организации местных собраний народных представителей и местных народных правительств.1
_________________________
1 Государственный и Политический строй Китая; www.easttime.ru
Глава II
Право Китая в ХХ веке
§1 Право империи Цинов.
Цинский Китай имел два систематизированных свода законов, один из которых относился к государственному и административному праву, другой - к уголовному, гражданскому и семейному. Первый свод законов (Дацин хуэйдянь) содержал детальные предписания относительно функций всех правительственных учреждений. Тексты сводов законов не составлялись каждой династией заново, они вносили изменения в законы предшествовавших им династий. В результате работы кодификационной комиссии, по пересмотру минского свода законов Дамин люй, абсолютное большинство установлений династии Мин вошло в цинский свод законов в качестве основных законов (люй). Новые законы, принятые цинским двором, были включены в него в виде дополнительных постановлений (ли), пересмотр проводился раз в пять-десять лет. Этот второй свод законов назывался Дацин люйли. Из-за многообразия конституирующих и квалифицирующих преступление признаков, усиленное многовековыми наслоениями законов, подзаконных актов и их толкований он носил казуальный характер.1
Систематизация норм была своеобразной в Дацин люйли. Он состоял из семи разделов. В первом указывались виды наказаний и обстоятельства, при которых наказания могут быть смягчены, в остальных содержались составы преступлений и способы разрешения гражданских споров, причем каждый раздел был связан с деятельностью одного из министерств. Из анализа Дацин люйли следует, что в его установлениях, так или иначе, отразилась система действовавших в традиционном Китае частноправовых норм. Отношения по наследованию имущества также регламентировались достаточно развернутыми правилами. Кодекс косвенно свидетельствовал о существовании, в неразвитой форме, рынков, торговых агентов, банков, торговых товариществ,