Государтсво и право Китая в 20 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы не вызывает сомнений. Китай вызывал у всех интерес еще с давних времен, но его значительные успехи на современном этапе, обострили внимание к этой стране. Китай был и остается страной, которая дала миру богатую традициями, правовыми обычаями и законами культуру. Стремительно и быстро развивается современный Китай, заставляя остальные страны восхищаться переменами в области государственного управления, экономики и права.

Содержание

Глава I. Эволюция государственного строя Китая в ХХ веке
§1. Синьхайская революция 1911 г. и падение монархии
§2. Государственный строй гоминдановского Китая
§3. Образование и развитие Китайской Народной Республики
§4. Деформация государственного строя КНР в период
«большого скачка» и «культурной революции» (1958- 1976 гг.)
§5.Китайское государство в период строительства
регу­лируемой рыночной экономики

Глава II. Эволюция права Китая в ХХ веке
§1. Право империи Цинов
§2. Право Китайской Республики (1912-1949 гг.)
§3. Право Китайской Народной Республики

Заключение

Библиография

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая работа государство и право Китая в 20 веке.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

_________________________

1 Жуков, Е.М. Всемирная история /  Е.М. Жуков, Т.I. -  М.: ГИПЛ, 1955-1965 - С.461

скачок» был провозглашен в 1958 г. В августе 1957 г. Госсоветом принимается

Постановление по вопросам трудового пе­ревоспитания, в соответствии с которым административные органы получили возможность заключать в

специальные лагеря на неопределенный срок лиц, не совершивших уголовных

преступлений. Принятие этого Постановления вы­звало появление мест лишения свободы нового вида - воспитательно-трудовых учреждений.1

«Большой скачок» как политическая кампания был направлен на выполнение утопической задачи многократного увеличения в короткий срок производства важнейших видов промышленной продукции за счет мобилизации трудо­вых ресурсов, увеличения продолжительности рабочего времени и сокращения заработной платы. Одновременно в сельском хозяйстве стала проводиться «коммунизация» деревни, в ходе которой произошло укрупнение ранее созданных сельскохозяйственных производственных кооперативов. Появившиеся в результате этого укрупнения народные ком­муны взяли на себя полномочия местных органов власти. Период «большого скачка» и коммунизации связан с упадком роли представительных органов. Несостоятельность политики «большого скачка» выяс­нилась быстро, и уже вначале 60-х гг. началась политика «урегулирования», в ходе которой произошло возвращение к разрушенной в период «большого скачка» системе управ­ления экономикой, восстановлению и укреплению элемен­тов хозрасчета на предприятиях, принципов материальной заинтересованности работников. Был подвергнут серьезно­му пересмотру и вопрос о народных коммунах, произведено их разукрупнение, введены в их деятельность элементы хозрасчета и пр. Однако период «урегулирования» не был продолжитель­ным. Уже в 1962г., после очередного пленума ЦК КПК, на­чалась «кампания за социалистическое воспитание», в ходе, которой экстремистское крыло руководства КПК во главе с Мао Цзэдуном путем раздувания культа личности и искус­ственного обострения классовой борьбы стремилось обеспе­чить внутренние условия для претворения в жизнь своего «особого» курса. В

_________________________

1 Черниловский, З.М. Всеобщая история государства и права/ З.М. Черниловский. – М.: Москва, 1986 – С. 498

1964г. в рамках «социалистического вос­питания» развернулась другая широкая кампания, получив­шая название «учиться стилю работы у НОАК». Армия была объявлена непревзойденным образцом для партии и всего народа. Наиболее деструктивная кампания тех лет («пролетар­ская культурная революция»), продолжавшаяся с 1966 по 1976 г., означала левоэкстремистский переворот, в ходе ко­торого были подвергнуты слому конституционная система государственных органов и уставная система организаций и комитетов КПК.

В самом начале она носила характер проработки на страницах печати ряда литераторов и ученых. Затем к ней были подключены отряды молодежи: хунвэйбины («красно­гвардейцы» или «красные охранники») из числа учащихся школ и вузов и цзаофани («бунтари») из других слоев насе­ления. Умело направляемые лидерами «культурной рево­люции» и поддерживаемые воинскими частями, эти отряды были брошены на погром местных и некоторых централь­ных государственных, партийных органов, профсоюзных и молодежных организаций, научно-исследовательских институтов и пр. Военные составили костяк по­рожденных «культурной революцией» новых органов вла­сти - так называемых ревкомов, которые заменили собой и местные парткомы и комитеты всех общественных организаций, которые практически пре­кратили свое существование. Репрессии затронули многие миллионы людей. Карательные функции в период «куль­турной революции» осуществляли объединенные под воен­ным контролем специальные органы, «комиссии по искоре­нению контрреволюции», «органы (комитеты, отделы, шта­бы) пролетарской диктатуры» или просто «органы диктату­ры».

Главной задачей XI съезда КПК 1969 г. стало формирование высше­го руководства партии, что свелось к почти полному вклю­чению «пролетарского штаба» в состав политбюро ЦК КПК. Партия воссоздавалась сверху и снизу. После центральных органов стали формироваться низовые ячейки и парткомы. С окончанием формирования парткомов провинциального уровня «ревкомы» стали выполнять преимущественно функ­ции местных правительств. Конституционное закрепление «ревкомов» в качестве правительственных органов произошло в 1975 г. Но до этого состоялся еще один съезд КПК (X), когда в состав ЦК вошли и некоторые ранее ошельмованные члены политбюро и дру­гие партийные деятели высокого ранга, в том числе и Дэн Сяопин (впоследствии его кооптировали в состав политбюро).

Во время «культурной революции» только что начав­шие создаваться правовые основы государства были разру­шены. «Культурная революция» создала свою государствен­но-политическую систему, которая до 1975 г. не имела даже формального подобия конституционно-правового закрепле­ния. Только в 1975 г. первой и единственной сессией ВСНП четвертого созыва была принята новая Конституция КНР, которая была значительным регрессом по сравнению с пер­вой, Конституцией 1954 г. Это был чрезвычайно краткий (всего 30 статей) документ. Новая Конституция была призвана легализовать некоторые институты и политические установки, порожденные «культурной революцией». «Ревкомам» фактически придавался статус ор­ганов, составлявших политическую основу государства. Фор­мально они объявлялись лишь постоянными органами мест­ных СНП, но им были предоставлены равные с собраниями полномочия, к тому же СНП на практике не созывались. Конституция 1975 г. упразднила пост Председателя КНР и такие институты, как Государственный комитет обороны и Верховное государственное совещание. Ею были значительно сужены полномочия ВСНП И ПК ВСНП, из ее текста были исключены положения о гарантиях и правах депутатов ВСНП, положения о его постоянных комиссиях, упразднена прокуратура и пр. В Конституцию не вошли прежние уста­новления о национальном равноправии и равенстве граж­дан перед законом, о запрещении дискриминации и гнета в отношении любой национальности и пр.1

§5 Китайское государство в период строительства регу­лируемой рыночной экономики.

Возвра­тился на политическую арену страны Дэн Сяопин, избран­ный в том же году на XI съезде КПК заместителем Предсе­дателя ЦК КПК и ставший

_________________________

1 Васильев, Л.С. История Востока / Л.С. Васильев, Т.I. - М.: Высшая школа, 2005 - С. 175

набирать все больший полити­ческий вес в руководстве партии и страны. Вскоре он стал фактическим лидером партии и государства. В октябре 1977 г. ПК ВСНП принял постановление о внесении изменений в Конституцию КНР. Конституция 1978 г. была ярко выраженным компромиссным документом, соче­тавшим установки нового китайского руководства с некото­рыми лозунгами «культурной революции». В Конституции нашли закрепление даже политические институты «куль­турной революции» (например, «ревкомы»), но вместе с тем были восстановлены положения Конституции 1954 г. о за­прещении дискриминации и гнета в отношении любой национальности, о гарантиях гражданских прав, о прокуратурах и др. Конституция КНР 1978 г. действовала чуть более четырех лет. За этот период в нее дважды вносились суще­ственные изменения, одно из которых было связано с уп­разднением «ревкомов», другое - с введением нового ин­ститута - постоянных комитетов местных СНП.

Действующая Конституция КНР была принята 4 де­кабря 1982 г. В ней определялась политическая сущность государства, как  демократическая  диктатура народа, т.е. пролетариата. Из нее были устранены все формулировки и установки, порожденные «культурной революцией». В от­ношении регулирования организации и деятельности госу­дарственных органов Конституция 1982 г. вернулась почти полностью на позиции первой Конституции КНР, но Пред­седатель КНР не является теперь главнокомандующим воо­руженными силами и не созывает Верховные государст­венные совещания. Вслед за Конституцией были приняты законы об организации ВСНП, Госсовета, местных СНП и местных народных правительств, а также законы о выборах ВСНП и местных СНП. В Конституцию КНР дважды вносились поправки. Поправки касались отдельных статей Конституции и в основном отражали новый этап в развитии страны - строительство рыночной экономики при сохранении макрорегулирующей роли государства.1

_________________________

1 Всемирная история / под ред. М.И. Смирновой, Т.VII. – М.: Норма, 2002 - С. 312

Конституция КНР гласит: «Китайская народная Республика есть социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян; Социалистический срок есть основной строй КНР. Запрещается любым организациям или отдельным лицам подрывать социалистический строй» (ст.1). Вся 2 Глава Конституции, гласит о равенство всех граждан перед законом и государство обязано соблюдать и защищать права человека. В ст.52-56, в  качестве конституционных обязанностей устанавливается: защита единства государства и сплоченности всех национальностей страны, соблюдение Конституции и законов, сохранение общественной собственности, воинская служба (ст.55) .1 В КНР происходит постоянное обновление законода­тельства о порядке формирования и организации государ­ственных органов. Новые социально-экономические реалии Китая нашли отражение в некоторых статьях о функциях местных органов народной власти. На лицо и тен­денция к демократизации формирования ПК СНП, избра­ния руководства местных правительств, судов и прокура­тур.2 В КНР не принята концепция разделения властей. Органами государственной власти являются только представительные органы, которым снизу доверху принадлежит полнота государственной власти. Различаются: органы государственной власти (высшие и местные), органы государственного управления (высший орган общей компетенции – правительство, и местные – исполнительные комитеты собраний народных представителей), органы суда и прокуратуры. К числу высших органов государственной власти относятся: Всекитайское собрание народных представителей – верховный орган государственной власти, его Постоянный комитет   и   Председатель   Республики.   Всекитайское  собрание   народных

представителей избирается на 5 лет. Депутаты ВСНП должны совмещать депутатскую работу с трудом на производстве, в учреждениях и т.д. ВСНП – орган однопалатный. У него нет постоянного председателя и постоянного

_________________________

1 Конституция КНР 1982 г.; www.asia-business.ru

2 Всемирная история / под ред. М.И. Смирновой, Т.VII. - М.: Норма, 2002 - С. 314

руководящего органа. Заседаниями руководит президиум сессии, который избирается на каждой сессии. Члены президиума председательствуют на заседаниях обычно поочерёдно. ВСНП создаёт отраслевые (специализированные) постоянные комиссии. Своеобразное положение в системе высших органов государственной власти занимает Постоянный комитет ВСНП. С одной стороны, он орган ВСНП, с другой стороны, это высший орган государственной власти, имеющий самостоятельные полномочия, которые он осуществляет независимо от того, заседает или не заседает ВСНП. Главой государства является Председатель КНР. Его полномочия сводятся преимущественно к изданию актов, которыми оформляются решения ВСНП и его Постоянного комитета. Полномочия председателя на практике ограничены, все важные решения принимаются центральными органами Коммунистической партии Китая, в соответствии с которыми и действует Председатель КНР. Избирается на 5 лет. Одно и то же лицо не может быть избрано на эту должность более двух раз подряд. К числу высших органов государственного управления относится Государственный совет, но большую, а иногда и решающую роль играет Центральный военный совет. Центральными органами отраслевого управления являются министерства и ведомства. Государственный совет характеризуется  Конституцией как центральное народное правительство, исполнительный орган государственной власти и высший государственный административный орган.  Государственный совет осуществляет полномочия, подобные полномочиям правительства в других странах. Вместе с тем между сессиями ВСНП и заседаниями постоянного комитета, он может издавать по экономическим вопросов акты, которые обычно принимаются в виде закона, многие принимаются в виде совместных решений с ЦК Компартии Китая.

    В  стране происходит постоянное обновление законодательства. Была завершена новая редакция Закона о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей, Закона об организации местных собраний народных представителей и местных народных правительств.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_________________________

1 Государственный и Политический строй Китая; www.easttime.ru

Глава II

Право Китая в ХХ веке

 

§1 Право империи Цинов.

Цинский Китай имел два сис­тематизированных свода законов, один из которых отно­сился к государственному и административному праву, дру­гой - к уголовному, гражданскому и семейному. Первый свод законов (Дацин хуэйдянь) содержал детальные пред­писания относительно функций всех правительственных уч­реждений. Тексты сводов законов не составлялись каждой династией заново, они вносили изменения в законы предшествовавших им династий. В результате работы кодификационной комиссии, по пересмотру минского свода законов Дамин люй, абсолютное большинство установлений династии Мин вошло в цинский свод законов в качестве основных законов (люй). Новые законы, принятые цинским двором, были включены в него в виде дополнительных постановле­ний (ли), пересмотр проводился раз в пять-десять лет. Этот второй свод законов назывался Дацин люйли. Из-за многообразия конституирующих и квалифицирующих преступление признаков, усиленное многовековыми наслое­ниями законов, подзаконных актов и их толкований он носил казуальный характер.1

Систематизация норм была своеобразной в Дацин люй­ли. Он состоял из семи разделов. В первом указывались виды наказаний и обстоятельства, при которых наказания могут быть смягчены, в остальных содержались составы пре­ступлений и способы разрешения гражданских споров, причем каждый раздел был связан с деятельностью одного из министерств. Из анализа Дацин люйли следует, что в его установлениях, так или иначе, отразилась система действовавших в традицион­ном Китае частноправовых норм. Отношения по наследованию иму­щества также регламентировались достаточно развернуты­ми правилами. Кодекс косвен­но свидетельствовал о существовании, в неразвитой форме,    рынков,  торговых    агентов,    банков,    торговых   товариществ,

Информация о работе Государтсво и право Китая в 20 веке