Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:19, курсовая работа
Актуальность данной темы не вызывает сомнений. Китай вызывал у всех интерес еще с давних времен, но его значительные успехи на современном этапе, обострили внимание к этой стране. Китай был и остается страной, которая дала миру богатую традициями, правовыми обычаями и законами культуру. Стремительно и быстро развивается современный Китай, заставляя остальные страны восхищаться переменами в области государственного управления, экономики и права.
Глава I. Эволюция государственного строя Китая в ХХ веке
§1. Синьхайская революция 1911 г. и падение монархии
§2. Государственный строй гоминдановского Китая
§3. Образование и развитие Китайской Народной Республики
§4. Деформация государственного строя КНР в период
«большого скачка» и «культурной революции» (1958- 1976 гг.)
§5.Китайское государство в период строительства
регулируемой рыночной экономики
Глава II. Эволюция права Китая в ХХ веке
§1. Право империи Цинов
§2. Право Китайской Республики (1912-1949 гг.)
§3. Право Китайской Народной Республики
Заключение
Библиография
_________________________
1 Фелиппенко, Б.Л. Право Китая в Новое / Б.Л. Фелиппенко. – М.: Норма, 1981 – С. 287
акционерного капитала. Нормы обычного права в императорском Китае в основном порождались низовыми социальными структурами (кланами, деревенскими общинами, купеческими гильдиями и т. д.) и действовали в рамках этих структур. Оценивая значение пестроты китайского обычного права, в системе социального регулирования традиционного Китая, следует иметь в виду, что китайский деспотизм на долгие века законсервировал хозяйственно-автоматизированно
§2 Право Китайской Республики (1912-1949 гг.)
Первым кодексом законов, принятым в Китае после Синьхайской революции, было Уголовное уложение 1912 г. (411 статей). В него был внесен
ряд изменений, и оно было переименовано в Уголовный кодекс (УК), который
_________________________
1 Крашенинникова, Н.А История государства и права зарубежных стран / Н.А. Крашенинникова, О.А. Жидков, Ч.2. - М.: НОРМАМ, 2001 - С. 319
действовал в редакции 1935 г. (357 статей). Уложение и УК вобрали в себя много прогрессивных по тем временам положений уголовного права. Например, в принципе отрицалось назначение наказания по аналогии. Почти целиком заимствованный из уголовного законодательства Японии, Франции, Бельгии, Германии и Нидерландов, этот Кодекс внес в уголовное право Китая много новых идей и институтов. В области гражданско-правовых отношений продолжали действовать относящиеся к гражданскому праву положения Дацин люйли. Вместе с тем был принят ряд важных для предпринимателей законов, регулирующих имущественные отношения в некоторых специальных областях, например Горнопромышленный устав 1914 г., Лесной устав 1915 г. Большую роль во внедрении положений западного права в судебную практику сыграл Верховный суд, выполнявший в те годы определенные нормотворческие функции. Своими решениями он приспосабливал законодательство Цинской династии к потребностям буржуазии и таким же путем заполнял многочисленные пробелы гражданского законодательства, ссылаясь при отсутствии законов и обычаев на принципы права, в роли которых, применялась европейская буржуазная правовая доктрина. В последующие два этапа реформы национального права, в кодификационных работах возобладали стремления к большему учету особенностей национальной правовой культуры, правосознания китайского народа, специфики мышления юристов страны, что выразилось, в частности, в том, что законодатели стали постепенно вводить в нормативные акты чисто китайские правовые понятия. Все упомянутые кодексы в соответствии с вековыми традициями Китая устанавливали повышенную уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и честь родственников. Характерно, что Кодекс 1935 г. вернулся в некоторых вопросах к регулированию экономических отношений по дореволюционному законодательству, отмененному Уголовным уложением 1912 г. Гражданский оборот в Китае не достиг той степени свободы, когда его функционирование полностью обусловливается экономическими интересами, не допускающими какого-либо волевого вмешательства извне. Внеэкономическое волевое давление оказалось весьма эффективным в период интенсивного развития в Китае капиталистических отношений. Проект Гражданского кодекса Китайской Республики был принят по частям в 1929-1930 гг. и полностью вступил в действие в мае 1931 г. Гражданский кодекс (ГК) Китайской Республики был разработан с ориентацией на соответствующий кодекс Японии и Германское гражданское уложение (ГГУ). Вместе с тем гоминдановский ГК имел свои особенности. Многие его положения прямо отсылали к нормам обычного права, которые в ряде случаев противоречили законам.
В целом гоминдановский ГК регулировал имущественные отношения в общей форме. Многие вопросы промышленной и торговой деятельности им не охватывались, что требовало разработки отдельных законов, которые в совокупности позволяли говорить о появлении в Китае торгового права. Положение о торговых товариществах, Законы о купеческих гильдиях, о биржах, о страховании, Закон о банках, Земельный закон и Временное положение о патентах. Одновременно с законом принимались подробные правила о порядке его применения.
На конец 20-х - начало 30-х гг. под воздействием требований, выдвигавшихся рабочими, приходится всплеск гоминдановского трудового законодательства. Приказом Чан Кайши были ведены в действие Временные правила работы арбитражных комиссий и правила урегулирования конфликтов между рабочими и предпринимателями для Шанхая. По их образцу и в других городах. По мере расширения территории, подвластной Нанкину, стали разрабатываться и общегосударственные акты. Одним из первых был выработан Закон об урегулировании конфликтов между рабочими и предпринимателями. В 1930 г. был опубликован Закон о коллективных договорах, в 1931г. - Положение о технике безопасности, а в 1936 г. - Закон о минимуме заработной платы. Основные гоминдановские законы были сведены в Люфа цюанъшу - Полную книгу шести законов, в которую вошли законодательные нормы, сгруппированные по следующей схеме: конституционное право, гражданское право, гражданско-процессуальное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, административное право, куда включалось трудовое, финансовое и земельное право. Однако реальные результаты усилий Гоминьдана модернизировать правовую систему страны оказались незначительными, этому препятствовала раздробленность страны и длившаяся весь этот период гражданская война.1
§3 Право Китайской Народной Республики.
Еще до образования КНР в феврале 1949 г. директивой ЦК КПК было отменено действие гоминдановского законодательства на территории освобожденных районов. Взамен старого законодательства судам и правительственным органам было предложено руководствоваться установлениями, выраженными в «программах, положениях, приказах, постановлениях и других документах, опубликованных народными правительствами и Народно-освободительной армией, а при отсутствии их - политикой новой демократии». Вместе с провозглашением Китайской советской республики съездом советов были приняты законы о земле и труде. По первому закону земли милитаристов, помещиков и зажиточных крестьян («кулаков»), а также храмовые земли подлежали конфискации и распределению между бедняками и середняками наравне. «Кулакам» вместо конфискованной предоставлялась земля худшего качества. У всех указанных категорий землевладельцев, кроме «кулаков», конфисковывалось все имущество, у «кулаков» - только «лишний» скот и сельскохозяйственные орудия. Закон о труде устанавливал на предприятиях 8-часовой рабочий день для взрослых и 4-6-часовой - для подростков, еженедельный оплачиваемый день отдыха, ежегодные отпуска для всех лиц наемного труда, равную плату за равный труд, систему коллективных договоров и социального страхования, а также свободу деятельности профсоюзов.
Первым нормативным актом, принятым ЦИК КСР, явилось Положение о
браке от 28 ноября 1931 г., которое было усовершенствовано - Законом о браке (8 апреля 1932 г.). Оба законодательных акта провозглашали свободу
_________________________
1 Никифорова, Ф.П. Право Китая / Ф.П. Никифорова. - М.: Норма, 1975 - С. 178
брака и развода, объявляли об упразднении заключения брака по воле родителей, запрещали куплю-продажу невест, полигамию и полиандрию и пр. Были приняты также акты, устанавливающие новые основы судопроизводства. Эти акты, устанавливая общие принципы уголовной ответственности за эти преступления, предоставляли судам широкие полномочия детализировать их в каждом конкретном случае.
В области гражданского права в КСР были приняты Временные правила о вложении капиталов в торговые и промышленные предприятия (1 января 1932г.) и Временные правила о ссудах (1 февраля 1932 г.). Предусматривалось также и проведение социальных преобразований, направленных на разрушение феодальной системы землевладения, на ликвидацию жестоких форм эксплуатации крестьян. В силу разобщенности освобожденных районов, объединенных только политическим и военным руководством КПК, законодательство этого времени носило сугубо партикулярный, разрозненный характер, который сохранился и после образования КНР правовой. До 1954 г. страна была разделена на большие административные районы, военно-административные комитеты которых осуществляли обширное нормотворчество. Некоторые нормативные акты этих районов помещались в общекитайских сборниках законов и постановлений, особенно по вопросам, еще не отрегулированным национальным законодательством.
Правотворчество КНР отличалось в эти годы многосубъектностью, которая выражалась в предоставлении нормотворческих прав широкому кругу властных органов. Кроме властей больших административных районов субъектами местного правотворчества выступали военно-контрольные комитеты НОАК. С образованием КНР законодательные права в общегосударственном масштабе стали осуществлять Центральный народный правительственный совет (ЦНПС), Административный совет и комитеты этого Совета. Всего до «культурной революции» было издано 1500 законов и постановлений только на национальном уровне. Первым законодательным актом, принятым ЦНПС, был опубликованный 1 мая 1950 г. Закон о браке, продолжавший традиции семейного законодательства освобожденных районов. Закон о земельной реформе (21 июня 1950 г.), целью которого была ликвидация помещичьего землевладения. Первые акты того времени в области трудового права были приняты Всекитайской федерацией профсоюзов (Временные правила о порядке разрешения трудовых конфликтов от 20 ноября 1949 г., Временные правила о заключении договоров между трудящимися и предпринимателями на частных предприятиях от 22 ноября 1949 г. и др.). Но тогда же принимаются и государственные акты в этой области. Правила организации и работы городских комиссий третейского суда по конфликтам между трудом и капиталом. Во всех актах, касающихся взаимоотношений труда и капитала, говорилось о сочетании государственных интересов с частными, о достижении обоюдной выгоды труда и капитала и исключались забастовки как метод разрешения трудовых конфликтов. В декабре 1950 года Административным советом принимается Временное положение о частных предприятиях, создававшее определенную правовую базу для предпринимательской деятельности национальной буржуазии. В нем регулировался порядок создания, регистрации и деятельности частных предприятий, закреплялись их формы (простые товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные компании и т. п.), права и обязанности их участников и другие вопросы. Несмотря на командно-разверсточную систему в китайской экономике, в праве КНР в 50-е гг. прослеживались тенденции к формированию нескольких видов и даже групп хозяйственных договоров, регулировавшихся ведомственными инструкциями.
В самом начале 50-х гг. было принято несколько важных общекитайских нормативных актов по уголовному праву (Циркулярный приказ о строгом запрещении опиума и других наркотиков, Временное положение о наказаниях за подрыв государственной денежной системы и Временное положение об охране государственной тайны и д.р.). Законодатель КНР в уголовном праве шел по пути издания нормативных актов об уголовной ответственности по группам однородных преступлений. Помимо перечисленных специальных актов вопросы уголовного права, в первые годы существования КНР, решались и в законодательных актах, относящихся к другим отраслям права. Издававшиеся в восстановительный период законы далеко не всегда были совершеннее своих предшественников в освобожденных районах. Уже незадолго до принятия первой Конституции КНР в августе 1954 г. появился первый общегосударственный акт, регулирующий вопросы исправительно-трудового права. Административным советом было принято Положение о трудовом перевоспитании. В этом положении определялись виды исправительно-трудовых учреждений, регулировалась их воспитательная и производственная деятельность, определялся порядок содержания заключенных. Были приняты Временные правила о порядке освобождения заключенных исправительно-трудовых учреждений после отбытия ими срока наказания и об их трудоустройствею.1
Принятие Конституции КНР 1954 г. и конституционных органических законов вызвало к жизни большой поток нормативных актов, приводивших правовую систему страны в соответствие с конституционными положениями. В середине 50-х гг. была несколько смягчена карательная политика в отношении противников режима. В 1957 г. постановлением сессии ВСНП был закреплен принцип, согласно которому все приговоры к смертной казни подлежали утверждению Верховного народного суда. В эти годы Госсоветом КНР был принят также и ряд важных актов по трудовому праву (регулирующие отпуска,
пенсионное обеспечение, порядок увольнения рабочих и служащих и другие
вопросы трудового права). В целом объем правотворческой деятельности высших государственных органов был довольно значителен. При этом, не было принято ни одного кодекса. Следовательно, не было и сколько-нибудь целостной системы права и сам процесс создания правовых основ государства был далек от завершения.
Нигилистические тенденции по отношению к праву и законности, в том числе и к правовым основам государства, впервые открыто проявились во
______________________
1 Гудошникова, Л. М. Правовые аспекты модернизации в КНР / Л. М. Гудошникова.- М.: Знание, 1990 - С. 160
время кампании борьбы против «правых буржуазных элементов» в 1957 г. Этой кампании предшествовала «необыкновенная весна» 1957 г., когда были выдвинуты призывы к «безбоязненному» развертыванию критики ошибок и недостатков в работе партийно-государственного аппарата. Существовало много нормативных предписаний, распространявшихся в закрытом порядке по различным учреждениям. Постепенно такой порядок стал нормой государственной жизни. Число публикуемых актов сначала сократилось, затем перестали публиковаться совсем. Проявления правового нигилизма усилились в период «большого скачка». Право стало рассматриваться исключительно как орудие подавления, необходимое лишь «для борьбы с врагами народа». Сама «культурная революция» вылилась в вакханалию произвола и беззакония, санкционированную властями. Согласно принятому ЦК КПК решению от 8 августа «революционные учащиеся» (т. е. хунвэйбины) заранее освобождались от ответственности за совершение «в ходе движения» преступления. Это открыло путь стихии грубого насилия. В годы «культурной революции» закрепилась практика расправ на «судах масс» с участием десятков тысяч зрителей, мобилизованных для заслушивания и «одобрения» заранее вынесенных приговоров. Для которых было характерно выставление подставных свидетелей, составление обвинительных заключений на основе ложных доносов или показаний обвиняемых, полученных под пыткой и д.р.
В социально-экономической сфере в период «культурной революции» проводилась политика превращения страны в большую военизированную коммуну, осуществления системы уравнительного снабжения едой и предметами первой необходимости. Впоследствии «культурная революция» была официально охарактеризована как «действительно потрясающее, чудовищное бедствие для нашего многонационального народа».1
Восстановление правовой системы КНР после «культурной революции»
связано, прежде всего, с введением в действие Конституции КНР 1978 г., ставшей первоначальной правовой базой этого процесса. В том же году на
_________________________
1 Фицджеральд, Ч.П. История Китая / Ч.П. Фицджеральд. - М.: Феникс, 2004 – С. 280
Всекитайском совещании по вопросам законодательного строительства была обнародована правовая программа, в которой в качестве приоритетных направлений было определено принятие нормативных актов в хозяйственной и природоохранной сферах, в охране общественного порядка и организации государственных органов.
Впервые после пятнадцатилетнего перерыва нормативные акты были опубликованы в начале 1979 г. Ими были Положение об арестах и задержаниях; введенный в экспериментальном порядке Закон КНР о лесном хозяйстве (Лесной кодекс КНР). На состоявшейся в 1979 г. сессии ВСНП были приняты Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, законы об организации местных органов власти и управления, народных судов и народных прокуратур, а также Закон о совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом. Этот закон положил начало целой серии законодательных и иных нормативных актов, направленных на создание в стране благоприятного иностранным вкладчикам инвестиционного климата.
В дальнейшем хозяйственное законодательство, закрепляющее курс III пленума ЦК КПК 1978 г. на модернизацию страны, стало самым многочисленным (70% действующих актов). Вместе с ним получили первоочередное развитие акты, направленные на создание эффективных мер борьбы с преступностью.
Последовавший за принятием Конституции КНР 1982 г. Период характеризовался довольно бурным, но в то же время и достаточно осмотрительным правовым строительством - многие нормативные акты принимаются в качестве временных положений, широко практикуется издание актов, проходящих экспериментальную проверку на практике. В 1986 г. были введены в действие Общие положения гражданского права. Их содержание оказалось близко к функциям традиционно понимаемой Общей части Гражданского кодекса. По отдельным гражданско-правовым институтам китайский законодатель предпочитает принимать отдельные законы, в которых возникает потребность и для которых созрели условия. Были изданы также законы о хозяйственном договоре (1981 г.), о товарных знаках (1982 г.), о внешнеэкономическом договоре (1989 г.), о наследовании (1985 г) и д.р.