Государственный строй монгольской империи

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 00:09, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Монголы один из древнейших народов Центральной Азии, имеющий богатую историю и внесший свой вклад в развитие мировой цивилизации. Между тем история монгольского народа на всем ее протяжении не получила одинаково достоверного и правдивого освещения в научной литературе. Это относится, прежде всего, к древней и средневековой истории Монголии, особенно к периоду существования Монгольской империи и деятельности Чингисхана.

Содержание

ГЛАВА 1. Становление Монгольского государства…………………………………….…4
1.1.Монголия до образования государства…………………………………….…….4
1.2.Образование Монгольской империи……………………………………….…….4
ГЛАВА 2. Устройство жизни общества монгольской империи…………………….……..8
2.1.Общественное устройство. ……………………………………………………….8
2.2.Военное устройство Монгольской империи. ………………….……………….12
2.3. Судебная система Монголии в XIII веке по «голубой книге» указов Чингисхана…………………………………………………………………………………….16
ГЛАВА 3. Государственный строй………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

кр.р история отеч и гос...doc

— 198.50 Кб (Скачать)

      Все взрослые и здоровые мужчины считались  воинами, которые в мирное  время  вели свое хозяйство, а в военное время брались за оружие. Такая организация обеспечила Чингисхану возможность увеличить свои вооруженные силы примерно до 95 тыс. воинов.

Отдельные сотни, тысячи и тумены вместе с территорией  для кочевания отдавались во владение тому или иному нойону. По своему характеру это было таким же феодальным пожалованием, какие еще до образования государства стали обычными во взаимоотношениях между нойонами и нукерами. Но теперь это превратилось в государственную систему. Великий хан, считая себя собственником всей земли в государстве, раздавал землю и аратов во владение нойонам, с условием, что те будут за это исправно выполнять определенные повинности. Важнейшей повинностью была военная служба. Каждый нойон был обязан по первому требованию сюзерена выставить в поле положенное число воинов. Нойон в своем уделе мог эксплуатировать труд аратов, раздавая им на выпас свой скот или привлекая их непосредственно к работе в своем хозяйстве. Мелкие нойоны служили крупным. Так при Чингисхане были заложены основы военно-ленной системы в Монголии.

      В годы правления великого хана Угэдэя (1229 – 1241) была сделана попытка наладить внутреннее управление огромной империей. Угэдэй поручил заведование финансами  своему советнику, выходцу из киданей  Елюй Чуцаю, а руководство другими военными и гражданскими делами возложил на трех темников. Большое внимание уделялось налаживанию почтовой службы, в которой были крайне заинтересованы сами завоеватели. Были приняты меры к нормализации сбора податей и выполнения повинностей подвластным населением.

      Изданный  Угэдэем закон вводил для западных стран подушную подать с совершеннолетних мужчин. С кочевников брали по голове с каждой сотни голов скота. Эта  система должна была заменить ту анархию  и произвол, которые господствовали в империи, когда каждый населенный пункт с его жителями отдавался во владение кому-либо из монгольских нойонов, бравшему с жителей, все, что хотел и сколько хотел. Указ хана устанавливал, какие сборы должны поступать в казну великого хана, а какие оставаться в распоряжении местных правителей. Была проведена перепись населения, после чего все жители оказались приписанными к определенным административным районам.

      Завоеванные страны и области отдавались в  управление местным феодалам, а специально поставленный над ними монгольский нойон отвечал за поступление дани. Наряду с этим практиковалась отдача сбора дани на откуп богатым купцам.

      К 1259 году Монгольская империя включала в свой состав огромную территорию, населенную множеством племен, народов  и народностей, говоривших на различных языках, находившихся на самых различных уровнях социально-экономического и культурного развития, имевших свои хозяйственные уклады, свои формы быта и свои навыки. Ни экономические, ни культурные интересы не связывали разнородные и разноязычные части империи между собой. Это было типичное военно-административное объединение.

      Центральную часть империи составлял домен  великих ханов – Монголия и  Северный Китай. К западу располагался улус потомков Угэдэя, в который  входили земли к востоку и  западу от Алтайских гор; центром улуса был район современного города Чугучака. Третью часть империи составлял улус потомков Джагатая, включавший восточные области Средней Азии до Аму-Дарьи. Центром этого удела был город Алмалык на реке Или (около современной Кульджи).Иран, Ирак и Закавказье входили в улус Хулагу, центром которого был Тебриз.

      Последняя, пятая, часть империи (Золотая Орда) принадлежала потомкам Джучи и составляла их улус, включавший в себя все земли, «куда доходили копыта монгольских  лошадей», т.е. все восточноевропейские владения монголов. Столицей джучидов был город Сарай в низовьях Волги, около современной Астрахани.

      Таким образом, у монгольской армии ХШ века мы видим осуществление принципов "вооруженного народа" и "территориальной" организации войска, которые в Европе получают всеобщее признание не ранее XIX ст. И надо сказать, что, быть может, никогда эти два начала, не оказались так удачно примененными к фактической обстановке, как именно в кочевой державе Чингисхана, жившей патриархальным, родовым бытом. Впоследствии, с покорением народов иной культуры, принципы эти не могли получить всеобщего применения, так что в последние годы царствования Чингисхан а, а равно, и особенно, при его преемниках, мы видим в монгольской армии вспомогательные контингенты, организованные на иных началах, — например, путем принудительного взимания или поставки местной властью определенного числа физически годных рекрутов от покоренных народов, и конечно, без соблюдения при этом территориального или родового принципов. Но составленное из кочевников ядро армии продолжало сохранять и далее основные начала своего устройства, являясь благодаря этому превосходным орудием войны в руках самого Чингисхан а и той плеяды талантливых полководцев, которых он сумел создать при жизни и передать своим преемникам на монгольском троне. 

2.3.  Судебная система  Монголии в XIII веке по «голубой  книге» указов  Чингисхана

      Образование единого централизованного Монгольского государства на рубеже XII-XIII веков  означало, прежде всего, создание государственного аппарата, формирование принципов управления и судопроизводства. Особое место в системе управления занимали органы, наделенные правом рассматривать и разрешать различные социальные конфликты, связанные с нарушением установленных правил. Началом организации органов, отправлявших правосудие в Монгольской империи, явилось назначение Чингисханом Шихихутуга Верховным судьей государства – Гурдэрин Заргу. В § 154 «Сокровенного сказания» упоминается распоряжение Чингисхана о наделении Бэлгудэя правом разрешать дела, связанные с кражей, ссорами, драками . Позже, через 4 года, в 1206 г. издан указ о назначении Шихихутуга главным судьей во всей державе .

      Лица, отвечающие за соблюдение закона в  государстве, назывались заргач. Об этом свидетельствует Рашид-ад Дин в «Сборнике летописей»: «На великом царском совете «Их Хуралдае» в 1206 г. в совершенстве владеющий китайской письменностью Чингай, служивший до этого десятником, был назначен сотником и младшим судьей». Этот факт упоминают в первом томе «Вчерашние следы монголов» Алтанша, действительный член международной Академии информатики, академик, профессор Бадарчи. Эту же историю о Чингае можно найти в летописи «Династии Юань» .

      В основе организации судов была положена численная система, согласно которой лица, занимавшие средние и высшие военные должности, осуществляли судебные функции. Соединение военно-административной и судебной функций было характерно для многих средневековых государств.

      Так, статус младшего судьи имел сотник, по отношению к которому тысячник являлся вышестоящим судом, а десятитысячник - третье звено в системе судов, в свою очередь, был вышестоящим по отношению к тысячнику . Назначенный указом Чингисхана Бэлгудэй, позже Шихихутуг имели статус главного судьи, сам хан находился на вершине пирамиды.

      Правосубъектность лиц, осуществлявших правосудие, проявлялась  в их полномочиях. В XIII в. функции  предварительного следствия и судебного  расследования не были разделены. Поэтому  расследование преступлений и назначение меры наказания за совершенные противоправные деяния было делом заргач и багатуров- хэшигтэнов.

      Прерогативой  хана было привлечение к исключительной мере наказания - к смертной казни. Согласно указу Чингисхана, судьи обязаны  были писать подробный рапорт на имя  хана о делах приговоренных к смертной казни и только после получения официального указа имели право приводить приговор в исполнение .

      В случае помилования, что также было правом хана, смертная казнь заменялась на более мягкую меру наказания. Есть факты, свидетельствующие о том, что по одним делам хан сам выносил приговор, а по другим устанавливал подсудность и передавал их тому или иному судье для решения . К исключительным полномочиям главного судьи относились:

- дача  разрешения на судебную деятельность  на основе кабалы - официального ордера;

- назначение  судей в селах и племенах;

-ежемесячная  проверка приговоров нижестоящих  судей.

      На  местах судебные функции осуществляли главы местных административно-территориальных  единиц. Так, если преступление было совершено  на территории города или против интересов города, то оно рассматривалось в городском суде.

      Должность городского судьи была ниже должности  главного судьи. Городской судья  лично осуществлял функции предварительного расследования, судебного разбирательства  и выносил приговор. Для вынесения правильного приговора по сложным, запутанным делам городской судья имел право проводить ревизию всех процессуальных документов, посланных сельскими судьями.

      Права сельского судьи были ограничены, в частности он не имел права проводить судебное разбирательство, принимать решение, выдавать свидетельство на право владения недвижимостью. По сути, сельский судья не обладал судебными полномочиями, а выполнял вспомогательные функции.

      Право вышестоящего судьи осуществлять надзор за деятельностью нижестоящих определяло характер взаимоотношений «главного судьи», назначенного ханом, и других судей.

      По  указу Чингисхана была установлена  территориальная подсудность дел, согласно которой суды делились на полевые и обычные, «домашние». К  подсудности полевых (военных) судов относились дела, связанные с потомками хана, подданными, имевшими свои территории и владения. Полевые дела разбирались на территории военного поселения военачальниками или главами местных территорий. «Сокровенное сказание» свидетельствует о том, что установление подсудности дел относилось к исключительной компетенции самого хана. Основными критериями отбора кандидатов на должность судьи были: честность, мудрость; знание, соблюдение законов; развитое логическое мышление.

Большое значение имели нравственные качества кандидатов. Судьями назначали людей мудрых, глубоко верующих, имеющих четкое убеждение, способность вникать в суть дела. Четкое знание закона служило основой этики судьи и руководством в работе.

      Великая Яса предписывала судьям особое внимание уделять анализу и проверке доказательств при расследовании и раскрытии преступных деяний. Высоко ценилось профессиональное мастерство судей по оценке доказательств и проверке свидетельских показаний, улик.

      При вступлении в должность судьи давали присягу следующего содержания: «Начиная с сегодняшнего дня я буду неукоснительно выполнять все обязательства, не уклоняясь от закона и не переступая его во всех делах, связанных с судопроизводством, регулированием спорных вопросов, примирением враждующих сторон. В случае нарушения своей присяги я готов нести любое наказание. Я беру себе в свидетели верных и надежных людей из общества».

      В случае нарушения присяги судья  смещался с должности, а также  мог быть приговорен к телесным наказаниям. Содержанием ответственности судей выступало принуждение со стороны ханской власти. Ответственность судей носила публичный характер, субъектом привлечения к ответственности выступало государство в лице хана.

      Существенная  особенность судебной власти состояла в особой процедуре, методах ее осуществления, основной постулат которых сводился к тому, чтобы разбирать права и требования сторон в равных условиях, и только при соблюдении данных положений мог быть вынесен приговор.

      Осуществление правосудия происходило в установленном процессуальном порядке, базировавшемся на принципах:

1.Законности  и взаимного исключения, а именно  для установления факта совершения  преступления следовало ответить  на вопросы: «Имело ли место  данное преступление?», «Достаточно  ли улик, доказательств, показаний свидетелей для возбуждения уголовного дела?».

2.Равенство  всех перед законом.

3. Принцип  справедливости.

4.Принцип  искоренения преступности.

5. Принцип  соответствия меры наказания  и содеянного.

6. Принцип  неизбежности наказания. 

7. Осуществление  допроса свидетелей по отдельности  с тем, чтобы путем сравнения  всех показаний установить их  разницу и уловить слабые стороны.  Различие свидетельских показаний  служило основанием для дальнейшего  изучения дела.

8. Принцип  презумпции невиновности. Одним из основных принципов судопроизводства был принцип, гласивший: « Не доказана вина - не виновен». Устанавливалось правило о недопустимости смертной казни, если вина подсудимого не доказана.

Информация о работе Государственный строй монгольской империи