Государственный строй монгольской империи

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 00:09, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Монголы один из древнейших народов Центральной Азии, имеющий богатую историю и внесший свой вклад в развитие мировой цивилизации. Между тем история монгольского народа на всем ее протяжении не получила одинаково достоверного и правдивого освещения в научной литературе. Это относится, прежде всего, к древней и средневековой истории Монголии, особенно к периоду существования Монгольской империи и деятельности Чингисхана.

Содержание

ГЛАВА 1. Становление Монгольского государства…………………………………….…4
1.1.Монголия до образования государства…………………………………….…….4
1.2.Образование Монгольской империи……………………………………….…….4
ГЛАВА 2. Устройство жизни общества монгольской империи…………………….……..8
2.1.Общественное устройство. ……………………………………………………….8
2.2.Военное устройство Монгольской империи. ………………….……………….12
2.3. Судебная система Монголии в XIII веке по «голубой книге» указов Чингисхана…………………………………………………………………………………….16
ГЛАВА 3. Государственный строй………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

кр.р история отеч и гос...doc

— 198.50 Кб (Скачать)

      Среди монголов бытовало множество обычаев  и предрассудков, которые мало изменились в эпоху завоеваний и сохранились до более поздних времен. Свои молитвы они обращали к идолам богов и духов, так называемым «онгонам», которых женщины изготовляли из войлока, шелка и других материалов. Некоторые из онгонов хранились в особых повозках, устанавливаемых за обычными жилищами и военными шатрами. В начале трапезы и в некоторых других случаях губы идолов смазывали мясом, молоком и другими продуктами. Позже особый онгон в шатрах военачальников олицетворял дух Чингисхана. Поклоняться ему под страхом смертной казни должны были все без исключения, как монголы, так и чужестранцы. Знамя («туг») Чингисхана также стало священным объектом, и монголы верили в то, что в нем обитает душа их вождя, который следит за своим народом. Ему подносили кумыс, расплескивая его вокруг. Духу Чингисхана также посвящали лошадей, на которых никто не смел ездить. Почитание духа Чингисхана является одним из самых ярких примеров культа предков, он всегда играл важную роль в религии монголов. Служащие принадлежали ко всем вероисповеданиям: среди них были шаманисты, буддисты, мусульмане и христиане.

      До  столь широкой веротерпимости, которая  господствовала в царстве Чингисхана XIII века Европа дошла только в XVIII веке, после того, как она пережила Крестовые походы для массового истребления “еретиков” и “язычников” и после нескольких столетий, в течение которых пылали костры инквизиции.

      В 1204-1205 гг. Темучин завершил объединение  всех основных монгольских племен под  своей властью. В 1206 г. на берегу Онона был созван курултай (съезд) монгольских князей, на котором Темучин был провозглашен великим ханом Монголии с титулом Чингисхан. Одновременно на Великом курултае в том же году был принята Великая Яса Чингисхана - "Свод постановлений", обнародованный Чингисханом при избрании его великим ханом. Однако из-за отсутствия письменности этот документ не был зафиксирован в документах. Итак, с утверждением феодальных отношений в монгольском обществе и образованием государства в начале XIII в. начало действовать монгольское феодальное право на уровне обычно-правовых норм.

      Великий курултай монголов избирает хана, решает сложные политические вопросы. После  завоевания и присоединения населения  земледельческих, оседлых регионов, природа империи начинает меняться. Она все больше теряет кочевнический характер. Тем не менее принципы, основанные на демократической форме решений вопросов, продолжают действовать.

      Образование единого монгольского государства  способствовало политическому объединению  страны, ликвидации политической раздробленности, развитию экономики и культуры и правовому регулированию общественных отношений на уровне обычного права как единого регулятора во всей Монголии.

      По  повелению Чингисхана с 1189 г. его  указы фиксировались. Хранение сборника-тетради Засаг доверялось самому старшему из монгольских князей того времени. Дополнения (в голубую тетрадь) вносились в 1206 1210, 1218 гг. Выявлена аналогия слова Яса с тюркским словом, имеющим такую же форму написания в словаре древнетюркского языка. Иными словами, Яса тюркская форма монгольского слова Джасак, что буквально означает закон, свод постановлений, обнародованный Чингисханом при избрании его великим ханом на Курултае в 1206 г. В нее вошли как древние обычаи и правила, так и новые, придуманные Чингисханом. На протяжении многих поколений монголы по всей Азии почитали Великую Ясу как волшебную книгу и как победный талисман. Писцы записали ее монгольским вариантом уйгурского алфавита, хотя сам Чингисхан не умел читать и не учился этому. В Великой Ясе имелись особые правила для членов Золотого Рода и, по всей видимости, законы, регулирующие деятельность войск. До нас не дошло полного текста законов, хотя из различных источников известны фрагменты.

      Яса содержала следующие заповеди: почитать добродетельных и невинных; уважать ученых и мудрецов любого народа; любить друг друга; делиться пищей; не красть; не прелюбодействовать; не лжесвидетельствовать; не предавать; защищать стариков и бедных; уважать все религии и не отдавать предпочтение ни одной. В основном все предписания касались исключительно монголов, а в том случае, если их действие распространялось и на чужеземцев, это оговаривалось особо.

      Отдельные правила можно отнести к разряду  международного права (по крайней мере, ближе к концу правления Чингисхана). Предполагалось, что великий хан послан самим Богом с целью завоевать всю землю, и поэтому непокорность и сопротивление монголам рассматривались как бунт против Бога. Если другие народности покорялись своей участи, то с ними обращались довольно хорошо, но если они сопротивлялись, то монголы высказывались примерно следующим образом: «Откуда и что нам знать? Только Вечный Бог знает, что случится с вами». Существование суверенных государств, равных по своему статусу Монгольской империи, не признавалось. Эти правила оправдывали любые жестокости и зверства, военные набеги и подавления восстаний. В них отчетливо видна воля самого Чингисхана.

      Основополагающим  принципом монгольского общества была жесткая зависимость каждого  его члена от начальников. Никто  не смел покинуть место, куда его поставил начальник, и никто не имел права сменить работу без непосредственного приказа. Бремя налогов распределяли поровну между всеми членами общества, независимо от богатства или положения. В Ясе были предусмотрены законы относительно сбора налогов, а также призыва на военную и курьерскую службу и всеобщей обязанности участвовать в великой охоте. Эту охоту устраивали зимой, не столько ради пополнения запасов дичи, сколько для военных маневров под непосредственным надзором хана, который проверял готовность своей армии к войне. При этом духовные лица всех религий, врачи и ученые освобождались от призыва и налогов.

      Уголовное право предусматривало наказания  за убийство и причинение телесных повреждений, воровство, неуважение брака, общественного порядка и правосудия. Обычным наказанием за многие проступки, в том числе и за обжорство, была смертная казнь. Серьезными преступлениями считались нарушения военной дисциплины и следующие своевольные действия: милосердие к пленным без ведома того, кто взял их в плен; укрывательство сбежавшего раба или пленника; обладание краденым конем и отказ выплатить штраф; касание ногой порога шатра военачальника. Высшим командирам нельзя было обращаться за помощью к кому-то иному, кроме Чингисхана. Жизни лишали также за мошенничество и невозможность выплатить штраф; за убийство животного по магометанскому, а не по монгольскому обычаю; за купание в проточной воде; за то, что помочился в воду, в золу или внутри юрты. Менее серьезные проступки либо облагались штрафом, либо за них назначали удары палкой. Смертная казнь представителей царского рода заключалась в том, что их заворачивали в ковер или покрывало и забивали насмерть, не проливая крови . 13 из 36 статей данного свода законов посвящено различным видам смертной казни. В 1223 году историк Чан-Чунь по указанию Чингисхана пишет летопись «Алтын шежире» («Золотая летопись»), в 1230 году Чагатай «Қупыя шежире» («Тайная летопись»), в 1240 году Угедей «Алтын даптер» («Золотая тетрадь»), благодаря которым историки имеют возможность исследовать походы Чингисхана и его потомков.  

2.2.Военное устройство Монгольской империи

      Прочно  утвердившись на престоле, Чингисхан  продолжал деятельно работать по устройству своей обширной кочевой  державой. Одной из первых забот Чингисхана, после объединения всех монгольских племен в одну державу, было создание вооруженной силы.

Чингисхан преобразовал увеличившееся монгольское  государство по феодальному образцу  под своим началом и началом  своих родичей. Все племенные  отношения были отменены, за исключением тех случаев, когда они совпадали с новым порядком. Основным принципом организации стал принцип деления на «десятки», и он действовал как во время войны, так и во время мира. В «Тайной истории» приведены обширные списки командиров «десятков тысяч» и «тысяч», назначенных из воинов, лично доказавших свою преданность правителю.

      Прежде  всего, монгольский хан позаботился  устройством своей личной гвардии. Гвардия называлась (“кэшиктэн”), все  гвардейцы должны были быть аристократического происхождения. Личная гвардия т.е кэшиктэн пользовалась различными привилегиями и особым почетом. Все гвардейцы находились под личным наблюдением императора, он сам разбирал все их дела.

      Чингисхан создал первоклассную для своего времени армию. Все его войско делилось на десятки, сотни и тысячи. Начальниками и командирами этих подразделений были соответственно десятники, сотники и тысячники. Десять тысяч воинов составляли тумен (в русских источниках - «тьма») - своего рода самостоятельную армию.

      Вот, что написано в “Сокровенном сказании” - ”начальствующие над охранной стражей, не получив от меня словесного разрешения, не должны самовольно наказывать своих подчиненных. В случае преступления кого-либо из них непременно должны докладывать мне, и тогда, кому следует отрубить голову, тому отрубят; кого следует бить, того будут бить”.

      В составе армии имелась еще  особо отборная часть – “тысяча  храбрых богатуров”. В битвах этот отряд употреблялся в решительные  моменты, а в спокойное время  составлял личную охранную стражу хана.

      Привлекая степную аристократию к службе в гвардии и на командных постах в армии, Чингисхан дал ей прочную организацию, заменившую прежнее хаотическое положение, когда ее представители были недисциплинированными предводителями нестройных и часто случайного состава ополчений. Отныне служба в войсках и обязанности начальников регулировались на основании твердого военного законодательства. В войсках установлена строжайшая дисциплина.

      До нас не дошло сведений, какою властью обладали монгольские начальники. Генерал Иванин полагает, что власть эта была ограничена. Например, орхоны (высшие войсковые начальники) могли производить в чины не выше, как тысячника, в войсках своего племени. В Монгольской армии имелось учреждение вроде нашего генерального штаба; чины его носили название "юрт-джи", а главный начальник соответствовал современному генерал-квартирмейстеру. Главную обязанность их составляла разведка неприятеля в мирное и военное время. Кроме того, юрт-джи должны были: распределять летние и зимние кочевки, при походных движениях войск исполнять обязанности колоно-вожатых, назначать места лагерей, выбирать места для юрт-хана, старших начальников и войск. В землях оседлых они должны были лагери располагать вдали от засеянных полей, чтобы не травить хлеба.

      В армии царила жесткая и практичная дисциплина. Перед сражением начальники должны были проверять оружие своих  подчиненных и снабжать их всем необходимым  под страхом смертной казни. За выполнением  этих правил следили инспекторы хана. Если во время битвы человек что-либо ронял, то скачущий за ним должен был подобрать эту вещь и вернуть владельцу. Нельзя было грабить вражеский город без разрешения, покидать в беде товарища из своего арбана и спать на посту. За эти нарушения полагалась смерть. Если военачальникам не удавалось выполнить приказы хана или успешно руководить своими отрядами в бою, их снимали с поста. Командиром нельзя было назначать человека, намного превосходящего по физическим возможностям и выносливости других членов отряда, потому что он не мог правильно оценивать и рассчитывать силы своих подчиненных. Так монголы стали не только воинственным, но и полностью военным народом.

      Для поддержания порядка в тылу армии имелась особая стража с функциями, близкими к тем, которые исполняются нынешними полевыми жандармами. При войсках состояли особые чины по хозяйственной части — "черби". Устройство армии было органически связано с существующей структурой населения государства, в чем и заключался центр тяжести Чингисовой военной системы. В основание ее были положены начала территориальности и родового быта.

      Всю армию и территорию Чингисхан  разделил на три военно-административных округа: центр (гол и кэль) во главе  был поставлен Кая; правое крыло  – западная сторона – барунгар – командовал нойон Богурчи; левое крыло – восточная сторона – зюнгар – командовал Мукали. Каждый округ делился на тумени (10 тысяч человек – 1 тумень), тумени делятся на тысячники, а тысячники на сотни, сотни на десятки. Военно-административная система созданная Чингисханом сыграла важную роль в завоевательных походах. Во главе крупных подразделений ставились опытные и лично известные Чингисхану начальники (орхоны).

      Главным оружием легкой конницы был лук  со стрелами. Стрелы отличались необычной  остротой. Часть лучников были вооружены дротиками, а также кривыми саблями.  В тяжелой кавалерии люди имели кольчуги или кожаные латы; головной убор – легкий кожаный шлем. В армии Батыя носили уже железные шлемы. На лошадях тяжелой конницы имелось защитное вооружение из толстой лакированной кожи. Главным оружием нападения (стрелков) были кривые сабли и пики; кроме того, у каждого имелась боевая секира или железная палица, которые подвешивались к поясу или седлу. В рукопашном бою монголы старались сбрасывать или стаскивать врагов с коней, для этой цели служили прикрепленные к пикам и дротикам крючья, а также арканы из конского волоса, которые накидывались с некоторого расстояния. Они применяли при осадах метательные орудия, тараны, горящую нефть. Монголы умели производить наводнение. Делали подкопы, подземные ходы и т.д.  Так было положено начало великолепной монгольской армии, которой предстояло в ближайшем будущем покорить половину Азии.

Информация о работе Государственный строй монгольской империи