Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:04, контрольная работа
В контрольной работе показано, как развивалось становление государственного управления на рубеже 19-20 вв.
I. Система государственного управления в начале 20 века.
1. Расстановка политических сил…………………………………………...5
II. Первые шаги к представительному строю.
1.Булыгинская дума………………………………………………………….6
2.Петергофские совещания. Подготовка законодательства о Булыгинской думе……………………………………………………………………………...7
3. Манифест 17 октября……………………………………………………...8
III.Реформа исполнительной власти
1.Создание объединенного правительства…………………………………..9
2. Верховная власть и премьер- министр…………………………………...11
3. Малый Совет Министров………………………………………………....12
IV.Реформа Государственного совета
1.Верхняя палата парламента……………………………………………….13
2.Статус Государственного совета………………………………………….14
3.Организация работы в верхней палате……………………………………14
4.Партийное размежевание в Госсовете…………………………………….15
V. Создание и деятельность Государственной думы
1.I Государственная дума……………………………………………………15
2.Программа I Государственной думы……………………………………..17
3.«Выборгское воззвание»…………………………………………………..17
4.II Государственная дума…………………………………………………..18
5.Третьеиюньский государственный переворот…………………………...19
6.III Государственная дума……………………………………………….....19
7.IV Государственная дума……………………………………………….....20
8.Крах думской монархии…………………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………….….23
Список используемой литературы………………………………………….…24
- все устройство и законодательство об армии и флоте;
- право объявлять местность на военном и исключительном положении;
- разрешение займов в случае, если Государственная дума не утвердит их во время сессии.
Таким образом, по меткому выражению С.Ю. Витте, новые Основные законы преследовали цель «отобрать у Думы все, что опасно трогать».
2.Программа I Государственной думы
Программой деятельности I Государственной думы стал «адрес», составленный депутатами в ответ на тронную речь императора. Он содержал следующие требования:
- введение всеобщего избирательного права;
- ответственное перед Думой министерство;
- амнистия;
- отмена смертной казни и освобождение страны от военного положения;
- право Думы пересматривать законы;
- свободы слова, совести, собраний;
- решение аграрного и рабочего вопросов;
- ликвидация Государственного совета;
- введение всеобщего бесплатного обучения;
- реформа местного управления;
- равномерное распределение налогов.
Это был вызов власти, который не мог остаться без последствий. Вопрос роспуска Думы стал делом времени. Очевидный перевес левых сил в составе Думы, следовавшая из этого явная оппозиционность власти, быстро прогрессировавший конфликт между законодательной и исполнительной властью предопределили ее судьбу: короткая и бурная ее жизнь завершилась на 72-м дне существования. 8 июля 1906 г. император подписал указ о роспуске Думы.
3. «Выборгское воззвание»
Около 200 депутатов, в основном члены кадетской фракции, не согласившись с императорским указом, собрались в Выборге и приняли «Выборгское воззвание», в котором содержался призыв к избирателям в знак протеста против разгона Государственной думы не платить налогов и не посылать новобранцев в армию вплоть до созыва нижней палаты. Авторы воззвания были наказаны по всей строгости: все они, включая председателя Думы С.А.Муромцева, были осуждены, приговорены к разным срокам тюремного заключения и лишены впредь права избираться в органы народного представительства.
Разогнав первую Думу, власть, тем не менее, не решилась на отказ от народного представительства в системе государственной власти вообще. Этого не позволяла ни внутренняя, ни внешняя обстановка.
4. II Государственная дума
II Государственная дума, начавшая свою работу 20 февраля 1907 г., оказалась еще более радикальной по своему составу. Выборы, прошедшие в январе, показали усиление, как левых, так и правых партий. И тем не менее, говоря о составе этой Думы, нельзя не отметить ее «полевение» по сравнению с первой. Значительная часть голосов избирателей, поддерживавших броские предвыборные обещания кадетов на первых выборов, отошла к представителям социалистических партий, впервые принимавших участие в выборах.
Процесс размежевания политических сил весь недолгий период работы II Думы, оказавшейся расколотый на крайне правых (октябристы, черносотенцы), левых (социал- демократические депутаты) и кадетов, занимавших промежуточное и поэтому очень неустойчивые положение. Следствием этого стало постепенное сближение кадетов с октябристами ради сохранения Думы «любой ценой».
Однако далеко не все депутаты были настроены на сотрудничество с правительством. Кадетско – октябристской тактике «беречь Думу» противостояли революционные настроения депутатов левого фланга. Наиболее отчетливо это проявилось при обсуждении в Думе аграрного законопроекта, внесенного за 104 подписями фракцией трудовиков и предусматривавшего принудительное отчуждение частных земельных поместий. Правительство П.А.Столыпина, который возглавил Кабинет после роспуска I Думы, безусловно, не могло допустить такого поворота, и конфликт вновь стал неизбежен. Нарастало и раздражение министров, вызванное деятельностью Думы. Премьер- министр Столыпин, предлагая членам своего Кабинета как можно резче отвечать на нападки депутатов, сам вплотную занялся подготовкой роспуска Думы.
Поводом для разгона II Государственной думы стало обвинение 55 членов социал- демократической фракции в подготовке военного переворота. 1 июня 1907 г. в закрытом заседании Думы Столыпин потребовал немедленной выдачи депутатов- заговорщиков и предания их суду. Дума не дала согласие на привлечение их к судебной ответственности и постановила передать дело в специальную думскую комиссию, которая должна была рассмотреть заявление правительства в течение 24 часов. Правительство не стало дожидаться разоблачения явно сфабрикованного дела и, подгоняемое требованиями Николай II немедленно разогнать Думу, приступило к решительным действиям. В ночь со 2 на 3 июня 37 депутатов социал – демократической фракции были арестованы, остальные перешли на нелегальное положение, а утром 3 июня 1907 г. из высочайшего указа страна узнала о разгоне II Государственной думы.
Итак, вторая Дума разделила судьбу своей предшественницы. Однако силовое решение не погасило конфликта между исполнительной и законодательной властью. Перед верховной властью встал вопрос о целесообразности самого существования института Государственной думы, но отказаться от народного представительства вообще, вернуться к управлению страной через систему высших учреждений, существовавшую до 1905г., самодержавие уже не могло и вынуждено было искать другие варианты приспособления парламентаризма к российской действительности.
5.Третьеиюньский государственный переворот
Выход был найден. Одновременно с указом о роспуске Государственной думы 3 июня был опубликован императорский манифест об изменении порядка выборов в Государственную думу. И если роспуск императором Думы не противоречил законодательству (ст. 105 Основных государственных законов), то в соответствии с манифестом 17 октября 1905 г. правом единоличного принятия закона Николай II не обладал. Манифест 3 июня 1907 г. возвращал все на исходные позиции: император единолично принял решение об изменении избирательного закона, чем фактически прекратил действие манифеста 17 октября, а это было равносильно государственному перевороту. Недаром установившийся строй получил название «третьеиюньская монархия».
Власти решили положить конец созыву «непослушных» Дум и созвать «парламент» нового образца со старым названием – Государственная дума. С этой целью в новом избирательном законе открыто предусматривалось усиление позиций дворянства в Думе, были предоставлены новые значительные права крупной буржуазии при одновременном ограничении прав крестьян, рабочих и мелкобуржуазных городских слоев. В результате в выборах могли принимать участие только 13% взрослого населения страны. По новому избирательному закону 1 голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68 голосам мелких хозяев, 260 – крестьян и 543 – рабочих.
6. III Государственная дума
Проведенная летом и осенью 1907 г. избирательная кампания в III Государственную думу дала правительству те результаты, которых оно ожидало: партийный состав Думы изменился в сторону сокращения числа оппозиционных депутатов. Бесспорным лидером в новой Думе была проправительственная партия октябристов, выражавшая интересы прогрессивных помещиков и крупной буржуазии. Октябристы требовали делового контроля над хозяйственной политикой и финансами. Представительство кадетов и социал – демократов в III Думе значительно сократилось. Правительство получило послушную, лояльную Думу.
Новый избирательный закон дал возможность образовать в Думе два большинства: правооктябристское (283 члена) и октябристско-кадетское (225 членов). В Думе заработал механизм, получивший название октябристского маятника. Если шло голосование по законопроекту реакционного характера, который правительство хотело принять, октябристы выступали вместе с правыми и националистами, и проект принимался. Таким же образом проваливался проект, который правительство считало слишком левым. При обсуждении, по их мнению, слишком реакционных проектов октябристы голосовали вместе с кадетами и проваливали его. Когда же обсуждался законопроект, связанный с преобразованиями, сторонниками которых были члены этой фракции, октябристы становились временными союзниками левых сил.
III Государственная дума видела среди своих основных задач укрепление расшатанной неудачной русско-японской войной оборонной мощи страны, укрепление финансового положения государства, восстановление внутреннего порядка и законности во всех сферах жизни. Настрой Думы на проведение либеральных реформ, с одной стороны, поддерживал в обществе надежду на постепенное мирное решение всех наболевших вопросов, с другой, - давал возможность выглядеть в глазах мирового сообщества страной, которая шла по демократическому пути западноевропейского образца.
Этим в значительной степени объясняется тот факт, что III Дума, единственная из всех Дум периода думской монархии, исчерпала пятилетний срок полномочий – с 1 ноября 1907 г. по 9 июня 1912 г.. За это время ею было принято свыше двух тысяч законопроектов (заметим, что первые Думы в окончательном виде не сумели принять ни одного законопроекта), в том числе аграрные законы Столыпина, существенно увеличены ассигнования средств на народное образование, поддержаны меры по реорганизации армии и флота.
7. IV Государственная дума
IV Государственная дума по своему составу не намного отличалась от своей предшественницы. Снова, как и в III Думе, сложились два большинства: правооктябристское (286 депутатов) и октябристы, кадеты и национальные буржуазные партии (229 депутатов).
Мировая война, в которую вступила Россия в 1914 г., вызвала мощный патриотический подъем, внеся существенные коррективы в общественно – политическую ситуацию в стране. Партии и общественные организации за исключением социал – демократов выразили доверие правительству и отказались от оппозиционной деятельности. Дума в свою очередь также продемонстрировали полное единство фракций с правительством. Депутаты Думы единогласно (при воздержавшихся социал- демократах) проголосовали за военные кредиты.
1915 г. стал переломным в отношениях между верховной властью и народным представительством, выражавшим явное недовольство действиями правительства. На фоне неудач на фронте, падения авторитета царской четы в связи с распутинщиной, призывы главы правительства И.Л.Горемыкина летом 1915 г. к единению Думы с правительством натолкнулись на резкую критику социал – демократов, трудовиков и вызвали явную оппозиционность со стороны буржуазных фракций. Одновременно кадетская фракция во главе П.Н.Милюковым провела напряженную работу по скреплению образовавшегося в Думе оппозиционного большинства «без крайне левых и крайне правых», получившего название «Прогрессивный блок», в который вошло 236 депутатов из 442. Главным требованием блока было образование министерства общественного доверия, под которым блокисты подразумевали правительство, состоявшее из честных и компетентных бюрократов, способное руководить страной в условиях войны и разрухи. Предусматривались также изменение приемов управления, свобода вероисповедания, пересмотр земского положения, меры по поддержанию социального мира и т.д. Программа блокистов была попыткой возвращения к либеральному варианту реформ.
Для императора же период, а оппозицию большинства членов Государственной думы и части членов Государственного совета стал поводом для возврата к старым формам правления. Так, 23 августа 1915 г. он объявил себя Верховным главнокомандующим, и значительное время проводил в разъездах, в Ставке, предоставив фактически функции соправителя императрице Александре Федоровне. Именно по ее настоянию был объявлен приказ о перерыве работы Думы. Напрасно Лиде Земского союза князь Г.Е.Львов взывал к царю: «Ваше императорское величество… обновите власть. Возложите тяжкое бремя ее на лиц, сильных доверием страны. Восстановите работу народных представителей. Откройте стране единственный путь к победе, загроможденный ложью старого порядка управления». Император ответил молчанием.
В начале 1916г. Николай II предпринял некоторые шаги к примирению с Думой: сместил с поста премьер – министра одиозного И.Л.Горемыкина, а в начале февраля впервые сам явился в Думу. Однако одновременно с этим он провел серию мероприятий, направленных на установление в стране военной диктатуры: готовилось введение военного осадного положения, повседневной предварительной цензуры и т. д. В исполнительной вертикали власти продолжалось так называемая «министерская чехарда». Достаточно вспомнить, что с осени 1915 г. сменилось 4 председателя Совета министров, 6 министров внутренних дел, 4 военных министра, причем на высшие посты попадали зачастую непопулярные и скомпрометировавшие себя чиновники. Осенью 1916- зимой 1917 гг. кризис достиг апогея.
8.Крах думской монархии
В начале 1917 г. всеобщее недовольство властью привело к революционному взрыву в столице империи – Петрограде. Это было началом Февральской революции. Одним из последних стал императорский указ от 27 февраля 1917 г. об отсрочке думской сессии. Дума подчинялась указу императора, однако, собравшись на частное совещание, депутаты образовали Временный комитет Государственной думы, в который вошли руководители думских фракций за исключением большевиков и крайне правых. Его председателем стал председатель Государственной думы М.В.Родзянко. основной заботой комитета было сохранение легитимности власти. Прежде всего комитет предпринял попытку спасти монархию, заменив одного царя другим. Попытка провалилась. Тогда по соглашению с Петроградским советом Комитет сформировал Временное правительство, в руки которого и перешла власть.
Система государственного управления при этом не изменилась – сохранялись министерства и другие ведомства вплоть до Святейшего Синода, однако массы, политические партии стали активно вмешиваться в государственное управление. Дальнейшие событие развернулись вокруг выбора пути, по которому пойдет государство. Начался особый этап отечественной истории, завершившийся образованием советской системы государственного управления.
В феврале 1917 г. история вынесла окончательный вердикт думской монархии в России. Царь и Дума ушли с исторической сцены одновременно. Позади остался 12 – летний отрезок российской истории, когда основным был вопрос об установлении нового демократического порядка, одного из первостепенных условий развития страны по пути прогресса.
Россия так и не стала в полном смысле слова парламентарным государством. Причин тут множество: это политический кризис начала века, заключившийся, прежде всего в неразрешенности двух главных вопросов: о власти и о земле; полное неприятие самодержавием, исповедовавшим тезис «царю - власть», позиции либеральной общественности, ратовавшей за использование в России западного опыта представительной демократии, глубоко укоренившаяся в кругах российской политической элиты мысль о всегдашнем приоритете исполнительной власти над законодательной и т.д.