Государственное самодержавие в 1906-1912 гг.: содержание, эволюция, механизмы функционирования системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:04, контрольная работа

Описание работы

В контрольной работе показано, как развивалось становление государственного управления на рубеже 19-20 вв.

Содержание

I. Система государственного управления в начале 20 века.
1. Расстановка политических сил…………………………………………...5
II. Первые шаги к представительному строю.
1.Булыгинская дума………………………………………………………….6
2.Петергофские совещания. Подготовка законодательства о Булыгинской думе……………………………………………………………………………...7
3. Манифест 17 октября……………………………………………………...8
III.Реформа исполнительной власти
1.Создание объединенного правительства…………………………………..9
2. Верховная власть и премьер- министр…………………………………...11
3. Малый Совет Министров………………………………………………....12
IV.Реформа Государственного совета
1.Верхняя палата парламента……………………………………………….13
2.Статус Государственного совета………………………………………….14
3.Организация работы в верхней палате……………………………………14
4.Партийное размежевание в Госсовете…………………………………….15
V. Создание и деятельность Государственной думы
1.I Государственная дума……………………………………………………15
2.Программа I Государственной думы……………………………………..17
3.«Выборгское воззвание»…………………………………………………..17
4.II Государственная дума…………………………………………………..18
5.Третьеиюньский государственный переворот…………………………...19
6.III Государственная дума……………………………………………….....19
7.IV Государственная дума……………………………………………….....20
8.Крах думской монархии…………………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………….….23
Список используемой литературы………………………………………….…24

Работа содержит 1 файл

история гос. и рег. регулирования контр. работа.doc

— 161.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ

 

Специальность:

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Отечественная история»

Тема: «Государственное самодержавие в 1906-1912 гг.: содержание, эволюция, механизмы функционирования системы »

 

 

                                                                               

 

 

 

                                                                                 Выполнил: студент

                                                                                 заочного отделения

             

                                                                                                                                                  ______________________

                        

                                                                  Проверил:

                                                       

                                                             Оценка:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Уфа -2007г

                                      Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………..3

I. Система государственного управления в начале 20 века.

   1. Расстановка политических сил…………………………………………...5

II. Первые шаги к представительному строю.

1.Булыгинская дума………………………………………………………….6

   2.Петергофские совещания. Подготовка законодательства о Булыгинской думе……………………………………………………………………………...7

   3.  Манифест 17 октября……………………………………………………...8

III.Реформа исполнительной власти

   1.Создание объединенного правительства…………………………………..9

   2. Верховная власть и премьер- министр…………………………………...11

   3. Малый Совет Министров………………………………………………....12

IV.Реформа Государственного совета

   1.Верхняя палата парламента……………………………………………….13

   2.Статус Государственного совета………………………………………….14

   3.Организация работы в верхней палате……………………………………14

   4.Партийное размежевание в Госсовете…………………………………….15

V. Создание и деятельность Государственной думы

    1.I Государственная дума……………………………………………………15

    2.Программа I Государственной думы……………………………………..17

    3.«Выборгское воззвание»…………………………………………………..17

    4.II Государственная дума…………………………………………………..18

    5.Третьеиюньский государственный переворот…………………………...19

    6.III Государственная дума……………………………………………….....19

    7.IV Государственная дума……………………………………………….....20

    8.Крах думской монархии…………………………………………………...21

Заключение………………………………………………………………….….23

Список используемой литературы………………………………………….…24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Многие поколения россиян на просторах Евразии создали гигантскую страну с большим производственным, научным, культурным потенциалом. значительными природными и людскими ресурсами, что вызывает чувство законной гордости всех народов России. История российской государственности – это непрерывный процесс возникновения и развития идей государственности, становления институтов государства, совершенствования (реформирования) высшего, центрального и местного аппаратов власти (учреждений) в целях более эффективного управления громадными территориями России.

В своем развитии российское государство существовало в различных политических формах – как великое княжение, царство, империя, республика: буржуазно- демократическая, советская, парламентско-президентская.

Российская государственность имела ряд характерных особенностей в управлении, прежде всего, этатизм, то есть активное вмешательство государства в жизнь страны, в систему управления на всех его уровнях, а также патернализм, то есть официально провозглашенный курс государства на поддержку наиболее незащищенных слоев населения.

  История России, ее государства – это исторический опыт народа, его социальная память, которая циркулирует в обществе в виде народных преданий и представлений, социальных ожиданий и оценок, памятниках литературы и искусства, а также в виде научных монографий, брошюр и статей. В кризисные периоды своей истории народы обращаются и к своему прошлому, где ищут ответ на поставленные вопросы.

  Опыт государственного управления в России самобытен, ибо государство российское обладает значительным своеобразием. Это и территория, охватывающая два континента, это более 100 национальностей с множеством разных конфессий, разным образом жизни, уровнем экономики и культуры, это более чем тысячелетняя история и яркая, богатая культура, ставшая частью мирового культурного наследия. Что удерживало народы России вместе несколько столетий? Что обеспечило выживание государства в тяжких испытаниях – набегах, войнах? Что порождало смуты, бунты, революции, разрывавшие страну?

  Изучение специфики управленческого опыта, его удач и поражений представляет особый интерес и несомненную актуальность.

  Государство – важнейший институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство – центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики и управления.

Государственное управление страной осуществляется с помощью государственных органов, аппарата государственных учреждений(военные, судебные, полицейские, административные).Каждое учреждение обеспечивает выполнение основных и не основных функций государства(поддержание порядка, защита Отечества и охрана его границ, а также финансовая, хозяйственная и религиозно-воспитательная).В государственном учреждении имеется организованная государством группа лиц(чиновников), государственных служащих, которые выполняют государственные задачи. Государственная служба сформировалась в результате реформ Петра 1. Ученые 19 века определяли государственную службу как «особое публично- правовое отношение служащего к государству, основанное на подчинение и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, совершаемую от лица государства и направленную к осуществлению определенной государственной задачи».

   Государственные учреждения, имеющие властные полномочия, именуются органами государства. Государственный аппарат представляет собой систему тесно связанных друг с другом основных элементов государственного механизма и соответствующих им учреждений и органов. Государственные учреждения и органы во все периоды их развития можно подразделить на три основные группы, соответствующие их месту в системе государственного аппарата:

- высшие (которые подчинены непосредственно носителю верховной власти – великому князя, царю, императору, президенту) или являющиеся, как правило, органами законодательства, верховного управления, надзора и суда (Боярская дума, Сенат, Государственный совет, Правительство, Комитет и Совет министров и т.д.);

-центральные отраслевые и многоотраслевые органы (учреждения) управления (приказы, коллегии, министерства), исполнявшие законы, а также распоряжения носителей верховной власти и высших органов(учреждений);

-местные органы власти и управления (губернские, уездные, городские и т.д.), территориальные, в отдельных случаях «всероссийские», но связанные «особенным» территориальным делением отдельных национальных окраин.

   В своей контрольной работе я хочу показать, как развивалось становление государственного управления на рубеже 19-20 вв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Система государственного управления в начале 20 века.

1. Расстановка политических сил.

   На рубеже веков в силу объективных причин в России произошла значительная перегруппировка политических сил. Самодержавие и властная элита крайне консервативного направления постепенно теряли своих сторонников. Одновременно усиливалось не только либеральные движении, подпитываемое набиравшимися политического опыта земскими деятелями, но и политическими группировками радикального направления. Неслучайно в этот период зародились первые партии социалистической ориентации, в программных документах которых шла речь не о реформировании политической системы России, а об уничтожении самодержавия.

   Нельзя не вспомнить и о притязаниях буржуазии, политическое влияние которой в начале столетия совершенно не соответствовало ее экономической мощи. И если раньше разбогатевшие купцы и предприниматели видели для себя выход в том, чтобы правдами и неправдами «попасть в дворяне», то в начале 20 в. Российская буржуазия впервые завила о претензиях на участие в политической жизни и государственном управлении.

   Невозможно полностью представить расстановку политических сил, участвовавших в реформах государственного управления начала века, без характеристики земского движения. Уже в момент восхождения на престол последнего российского императора в приветственных адресах земств, на земских собраниях вновь звучали пожелания, смолкшие в эпоху императора Александра III, а именно о введение народного представительства, которое именовалось не иначе , как «увенчание здания». Это было прямым следствием незавершенного реформаторства 60-70-х гг., допустившего местных деятелей к самоуправлению на местном уровне и не завершившегося созданием всероссийского правительственно органа. Усиление земств в правящих кругах рассматривалось как шаг к конституции. В обществе прямо говорили о «земском конституционализме», пришедшим на смену «конституционализма дворянскому».

   В последующий период власть, не отменяя сложившейся системы самоуправления на местах, всячески препятствовала расширению полномочий земств и ограничивала их самостоятельность. Это, помимо простого недовольства, вызывало ответную реакцию земских деятелей, подталкиваю даже умеренных представителей земского движения не путь политической борьбы, с существовавшим строем. Среди представителей земств наиболее притягательной в этот период становилась задача трансформации самодержавия в конституционную монархию.

  В целом на начало ХХ столетия у верховной власти, несмотря на произошедшие в обществе перемены, оставался относительно высокий кредит доверия и возможность наиболее безболезненно реформирования политической системы. Однако Николай II не решился добровольно пойти по этому пути. Каждую уступку общество вырывало у власти, раскачивая и ослабляя ее.

           

II. Первые шаги к представительному строю.

1.Булыгинская дума

   К началу 1905 г. Россия потерпела крупные поражения в русско-японской войне. Это существенно подорвало как благосостояние империи, так и ее престиж на международной арене. Внутреннее положение усугублялось начавшейся первой русской революцией. Обстановка в стране накалялась.

   Общество бурно реагировало на кровавые события в Петербурге, настаивая на немедленном поиске выхода из кризиса, причем гласного и с участием общественности. Под этим напором и в условиях нарастания брожения в обществе Николай II вынужден был согласиться на введение народного правительства. 18 февраля он подписал манифест, в котором содержалось обещание при условии «искоренения в земле нашей крамолы» проведения «усовершенствования государственного порядка». Одновременно им был подписан рескрипт на имя А.Г.Булыгина, в котором последнему предписывалось создать комиссию для разработки соответствующего законопроекта о Думе.

   Результатом подготовительной работы, проделанной специально созданной под председательством Булыгина комиссией, стал документ, озаглавленный «Соображения министра внутренних дел о порядке осуществления Высочайших Его Императорского Величества предуказаний, возвещенных в рескрипте 18 февраля 1905 г.» В ней он обозначил наиболее важные вопросы, на которые нужно было дать ответ прежде, чем приступить к практической работе по созыву народного представительства: форма, в которой выборные могли бы принять участие в предварительной разработке и обсуждении законодательных предложений, круг предметов законодательства, основы  избирательной системы. По вопросу будущего народного правительства сам он не рискнул высказаться со всей определенностью, переложив ответственность за принятие окончательного решения на императора. В очень осторожных выражениях Булыгин предложил следующее: «призвание избираемых населением на более или менее продолжительные сроки лиц к участию в обсуждении не отдельных законодательных предположений, а по всей совокупности в трех видах:

- либо в виде включения в состав Государственного совета по всем или нескольким департаментам избранных лиц от населения, которые участвовали бы в рассмотрении законодательных предположений на тех же основаниях, что и члены Государственного совета;

Информация о работе Государственное самодержавие в 1906-1912 гг.: содержание, эволюция, механизмы функционирования системы