Государство и право Японии в XIX в

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:49, реферат

Описание работы

Основные изменения в социально-политическом строе. В середине XIX в. Япония находилась в состоянии глубокого социально-политического кризиса, обусловленного в конечном счете разложением господствовавшего феодального строя, сдерживавшего дальнейшее развитие страны. Основные сельскохозяйственные земли вместе с крестьянами находились в собственности крупных феодалов — князей (дайме), которые с помощью вассалов управляли своими владениями.

Работа содержит 1 файл

СУРС япония.docx

— 49.35 Кб (Скачать)

Учреждение  образования

Федерация профсоюзов Беларуси

«Международный  университет МИТСО»

Кафедра гражданских и уголовных правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса

группы 1161

зачётка №1151

Красовская Д.О.

Проверил:

Сахаров Г.В.

 

Витебск, 2012г.

План:

  1. Раскрыть понятия
  2. Реферат: Революция Мэйдзи.
  3. Выполнить задания:

а) Сравнить государственный  строй Японии с государственным  строем любой страны развитого капитализма  XIX в.;

б) Составить таблицу административно-правовых реформ:

в) Составить таблицу преступлений и наказаний;

г) Описать судебную систему  и процесс в Японии XIX в.;

д) Сравнить конституцию  Японии XIX в. и Конституцию 1875 г. Франции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятия

Сегунат - феодальное военное правительство Японии.

Дайме - представители крупных феодальных домов.

Бакуфу - "военно-полевая ставка".

Додзекан - главным административным органом, государственный совет.

Этатизм - идеология, которая абсолютизирует роль государства в развитии общества.

Кокай – многозначное слово в японском языке, в данной трактовке это двухпалатный парламент.

Реферат: Революция Мэйдзи

Основные изменения в  социально-политическом строе. В середине XIX в. Япония находилась в состоянии  глубокого социально-политического  кризиса, обусловленного в конечном счете разложением господствовавшего феодального строя, сдерживавшего дальнейшее развитие страны. Основные сельскохозяйственные земли вместе с крестьянами находились в собственности крупных феодалов — князей (дайме), которые с помощью вассалов управляли своими владениями. Крестьяне отдавали князьям более половины урожая, не считая других поборов и повинностей. Дальнейшее усиление эксплуатации в условиях низкого уровня сельскохозяйственной техники вело к разорению большинства крестьян. В стране почти непрерывно происходили крестьянские волнения и восстания.

В первой половине XIX в. появилась  капиталистическая мануфактура. Однако феодальная регламентация, большие  налоги, узость внутреннего рынка (крестьянство — основная часть населения страны — почти не покупало промышленных товаров) тормозили ее дальнейшее развитие.

Ухудшилось и внешнеполитическое положение Японии. В 1853 г. у ее берегов появилась американская эскадра. Ее командующий адмирал Перри ультимативно потребовал заключения торгового договора на американских условиях, фактически лишавших Японию таможенной автономии. Под угрозой применения силы японское правительство было вынуждено подчиниться. Вскоре аналогичные договоры были подписаны с европейскими державами. Появилась реальная угроза превращения страны в полуколонию. Это привело к слиянию антифеодальной борьбы и национально-освободительного движения.

Против существующего  порядка выступили основные социальные слои японского общества: крестьянство, рабочие, ремесленники, торгово-промышленная буржуазия, самураи — военное  сословие мелких дворян и многих князей, главным образом юго-западных княжеств, наиболее развитых в экономическом отношении. Участие в этом движении дворянства, особенно мелкого, обусловливалось его отрицательным отношением к внешнеполитическому курсу правительства и в еще большей степени ухудшением его социально-экономического положения. Самураи, являясь вассалами князей, обычно не имели своей земли, а получали от князей жалованье рисом; жалованье вассалов уменьшалось, их число сокращалось, и многие из них пополняли ряды других социальных групп.

Дворяне, включая князей-оппозиционеров, благодаря своей относительной  сплоченности, наличию военной организации, экономическим возможностям играли руководящую роль в движении. Они  признавали необходимость реформ, учитывающих  иностранный опыт, но полагали, что  проведение их следовало осуществлять сверху, с помощью государства.

В этот период главой государства  номинально считался император. Но реально  власть находилась в руках сёгуна (полководца) — высшего должностного лица, являвшегося главнокомандующим и начальником всего аппарата государственного управления, бесконтрольно осуществлявшего исполнительно-распорядительные, фискальные и законодательные функции. Начиная с XVII в. пост сегуна занимали представители дома Токугава — самого богатого феодального клана страны, противившегося любым прогрессивным реформам.

В таких условиях были сформулированы конкретные задачи княжеско-самурайского движения: свергнуть сёгунат, восстановить власть императора и от его имени провести необходимые реформы.

В октябре 1876 г. руководители движения потребовали у сегуна Кэйки немедленной передачи верховной власти императору (15-летнему Муцухито) и объявили сбор военных сил, поддерживающих императора. Сёгун капитулировал. Власть перешла в руки князей и самураев — сторонников императора. Было официально объявлено о восстановлении императорской власти.

В японской официальной историографии  этот период обычно называют реставрация  Мэйдзи (Мэйдзи — время правления императора Муцухито). По своему подлинному содержанию это была антифеодальная революция, руководство которой принадлежало умеренно-радикальным кругам дворянства, связанным с императорским двором. Раздробленность и недостаточная организованность крестьянского движения, относительная слабость буржуазии во многом обусловили незавершенный характер этой революции. Тем не менее страна вступила на путь буржуазного развития. Об этом свидетельствовали начавшиеся экономические и политические реформы, хотя и не всегда последовательные, но объективно призванные модернизировать японское общество, приобщить его к более высокому техническому и государственно-правовому уровню.

Реформы конца 60—80-х годов XIX в. Руководство страны, осуществляя  преобразования, которые охватили важнейшие  сферы жизни, стремилось максимально  использовать опыт европейцев и североамериканцев.

В области социально-экономических  отношений было устранено все, что  ограничивало личную свободу, включая  выбор местожительства и профессии, и введено формальное равенство  всех граждан перед законом.

В 1872 г. было закреплено право частной собственности на землю, введен единый поземельный налог. Отныне все фактические владельцы земли становились ее собственниками. Соответственно разрешалась свободная купля-продажа земли. В итоге наиболее одиозные институты феодального землепользования были упразднены. Но радикального перераспределения земли не произошло. Она осталась у дворянства и состоятельных крестьян, но уже на правах частной собственности. Значительная часть крестьян по-прежнему была безземельной или малоземельной.

В городе были упразднены цеха и гильдии, а также связанная  с ними регламентация ремесла  и торговли. Закрылись все внутренние таможни, вводились единые для всей страны единицы измерения.

В 1872 г. принимается Закон о всеобщем начальном образовании.

В конечном счете были аннулированы неравноправные международные договоры.

Важные преобразования претерпело государство. Армия реорганизовалась по германскому образцу, а флот - по английскому; была введена всеобщая воинская повинность, причем самураи  сохранили привилегированное право  на занятие офицерских должностей. Были учреждены министерства по отдельным  отраслямуправления, а в качестве высшего органа исполнительно-распорядительной власти создан кабинет министров при императоре. При этом назначения на чиновничьи должности проводились по конкурсной системе. Вместо старых границ феодальных княжеств было установлено административно-территориальное деление по губерниям с приблизительно одинаковой численностью населения. Губернией управлял губернатор, назначаемый правительством и ответственный перед ним, а также выборное совещательное собрание (1871-1878 гг.). Владетельные князья окончательно лишились политической власти на местах.

Еще одна волна активизации  общественных движений пришлась на 80 е  годы XIX в. Одним из проявлении некоторого усиления влияния буржуазии и интеллигенции явилось образование политических партий. В 1881 г. была создана либеральная партия,а год спустя - партия конституционных реформ. Их принципиальные программные установки были схожи: введение парламентского строя при сохранении монархии, независимый внешнеполитический курс и некоторые другие положения. Различия просматривались в относительно второстепенных вопросах, связанных с уровнем налогообложения, степенью независимости самоуправления и пр. В результате этого партии имели почта одинаковую социальную базу (состоятельные слои населения города и деревни). Причем многие неоднократно меняли свои партийные симпатии в зависимости от конкретных программ, выдвинутых на очередных выборах). Партии изначально не играли решающей роли в политической жизни страны, но рассматривались правящими кругамикак важный элемент создаваемой конституционной монархии. В силу этого их учреждение проходило при активном покровительственном участии властей.

 

 

 

 

4. Выполнить задания

1. Сравнить госстрой Японии с госстроем любой страны капитализма 19в.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ФРАНЦИИ ПО КОНСТИТУЦИИ 1875 г.

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ


СОВЕТ

МИНИСТРОВ   

 Министры                            Государственный

                                                      совет

 

                                                                               Национальное

                                                                                   собрание

                                                       СЕНАТ


(75 сенаторов назначались пожизненно. 225 изби-

рались  специальными избирательными коллегия-

ми выборщиков сроком на 9 лет.)

                                                                                        ПАЛАТА 

                                                                                     ДЕПУТАТОВ

(600  депутатов избирались  на 4  года  населением.

Возрастной ценз избирателей – 21 год. Права го-

лоса не имели военные, женщины.)

 

 

Государственный строй Японии по Конституции 1889 г

Император (Глава государства) - обладал полнотой гос. Власти, его полномочия: издание законов при согласии парламента, созывал и распускал парламент, право амнистии и помилования

Парламент(кокай)   - Палата пэров - формировалась по императорским решениям:     Члены императорского дома, титулированная знать.

-  Палата представителей - избиралась населением. Порядок      формирования палаты и ее организацию также предусматривал только специальные законы.

Кабинет министров  во главе с премьером - премьер был вправе остановить любое решение до императорского указа; все вопросы кабинет предлагал императору  только через премьера.

 Тайный Совет – был совещательным органом по полит. Вопросам: истолкование конституции и ее разночтение, изменение конституции, изменение законом.

Совет Старейшин (генро) - пожизненный советник императора. Генро играл важнейшую роль в политической жизни Японии, в частности, ему принадлежало исключительное право рекомендовать императору кандидатуру премьер-министра.

Министерство  двора - состояло из одного особого столового управления четырех главных управлений, в том числе главного управления дворцовой кухни, управления дворцовыми складами и хозяйством, казенными рабами и пр., и тринадцати простых управлений

 

 

 

2. Составить таблицу  административно-правовых реформ

Название  реформы

Содержание

Значение

Аграрная  реформа

Были отменены запреты  на продажу куплю земли. Проведено  межевание земель , в ходе которого владельцам стали выдаваться удостоверения о правах на землю.

Большое количество помещиков  приобрели реальное право частной  собственности. Был установлен единый поземельный налог.

Были отменены барщина и оброк, введен денежный налог в размере 3% от цены земли, выплачиваемый государству.

Финансово-денежная реформа

Была введена единая общегосударственная  монета. Организован государственный  банк. В 1876г. возник первый  в стране частный банк купеческого дома Мицуи.

Благодаря  установленному законами государственному протекционизму и регулярным бюджетным дотациям финансово-промышленным домам эти  дома стали превращаться в крупнейшие корпорации как экономического так и политического значения.  


 

3.Составить таблицу преступлений  и наказаний

 

Преступление

Наказания

  • За государственные преступления, Государственная измена

-виновные приговаривались, как правило, к смертной казни.

  • Среди особо опасных преступлений считалось убийство родителей, родственников. Так, например, только за умысел убить дедушку, бабушку, отца, мать; или дедушку, бабушку жены; своего мужа; дедушку, бабушку мужа; отца, мать жены

-обвиняемый приговаривался к смертной казни путем отсечения головы.

  • За умысел убить свою жену 

-виновный приговаривался к дальней ссылке

  • ответственности за нанесение ранений

-виновный наказывался или каторжными работами, или ссылкой

  • если пострадавшему нанесено тяжелое ранение (разрублено плечо, повреждены глаза), 

- виновный приговаривается к двум годам каторги. А за попытку ранить кого-либо обвиняемого наказывали 100 ударами палок.

  • кражу, разбой, грабеж, мошенничество, вымогательство

-наиболее распространенными наказаниями были: каторжные работы, ссылка, битье палками.

  • за похищение царской печати

 

  • но если похищалась священная печать (печать царя как верховного жреца), 

-виновный приговаривался к дальней ссылке;

-то виновному грозила смертная казнь путем повешения.

  • За кражу, совершенную одним и тем же лицом в третий раз

-виновный приговаривался к смертной казни путем повешения.

Информация о работе Государство и право Японии в XIX в