Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:49, реферат
Основные изменения в социально-политическом строе. В середине XIX в. Япония находилась в состоянии глубокого социально-политического кризиса, обусловленного в конечном счете разложением господствовавшего феодального строя, сдерживавшего дальнейшее развитие страны. Основные сельскохозяйственные земли вместе с крестьянами находились в собственности крупных феодалов — князей (дайме), которые с помощью вассалов управляли своими владениями.
Учреждение образования
Федерация профсоюзов Беларуси
«Международный университет МИТСО»
Кафедра
гражданских и уголовных
Выполнила:
студентка 1 курса
группы 1161
зачётка №1151
Красовская Д.О.
Проверил:
Сахаров Г.В.
Витебск, 2012г.
План:
а) Сравнить государственный строй Японии с государственным строем любой страны развитого капитализма XIX в.;
б) Составить таблицу
в) Составить таблицу преступлений и наказаний;
г) Описать судебную систему и процесс в Японии XIX в.;
д) Сравнить конституцию Японии XIX в. и Конституцию 1875 г. Франции.
Понятия
Сегунат - феодальное военное правительство Японии.
Дайме - представители крупных феодальных домов.
Бакуфу - "военно-полевая ставка".
Додзекан - главным административным органом, государственный совет.
Этатизм - идеология, которая абсолютизирует роль государства в развитии общества.
Кокай – многозначное слово в японском языке, в данной трактовке это двухпалатный парламент.
Реферат: Революция Мэйдзи
Основные изменения в
социально-политическом строе. В середине
XIX в. Япония находилась в состоянии
глубокого социально-
В первой половине XIX в. появилась капиталистическая мануфактура. Однако феодальная регламентация, большие налоги, узость внутреннего рынка (крестьянство — основная часть населения страны — почти не покупало промышленных товаров) тормозили ее дальнейшее развитие.
Ухудшилось и
Против существующего порядка выступили основные социальные слои японского общества: крестьянство, рабочие, ремесленники, торгово-промышленная буржуазия, самураи — военное сословие мелких дворян и многих князей, главным образом юго-западных княжеств, наиболее развитых в экономическом отношении. Участие в этом движении дворянства, особенно мелкого, обусловливалось его отрицательным отношением к внешнеполитическому курсу правительства и в еще большей степени ухудшением его социально-экономического положения. Самураи, являясь вассалами князей, обычно не имели своей земли, а получали от князей жалованье рисом; жалованье вассалов уменьшалось, их число сокращалось, и многие из них пополняли ряды других социальных групп.
Дворяне, включая князей-оппозиционеров, благодаря своей относительной сплоченности, наличию военной организации, экономическим возможностям играли руководящую роль в движении. Они признавали необходимость реформ, учитывающих иностранный опыт, но полагали, что проведение их следовало осуществлять сверху, с помощью государства.
В этот период главой государства
номинально считался император. Но реально
власть находилась в руках сёгуна
(полководца) — высшего должностного лица,
являвшегося главнокомандующим и начальником
всего аппарата государственного управления,
бесконтрольно осуществлявшего исполнительно-
В таких условиях были сформулированы конкретные задачи княжеско-самурайского движения: свергнуть сёгунат, восстановить власть императора и от его имени провести необходимые реформы.
В октябре 1876 г. руководители движения потребовали у сегуна Кэйки немедленной передачи верховной власти императору (15-летнему Муцухито) и объявили сбор военных сил, поддерживающих императора. Сёгун капитулировал. Власть перешла в руки князей и самураев — сторонников императора. Было официально объявлено о восстановлении императорской власти.
В японской официальной историографии этот период обычно называют реставрация Мэйдзи (Мэйдзи — время правления императора Муцухито). По своему подлинному содержанию это была антифеодальная революция, руководство которой принадлежало умеренно-радикальным кругам дворянства, связанным с императорским двором. Раздробленность и недостаточная организованность крестьянского движения, относительная слабость буржуазии во многом обусловили незавершенный характер этой революции. Тем не менее страна вступила на путь буржуазного развития. Об этом свидетельствовали начавшиеся экономические и политические реформы, хотя и не всегда последовательные, но объективно призванные модернизировать японское общество, приобщить его к более высокому техническому и государственно-правовому уровню.
Реформы конца 60—80-х годов XIX в. Руководство страны, осуществляя преобразования, которые охватили важнейшие сферы жизни, стремилось максимально использовать опыт европейцев и североамериканцев.
В области социально-
В 1872 г. было закреплено право частной собственности на землю, введен единый поземельный налог. Отныне все фактические владельцы земли становились ее собственниками. Соответственно разрешалась свободная купля-продажа земли. В итоге наиболее одиозные институты феодального землепользования были упразднены. Но радикального перераспределения земли не произошло. Она осталась у дворянства и состоятельных крестьян, но уже на правах частной собственности. Значительная часть крестьян по-прежнему была безземельной или малоземельной.
В городе были упразднены цеха и гильдии, а также связанная с ними регламентация ремесла и торговли. Закрылись все внутренние таможни, вводились единые для всей страны единицы измерения.
В 1872 г. принимается Закон о всеобщем начальном образовании.
В конечном счете были аннулированы неравноправные международные договоры.
Важные преобразования претерпело
государство. Армия реорганизовалась
по германскому образцу, а флот -
по английскому; была введена всеобщая
воинская повинность, причем самураи
сохранили привилегированное
Еще одна волна активизации общественных движений пришлась на 80 е годы XIX в. Одним из проявлении некоторого усиления влияния буржуазии и интеллигенции явилось образование политических партий. В 1881 г. была создана либеральная партия,а год спустя - партия конституционных реформ. Их принципиальные программные установки были схожи: введение парламентского строя при сохранении монархии, независимый внешнеполитический курс и некоторые другие положения. Различия просматривались в относительно второстепенных вопросах, связанных с уровнем налогообложения, степенью независимости самоуправления и пр. В результате этого партии имели почта одинаковую социальную базу (состоятельные слои населения города и деревни). Причем многие неоднократно меняли свои партийные симпатии в зависимости от конкретных программ, выдвинутых на очередных выборах). Партии изначально не играли решающей роли в политической жизни страны, но рассматривались правящими кругамикак важный элемент создаваемой конституционной монархии. В силу этого их учреждение проходило при активном покровительственном участии властей.
4. Выполнить задания
1. Сравнить госстрой Японии с госстроем любой страны капитализма 19в.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ФРАНЦИИ ПО КОНСТИТУЦИИ 1875 г.
ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ
СОВЕТ
МИНИСТРОВ
Министры
(75 сенаторов назначались пожизненно. 225 изби-
рались специальными избирательными коллегия-
ми выборщиков сроком на 9 лет.)
(600 депутатов избирались на 4 года населением.
Возрастной ценз избирателей – 21 год. Права го-
лоса не имели военные, женщины.)
Государственный строй Японии по Конституции 1889 г
Император (Глава государства) - обладал полнотой гос. Власти, его полномочия: издание законов при согласии парламента, созывал и распускал парламент, право амнистии и помилования
Парламент(кокай) - Палата пэров - формировалась по императорским решениям: Члены императорского дома, титулированная знать.
- Палата представителей - избиралась населением. Порядок формирования палаты и ее организацию также предусматривал только специальные законы.
Кабинет министров во главе с премьером - премьер был вправе остановить любое решение до императорского указа; все вопросы кабинет предлагал императору только через премьера.
Тайный Совет – был совещательным органом по полит. Вопросам: истолкование конституции и ее разночтение, изменение конституции, изменение законом.
Совет Старейшин (генро) - пожизненный советник императора. Генро играл важнейшую роль в политической жизни Японии, в частности, ему принадлежало исключительное право рекомендовать императору кандидатуру премьер-министра.
Министерство двора - состояло из одного особого столового управления четырех главных управлений, в том числе главного управления дворцовой кухни, управления дворцовыми складами и хозяйством, казенными рабами и пр., и тринадцати простых управлений
2. Составить таблицу административно-правовых реформ
Название реформы |
Содержание |
Значение |
Аграрная реформа |
Были отменены запреты на продажу куплю земли. Проведено межевание земель , в ходе которого владельцам стали выдаваться удостоверения о правах на землю. |
Большое количество помещиков приобрели реальное право частной собственности. Был установлен единый поземельный налог. Были отменены барщина и оброк, введен денежный налог в размере 3% от цены земли, выплачиваемый государству. |
Финансово-денежная реформа |
Была введена единая общегосударственная монета. Организован государственный банк. В 1876г. возник первый в стране частный банк купеческого дома Мицуи. |
Благодаря установленному законами государственному протекционизму и регулярным бюджетным дотациям финансово-промышленным домам эти дома стали превращаться в крупнейшие корпорации как экономического так и политического значения. |
3.Составить таблицу
Преступление |
Наказания |
|
-виновные приговаривались, как правило, к смертной казни. |
|
-обвиняемый приговаривался к смертной казни путем отсечения головы. |
|
-виновный приговаривался к дальней ссылке |
|
-виновный наказывался или каторжными работами, или ссылкой |
|
- виновный приговаривается к двум годам каторги. А за попытку ранить кого-либо обвиняемого наказывали 100 ударами палок. |
|
-наиболее распространенными наказаниями были: каторжные работы, ссылка, битье палками. |
|
-виновный приговаривался к дальней ссылке; -то виновному грозила смертная казнь путем повешения. |
|
-виновный приговаривался к смертной казни путем повешения. |