Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:05, курсовая работа
Актуальность темы. На данном этапе развития и политических преобразований, происходящих в Российской Федерации и соседних государствах, преемниках бывшего СССР, когда с политической сцены уже ушли главные действующие лица того периода, сам интерес к этому периоду в российской истории несколько утих, поэтому можно попытаться рассмотреть это время, когда в истории нашего государства, а именно создание СССР, органов его власти и управления, дабы найти ответы на те вопросы и проблемы, которые у нас возникают сейчас.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3
ОБРАЗОВАНИЕ СССР………………………………………………………….…6
ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ.………………..……………………….15
Высшие и центральные органы управления…………..……...……………………15
Республиканские органы управления……………………………………………..28
Местные органы управления……………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….…...41
Личный состав органов управления в союзном, республиканских центрах, на местах формировался из грамотных специалистов, за счёт рабочих и крестьян, ускоренного обучения их на различных курсах, рабфабриках, средних и высших учебных заведениях, что качественно изменило социальное происхождение и положение управленцев. Ускоренно в ходе радикальной реконструкции общества создавалась управленческая элита, советская бюрократия.
Если говорить в целом то, к концу 20-х годов наметилась рутинность, бюрократизм, взяточничество, пренебрежительное отношение к нуждам населения. Вопрос о совершенствовании Советов специально обсуждался на III Всесоюзном съезде Советов в мае 1925г. Была выработана система мер по улучшению деятельности Советов, включавшая совершенствование информации о деятельности органов управления, отчёты должностных лиц перед избирателями, критику снизу любого органа управления, чёткое разграничение полномочий между различными звеньями управленческих структур и др.
В национальных регионах
в ходе перевыборов Советов проводилас
Привлечение коренного населения к работе в органы местного управления способствовало пробуждению национального самосознания народов, оформлению их государственности, это расширяло социальную базу советской власти, делало ее широком смысле интернациональной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе поставленной цели, были рассмотрены и проанализированы органы власти и управления в СССР по конституции 1924 года.
Было определено, что образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. Образование многонационального союзного государства отвечало многим культурным и историческим традициям народов, проживавших на территории бывшей Российской империи. Создание СССР способствовало укреплению геополитического положения нового государства в рамках мирового сообщества.
Первая союзная Конституция, принятая в 1924 г., в отличие от Конституции РСФСР 1918 г., дала исчерпывающий перечень предметов ведения высших органов власти Союза ССР и определила, что суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно. По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. весьма своеобразна и непохожа на другие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностей граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Основное внимание Конституция СССР 1924 г. уделила факту окончательного юридического оформления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов Союза ССР и союзных республик, т.е. главный смысл Конституции СССР 1924 г. – конституционное закрепление образования СССР и разделение прав Союза ССР и союзных республик.
Функционировавшая в 20-е гг. советская система государственного управления переживала процесс становления, перманентной реконструкции, обусловленной послевоенным и послеинтервенционистским кризисом, нэповским реформированием, образованием СССР, принятием конституции СССР и конституции РСФСР. Она отразила экстремальность, напряженность исторически короткой межвоенной паузы, форсированность антикапиталистической реконструкции общества при фронтальном противодействии развитых индустриальных стран, отсутствии сколько-нибудь заметных внешних инвестиций, необходимости срочно ликвидировать экономическую и культурную отсталость России. Система государственной власти и управления новой России оказалась под прессом жесткого политического и социально-экономического давления западных стран.
Об эффективности строившейся системы государственного управления свидетельствует исторический скачок, совершенный страной за два десятилетия, вступление в индустриальную цивилизацию, превращение по объему и структуре производства в первую в Европе и вторую в мире промышленную державу, переход к качественно новому обществу, которое на уровне самооценки объявлено социалистически. Соответственно социалистической объявлена система власти и управления.
Курс на социализм, на демократизацию общества, власти, управления воплощен в масштабных достижениях цивилизационного характера, которые вошли в мировую историю XX в., определяли во многом характер развития мировой цивилизации. Государственное управление было приспособлено к потребностям гигантской модернизации, которая создала за 15 лет могучий потенциал, бастион цивилизации, достаточный для разгрома фашистской Германии, вознамерившейся уничтожить Россию (СССР) как препятствие на пути к мировому господству.
В советском государственном управлении 20-х начале 30-х гг. проявились характерные для него основные черты, в том числе республиканская сущность, федерализм в сочетании с унитаризмом; конституционность основ управления; представительство снизу доверху трудящихся — главный источник власти и управления; единство власти и управления, законодательной и исполнительной вертикалей, подотчетность и подконтрольность последней первой; сочетание государственных и общественных начал, постоянное развитие на основе творческих поисков, учете отечественного и мирового опыта, научной организации труда и управления; плановость с учета текущей ситуации, ресурсов, ближайших задач и долговременных перспектив; сочетание планово-административных и планово-экономических методов управления, его централизация и бюрократизация.
Другой особенностью советской системы управления стало то, что новая власть соединила в себе законодательные и исполнительные функции. Это касалось и партии, съезда Советов СССР, и ЦИК СССР, и СНК. Акты, обязательные для исполнения, издавались и ЦК партии ( и её местными органами), и ЦИК СССР, и СНК, и даже отдельными наркоматами.
Советскую систему управления в рассматриваемый период отличало беспредельное расширение полномочий центральных органов власти. Правительство, наркоматы, центральные ведомства и комиссии наделялись широкими правами и часто руководствовались не законами, а своей целесообразностью.
На систему управления наложило свой отпечаток и то, что она строилась на основе однопартийной системы. Постепенно все политические партии, кроме большевистской, были вытеснены из системы управления как в центре, так и на местах, а затем и ликвидированы.Таким образом, процесс сращивания партийных и государственных аппаратов в конце концов привёл к функциональной слитности, к смещению компетенции различных по своему значению органов. Партийные органы подменяли не только законодательные, исполнительные органы, но часто и судебные. Правовая безграмотность существовала не только на местном уровне, но и даже среди руководителей верхнего звена. Всё больше разрастался государственный аппарат управления, происходила бюрократизация общества, с которой само государство ещё в начале 20-х годов пыталась бороться, ставя перед собой задачу искоренить ее. Исторический соблазн совершить мечту человечества о равенстве всех и во всём привёл к тому, что люди боровшиеся в зв эту идею в трёх революциях, оказались отчуждёнными при её исполнении потому, что использовались жестокие методы насаждения идей строительства социалистического общества, изменения сознания людей. В итоге это всё привело к укреплению в стране административно-командной системы управления.
Созданная большевиками однопартийная командно-административная система государственного управления не была чем-то наносным, чуждым российскому духу и российским традициям. Она соответствовала внутренней предрасположенности народа именно к такому типу построения государства. Но всё же несмотря на всё это, создаваемая система государственного управления воплотила конституционность, народный характер, единство советской власти и управления, подотчетность трудящимся через подконтрольность органов исполнительной власти и при верховенстве органов законодательной власти. Всё это вело к укреплению СССР на мировой арене.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1 Составлена автором на основе Основного закона (Конституции) СССР. Принятым II съездом Советов СССР 31 января 1924
2 Основной закон (Конституция) СССР. Принят II съездом Советов СССР 31 января 1924 г.
3 Основной закон (Конституция) СССР. Принят II съездом Советов СССР 31 января 1924 г.
4 Основной закон (Конституция) СССР. Принят II съездом Советов СССР 31 января 1924 г.
5 Составлена автором на основе Основного закона (Конституции) РСФСР. Принятым на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918
6 Составлена автором на основе Основного закона (Конституции) СССР. Принятым II съездом Советов СССР 31 января 1924
7 Составлена автором на основе Основного закона (Конституции) СССР. Принятым II съездом Советов СССР 31 января 1924
8 Основной закон (Конституция) СССР. Принят II съездом Советов СССР 31 января 1924 г.
9 Составлена автором на основе Основного закона (Конституции) СССР. Принятым II съездом Советов СССР 31 января 1924
10 Составлена автором на основе Основного закона (Конституции) СССР. Принятым II съездом Советов СССР 31 января 1924
11 Составлена автором на основе Основного закона (Конституции) СССР. Принятым II съездом Советов СССР 31 января 1924
12 Основной закон (Конституция) СССР. Принят II съездом Советов СССР 31 января 1924 г.
13 Основной закон (Конституция) СССР. Принят II съездом Советов СССР 31 января 1924 г.
14 Основной закон (Конституция) СССР. Принят II съездом Советов СССР 31 января 1924 г.
15 Составлена автором на основе Основного закона (Конституции) СССР. Принятым II съездом Советов СССР 31 января 1924