Государственная система управления СССР по конституции 1924 года в схемах и таблицах

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. На данном этапе развития и политических преобразований, происходящих в Российской Федерации и соседних государствах, преемниках бывшего СССР, когда с политической сцены уже ушли главные действующие лица того периода, сам интерес к этому периоду в российской истории несколько утих, поэтому можно попытаться рассмотреть это время, когда в истории нашего государства, а именно создание СССР, органов его власти и управления, дабы найти ответы на те вопросы и проблемы, которые у нас возникают сейчас.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3
ОБРАЗОВАНИЕ СССР………………………………………………………….…6
ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ.………………..……………………….15
Высшие и центральные органы управления…………..……...……………………15
Республиканские органы управления……………………………………………..28
Местные органы управления……………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….…...41

Работа содержит 1 файл

курсовая игу.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

Личный состав органов  управления в союзном, республиканских центрах, на местах формировался из грамотных специалистов, за счёт рабочих и крестьян, ускоренного обучения их  на различных курсах, рабфабриках, средних и высших учебных заведениях, что качественно изменило социальное происхождение и положение управленцев. Ускоренно в ходе радикальной реконструкции общества создавалась управленческая элита, советская бюрократия.

Если говорить в целом  то, к концу 20-х годов наметилась рутинность, бюрократизм, взяточничество, пренебрежительное отношение к нуждам населения. Вопрос о совершенствовании Советов специально обсуждался на III Всесоюзном съезде Советов в мае 1925г. Была выработана система мер  по улучшению деятельности Советов, включавшая совершенствование информации о деятельности органов управления, отчёты должностных лиц перед избирателями, критику снизу любого органа управления, чёткое разграничение полномочий между различными звеньями управленческих структур и др.

В национальных регионах в ходе перевыборов Советов проводилась кампания по коренизации государственного аппарата. За этим термином скрывается политика привлечения в местные органы власти и управления представителей коренного населения, знакомых с национальными особенностями региона. Для их подготовки были созданы специальные краткосрочные курсы как на местах, так и в учебных заведениях. Не менее важной стороной коренизации местных органов управления было внедрение национальных языков в официальное делопроизводство, во все сферы государственной и общественной деятельности соответствующих национально-государственных образований.

Привлечение коренного  населения к работе в органы местного управления способствовало пробуждению  национального самосознания народов, оформлению их государственности, это  расширяло социальную базу советской власти, делало ее широком смысле интернациональной.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе поставленной цели, были рассмотрены и проанализированы органы власти и управления в СССР по конституции 1924 года.

Было определено, что  образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. Образование многонационального союзного государства отвечало многим культурным и историческим традициям народов, проживавших на территории бывшей Российской империи. Создание СССР способствовало укреплению геополитического положения нового государства в рамках мирового сообщества.

Первая союзная Конституция, принятая в 1924 г., в отличие от Конституции  РСФСР 1918 г., дала исчерпывающий перечень предметов ведения высших органов власти Союза ССР и определила, что суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно. По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. весьма своеобразна и непохожа на другие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностей граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Основное внимание Конституция СССР 1924 г. уделила факту окончательного юридического оформления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов Союза ССР и союзных республик, т.е. главный смысл Конституции СССР 1924 г. – конституционное закрепление образования СССР и разделение прав Союза ССР и союзных республик.

Функционировавшая в 20-е гг. советская система государственного управления переживала процесс становления, перманентной реконструкции, обусловленной послевоенным и послеинтервенционистским кризисом, нэповским реформированием, образованием СССР, принятием конституции СССР и конституции РСФСР. Она отразила экстремальность, напряженность исторически короткой межвоенной паузы, форсированность антикапиталистической реконструкции общества при фронтальном противодействии развитых индустриальных стран, отсутствии сколько-нибудь заметных внешних инвестиций, необходимости срочно ликвидировать экономическую и культурную отсталость России. Система государственной власти и управления новой России оказалась под прессом жесткого политического и социально-экономического давления западных стран.

Об эффективности строившейся  системы государственного управления свидетельствует исторический скачок, совершенный страной за два десятилетия, вступление в индустриальную цивилизацию, превращение по объему и структуре производства в первую в Европе и вторую в мире промышленную державу, переход к качественно новому обществу, которое на уровне самооценки объявлено социалистически. Соответственно социалистической объявлена система власти и управления.

Курс на социализм, на демократизацию общества, власти, управления воплощен в масштабных достижениях  цивилизационного характера, которые вошли в мировую историю XX в., определяли во многом характер развития мировой цивилизации. Государственное управление было приспособлено к потребностям гигантской модернизации, которая создала за 15 лет могучий потенциал, бастион цивилизации, достаточный для разгрома фашистской Германии, вознамерившейся уничтожить Россию (СССР) как препятствие на пути к мировому господству.

В советском государственном управлении 20-х начале 30-х гг. проявились характерные для него основные черты, в том числе республиканская сущность, федерализм в сочетании с унитаризмом; конституционность основ управления; представительство снизу доверху трудящихся — главный источник власти и управления; единство власти и управления, законодательной и исполнительной вертикалей, подотчетность и подконтрольность последней первой; сочетание государственных и общественных начал, постоянное развитие на основе творческих поисков, учете отечественного и мирового опыта, научной организации труда и управления; плановость с учета текущей ситуации, ресурсов, ближайших задач и долговременных перспектив; сочетание планово-административных и планово-экономических методов управления, его централизация и бюрократизация.

Другой особенностью советской системы управления стало  то, что новая власть соединила в себе законодательные и исполнительные функции. Это касалось и партии, съезда Советов СССР, и ЦИК СССР, и СНК. Акты, обязательные для исполнения, издавались и ЦК партии ( и её местными органами), и ЦИК СССР, и СНК, и даже отдельными наркоматами.

Советскую систему управления в рассматриваемый период отличало беспредельное расширение полномочий центральных органов власти. Правительство, наркоматы, центральные ведомства и комиссии наделялись широкими правами и часто руководствовались не законами, а своей целесообразностью.

На систему управления наложило свой отпечаток и то, что она строилась на основе однопартийной системы. Постепенно все политические партии, кроме большевистской, были вытеснены из системы управления как в центре, так и на местах, а затем и ликвидированы.Таким образом, процесс сращивания партийных и государственных аппаратов в конце концов привёл к функциональной слитности, к смещению компетенции различных по своему значению органов. Партийные органы подменяли не только законодательные, исполнительные органы, но часто и судебные. Правовая безграмотность существовала не только на местном уровне, но и даже среди руководителей верхнего звена. Всё больше разрастался государственный аппарат управления, происходила бюрократизация общества, с которой само государство ещё в начале 20-х годов пыталась бороться, ставя перед собой задачу искоренить ее. Исторический соблазн совершить мечту человечества о равенстве всех и во всём привёл к тому, что люди боровшиеся в зв эту идею в трёх революциях, оказались отчуждёнными при её исполнении потому, что использовались жестокие методы насаждения идей строительства социалистического общества, изменения сознания людей. В итоге это всё привело к укреплению в стране административно-командной системы управления.

Созданная большевиками однопартийная командно-административная система государственного управления не была чем-то наносным, чуждым российскому духу и российским традициям. Она соответствовала внутренней предрасположенности народа именно к такому типу построения государства. Но всё же несмотря на всё это, создаваемая система государственного управления воплотила конституционность, народный характер, единство советской власти и управления, подотчетность трудящимся через подконтрольность органов исполнительной власти и при верховенстве органов законодательной власти. Всё это вело к укреплению СССР на мировой арене.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция СССР (Основной закон) принят II съездом Советов СССР 31.01.1924 года // Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
  2. Конституция РСФСР (Основной закон) принят на V Всероссийском съездом Советов 10.07.1918 года // Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
  3. Конституция (Основной закон) РСФСР 1925 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dslov.narod.ru/txt/t4.htm.
  4. Договор «Об образовании СССР» от 30.12.1922 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://his95.narod.ru/doc18/dc17.htm
  5. «Московский комсомолец», 1990-1991 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mk.ru/
  6. «Аргументы и факты», 1990-1991 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aif.ru/
  7. Аксёнов, А. И. История Государственного управления в России (X – XXI вв.): учебник для вузов / А. И. Аксёнов. – М. : Изд. дом Дрофа, 2003. – 245 с.
  8. Амелина, В. В. История Государственного управления в России: учебник для вузов / В. В. Амелина – М : Изд. дом Просвещение, 2005. – 317 с.
  9. Болотина, Н. Ю. История Государственного управления в России: учебник для вузов / Н. Ю. Болотина – М : Изд. дом ГУУ, 2004. – 267 с.
  10. Далин, Д. А. После войн и революций. / Д. А. Далин, - Берлин, 1922. – 234 с.
  11. Загорский, С. О. К социализму или к капитализму? / С. О. Загорский – Прага, 1927. – 356 с.
  12. Киселёва, А.Ф. Новейшая история Отечества ХХ век: Учебник для вузов / А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М : Изд. дом ВЛАДОС, 2002. – Т. 1. – 543 с.

1 Составлена автором на основе Основного закона (Конституции) СССР. Принятым II съездом Советов СССР 31 января 1924

2 Основной закон (Конституция) СССР. Принят II съездом Советов СССР 31 января 1924 г.

3 Основной закон (Конституция) СССР. Принят II съездом Советов СССР 31 января 1924 г.

4 Основной закон (Конституция) СССР. Принят II съездом Советов СССР 31 января 1924 г.

5 Составлена автором на основе Основного закона (Конституции) РСФСР. Принятым на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918

6 Составлена автором на основе Основного закона (Конституции) СССР. Принятым II съездом Советов СССР 31 января 1924

7 Составлена автором на основе Основного закона (Конституции) СССР. Принятым II съездом Советов СССР 31 января 1924

8 Основной закон (Конституция) СССР. Принят II съездом Советов СССР 31 января 1924 г.

9 Составлена автором на основе Основного закона (Конституции) СССР. Принятым II съездом Советов СССР 31 января 1924

10 Составлена автором на основе Основного закона (Конституции) СССР. Принятым II съездом Советов СССР 31 января 1924

11 Составлена автором на основе Основного закона (Конституции) СССР. Принятым II съездом Советов СССР 31 января 1924

12 Основной закон (Конституция) СССР. Принят II съездом Советов СССР 31 января 1924 г.

13 Основной закон (Конституция) СССР. Принят II съездом Советов СССР 31 января 1924 г.

14 Основной закон (Конституция) СССР. Принят II съездом Советов СССР 31 января 1924 г.

15 Составлена автором на основе Основного закона (Конституции) СССР. Принятым II съездом Советов СССР 31 января 1924

 


Информация о работе Государственная система управления СССР по конституции 1924 года в схемах и таблицах