Государственная система управления СССР по конституции 1924 года в схемах и таблицах

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. На данном этапе развития и политических преобразований, происходящих в Российской Федерации и соседних государствах, преемниках бывшего СССР, когда с политической сцены уже ушли главные действующие лица того периода, сам интерес к этому периоду в российской истории несколько утих, поэтому можно попытаться рассмотреть это время, когда в истории нашего государства, а именно создание СССР, органов его власти и управления, дабы найти ответы на те вопросы и проблемы, которые у нас возникают сейчас.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3
ОБРАЗОВАНИЕ СССР………………………………………………………….…6
ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ.………………..……………………….15
Высшие и центральные органы управления…………..……...……………………15
Республиканские органы управления……………………………………………..28
Местные органы управления……………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….…...41

Работа содержит 1 файл

курсовая игу.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

По договору об образовании  союза социалистических республик Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР): Советская Социалистическая Республика Азербайджан, Советская Социалистическая Республика Грузия и Советская Социалистическая Республика Армения, объединяются в одно союзное государство — Союз Советских Социалистических Республик.

Декларация и договор  об образовании СССР были положены в основу разработки новой советской  Конституции. Основной закон нового государства готовила комиссия, в которую входили представители всех союзных республик. В соответствии с решением I съезда Советов и ЦИК СССР Президиум ЦИК СССР 10 января 1923 г. образовал шесть комиссий для подготовки важнейших частей будущей Конституции:

  • комиссию по созданию положений о СНК, СТО и наркоматах СССР;
  • бюджетную комиссию;
  • комиссию по разработке положения о Верховном Суде СССР и ОГПУ;
  • комиссию по утверждению государственного флага и герба СССР;
  • комиссию по выработке положения о ЦИК СССР и его членах;
  • комиссию по персональному составу наркоматов и коллегий.

В соответствии с решение I съезда Советов СССР Президиум  ЦИК СССР постановил в кратчайший срок разослать ЦИК союзных республик  тексты Декларации и Договора об образовании  СССР, просить дополнительно их рассмотреть и прислать свои замечания. Началась работа над проектом Конституции СССР непосредственно и в союзных республиках.

В период подготовки проекта  Конституции СССР шли оживленные споры, борьба мнений, ожесточенная борьба с предложениями, носящими характер великодержавного шовинизма и местного национализма. Вновь вносились предложения, которые были отвергнуты в процессе создания СССР. Активно участвовала в разработке проекта Конституции СССР правящая Коммунистическая партия. Вопросы проекта Конституции СССР были предметом обсуждения февральского (1923 г.) Пленума ЦК РКП(б), который избрал комиссию по подготовке Конституции. После XII съезда Коммунистической партии разработка проекта Конституции вступила в завершающую стадию. Вскоре ЦИК СССР сформировал расширенную Конституционную комиссию в составе 25 человек, включая представителей ЦИК всех союзных республик. Эту комиссию возглавил М.И. Калинин. В процессе работы над проектом Конституции Конституционной комиссией были учтены все замечания и поправки, присланные из республик.

К лету 1923г. проект Конституции  был готов и после прохождения  необходимых формальностей в  органах государственной власти каждой союзной республики вынесен  на II сессию ЦИК СССР. 6 июля 1923г. сессия ЦИК СССР утвердила новую Конституцию страны и ввела её в действие. Окончательно Конституция СССР утверждена постановление II съезда Советов Союза ССР 31 января 1924года.

Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларация об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

Декларация об образовании  СССР содержала изложение сугубо политических, а не юридических аспектов образования СССР. В ней, в частности, подчеркивалось, что в то время  как "в лагере капитализма —  национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны", "в лагере социализма — взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов".3 Все это объясняло, с точки зрения авторов Конституции, необходимость и неизбежность создания и расширения Союза ССР.

Договор состоял из 11 глав. В первой определялись предметы ведения верховных органов власти СССР.

Вторая определяла суверенные права союзных республик. Отмечалось, что суверенитет республик ограничен лишь в пределах, указанных в главе первой (а она фактически охватывала руководство всеми сторонами жизни и деятельности). К числу прав республик относилось право на выход из Союза и невозможность без согласия самой республики изменить ее границы. Для всех республик устанавливалось единое гражданство Союза ССР.

Третья глава раскрывала порядок формирования и властные функции съезда Советов СССР. Фактически они оставались теми же, что и  в Конституции 1918 г.

Глава четвертая определяла полномочия Центрального Исполнительного Комитета СССР. Он состоял из двух палат — Союзного Совета и Совета Национальностей.

Пятая глава определяла полномочия Президиума ЦИК, объявленного "высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти" СССР.

Глава шестая определяла состав и полномочия Совета Народных Комиссаров (правительства) СССР, являвшегося "исполнительным и распорядительным органом" ЦИК.

Седьмая глава рассматривала  полномочия и порядок формирования Верховного Суда СССР.

Глава восьмая рассматривала состав и полномочия общесоюзных и объединенных народных комиссариатов.

Девятая глава была посвящена  работе Объединенного государственного политического управления (ОГПУ), созданного "в целях объединения революционных, усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом" при СНК.

Глава десятая раскрывала структуру органов власти союзных  республик, не подчеркивая ограниченности их фактических прав.

Одиннадцатая глава  утверждала герб, флаг и столицу СССР.

Если говорить о чертах преемственности Конституции СССР положениям Конституции 1918г., то можно  сказать, что новая Конституция  в значительной мере сохранила некоторые черты, свойственные Конституции 1918г. Основное её сходство, это то, что она была идеологизированной, носила открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. Конституция напрямую утверждала установление диктатуры пролетариата. Но оставаясь открыто классовой она существенно смягчила при этом формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества. Конституция 1924 г. стала юридически более строгой и сняла общие политические положения, присущие Конституции 1918г. В отличие от Конституции 1918г. Конституция СССР 1924 г. не включала в свой текст «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», однако записала, что исходит из основных ее положений и воспроизводила многие из них.

В соответствии с новыми конституционными основами проведена  кодификационная работа, создано и уточнено республиканское законодательство, опираясь на которое управленческие структуры развернули работу в рамках огромного союзного государства.

Исходя из положений  Основного закона СССР, разрабатывались  и вводились в действие Конституции  союзных республик. Это происходило на республиканских съездах Советов без утверждения федеральным (союзным) органом власти. Российская Федерация новую Конституцию разработала и приняла на Всероссийском съезде Советов 11 мая 1925года.

Советская Россия была федеративным государством, в состав которого входили автономные республики и области. Вновь образованное государство Союз ССР, по существу, также был федеративным объединением формально независимых государств, чей суверенитет ограничивался лишь рамками общей Конституции. Система государственного управления базировалась на конституционных принципах. Это в первую очередь касалось распределения сфер деятельности и полномочий между центральными и республиканскими властями. Органы власти и управления – как союзные, так и республиканские – строились с учётом опыта, накопленного в период совместного решения политических, военных и экономических задач.

Относительно быстро был построен новый союзный этаж системы государственной власти и управления, постоянно совершенствовались его взаимоотношения с республиканскими структурами, которые подстраивались под союзные, учреждаемые в основном по образу республиканских и за счёт их кадрового состава. Проведена «коренизация» местного управления, аппарат которого формировался из лиц коренных национальностей. На их языках осуществлялось и местное делопроизводство.

Создаваемая система  государственного управления воплотила  конституционность, народный характер, единство Советской власти и управления, подотчетность трудящимся через подконтрольность органов исполнительной власти при верховенстве органов законодательной власти.

 

  1. ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

    1. Высшие и центральные органы управления

 

Конституция СССР 1924 г. и  разработанные на её основе республиканские  конституции закрепили систему  высших, центральных и местных государственных органов.

По Конституции ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежали:4

  1. представительство Союза в международных сношениях, ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с другими государствами;
  2. изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками;
  3. заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;
  4. объявление войны и заключение мира;
  5. заключение внешних и внутренних займов СССР и разрешение внешних и внутренних займов союзных республик;
  6. ратификация международных договоров;
  7. руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли;
  8. установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от имени союзных республик;
  9. руководство транспортным и почтово-телеграфным делом;
  10. организация и руководство Вооруженными Силами СССР;
  11. утверждение единого Государственного бюджета СССР, в состав которого входят бюджеты союзных республик; установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчислений от них и надбавок к ним, поступающих на образование бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик;
  12. установление единой денежной и кредитной системы;
  13. установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории СССР;
  14. общесоюзное законодательство о межреспубликанских переселениях и установление переселенческого фонда;
  15. установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и уголовного законодательства Союза;
  16. установление основных законов о труде;
  17. установление общих начал в области народного просвещения;
  18. установление общих мер в области охраны народного здравия;
  19. установление системы мер и весов;
  20. организация общесоюзной статистики;
  21. основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;
  22. право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза;
  23. отмена нарушающих настоящую Конституцию постановлений съездов Советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик;
  24. разрешение спорных вопросов, возникающих между союзными республиками.

В основу системы управления союзного государства была положена система управления РСФСР 1918 года, поэтому для подробного рассмотрения органов управления, необходимо рассмотреть и проанализировать обе эти системы.

 


 

 

 

 

Рисунок. 2.1.1- Схема системы  государственного управления по Конституции  РСФСР 1918 года5

 


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1.2 – Схема  системы государственного управления по Конституции 1924 года6

 

 

Верховным органом власти СССР является съезд Советов, а в период между съездами Советов — Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик, состоящий из Союзного Совета и Совета Национальностей. (Рисунок 2.1.2)

Съезд Советов СССР составляется из представителей городских Советов и Советов городских поселений по расчету 1 депутат на 25000 избирателей и представителей губернских съездов Советов — по расчету 1 депутат на 125000 жителей.

Выборы в совет оставались многоступенчатыми, как и в 1918г. Делегаты на съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избираются на губернских съездах Советов. В тех республиках, где нет губернских объединений, делегаты избираются непосредственно на съезде Советов данной республики.

Как и в 1918 году избирался на основе ограниченного избирательного права в силу задач, стоящих перед ним. Съезды Советов СССР являлись верховными органами всех трудящихся независимо о национальности, пола, грамотности, оседлости и религиозных верований. Были отменены свойственные многим избирательным системам цензы (имущественный, оседлости и т.п.), но оно было всеобщим только для трудящихся. Лишались избирательных прав семь категорий населения: лица, прибегавшие к наемному труду или жившие на нетрудовые доходы (проценты с капитала, с предприятий); частные торговцы; монахи и служители культа; бывшие служащие полиции, жандармерии, охранных отделений; члены бывшего царствовавшего дома; душевнобольные и состоящие под опекой; лишенные избирательных прав по суду. Все эти ограничения мыслились как временные. Не было пассивного и активного избирательного права: все, кто мог избирать, могли быть избраны.

Очередные съезды Советов СССР созываются ЦИК СССР один раз в год; чрезвычайные съезды созываются ЦИК СССР по его собственному решению, по требованию Союзного Совета, Совета Национальностей, или же по требованию двух союзных республик.

При чрезвычайных обстоятельствах, препятствующих созыву в срок съезда СССР, ЦИК СССР предоставляется право отсрочки созыва съезда.

Информация о работе Государственная система управления СССР по конституции 1924 года в схемах и таблицах