Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:05, курсовая работа
Актуальность темы. На данном этапе развития и политических преобразований, происходящих в Российской Федерации и соседних государствах, преемниках бывшего СССР, когда с политической сцены уже ушли главные действующие лица того периода, сам интерес к этому периоду в российской истории несколько утих, поэтому можно попытаться рассмотреть это время, когда в истории нашего государства, а именно создание СССР, органов его власти и управления, дабы найти ответы на те вопросы и проблемы, которые у нас возникают сейчас.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3
ОБРАЗОВАНИЕ СССР………………………………………………………….…6
ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ.………………..……………………….15
Высшие и центральные органы управления…………..……...……………………15
Республиканские органы управления……………………………………………..28
Местные органы управления……………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….…...41
По договору об образовании союза социалистических республик Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР): Советская Социалистическая Республика Азербайджан, Советская Социалистическая Республика Грузия и Советская Социалистическая Республика Армения, объединяются в одно союзное государство — Союз Советских Социалистических Республик.
Декларация и договор об образовании СССР были положены в основу разработки новой советской Конституции. Основной закон нового государства готовила комиссия, в которую входили представители всех союзных республик. В соответствии с решением I съезда Советов и ЦИК СССР Президиум ЦИК СССР 10 января 1923 г. образовал шесть комиссий для подготовки важнейших частей будущей Конституции:
В соответствии с решение
I съезда Советов СССР Президиум
ЦИК СССР постановил в кратчайший
срок разослать ЦИК союзных
В период подготовки проекта Конституции СССР шли оживленные споры, борьба мнений, ожесточенная борьба с предложениями, носящими характер великодержавного шовинизма и местного национализма. Вновь вносились предложения, которые были отвергнуты в процессе создания СССР. Активно участвовала в разработке проекта Конституции СССР правящая Коммунистическая партия. Вопросы проекта Конституции СССР были предметом обсуждения февральского (1923 г.) Пленума ЦК РКП(б), который избрал комиссию по подготовке Конституции. После XII съезда Коммунистической партии разработка проекта Конституции вступила в завершающую стадию. Вскоре ЦИК СССР сформировал расширенную Конституционную комиссию в составе 25 человек, включая представителей ЦИК всех союзных республик. Эту комиссию возглавил М.И. Калинин. В процессе работы над проектом Конституции Конституционной комиссией были учтены все замечания и поправки, присланные из республик.
К лету 1923г. проект Конституции был готов и после прохождения необходимых формальностей в органах государственной власти каждой союзной республики вынесен на II сессию ЦИК СССР. 6 июля 1923г. сессия ЦИК СССР утвердила новую Конституцию страны и ввела её в действие. Окончательно Конституция СССР утверждена постановление II съезда Советов Союза ССР 31 января 1924года.
Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларация об образовании СССР и Договора об образовании СССР.
Декларация об образовании СССР содержала изложение сугубо политических, а не юридических аспектов образования СССР. В ней, в частности, подчеркивалось, что в то время как "в лагере капитализма — национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны", "в лагере социализма — взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов".3 Все это объясняло, с точки зрения авторов Конституции, необходимость и неизбежность создания и расширения Союза ССР.
Договор состоял из 11
глав. В первой определялись предметы
ведения верховных органов
Вторая определяла суверенные права союзных республик. Отмечалось, что суверенитет республик ограничен лишь в пределах, указанных в главе первой (а она фактически охватывала руководство всеми сторонами жизни и деятельности). К числу прав республик относилось право на выход из Союза и невозможность без согласия самой республики изменить ее границы. Для всех республик устанавливалось единое гражданство Союза ССР.
Третья глава раскрывала порядок формирования и властные функции съезда Советов СССР. Фактически они оставались теми же, что и в Конституции 1918 г.
Глава четвертая определяла полномочия Центрального Исполнительного Комитета СССР. Он состоял из двух палат — Союзного Совета и Совета Национальностей.
Пятая глава определяла полномочия Президиума ЦИК, объявленного "высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти" СССР.
Глава шестая определяла состав и полномочия Совета Народных Комиссаров (правительства) СССР, являвшегося "исполнительным и распорядительным органом" ЦИК.
Седьмая глава рассматривала полномочия и порядок формирования Верховного Суда СССР.
Глава восьмая рассматривала состав и полномочия общесоюзных и объединенных народных комиссариатов.
Девятая глава была посвящена
работе Объединенного государственного
политического управления (ОГПУ), созданного
"в целях объединения
Глава десятая раскрывала структуру органов власти союзных республик, не подчеркивая ограниченности их фактических прав.
Одиннадцатая глава утверждала герб, флаг и столицу СССР.
Если говорить о чертах
преемственности Конституции
В соответствии с новыми конституционными основами проведена кодификационная работа, создано и уточнено республиканское законодательство, опираясь на которое управленческие структуры развернули работу в рамках огромного союзного государства.
Исходя из положений Основного закона СССР, разрабатывались и вводились в действие Конституции союзных республик. Это происходило на республиканских съездах Советов без утверждения федеральным (союзным) органом власти. Российская Федерация новую Конституцию разработала и приняла на Всероссийском съезде Советов 11 мая 1925года.
Советская Россия была федеративным государством, в состав которого входили автономные республики и области. Вновь образованное государство Союз ССР, по существу, также был федеративным объединением формально независимых государств, чей суверенитет ограничивался лишь рамками общей Конституции. Система государственного управления базировалась на конституционных принципах. Это в первую очередь касалось распределения сфер деятельности и полномочий между центральными и республиканскими властями. Органы власти и управления – как союзные, так и республиканские – строились с учётом опыта, накопленного в период совместного решения политических, военных и экономических задач.
Относительно быстро был построен новый союзный этаж системы государственной власти и управления, постоянно совершенствовались его взаимоотношения с республиканскими структурами, которые подстраивались под союзные, учреждаемые в основном по образу республиканских и за счёт их кадрового состава. Проведена «коренизация» местного управления, аппарат которого формировался из лиц коренных национальностей. На их языках осуществлялось и местное делопроизводство.
Создаваемая система государственного управления воплотила конституционность, народный характер, единство Советской власти и управления, подотчетность трудящимся через подконтрольность органов исполнительной власти при верховенстве органов законодательной власти.
Конституция СССР 1924 г. и разработанные на её основе республиканские конституции закрепили систему высших, центральных и местных государственных органов.
По Конституции ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежали:4
В основу системы управления союзного государства была положена система управления РСФСР 1918 года, поэтому для подробного рассмотрения органов управления, необходимо рассмотреть и проанализировать обе эти системы.
Рисунок. 2.1.1- Схема системы государственного управления по Конституции РСФСР 1918 года5
Рисунок 2.1.2 – Схема системы государственного управления по Конституции 1924 года6
Верховным органом власти СССР является съезд Советов, а в период между съездами Советов — Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик, состоящий из Союзного Совета и Совета Национальностей. (Рисунок 2.1.2)
Съезд Советов СССР составляется из представителей городских Советов и Советов городских поселений по расчету 1 депутат на 25000 избирателей и представителей губернских съездов Советов — по расчету 1 депутат на 125000 жителей.
Выборы в совет оставались многоступенчатыми, как и в 1918г. Делегаты на съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избираются на губернских съездах Советов. В тех республиках, где нет губернских объединений, делегаты избираются непосредственно на съезде Советов данной республики.
Как и в 1918 году избирался на основе ограниченного избирательного права в силу задач, стоящих перед ним. Съезды Советов СССР являлись верховными органами всех трудящихся независимо о национальности, пола, грамотности, оседлости и религиозных верований. Были отменены свойственные многим избирательным системам цензы (имущественный, оседлости и т.п.), но оно было всеобщим только для трудящихся. Лишались избирательных прав семь категорий населения: лица, прибегавшие к наемному труду или жившие на нетрудовые доходы (проценты с капитала, с предприятий); частные торговцы; монахи и служители культа; бывшие служащие полиции, жандармерии, охранных отделений; члены бывшего царствовавшего дома; душевнобольные и состоящие под опекой; лишенные избирательных прав по суду. Все эти ограничения мыслились как временные. Не было пассивного и активного избирательного права: все, кто мог избирать, могли быть избраны.
Очередные съезды Советов СССР созываются ЦИК СССР один раз в год; чрезвычайные съезды созываются ЦИК СССР по его собственному решению, по требованию Союзного Совета, Совета Национальностей, или же по требованию двух союзных республик.
При чрезвычайных обстоятельствах, препятствующих созыву в срок съезда СССР, ЦИК СССР предоставляется право отсрочки созыва съезда.