Государственная система управления СССР по конституции 1924 года в схемах и таблицах

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. На данном этапе развития и политических преобразований, происходящих в Российской Федерации и соседних государствах, преемниках бывшего СССР, когда с политической сцены уже ушли главные действующие лица того периода, сам интерес к этому периоду в российской истории несколько утих, поэтому можно попытаться рассмотреть это время, когда в истории нашего государства, а именно создание СССР, органов его власти и управления, дабы найти ответы на те вопросы и проблемы, которые у нас возникают сейчас.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3
ОБРАЗОВАНИЕ СССР………………………………………………………….…6
ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ.………………..……………………….15
Высшие и центральные органы управления…………..……...……………………15
Республиканские органы управления……………………………………………..28
Местные органы управления……………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….…...41

Работа содержит 1 файл

курсовая игу.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

В Конституции СССР 1924 г. компетенция съездов не оговаривалась. съезд Советов СССР имел неограниченную компетенцию, как и по Конституции 1918г.. Верховный орган власти Союза ССР мог принять к рассмотрению любой вопрос, относившийся к ведению общефедерального управления; к исключительному ведению съездов относились изменение Конституции СССР и выборы ЦИК СССР. Съезды Советов также обсуждали работу правительства СССР, отчеты руководителей ведущих хозяйственных наркоматов. Мог решать практически все вопросы всех трёх ветвей власти. В связи с тем, что новая система государственного управления решала две группы задач:

  1. конструктивные (т.е. созидательные, создание новой политической, экономической и социальной систем в государстве);
  2. деструктивные (т.е разрушение, ликвидация старой политической системы, производственных отношений и т.д.).

Съезды Советов СССР осуществляли функции верховного органа власти, однако круг вопросов, обсуждаемых  на съездах, в условиях зарождения и  развития административно-командной  системы управления неуклонно сужался. Важнейшие решения по кардинальным вопросам экономики, политики, культуры (коллективизация, индустриализация и т.п.) принимались зачастую не на съездах Советов СССР или сессиях ЦИК СССР, а партийными органами. Поэтому обсуждавшиеся на всесоюзных съездах доклады правительства или наркомов были информационными, отчетными, а не постановочными. С 1929 г. нарушались и сроки созыва съездов Советов СССР, сами съезды все больше принимали парадный, торжественный, а не деловой характер.

Так как съезды Советов собирались периодически, необходим был постоянно действующий высший орган власти. Такими органами являлись Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) и его Президиум. Идея создания союзного ЦИК принадлежала В.И. Ленину. Он подчеркивал необходимость установления такого порядка, при котором в этом высшем общесоюзном органе власти будут председательствовать по очереди руководители ЦИК союзных республик.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1.3 – Схема  высших органов власти7

Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР состоит из Союзного Совета и Совета Национальностей. (Рисунок 2.1.3)

Съезд СССР избирает Союзный Совет из представителей союзных республик, пропорционально населению каждой, всего в составе 414 членов.

Совет Национальностей образуется из представителей союзных и автономных советских социалистических республик — по 5 представителей от каждой и из представителей автономных областей РСФСР — по одному представителю от каждой. Состав Совета Национальностей в целом утверждается съездом Советов Союза Советских Социалистических Республик. Автономные Республики - Аджария и Абхазия - и автономные области — Юго-Осетия, Нагорный Карабах и Нахичеванская — посылают в Совет Национальностей по одному представителю.

Обе палаты были равноправны. Голосование, как правило, проводилось раздельно. Прения по докладам также велись раздельно. Предложения обсуждать доклады на общем собрании обеих палат первое время не всегда встречали поддержку, но с конца 20-х годов с согласия обеих палат все чаще стали практиковаться совместные заседания.

Союзный Совет и Совет Национальностей  рассматривают все декреты, кодексы  и постановления, поступающие к  ним от Президиума ЦИК и СНК СССР, отдельных народных комиссариатов Союза, ЦИК союзных республик, а также возникающие по инициативе Союзного Совета и Совета Национальностей.

ЦИК СССР издает кодексы, декреты, постановления и распоряжения, объединяет работу по законодательству и управлению СССР и определяет круг деятельности Президиума ЦИК и СНК СССР.

Все декреты и постановления, определяющие общие нормы политической и экономической жизни Союза Советских Социалистических Республик, а также вносящие коренные изменения в существующую практику государственных органов СССР, обязательно должны восходить на рассмотрение и утверждение ЦИК СССР.

ЦИК СССР обладал широкими полномочиями в экономической области (выработка единого народнохозяйственного плана и государственного бюджета СССР, установление общесоюзных налогов и доходов, единой денежной системы), в области национально-государственного строительства, в решении спорных вопросов между союзными республиками. Он обладал правом отмены постановлений съездов Советов и ЦИК союзных республик, нарушающих Конституцию СССР, устанавливал принципы землеустройства и землепользования, судоустройства и судопроизводства. В области внешнеполитической деятельности ЦИК СССР был уполномочен заключать внешние займы, ратифицировать договоры (с 1925 г.). Обязательному рассмотрению в ЦИК СССР подлежали все декреты, устанавливавшие общие нормы политической и экономической жизни. Все вопросы решались открытым голосованием и простым большинством голосов, допускалось и поименное голосование по требованию членов ЦИК.

Все декреты, постановления и распоряжения, издаваемые ЦИК, обязательны к непосредственному исполнению на всей территории СССР.

Члены ЦИК СССР были наделены законодательной  инициативой, имели право запроса, могли присутствовать на заседаниях любого органа власти и управления на территории СССР. Исключить члена  ЦИК из его состава мог только съезд Советов и лишь в особых случаях — сам ЦИК, обязаны уведомить об этом съезд.

Очередные сессии ЦИК СССР созываются Президиумом ЦИК три раза в год. Чрезвычайные сессии созываются по постановлению Президиума ЦИК СССР, по требованию Президиума Союзного Совета или Президиума Совета Национальностей, а также по требованию ЦИК одной из союзных республик.

Законопроекты, восходящие на рассмотрение ЦИК СССР, получают силу закона лишь при условии принятия их как Союзным Советом, так и Советом Национальностей, и публикуются от имени ЦИК СССР.

В случаях разногласий между Союзным Советом и Советом Национальностей, вопрос передается в создаваемую ими согласительную комиссию.

При не достижении соглашения в согласительной комиссии, вопрос переносится на рассмотрение совместного заседания Союзного Совета и Совета Национальностей, причем, в случае отсутствия большинства голосов Союзного Совета или Совета Национальностей, вопрос может быть передан, по требованию одного из этих органов, на разрешение очередного или чрезвычайного съезда СССР.

Союзный Совет и Совет Национальностей для подготовки их сессий и руководства работой последних выбирают свои Президиумы, в составе по 7-ми членов каждый.

В период между сессиями ЦИК СССР высшим органом власти является Президиум ЦИК СССР, образуемый ЦИК в количестве 21 члена, в число которых входят в полном составе Президиумы Союзного Совета и Совета Национальностей. Для образования Президиума ЦИК и СНК СССР устраивается совместное заседание Союзного Совета и Совета Национальностей. Голосование на совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей производится отдельно Союзным Советом и Советом Национальностей.

ЦИК избирает по числу союзных республик четырех председателей ЦИК СССР из состава членов Президиума ЦИК СССР.

Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик ответственен перед съездом Советов Союза Советских Социалистических Республик.

Централизация управления, стягивание все большего количества функций по управлению всеми сторонами  государственной жизни в общефедеральные органы власти и сращивание партийного и государственного аппаратов привели к тому, что ЦИК СССР и его Президиум постепенно обрастали огромным количеством учреждений. В непосредственном подчинении ЦИК СССР и его Президиуму находились: Всесоюзный комитет нового алфавита; Комитет по заведованию учеными и учебными учреждениями; Комитет по земельному устройству трудящихся цыган; Комитет по земельному устройству трудящихся евреев, Комиссия по улучшению труда и быта женщин, Всесоюзный Совет по коммунальному хозяйству, Комиссия по делам религиозных культов, Институты (красной профессуры, востоковедения, литературы им. Горького, живых восточных языков и др.), музеи и т.п.

Всего в непосредственном ведении ЦИК СССР находилось более 100 учреждений, на его бюджете числилось несколько газет и журналов, 34 коммунистические сельскохозяйственные школы, несколько десятков научных и учебных заведений. Высший орган власти из законодательного органа постепенно превратился в некий «всеобщий наркомат», управляющий огромным хозяйством.

Президиум ЦИК СССР, в период между сессиями ЦИК СССР, является высшим законодательным исполнительным и распорядительным органом власти Союза Советских Социалистических Республик.8

Президиум ЦИК СССР наблюдает за проведением в жизнь Конституции СССР и исполнением всех постановлений съезда Советов и ЦИК СССР, всеми органами власти.

Президиум ЦИК СССР имеет право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, а также ЦИК и СНК союзных республик.

Президиум ЦИК СССР имеет право приостанавливать постановления съездов советов союзных республик, с последующим внесением этих постановлений на рассмотрение и утверждение ЦИК СССР.

Президиум ЦИК СССР издает декреты, постановления и распоряжения, рассматривает и утверждает проекты декретов и постановлений, вносимых СНК, отдельными ведомствами СССР, ЦИК союзных республик, их президиумами и другими органами власти.

Декреты и постановления ЦИК, его Президиума и СНК СССР печатаются на языках, общеупотребительных в союзных республиках (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский, тюрко-татарский).

Президиум ЦИК Союза Советских Социалистических Республик разрешает вопросы о взаимоотношениях между СНК СССР и народными комиссариатами СССР, с одной стороны, и центральными исполнительными комитетами союзных республик и их президиумами — с другой.

Президиум ЦИК СССР ответственен перед ЦИК СССР.

В целях утверждения  революционной законности на территории СССР при ЦИК СССР учреждается Верховный Суд ( Рисунок 2.1.4), к компетенции которого относятся:

  1. дача верховным судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;
  2. рассмотрение и опротестование перед ЦИК СССР по представлению прокурора Верховного Суда Союза СССР постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик, по соображениям противоречия таковых общесоюзному законодательству, или поскольку ими затрагиваются интересы других республик;
  3. дача заключений по требованию ЦИК СССР о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции;
  4. разрешение судебных споров между союзными республиками;
  5. рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.


 

 

 

Рисунок 2.1.4 – Схема  состава Верховного Суда9

Верховный Суд Союза СССР в составе его пленарного заседания образуется из 11-ти членов, в том числе председателя и его заместителя, 4-х председателей пленарных заседаний верховных судов союзных республик и одного представителя Объединенного Государственного Политического Управления (ОГПУ) СССР, причем председатель и его заместитель и остальные пять членов назначаются Президиумом ЦИК СССР.

Прокурор Верховного Суда Союза СССР и его заместитель назначаются Президиумом ЦИК СССР. На обязанности прокурора Верховного Суда СССР лежит дача заключений по всем вопросам, подлежащим разрешению Верховного Суда СССР, поддержание обвинения в заседании его и, в случае несогласия с решениями пленарного заседания Верховного Суда СССР, опротестование их в Президиум ЦИК СССР.

Право направления на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда СССР может иметь место исключительно по инициативе ЦИК СССР, его Президиума, прокурора Верховного Суда СССР, прокуроров союзных республик и ОГПУ СССР.

Пленарные заседания  Верховного Суда Союза образуют специальные судебные присутствия (составы) для рассмотрения:

  • уголовных и гражданских дел исключительной важности, затрагивающих по своему содержанию две или несколько союзных республик, и
  • дел персональной подсудности членов ЦИК и СНК СССР. Принятие Верховным Судом СССР к своему производству этих дел может иметь место исключительно по особым на каждый раз постановлениям ЦИК Союза или его Президиума.


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1.5 – Схема  центральных органов власти и управления.10

Центральным органом  власти является Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик. Он является исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и образуется ЦИК СССР в составе: Председателя СНК СССР; заместителей Председателя; народного комиссара возглавлявшим наркоматы. (Рисунок 2.1.5)

По Конституции СССР 1924 г. наркоматы подразделялись на союзные и объединённые. Так же при СНК существовали постоянные комиссии наркоматов. К союзным наркоматам, относились, наркоматы, которые образовывались только в Союзе. Таких наркоматов тот период было пять: по иностранным дела, по военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, пост и телеграфов. В союзных и автономных республиках таких наркоматов не было.

Объединённые наркоматы образовывались как в Союзе ССР, так и в каждой союзной республики. Таких комиссий было тоже пять: ВСНХ, продовольствия, труда, финансов и рабоче-крестьянской инспекции. Они создавались для руководства наиболее важными отраслями народного хозяйства, требовавшими координации деятельности в масштабах всей страны и учёта своеобразия каждой республики.

Информация о работе Государственная система управления СССР по конституции 1924 года в схемах и таблицах